Электронный сборник
Всероссийской дистанционной научно-практической конференции
«Современное образование неслышащих детей:
новые требования, возможности, ответственность»
Екатеринбург
2014 г.
Содержание:
I. Содержание и технологии образования неслышащих учащихся в условиях введения ФГОС общего образования:
В.П. Барьянова, В.А.Сизова……………………………………………………………………..11-17
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОПОР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В КОРРЕКЦИОНОЙ ШКОЛЕ.
С. В. Даукенова……………………………………………………………………………………..17-21
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ
«ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ
ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
С. В. Даукенова, И.В. Шуклина, Е.А. Нечаева, Т. А. Фоминых, С.Н.Белозерцева……..22-25
ПРОЕКТ: «Удивительный мир растений и животных Свердловской области».
Т.И. Деева………………………………………………………………………………………………26-30
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
С ПОМОЩЬЮ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Л. А. Долженкова……………………………………………………………………………………..30-35
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА УРОК МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА).
З.А. Дровосекова, А.А Гущина, О.А.Золотова, Н.А. Митюнина, Е.Н. Захарова,
И.Ю. Вечтомова……………………………………………………………………………………..36-64
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
1 КЛАССА С СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ
ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СКОУ 2 ВИДА:
З.А. Дровосекова, В.Ю.Савельева, Е.К.Давыдова, Л.В.Верхова, С.Н.Морозова……….65-97
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СКОУ 1 ВИДА:
С.А. Дружина, Л.И. Поздеева……………………………………………………………………..97-98
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГИА.
С.А. Дружина, Р.Р. Исламова, Л.И. Поздеева………………………………………………..99-103
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Е. И. Екимова, Л. Г.Усманова……………………………………………………………………..104-107
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
И.В. Жужгова, Т.П. Сидорова………………………………………………………………….108-113
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Е. П.Иванова……………………………..………………………………………………………….11-126
РАЗРАБОТКА УРОКА В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «БУКВЫ Ш, ш, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш]» ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) УМК ДЛЯ ШКОЛ СЛАБОСЛЫШАЩИХ.
А.В.Иванов………………………………….………………………………………………………127-131
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Н. В. Иванова…………………………………………………………….………………………..132-137
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
О.В. Любимова, Е.В.Тютюнова……………………………………………….………….……137-146
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА СТИМУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
Е.А. Нечаева………………………………………………………………………………………..147-151
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
А. А.Опалева…………………………………………………………………………………………151-154
Развитие мелкой моторики у неслышащих школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках деятельности.
В. А. Чемоданов, Т. Г. Антипина, А. Е. Орел……………………………………………….…155-161
ВСТРАИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.
А.Ю. Шаповалова………………………………………………………………………………….161-165
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ. НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АРКТИКИ».
И.В. Шуклина……………………………………………………………………………………..…165-168
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
Е.Н. Яхина…………………………………………………………………………………………….168-175
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (СПЕЦ) ФГОС.
II. Духовно-нравственное развитие и воспитание неслышащих учащихся:
Н.И. Безделкина, Н.Я.Смирнова………………………………………………………………….175-180
ЭКСКУРСИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК
ОДНА ИЗ ФОРМ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Н.А. Белоконь……………………………………………………………………………………….….180-184
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ.
Ю.В.Бочкарева…………………………………………………………………………………….186-195
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ НЕСЛЫШАЩИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
А.Д. Васильева……………………………………………………………………………………….197-201
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Е.А. Глухова………………………………………………………………………………………….201-207
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
I и II ВИДА.
Н. Н. Мишанина……………………………………………………………………………………209-220
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
И МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА.
Л. В. Натальина……………………………………………………………………………………220-224
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА I, II ВИДА.
И. А. Николаева………………………………………………………………………………………..224-228
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЧТЕНИЯ.
Т.В. Упорова…………………………………………………………………………………………..228-232
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МХК.
И. И. Смитиенко, Е. Н. Мунина…………………………………………………………………..232-242
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ №10 I и II ВИДОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ОБЩЕСТВЕННО – ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.
III. Активизация устной коммуникации неслышащих школьников в современных условиях:
Г.Э.Базарова, Т.Д. Юндунова……………………………………………………………………...242-251
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.
Г. П. Вдовина……………………………………………………………………………………………..252-277
ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
А.Б. Вильданова………………………………………………………………………………………..278-282
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГЛУХОГО ШКОЛЬНИКА.
М.С. Втюрина………………………………………………………………………………………..283-288
РАЗВИТИЕ НАВЫКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Т. Н. Давыдова. …………………………………………………………………………………..…289-298
АКТИВИЗАЦИЯ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Е. В. Золотарева, Е. Г. Пяткова……………………………………………………………..…298-310
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Н.А.Иванова…………………………………………………………………………………………….310-314
ОБУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ.
Н. В. Иванова………………………………………………………………………………………….314-318
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С НЕСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ.
Т. В. Камалова…………………………………………………………………………………………319-330
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГЛУХОГО ШКОЛЬНИКА.
Л.Н. Карпенко………………………………………………………………………………………….330-347
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Н. В.Кузнецова…………………………………………………………………………………………348-355
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Е. В. Луц………………………………………………………………………………………………...356-366
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ И САМОПОДГОТОВКЕ.
И. Г. Мизернова………………………………………………………………………..366-371
ТЕМА - УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА».
М. И. Митрофанова………………………………………………………………………………….371-378
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К АКТИВИЗАЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА.
Л. В. Москалева……………………………………………………………………………………….378-390
ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РСВ И ПРОИЗНОШЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА И РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ.
Г.А. Осадчих, Л.Е. Добродицкая. ……………………………………………………………….…390-413
АКТИВИЗАЦИЯ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Л.В. Парфёнова……………………………………………………………………………………….413-417
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Н.Г. Сидорова. ……………………………………………………………………………………..…417-421
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ВНЕ КЛАССА.
Т.С. Смирных. ………………………………………………………………………………………...421-426
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ВНЯТНОЙ, РАЗБОРЧИВОЙ, ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЧИ ГЛУХОГО РЕБЕНКА.
И. С. Сорокина………………………………………………………………………………………..426-433
Коммуникативная компетентность у детей с нарушением слуха и умственной отсталостью как фактор успешной социализации индивида.
Э. Е. Тарасова……………………………………………………………………………………..….434-447
ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ.
Л. А. Урумбаева, Е.В. Волкова. …………………………………………………………………..448-452
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В АКТИВИЗАЦИИ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Т. В. Чухачева…………………………………………………………………………………….…420-474
РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ……………….
И.В. Юсупова……………………………………………………………………………………….474-478
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
А. Р. Якишева………………………………………………………………………………………..478-482
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА.
IV. Коррекционно-развивающий потенциал дополнительного образования и условия его реализации в образовательной практике:
Л. Н. Радюкова……………………………………………………………………………………….482-488
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы).
А.Р. Якишева……………………………………………………………………………………….…489-492
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА.
V. Содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения неслышащих обучающихся (опыт работы с индивидуальной картой учета динамики развития ребенка и психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих неслышащего ребенка):
Н. В. Иванова…………………………………………………………………………………………..492-496
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
Е.А Колупаева……………………………………………………………………………………….…497-500
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И СУРДОПЕДАГОГА ВО ВРЕМЯ РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.
Т. А. Ройгбаум………………………………………………………………………………………….500-506
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.
ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧЕНИЯ.
Ю.С. Сараева. ………………………………………………………………………………………..506-517
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
I. Содержание и технологии образования неслышащих учащихся в условиях введения ФГОС общего образования:
Барьянова В.П.,
Сизова В.А.
учителя математики
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение, школа-интернат
II вида №12. г. Челябинск
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОПОР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОНОЙ ШКОЛЕ.
Предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов универсальных учебных действий (УУД). Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности учащихся, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой и учить мыслить. Одной из основных задач, которые стоят перед системой образования, в частности в коррекционной школе, является переориентация на подготовку человека, умеющего самостоятельно говорить, мыслить, принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном мире. Без изменения подходов в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных задач.
В результате изучения математики на ступени среднего образования у учеников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных УУД. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления». Познавательные УУД формируются, когда педагог на своих уроках предлагает «подумайте», «выполните задание», «сделайте вывод».
С первого года обучения математике в основной школе необходимо развивать у слабослышащих детей способность логически мыслить на основе наблюдений над конкретным материалом; учить приемам сравнения и сопоставления, учить простейшему анализу, синтезу, доступным для слабослышащих детей обобщениям на конкретном материале.
Учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление слабослышащих учащихся развито недостаточно и ведущими являются наглядно- образные формы мышления, формирование математических понятий, выводов, обобщений возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов с опорой на широкое использование наглядности, дидактического материала.
Степень наглядности предлагаемого материала является одним из существенных факторов, определяющих успешность выполнения слабослышащими учащимися различных заданий.
Цель наших уроков — включить каждого ученика в активную деятельность, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков. Помогают достичь этого так называемые зрительные опоры или опорные схемы. Зрительные опоры — это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка.
Схема, опоры становятся алгоритмом рассуждений и доказательств, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть размышления, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Тема «Дробные числа». На первом этапе изучения темы мы работаем над математическим словарем, который будет необходим на протяжении изучения этой темы и каждый урок пополняем новой математической терминологией.
С помощью комплекта «Дроби» даем понятия числителя и знаменателя дроби.
В книге даны определения: «Под чертой пишут число, которое показывает, на сколько долей разделен предмет. Это число называют знаменателем дроби». «Над чертой пишут число, которое показывает, сколько взято таких долей. Это число называют числителем дроби».
В словарь мы записываем, если это необходимо, правило и опору к этому правилу.
Если через неделю — две дети уже забывают это определение, то зрительная опора поможет детям быстро и осмысленно ответить на вопрос:
Что показывает числитель дроби?
Что показывает знаменатель дроби? (поможет выполнить заданные упражнения).
При изучении темы «Правильные и неправильные дроби» предлагаем детям следующие зрительные опоры.
Правило: Дробь, у которой числитель меньше знаменателя, называется правильной.
Правило дети заучивают, но даем еще и зрительную опору.
Определение: Дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю, называется неправильной дробью.
Обращаем внимание детей на числовые неравенства, на значок н, указывающий, что дробь неправильная, так как это пригодится в дальнейшем при выделении целой части дробного числа и при записи числа в виде неправильной дроби. На этом этапе дети, уже не задумываясь, должны определять, какая дробь — правильная или неправильная. Зрительные опоры нам помогут.
При изучении темы «Выделение целой части дробного числа», дается такое правило: «Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, нужно ...»
Правило можно выучить, но применять это правило могут не все дети, поэтому даем зрительную опору:
- значит, дробь нуждается в преобразовании.
Следующее правило из темы «Запись числа в виде неправильной дроби»: «Чтобы записать число в виде неправильной дроби, надо ...»
К этому правилу зрительная опора:
Дети пользуются зрительными опорами и при этом владеют следующей математической терминологией: числитель дроби, дробная черта, знаменатель дроби, неправильная дробь, целая часть дробного числа, остаток, числитель.
При изучении темы «Делители и кратные числа», столкнулись с такой проблемой - дети стали путать делитель числа с кратным числом. Поэтому ввели такую таблицу:
Кратные числа
|
Д.ч.
|
Делители числа
|
3, 6, 12, … :
5, 10, 15, 20, … :
8, 16, 24, 32, … :
|
3
5
8
|
: 1, 3
: 1, 5
: 1, 2, 4, 8
|
При использовании зрительных опор дети избавлены от механического зазубривания сложных правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно, составляют сами правило по данной схеме — опоре, выполняя практическое задание — решение задачи, примеры, уравнения. Словесно — логическое мышление, словарный запас от этого не страдает, речь у детей становится точной и краткой. Дети учатся выбирать главное, конкретизировать свою мысль.
Характерная черта математики — широкое применение в ней специальных знаков, символов, позволяющих точно и обобщенно выражать соответствующие формы мыслей. Благодаря специальной символике, совершается синтез математического и логического.
На уроках математики используем УДЕ (методику укрупнения дидактической единицы). Это значит овладение программными знаниями посредством укрупнения различных понятий, обладающих информационной общностью.
Укрупненная дидактическая единица применяется при противопоставлении в записях единиц длин и единиц площади.
Укрупненная дидактическая единица устойчива к сохранению в памяти, потому что она обладает достоинством полноты, иначе говоря, наличием в ней всех основных элементов, образующих определенную целостность.
Например, при изучении темы «Сокращение дробей», используем укрупненную дидактическую единицу (типичные ошибки при сокращении дробей, числитель и знаменатель дроби делят на разные числа — делители; делят на общий делитель, но ответы подписывают неверно). Когда мы стали сокращать, применяя укрупненную дидактическую единицу, дети стали делать меньше ошибок.
Если дана дробь, числитель и знаменатель которой больше числа, то сокращение можно выполнить постепенно. При таком сокращении, даже дети, плохо знающие признаки делимости, могут без ошибок сократить дробь.
Этот же способ мы применяем при изучении темы «Вынесение множителя за скобки».
Мы видим, как дидактическая направленность обретает социальное звучание: сэкономленное время становится реальным богатством для ученика и учителя.
Такое схематическое обобщение материала облегчает восприятие и понимание рассматриваемого предмета, обеспечивает логическое последовательное раскрытие темы. Благодаря этому, наряду со словесно — логической памятью включается и образная память, обеспечивая более высокий уровень обучения. Использование зрительных опор на уроках математики дало нам экономию времени, а значит и увеличился объем выполняемого материала, повысился процент качества знаний у учащихся. Со слабыми учениками стало возможно работать индивидуально с этими же зрительными опорами. Дети раскованы, свободны, никакого страха, они работают активно, с удовольствием, если необходимо, то зрительные опоры помогут своевременно предупредить ошибку.
А если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если дети работают с увлечением и удовольствием, то желание учиться крепнет.
|