Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья




Скачать 0.54 Mb.
Название Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
страница 1/4
Дата публикации 04.10.2014
Размер 0.54 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Лешкович Т.Р., учитель –логопед,

МКС (К) ОУ школа-интернат VIII вида №86, г. Н.Новгород

В современной дефектологии наиболее полно разработаны вопросы организации психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в области познавательной деятельности, а также коррекции различных узких речевых дефектов (заикание, дизартрия и т.п.), но остаются мало изученными аспекты, связанные с раскрытием творческого потенциала умственно отсталых детей. Большинство методик и технологий ставят своей целью адаптировать так или иначе умственно отсталого человека к «нормальному» обществу.

И как бы удачно не проходила коррекционная работа, ребенок так и остается «нездоровым» и продолжает оцениваться именно с этой позиции.

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Доказано, что слушание музыкальных произведений даже в дородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека. (считается, что у женщины родится красивый ребенок, если она вынашивая его, окружает себя красивыми вещами и слушает красивую музыку).

Музыкальное развитие является важной составляющей фундаментального воспитательного процесса. Развивать музыкальные способности, воспитывать эмоциональную «отзывчивость» позволяют современные музыкальные технологии, одной из которых является музыкотерапия.

Эта область представляет наибольший интерес. Сам термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».

Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.

Еще в античном мире было замечено, что музыка обладает лечебным эффектом. О влиянии определенных ритмов и мелодий на души молодых людей говорил Пифагор. По свидетельству его учеников им были установлены мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, раздражения других недугов.

Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в определенном направлении. Так, Аристотель утверждал, что уравновешенное воздействие на психику оказывает дорийский лад – мужественный и серьезный. Фригийский – как неуравновешенный и возбуждающий, медийский – жалобный и размягчающий. В целях воспитания «добропорядочных граждан» он рекомендовал использовать музыку в дорийском ладу.

В дореволюционной России известные ученые подтверждали благоприятные влияния музыки на человека. Психолог, физиолог и врач В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности дыхательной и нервной систем человека, устранить усталость или придать физическую бодрость, умерить слишком возбужденный темперамент, растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Из этого вытекает возможность применения дыхательных, артикуляционных упражнений, помогающих устранить или смягчить присущие ребенку непоседливость, утомляемость, замкнутость.

Таким образом, в музыке особенно ярко проявляются особенности восприятия благодаря высокой степени абстрактности музыкальных художественных образов. «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки», - говорил Л.С. Выготский.

У учащихся вспомогательной школы имеют место своеобразие и недостаточность общего речевого развития, которые проявляются в самых различных сторонах речевой деятельности. Их активная устная речь и на первых этапах, и в дальнейшем развивается аномально. У умственно отсталых детей не развито просодическая сторона речи. Усвоение звуковой стороны и лексико-грамматического строя родного языка, а также развитие самостоятельной описательно-повествовательной речи протекают у умственно отсталых детей своеобразно. В понимании обращенной речи у них имеются серьезные трудности.

Умственно отсталому ребенку свойственны фонетико-фонематические нарушения, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировке близких по звучанию фонем и затрудненности звукового анализа слов. Это приводит к дефектам произношения. Действительно, недостаточно четко различая сходные звуки, ребенок не может научится правильно их произносить, так как не имеет возможности самостоятельно контролировать и совершенствовать свое произношение. Дефектность звукового анализа и синтеза слов со своей стороны создает препятствия для овладевания их составом, приводит к пропускам и перестройкам звуков и слогов в словах, а также к невыговариванию окончаний.

Пение, которое базируется на координации звука и голоса, является эффективным методом оптимизации логопедической работы.

В процессе письма дети с недоразвитием фонематического восприятия часто пропускают гласные. Это связанно с тем, что при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание легко воспринимаются согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные же воспринимаются, как оттенки согласных звуков.

У детей с дизартрическим компонентом нередко страдает само произношение гласных звуков. Они произносят их не четко, как бы затушевывая их звучание. Пропевание гласных или открытых слогов, а также локализация слов способствует усвоению артикуляции, устранению носового резонанса при «смазанности», усвоению и закреплению знаний о взаимосвязи количества гласных и слогов в слове.

Важную роль в коррекции нарушений речевой функции у детей с умственной отсталостью имеют речевые игры с заданием. Они способствуют развитию темпа речи, фонематического восприятия, вырабатывают хорошую дикцию, расширяют словарный запас, тренируют память. При составлении речевых заданий могут быть использованы загадки, пословица, стихи, песни, соответствующие младшему школьному возрасту и учитывая особенности развития УО ученика. Эти упражнения могут выполнятся в движении и на месте с произнесением слов, одновременным выполнением хлопков, шагов или пальчиковой гимнастики.

Использую в работе «музыкальную лесенку» на любой слог с восходящими и нисходящими музыкальными звуками, при этом обращаю внимание на дыхание, которое берется только внизу или наверху «лестницы».

Народный праздник – удивительная школа общения. Здесь каждому предоставляется возможность « и себя показать, и на других посмотреть». Дети ощущают себя неотъемлемой частью большой семьи, здесь раскрываются не только таланты. Но и внутренний мир участников праздника. Расхаживая перед зрителями с гордо поднятой головой в русском народном костюме, играя с неподдельным азартом сценки, выплясывая и распивая песни и частушки, дети как бы демонстрируют свою индивидуальность, они имеют возможность почувствовать себя успешными в своей роли на праздники. В повседневной жизни воспитанники с интеллектуальной недостаточностью не имеют этой возможности, а вот атмосфера праздника сама располагает к этому.

Обыгрывание нового, а иногда и хорошо знакомого материала в «сказочном» варианте раскрывает перед детьми новые грани русского музыкального фольклора.

Такие занятия способствуют в развитии навыков артикуляции, дети стараются передавать голосом динамические и темповые оттенки. Они чувствуют настроение, понимают характер народных песен, знают и различают их сезонную направленность.

Использование музыкальных средств позволяет создавать условия для развития творческого потенциала умственно отсталого ребенка в удобном и подходящем для него темпе, параллельно развития при этом его словарный запас, моторный и артикуляционный навыки, а также эмоциональную сферу и коммуникативные качества. Кроме того, использование музыки позволяет начинать занятия в более раннем возрасте.

Музыка влияет на психику ребенка, позволяет: регулировать работоспособность умственно отсталых детей, положительно влияет на развитие их эмоциональной сферы, на развитие фонематического восприятия звука, на формирование познавательной сферы, координацию движений и моторики руки.

Д.Б. Эльконин указывал на значимость ритмического контура слова при понимании и произнесении ребенком первых слов. Он писал о том, что не фонема, а ритм, общий звуковой рисунок получают смысловую нагрузку. Чувство ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Маленький ребенок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея его еще правильно произнести. В логопедическом воздействии необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.

Творческий подход – главная составляющая работы учителя логопеда. Использование традиционных и инновационных методов, приемов и видов обучения способствует интенсификации и оптимизации учебно-корекционной деятельности.
Используемая литература:

  1. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М., 1967.

  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Медицина, 1989

  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985

  4. Гайсина Л.И. Музыка в развитии младших школьников. Ж. Практический психолог логопед в школе и ДОУ №4(43), 2010

  5. Головинский Г.В. О вариативности восприятия музыкального образа //Восприятие музыки. М., 1980

  6. Картавцева М.Т. Школа русского фольклора. – М., 1994.

  7. Мальникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор. – М., 2000.

  8. Никифорова Е.С. Фольклор как средство расширения социального опыта воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3. 2006.

  9. Семечкина Г.А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников. Ж.Начальная школа №1.2008.



Формирование элементарных естественнонаучных представлений у детей с ОВЗ на уроках развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Тихомирова Н.В. – учитель,

МКС(К)ОУ школа-интернат VIII вида №86, г.Н.Новгород
К моменту поступления в специальную (коррекционную) школу VIII вида у детей с ОВЗ уже накоплен некоторый жизненный опыт – первые представления о предметах и явлениях природы. Самостоятельно полученные знания и представления, как правило, неудовлетворительные, искаженные, неполно отражающие действительность. Таким образом, отмечается огромная роль уроков развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, так как они направлены на коррекцию нарушенного развития детей с ОВЗ.

Данный предмет является специфическим для обучения младших школьников с умственной отсталостью. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с умственной отсталостью в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по данному учебному предмету имеют интегративный характер, их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают элементарные представления о мире.

Дети должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития детей, их познавательных возможностей и интересов, расширяет круг сформированных естественнонаучных представлений.

Подготовка к систематическому изучению естественнонаучного блока, проводимая в 1-4 классах на уроках развития речи должна по возможности носить действенный, практический характер, так как у детей с умственной отсталостью преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому наличие большого количества абстрактных понятий будет вызывать у учащихся большие трудности. Программы курсов естественнонаучных дисциплин в специальной (коррекционной) школе VIII вида предлагают большое количество разных практических упражнений и заданий, так как прочное и осознанное усвоение знаний протекает в процессе их применения. Так, например, если учащиеся в процессе практических занятий, экскурсий овладели в основном жизненно необходимой пространственной ориентировкой, то у них легче будет сформировать и более отвлеченные пространственные представления: о вращении Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, о наклоне солнечных лучей и т.п. Если они хорошо уяснили себе особенности рельефа земной поверхности в ближайшем окру­жении, то смогут в дальнейшем по кинофильмам, диапозитивам, иллюстрациям представить себе и рельеф отдаленных географических областей (например, горных и пустынных районов).

Формирование основных понятий естественнонаучного блока пре­дусматривает организацию систематических и целенаправленных наблюдений детьми на уроке и самостоятельных наблюдений в природе также и в начальных классах. Путем сравнения и обобщения результатов наблюдений дети учатся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в природе – между направлением ветра и изменениями погоды. В процессе наблюдений дети учатся выявлять существенные признаки и свойства объектов и явлении природы. Богатейший фактический материал для этого курса в младших классах дает краеведческая работа: наблюдения с последующей схематической фиксацией сезонных изменении в живой и неживой природе родного края; знакомство с разнообразием природы – полезными ископаемыми, почвами, растительностью и животным ми­ром; сбор коллекций, гербариев местной флоры; изучение деятельности населения по охране, использованию и преобразованию природы в своей местности.

Также для формирования элементарных естественнонаучных представлений важны предметные уроки и экскурсии, об этом говорят в своих работах В.А.Грузинская и Г.В.Мурашев. Особенно важно вспомнить высказывания выдающегося советского психолога Л.С.Выготского о том, что мысль не только выражается в слове, но и совершается в слове. Развитие речи и формирование элементарных естественнонаучных представлений неотделимо от развития мышления. Необходимо найти способы в интересной, доступной пониманию детей форме, шире знакомить их с предметами и явлениями окружающего мира, всемерно развивать их мыслительные способности.

В самом определении умственной отсталости содержится указание на то, что первейшим ее признаком является нарушение познавательной деятельности. Из-за дефектов восприятий ребенок накапливает чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность, фрагментарность и "обесцвеченность" представлений детей с ОВЗ описана М. М. Нудельманом.

Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должны формироваться представления. Ж. И. Шиф и В Г. Петрова пишут, что мышление детей с умственной отсталостью формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности.

Нарушение мышления приводит к тому что, школьники испытывают трудности в овладении природоведческими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в выделении признаков сходства, трудности в выделении специальных признаков объекта, неправомерная отождествление объектов при самостоятельном сравнении, инертность мышления, «вязкость» и непосредственность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Нарушение обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения. Накопление естественнонаучных знаний у учащихся специальной школы для детей с нарушениями интеллекта невозможно без систематической работы по формированию представлений и понятий об окружающем мире.

Было проведено диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности элементарных естественнонаучных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью. За основу был взят коллектив детей второго года обучения из 8 человек. Результаты уровня сформированности элементарных естественнонаучных представлений на момент начала исследования представлены в таблице №1.
Таблица №1.

Уровень сформированности элементарных естественнонаучных представлений

Абсолютные значения (человек)

Относительные значения (%)

Оптимальный уровень

-

-

Средний уровень

4

50%

Низкий уровень

4

50%

Всего

8

100%


Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что на начальном этапе обучения детей с умственной отсталостью процент сформированности элементарных естественнонаучных представлений низкий.

На основе данных, полученных в ходе исследования, выявились трудности в формировании естественнонаучных представлений. Исходя из этих данных были разработаны рекомендации по повышению уровня сформированности естественнонаучных представлений у школьников с ОВЗ в начальном звене. Следует обозначить общие рекомендации для педагогов начального звена:

  • Для повышения уровня сформированности естественнонаучных представлений у умственно отсталых детей следует использовать практические методы и лабораторные работы на максимально большем количестве уроков, меньшее количество учебного времени тратить на метод рассказа.

  • Проведение максимального количества уроков-экскурсий по различным темам для практического ознакомления детей с изучаемым материалом, что будет способствовать повышению уровня сформированности естественнонаучных представлений у умственно отсталых детей.

  • Активное привлечение родителей учащихся к формированию у детей представлений посредством выполнения домашних заданий по изученным темам, четкое построение требований, предъявляемых к домашней работе.

  • Широкое применение полученных знаний на других уроках, включение отдельных элементов по изученным темам в структуры других уроков или проведение тематических уроков.

  • Взаимодействие с другими педагогами, включение в структуру их уроков элементов, закрепляющих пройденные темы.

Исходя из данных рекомендаций процесс формирования естественнонаучных представлений является более продуктивным, не замыкается на уровне уроков данного цикла, а охватывает всю деятельность детей, как на уроках, так и во внеурочное время. Использование данных рекомендаций на практике способствует развитию психических процессов, таких как внимание, память, воображение, восприятие; развивает личностные качества учащихся; формирует стили поведения в различных социальных обстановках, прививает правила и нормы общения в социальной среде.

На конечном этапе исследования (четвертый год обучения) была снова проведена диагностика сформированности естественнонаучных представлений, данные которого представлены в таблице №2.
Таблица №2.

Уровень сформированности элементарных естественнонаучных представлений

Абсолютные значения (человек)

Относительные значения (%)

Оптимальный уровень

3

37,5%

Средний уровень

4

50%

Низкий уровень

1

12,5%

Всего

8

100%


На конечном этапе исследования наблюдается повышение уровня сформированности естественнонаучных представлений детей с умственной отсталостью. Таким образом, накопление естественнонаучных знаний у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида невозможно без систематической и целенаправленной работы по коррекции познавательной деятельности.

Пропедевтический период формирования естественнонаучных представлений является неотъемлемой частью обучения умственно отсталых детей, так как их особенности предполагают трудности усвоения элементарных представлений об окружающем мире. Данный раздел программы специальных (коррекционных) школ VIII вида предваряет систематическое изучение естественнонаучного блока. На уроках развивают познавательную деятельность и речь умственно отсталых детей, расширяют круг их представлений об окружающей действительности, дети получают неко­торые практические умения и приемы действий с предметами, необходимыми в жизни и последующем обучении. Эффективность достижения поставленных задач зависит от методов и приемов работы, использования различных видов уроков и большого количества разнообразной наглядности, а также активного взаимодействия с родителями и другими педагогами.
Список используемой литературы:

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М., 1994.

  2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. – М., 1986 г.

  3. Грузинская В.А. Методика географии для вспомогательной школы. – М., 1979г.

  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2001.

  5. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. – М., 1977г.

  6. Постовская В.А. Предметные уроки и экскурсии в I – IV классах вспомогательной школы. – М., 1981г.

  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 2001г.

  8. Усвайская А.В. Изучение природы в младших классах вспомогательной школы. – М., 1970г.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Программа проведения мастер-площадок в рамках конференции по вопросам...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа...
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Анализ работы учителей структурного подразделения дистанционного...
...
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Образовательная программа государственного специального (коррекционного)...
Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями...
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Информация о формировании доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида
Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. –...
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших...
Гвэ – государственный выпускной экзамен (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей – инвалидов...
Возможности музотерапии, как средства исправления и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья icon Образовательная программа период реализации
Государственное специальное (коррекционное) казённое образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции