Литература 23 октября




Скачать 85.31 Kb.
Название Литература 23 октября
Дата публикации 29.09.2014
Размер 85.31 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Лекции > Литература
Литература 23 октября

Занятие 5 Имя ………….


Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795 года[1], Москва — 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) — русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Статский советник (1828) [2].

Грибоедов известен как homo unius libri — писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

Грибоедов родился в Москве в 1795 году в обеспеченной родовитой семье. Предок А.С. Грибоедова, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII в. переселился из Польши в Россию. Его сын Фёдор Иванович стал писаться Грибоедовым; при царе Алексее Михайловиче он был разрядным дьяком и одним из пяти составителей „Уложения“, т.е. свода законов. Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814). Мать — Анастасия Фёдоровна Грибоедова (1768—1839).

По свидетельству родственников, в детстве Грибоедов был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 1803 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним мальчиком, он поступил в университет. Александр Сергеевич окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим университет в 15 лет.

В 1810 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.

Летом 1812 года, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование[4]. С. Н. Бегичев[5] пишет [6]:

Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» — князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве.

В конце 1814 Грибоедов приезжает в Петербург, знакомится и сближается с кружком «младших архаистов», где он почерпнул идею создания национального искусства, стремление к высокости и естественности стиля.

С 1817 служил в Министерстве иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с Пушкиным.

С 1818 служил секретарём русской миссии в Тегеране, с 1822 в Тифлисе — секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.



Гибель в Персии

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа религиозных исламских последователей разгромила русскую дипломатическую миссию, и все её члены были убиты, кроме секретаря Мальцова. Толпа ворвалась в дом, грабя и разрушая все вокруг. Грибоедов, как считается, дабы спрятаться залез в каминную трубу ,но не пролез и застрял затем его нашли и убили. Его тело еще долго терзала разъярённая толпа. Обстоятельства погрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Тело Грибоедова доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

Комедия «Горе от Ума»
История создания

По свидетельству С. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник в 1816 г., работал над ней он с 1820 по 1824гг. В печати при жизни Грибоедова появлялись лишь отрывки в сильно измененном по соображениям цензуры виде. Это не помешало ее популярности – она расходилась в списках, ее знали наизусть. В 1831г. Вышло 1-е издание пьесы, и лишь в 1862 г. – полное издание.
Смысл названия

Первоначальное название – «Горе уму». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить – отсюда и драматический конфликт. Во втором варианте – ум сам навлекает на себя горе и поэтому смешон.
Художественные особенности

Пьеса написана в жанре комедии. Однако изображенные события соответствуют этому жанру лишь формально (один человек противостоит обществу и смешон, когда не находит поддержки).

Автор использует стихотворную форму, а также обогащает язык комедии афоризмами, ставшими впоследствии крылатыми выражениями.

Приемы комедии классицизма: сохранены три обязательных единства (единство времени, места и действия), но характеры персонажей реалистичны.

С одной стороны, персонажи – конкретные люди, с другой – это знаковые фигуры:

Фамусов – символ устойчивости и благополучия материальной основы бытия.

Чацкий – символ борьбы против безнравственности общества, символ романтического протеста.

Молчалин – символ посредственности и согласия с большинством.
Сюжет и композиция

Экспозиция – 1 действие (1-6 явления): знакомство с хозяином, его дочерью Софьей, слугами, секретарем Молчалиным. Описание обстановки и нравственных устоев; первые характеристики персонажей.

Завязка – 1 действие (с 7-го явления): после приезда Чацкого происходит расстановка сил, и дальше действие развивается по 2-м направлениям: конфликт личный и конфликт общественный.

Развитие действия

Личный конфликт: 2 действие: Чацкий пытается узнать, нет ли здесь жениха какого.

3 действие: Чацкий хочет добиться признания Софьи.

Общественный конфликт: 2 действие: обличение фамусовского общества (монолог Чацкого «А судьи кто?»)

3 действие: бал в доме Фамусова, приезд гостей; рождение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.

Кульминация

Личный конфликт: 4 действие: прозрение героя – Чацкий понимает, кого ему предпочла Софья.

Общественный конфликт: Чацкого объявляют сумасшедшим. Все танцуют, не обращая внимания на его речи. Чацкий одинок.

Развязка: Чацкий стремится вон из Москвы. Финал – открытый, развязки в полном смысле в пьесе нет, потому что нет конца противоборству «века нынешнего» и «века минувшего» и в жизни тоже.
Жанровое своеобразие

Черты комедии

  1. Комический прием несоответствия в изображении образов:

Фамусов – он является управляющим, но к своим обязанностям относится халатно. Говорит, что «монашеским известен поведеньем», а сам волочится за служанкой.

Скалозуб – его образ не соответствует уважению, которое он имеет в обществе.

Молчалин – несоответствие мыслей и поведения.

  1. Показаны комические ситуации (разговор глухих, пародийные образы (Репетилов)).

  2. Язык комедии (разговорный, остроумный, легко запоминающийся).


Черты драмы

  1. Драматический конфликт героя и общества.

  2. Трагедия любви Чацкого.

Вывод: В пьесе присутствуют элементы комедии и драмы. Это первая грустная комедия в русской литературе. Чацкий – 1-й типичный русский герой – страдающий, ищущий. Таких героев в русской литературе стали называть «лишними людьми».
Домашняя работа

  1. выучите монолог Чацкого или Фамусова наизусть



Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!

   Спросили бы, как делали отцы?

   Учились бы на старших глядя:

   Мы, например, или покойник дядя,

   Максим Петрович: он не то на серебре,

   На золоте едал; сто человек к услугам;

   Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; *

   Век при дворе, да при каком дворе!

   Тогда не то, что ныне,

   При государыне служил Екатерине.

   А в те поры все важны! в сорок пуд...

   Раскланяйся - тупеем * не кивнут.

   Вельможа в случае * - тем паче,

   Не как другой, и пил и ел иначе.

   А дядя! что твой князь? что граф?

   Сурьезный взгляд, надменный нрав.

   Когда же надо подслужиться,

   И он сгибался вперегиб:

   На куртаге * ему случилось обступиться;

   Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

   Старик заохал, голос хрипкой;

   Был высочайшею пожалован улыбкой;

   Изволили смеяться; как же он?

   Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

   Упал вдругорядь - уж нарочно,

   А хохот пуще, он и в третий так же точно.

   А? как по вашему? по нашему - смышлен.

   Упал он больно, встал здорово.

   Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?

   Кто слышит при дворе приветливое слово?

   Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

   Максим Петрович! Шутка!

   В чины выводит кто и пенсии дает?

   Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, - нутка!

  

   Чацкий

  

   И точно, начал свет глупеть,

   Сказать вы можете вздохнувши;

   Как посравнить да посмотреть

   Век нынешний и век минувший:

   Свежо предание, а верится с трудом,

   Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

   Как не в войне, а в мире брали лбом,

   Стучали об пол не жалея!

   Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

   А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

   Прямой был век покорности и страха,

   Все под личиною усердия к царю.

   Я не об дядюшке об вашем говорю;

   Его не возмутим мы праха:

   Но между тем кого охота заберет,

   Хоть в раболепстве самом пылком,

   Теперь, чтобы смешить народ,

   Отважно жертвовать затылком?

   А сверстничек, а старичок

   Иной, глядя на тот скачок,

   И разрушаясь в ветхой коже,

   Чай приговаривал: "Ax! если бы мне тоже!"

   Хоть есть охотники поподличать везде,

   Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;

   Недаром жалуют их скупо государи.


  1. Выпишите 10 или больше афоризмов (крылатых выражений из текста). Объясните, в какой ситуации они используются.


3) Доклад «А.С. Грибоедов – литератор и дипломат» (Андрей Л.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 23 октября icon Новая литература в библиотеке мбоу «имц»
В течение октября 2013 года в библиотеку мбоу «имц» поступили новые книги. Предлагаем список этих книг
Литература 23 октября icon Новости региональной площадки
Он уже имеет историю, поскольку впервые был учрежден 29 сентября в 1965 году. В эпоху Советского Союза этот профессиональный праздник...
Литература 23 октября icon Министерства Юстиции Российской Федерации По Новосибирской области
Декаде пожилых людей: День мудрости и благородства – 1 октября, Международный день учителя – 6 октября; Декаде инвалидов. Эти мероприятия...
Литература 23 октября icon Информационное письмо
Дом»), Всероссийским Музеем А. С. Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014...
Литература 23 октября icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Литература 23 октября icon Разин С. Ю. Ментальность крестьянства как доминанта политической борьбы в 1905-1907 гг
«генеральной репетиции Октября» посвящена обширная литература, вопрос о роли крестьянской ментальности в событиях 1905-1907 гг изучен...
Литература 23 октября icon «Санкт-Петербург, Пушкин, Лермонтов и мировая культура»
Дом»), Всероссийским Музеем А. С. Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014...
Литература 23 октября icon В период с 22 по 26 октября прошел школьный этап Всероссийской олимпиады...
В период с 22 по 26 октября прошел школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
Литература 23 октября icon Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
Литература 23 октября icon Литература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции