Скачать 493.67 Kb.
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дисциплина специальности 050703- Дошкольная педагогика и психология Методические рекомендации студентам
СОДЕРЖАНИЕ
Особенностью курса лекций по «Теории и методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста» является обязательное использование на каждом лекционном занятии большого количества практических упражнений. Это могут быть примеры, иллюстрирующих содержание теоретического материала (например, слушание и анализ музыки, исполнение вокальных, музыкально-ритмических музыкальных произведений из программного репертуара дошкольного образовательного учреждения, анализ методов диагностики и развития музыкальных способностей и т.п.). Кроме того, в течение всего срока обучения предполагается постоянное включение специальных заданий, направленных на развития музыкальных способностей студентов, на формирование и развитие навыков слухового анализа музыкальных произведений, навыков пения соло и в вокально-хоровом коллективе, исполнения элементарных музыкальных попевок и мелодий детских песен по нотам. Все это требует регулярного посещения не только практических, но и лекционных занятий по данной дисциплине. Самостоятельная проработка пропущенного теоретического материала возможна по основным учебным пособиям (Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учебное пособие. - М.: Владос, 2000; Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2000; Радынова О.П. и др. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999 ). Однако, для студентов, не имеющих музыкального образования, при этом потребуются индивидуальные консультации преподавателя или студентов, окончивших музыкальную школу. Краткое содержание теоретических занятий (32 часа) Теоретические основы музыкального воспитания и развития (6 часов) Эстетика. Культурология. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоническое развитие человека. Основные положения педагогики искусства, ее теоретические основы. Искусство как средство воспитания. Классификация искусств по способу восприятия. Содержание и форма в искусстве. Личное, национальное и межнациональное в искусстве. Музыкальная психология. Психологические особенности восприятия искусства. Особенности восприятия синтетических искусств. Элементарная теория музыки. Музыкальная грамота. Музыкальная речь. Музыкальная интонация как средство художественного общения. Музыкальная культура, музыкальное воспитание, музыкальное развитие. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития. Музыкально-эстетическое воспитание в современных социокультурных условиях. Роль искусства в формировании мировоззрения личности. Характеристика системы музыкального воспитания, средства музыкального воспитания. Преемственность музыкального воспитания (ДОУ – школа – ДОД – колледж – ВУЗ). Методы музыкальной педагогики. Способы и методы воспитания музыкальной культуры личности дошкольника, студента. Концепции, программы, ведущие тенденции музыкального воспитания и образования. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Задачи музыкального воспитания детей. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной педагогике. Музыкальная культура личности и проблемы ее формирования. Структура музыкальности и возрастные уровни ее развития. Музыкальные способности – классификация, характеристика, диагностика, прогнозирование и отслеживание развития. Диагностика специальных способностей и исследование музыкальных интересов студентов как необходимый этап в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Принципы репертуарной политики, подбор программного материала. Основы преподавания курса «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» в педколледже (4 часа) Ознакомление с программой курса. Место курса в профессиональной подготовке преподавателя педагогического колледжа. Обсуждение требований к отчетным материалам, разным видам контроля. Современные дидактические требования к занятию со взрослыми. Принципы отбора содержания курса «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» в педколледже. Методы и формы организации занятий со студентами. Проблемное обучение на музыкальных занятиях. Особенности планирования занятий по методике преподавания музыкального воспитания. Моделирование учебно-педагогического процесса в колледже. Проектирование занятия. Формирование музыкальной грамотности студента колледжа. Методы и формы организации мониторинга качества знаний студентов. Особенности отслеживания результативности творческой деятельности студентов, «количественная» и «качественная» оценка. Внеаудиторная музыкальная деятельность студентов. Самооценка результативности педагогической деятельности. Знания, умения, качества личности, необходимые для выполнения педагогических функций в процессе преподавания курса «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» в педколледже. Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка (2 часа) Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания. Виды детской музыкальной деятельности (12 часов) Слушание-восприятие музыки. Значение и задачи слушания-восприятия музыки. Формы слушания музыки. Серьезная музыка, ее роль в воспитании художественного вкуса. Музыкальное воспитание на традициях национальных культур. Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах дошкольного учреждения. Детское музыкальное исполнительство. Общая характеристика приемов воспитательной работы. Пение. Роль и задачи пения. Строение голосового аппарата, механизм голосообразования. Особенности детского певческого голоса. Охрана детского певческого голоса и соблюдение гигиенических норм в процессе творческой деятельности и обучения. Основные певческие навыки. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Песенный репертуар и требования к его подбору. Подготовка педагога к обучению детей пению. Обучение пению в разных по возрасту группах. Музыкально-ритмические движения. Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания. Виды музыкально-ритмической деятельности. Общие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах. Подготовка педагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям. Игра на музыкальных инструментах. Классификация музыкальных инструментов. Инструментальное музицирование, его роль в развитии музыкальных способностей. Организация занятий по обучению игре на инструментах. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность. Музыкально-дидактические игры. Значение музыкально-дидактических игр. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Психология творчества. Работа с одаренными детьми. Особенности оценки результативности творческой деятельности обучающихся. Формы детской музыкальней деятельности (8 часов) Музыкальные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Значение, задачи музыкальных занятий и требования, предъявляемые к их проведению. Типы и виды музыкальных занятий. Организация и построение музыкальных занятий. Организация и проведение музыкальных занятий с детьми разного возраста. Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий. Вечера развлечений. Значение развлечений, их виды и формы. Роль музыки на вечерах развлечений. Организация и проведение вечеров развлечений. Музыка на праздниках. Содержание и организация праздников. Подготовка и проведение праздников. Роль музыки в повседневной жизни детского сада и семьи. Самостоятельная музыкальная деятельность. Общая характеристика самостоятельной музыкальной деятельности, ее условия и содержание. Руководство педагогом самостоятельной музыкальной деятельностью детей.
Цель: расширить кругозор студентов, воспитать навыки творческого мышления, умения отстаивать свои убеждения. При подготовке к семинарским занятиям студенту необходимо: выбрать наиболее значимый для него вопрос по предложенной теме; самостоятельно организовать поиск и изучение материалов с привлечением ресурсов Internet по данной проблеме; письменно представить тезисы по анализу теоретических аспектов исследуемого вопроса; сформулировать практические рекомендации по использованию полученной информации; оформить список литературы и ссылок на электронные источники. 1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития (2 часа) Вопросы для обсуждения:
2. Структура музыкальности и уровни ее развития у детей и взрослых (2 часа) Вопросы для обсуждения:
3. Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка (2 часа) Вопросы для обсуждения:
3. Методические указания по практическим занятиям (26 часов)
Задания для работы.
Литература: Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980. — С. 229-244. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психология. - М., 1993. - С. 84-103. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977. Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1972. Методика музыкального воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1989. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М., 1985. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975. Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке // Дошк. воспитание. — 1992.- № 10.- С. 39-42. При изучении литературы студентам следует опираться на то, что восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности детей. Важно понять, что развитие музыкального восприятия в дошкольном возрасте осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности и во многом зависит от содержания музыкального образования. Основным компонентом музыкального образования является репертуар, изучаемый детьми, поэтому освоение данной темы целесообразно начать с характеристики принципов отбора музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками. Следует раскрыть требования к реализации принципов художественности и доступности музыкального репертуара. Опираясь на знание специфики музыкального искусства и способов познания музыки детьми, следует раскрыть содержание понятий интонационный словарь эпохи, интонационный музыкальный опыт ребенка, охарактеризовать особенности музыки разных эпох, обосновать ее стилевые различия. Будущим специалистам необходимо усвоить, что репертуар, который используется в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на отношение детей к музыке. Вопрос о доступности музыкальных произведений следует рассмотреть в двух аспектах: доступность художественно-образного содержания музыки и доступность воспроизведения музыкальных произведений дошкольниками. На основе анализа литературы необходимо обосновать положения о том, что доступность художественно-образного содержания музыки должна соотноситься с эмоциональным опытом ребенка и способностью сопереживать чувствам, выраженным в музыке. Важно обсудить вопрос о соотношении программных и непрограммных произведений, включенных в репертуар, о расширении круга доступных музыкальных интонаций, о педагогических условиях формирования интереса к классической музыке. Другой аспект доступности репертуара — исполнение произведений детьми — следует рассматривать применительно ко всем видам музыкального исполнительства и с учетом возрастных возможностей дошкольников. В пении это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность воспроизведения детьми сложного ритмического рисунка, скромные фонетические и лексические возможности развития речи (особенно в младшем дошкольном возрасте). В связи с этим студентам необходимо сформулировать требования к отбору песенного репертуара для детей. Аналогично следует рассмотреть вопрос о доступности исполнительского репертуара в игре на детских музыкальных инструментах. В музыкально-ритмических движениях требования доступности музыкального репертуара тесно соотносятся с доступностью художественно-образного содержания музыки, используемой в танцах, хороводах, музыкально-ритмических упражнениях, сюжетно-образных движениях и др. Основное внимание при отборе репертуара должно уделяться яркости, динамичности музыкальных образов, способных побудить ребенка к двигательной активности. Рекомендуется отобрать произведения мировой музыкальной классики, которые возможно использовать в танцах, играх, упражнениях и двигательных импровизациях в дошкольном возрасте. Вопрос об отборе репертуара следует связать с принципами его применения в педагогическом процессе музыкального воспитания детей. На основе анализа программ Д.Б.Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, построенных по содержательно-тематическому принципу, следует показать эффективность тематического подбора репертуара в решении основных задач музыкального воспитания дошкольников. Подготовка к обсуждению методики развития музыкального восприятия потребует знания общей характеристики восприятия как психического процесса. Необходимо дать определение восприятия, раскрыть его физиологические основы и ведущие свойства, показать связь восприятия с движением и отличие восприятия от ощущений. Изучив рекомендуемую литературу, студенты должны обратить внимание на такие качества музыкального восприятия, как эмоциональность, активность, осознанность, а также его познавательный, оценочный и ассоциативный характер. Следует выделить этапы развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте. В соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо показать возможности развития у них музыкального восприятия. На основе полученных знаний следует выделить задачи развития музыкального восприятия и соотнести их с основными задачами музыкального воспитания дошкольников. Необходимо конкретизировать содержание каждого из методов обучения, рассмотренных ранее, в соответствии со спецификой развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте, обращая особое внимание на проблемный характер методов и приемов обучения, способствующих активизации процесса восприятия музыки детьми. Студентам рекомендуется на основе анализа литературы разработать методические указания по применению словесных, наглядных, практических методов обучения в процессе развития музыкального восприятия дошкольников, привести конкретные примеры приемов активизации мышления, воображения, творчества детей во время слушания музыки. При подготовке к занятиям необходимо изучить и проанализировать методику организации слушания музыки в разных возрастных группах детского сада. Характеризуя приемы обучения, следует показать технологию их применения не только в зависимости от возраста детей, но и от этапа слушания музыкального произведения. При обсуждении этого вопроса целесообразно использовать данные анализа просмотренных музыкальных занятий и собственные методические разработки фрагментов музыкальных занятий по слушанию музыки. |
Файла должно быть подписано в соответствии с фамилией и инициалами... Дошкольная, школьная педагогика и психология (принимаются как теоретические статьи, так и методические разработки) |
Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными,... Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная... |
||
Литература учебная. Подписано в печать Книга предназначена, в первую очередь, студентам, обучающимся по специальности 031000 «Педагогика и психология». Материалы пособия... |
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие |
||
Учебное пособие для вузов Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся... |
Логика Дисциплина «Логика» Дисциплина «Логика» является федеральным компонентом общепрофессионального цикла дисциплин подготовки студентов специальности 030601... |
||
Содержание подготовки выпускников «Актерское искусство» (по двум специализациям), 4,5 года по специальности 070304 «Педагогика балета» и 4-летнее обучение бакалавров... |
Общепрофессиональные дисциплины Дисциплина «Археология» относится к федеральному компоненту цикла опд дисциплин учебного плана специальности 031502 Музеология гос... |
||
Общепрофессиональные дисциплины Дисциплина «История социологии» относится к федеральному компоненту общепрофессионального цикла дисциплин учебного плана специальности... |
Программа дисциплины «Социальная психология» Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |