Литература 23 октября




Скачать 85.31 Kb.
НазваниеЛитература 23 октября
Дата публикации29.09.2014
Размер85.31 Kb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Лекции > Литература
Литература 23 октября

Занятие 5 Имя ………….


Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795 года[1], Москва — 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) — русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Статский советник (1828) [2].

Грибоедов известен как homo unius libri — писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

Грибоедов родился в Москве в 1795 году в обеспеченной родовитой семье. Предок А.С. Грибоедова, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII в. переселился из Польши в Россию. Его сын Фёдор Иванович стал писаться Грибоедовым; при царе Алексее Михайловиче он был разрядным дьяком и одним из пяти составителей „Уложения“, т.е. свода законов. Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814). Мать — Анастасия Фёдоровна Грибоедова (1768—1839).

По свидетельству родственников, в детстве Грибоедов был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 1803 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним мальчиком, он поступил в университет. Александр Сергеевич окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим университет в 15 лет.

В 1810 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.

Летом 1812 года, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование[4]. С. Н. Бегичев[5] пишет [6]:

Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» — князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве.

В конце 1814 Грибоедов приезжает в Петербург, знакомится и сближается с кружком «младших архаистов», где он почерпнул идею создания национального искусства, стремление к высокости и естественности стиля.

С 1817 служил в Министерстве иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с Пушкиным.

С 1818 служил секретарём русской миссии в Тегеране, с 1822 в Тифлисе — секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.



Гибель в Персии

Иностранные посольства располагались не в столице, а в
Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа религиозных исламских последователей разгромила русскую дипломатическую миссию, и все её члены были убиты, кроме секретаря Мальцова. Толпа ворвалась в дом, грабя и разрушая все вокруг. Грибоедов, как считается, дабы спрятаться залез в каминную трубу ,но не пролез и застрял затем его нашли и убили. Его тело еще долго терзала разъярённая толпа. Обстоятельства погрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Тело Грибоедова доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

Комедия «Горе от Ума»
История создания

По свидетельству С. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник в 1816 г., работал над ней он с 1820 по 1824гг. В печати при жизни Грибоедова появлялись лишь отрывки в сильно измененном по соображениям цензуры виде. Это не помешало ее популярности – она расходилась в списках, ее знали наизусть. В 1831г. Вышло 1-е издание пьесы, и лишь в 1862 г. – полное издание.
Смысл названия

Первоначальное название – «Горе уму». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить – отсюда и драматический конфликт. Во втором варианте – ум сам навлекает на себя горе и поэтому смешон.
Художественные особенности

Пьеса написана в жанре комедии. Однако изображенные события соответствуют этому жанру лишь формально (один человек противостоит обществу и смешон, когда не находит поддержки).

Автор использует стихотворную форму, а также обогащает язык комедии афоризмами, ставшими впоследствии крылатыми выражениями.

Приемы комедии классицизма: сохранены три обязательных единства (единство времени, места и действия), но характеры персонажей реалистичны.

С одной стороны, персонажи – конкретные люди, с другой – это знаковые фигуры:

Фамусов – символ устойчивости и благополучия материальной основы бытия.

Чацкий – символ борьбы против безнравственности общества, символ романтического протеста.

Молчалин – символ посредственности и согласия с большинством.
Сюжет и композиция

Экспозиция – 1 действие (1-6 явления): знакомство с хозяином, его дочерью Софьей, слугами, секретарем Молчалиным. Описание обстановки и нравственных устоев; первые характеристики персонажей.

Завязка – 1 действие (с 7-го явления): после приезда Чацкого происходит расстановка сил, и дальше действие развивается по 2-м направлениям: конфликт личный и конфликт общественный.

Развитие действия

Личный конфликт: 2 действие: Чацкий пытается узнать, нет ли здесь жениха какого.

3 действие: Чацкий хочет добиться признания Софьи.

Общественный конфликт: 2 действие: обличение фамусовского общества (монолог Чацкого «А судьи кто?»)

3 действие: бал в доме Фамусова, приезд гостей; рождение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.

Кульминация

Личный конфликт: 4 действие: прозрение героя – Чацкий понимает, кого ему предпочла Софья.

Общественный конфликт: Чацкого объявляют сумасшедшим. Все танцуют, не обращая внимания на его речи. Чацкий одинок.

Развязка: Чацкий стремится вон из Москвы. Финал – открытый, развязки в полном смысле в пьесе нет, потому что нет конца противоборству «века нынешнего» и «века минувшего» и в жизни тоже.
Жанровое своеобразие

Черты комедии

  1. Комический прием несоответствия в изображении образов:

Фамусов – он является управляющим, но к своим обязанностям относится халатно. Говорит, что «монашеским известен поведеньем», а сам волочится за служанкой.

Скалозуб – его образ не соответствует уважению, которое он имеет в обществе.

Молчалин – несоответствие мыслей и поведения.

  1. Показаны комические ситуации (разговор глухих, пародийные образы (Репетилов)).

  2. Язык комедии (разговорный, остроумный, легко запоминающийся).


Черты драмы

  1. Драматический конфликт героя и общества.

  2. Трагедия любви Чацкого.

Вывод: В пьесе присутствуют элементы комедии и драмы. Это первая грустная комедия в русской литературе. Чацкий – 1-й типичный русский герой – страдающий, ищущий. Таких героев в русской литературе стали называть «лишними людьми».
Домашняя работа

  1. выучите монолог Чацкого или Фамусова наизусть



Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!

   Спросили бы, как делали отцы?

   Учились бы на старших глядя:

   Мы, например, или покойник дядя,

   Максим Петрович: он не то на серебре,

   На золоте едал; сто человек к услугам;

   Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; *

   Век при дворе, да при каком дворе!

   Тогда не то, что ныне,

   При государыне служил Екатерине.

   А в те поры все важны! в сорок пуд...

   Раскланяйся - тупеем * не кивнут.

   Вельможа в случае * - тем паче,

   Не как другой, и пил и ел иначе.

   А дядя! что твой князь? что граф?

   Сурьезный взгляд, надменный нрав.

   Когда же надо подслужиться,

   И он сгибался вперегиб:

   На куртаге * ему случилось обступиться;

   Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

   Старик заохал, голос хрипкой;

   Был высочайшею пожалован улыбкой;

   Изволили смеяться; как же он?

   Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

   Упал вдругорядь - уж нарочно,

   А хохот пуще, он и в третий так же точно.

   А? как по вашему? по нашему - смышлен.

   Упал он больно, встал здорово.

   Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?

   Кто слышит при дворе приветливое слово?

   Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

   Максим Петрович! Шутка!

   В чины выводит кто и пенсии дает?

   Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, - нутка!

  

   Чацкий

  

   И точно, начал свет глупеть,

   Сказать вы можете вздохнувши;

   Как посравнить да посмотреть

   Век нынешний и век минувший:

   Свежо предание, а верится с трудом,

   Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

   Как не в войне, а в мире брали лбом,

   Стучали об пол не жалея!

   Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

   А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

   Прямой был век покорности и страха,

   Все под личиною усердия к царю.

   Я не об дядюшке об вашем говорю;

   Его не возмутим мы праха:

   Но между тем кого охота заберет,

   Хоть в раболепстве самом пылком,

   Теперь, чтобы смешить народ,

   Отважно жертвовать затылком?

   А сверстничек, а старичок

   Иной, глядя на тот скачок,

   И разрушаясь в ветхой коже,

   Чай приговаривал: "Ax! если бы мне тоже!"

   Хоть есть охотники поподличать везде,

   Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;

   Недаром жалуют их скупо государи.


  1. Выпишите 10 или больше афоризмов (крылатых выражений из текста). Объясните, в какой ситуации они используются.


3) Доклад «А.С. Грибоедов – литератор и дипломат» (Андрей Л.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 23 октября iconНовая литература в библиотеке мбоу «имц»
В течение октября 2013 года в библиотеку мбоу «имц» поступили новые книги. Предлагаем список этих книг

Литература 23 октября iconНовости региональной площадки
Он уже имеет историю, поскольку впервые был учрежден 29 сентября в 1965 году. В эпоху Советского Союза этот профессиональный праздник...

Литература 23 октября iconМинистерства Юстиции Российской Федерации По Новосибирской области
Декаде пожилых людей: День мудрости и благородства – 1 октября, Международный день учителя – 6 октября; Декаде инвалидов. Эти мероприятия...

Литература 23 октября iconИнформационное письмо
Дом»), Всероссийским Музеем А. С. Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014...

Литература 23 октября iconМесто предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...

Литература 23 октября iconРазин С. Ю. Ментальность крестьянства как доминанта политической борьбы в 1905-1907 гг
«генеральной репетиции Октября» посвящена обширная литература, вопрос о роли крестьянской ментальности в событиях 1905-1907 гг изучен...

Литература 23 октября icon«Санкт-Петербург, Пушкин, Лермонтов и мировая культура»
Дом»), Всероссийским Музеем А. С. Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014...

Литература 23 октября iconВ период с 22 по 26 октября прошел школьный этап Всероссийской олимпиады...
В период с 22 по 26 октября прошел школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Литература 23 октября iconПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

Литература 23 октября iconЛитература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции