Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет




Скачать 0.65 Mb.
Название Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет
страница 1/4
Дата публикации 28.09.2014
Размер 0.65 Mb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Лекции > Пояснительная записка
  1   2   3   4
ПРИМЕР ПРОГРАММЫ

ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-18 ЛЕТ


Структура программы



  1. Пояснительная записка (обоснование актуальности, нормативное обеспечение программы, концептуальное обоснование, цели, задачи, принципы, ожидаемые результаты.

  2. Содержание программы по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников (Направления работы, основные мероприятия по направлениям).

  3. Мониторинг программы по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников.

  4. Приложения (Рекомендуемый список (по предметам) литературы и Интернет-ресурсов по развитию интеллектуальной одаренности.

1. Пояснительная записка
Актуальность программы. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми. Проблема детской одаренности и ее развития решаются на самых высоких уровнях. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определена необходимость построения системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. В документе предусматривается реализация системы мер по созданию благоприятных условий в стране для развития и обучения одаренных детей, которые позволят им самореализоваться, а государству и обществу своевременно использовать творческие возможности и уникальные результаты их деятельности.

Динамика социально-экономической и общественной жизни Республики Хакасия, свидетельствует о возрастающей необходимости анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов, среди которых важное место занимает проблема детского образования и детской одаренности. В настоящее время в региональной системе образования работу с одаренными и талантливыми детьми осуществляют многие образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования. Систематически проводятся олимпиады (в том числе школьный, муниципальный и региональный этапы всероссийской олимпиады школьников), различные конкурсы творческих работ учащихся, в ходе которых выявляется большое количество талантливых и одаренных детей в различных областях и видах деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, негативные тенденции в развитии интеллектуальной одаренности школьников Республики Хакасия.

Комплексный анализ итогов регионального этапа всероссийской олимпиады школьников отражает нестабильность результатов команд школьников муниципальных образований и позволяет сделать вывод об отсутствии системы подготовки талантливых и одаренных школьников практически во всех территориях РХ. В связи, с чем трудно определить «сильное» ОУ или муниципалитет, который готовит школьников к конкретному предмету. Призерами и победителями становятся старшеклассники, готовящиеся по выбранным предметам для поступления в вуз. Успешность выполнения заданий на региональном этапе определяется наличием и количеством победителей (выполнением 51% заданий). Отсутствуют победители в течение 2013 и 2014 гг. по предметам: математика, русский язык, экономика; произошло снижение количества победителей по предметам: английский язык, история, право, информатика. Увеличение количества победителей по предметам: технология, МХК, физика. По остальным предметам количество победителей осталось на уровне 2013 г.

Преодолели проходной балл, и вышли на заключительный этап ВсОШ в 2014 г. 6 участников регионального этапа по 4 предметам ; в 2013 г. – 9 участников по 6 предметам. Призером заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013 г. стал 1 человек (французский язык), в 2014 г. среди призеров заключительного этапа школьников Хакасии нет.

В то же время нужно отметить, что более весомых побед одарённые школьники Хакасии добиваются в межрегиональных и всероссийских мероприятиях художественно-эстетической и спортивной направленности. Согласно данным Министерства образования и науки Республики Хакасия 86% школьников, участвующих в таких соревнованиях становятся призерами и победителями [4].

В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала Республики Хакасия необходимо использовать возможности дополнительного образования детей не только для развития спортивного и художественного творчества, но и для развития интеллектуальной одаренности школьников.

Реализация данной задачи обусловила необходимость разработки примерной программы для учреждений дополнительного образования детей (далее – УДОД) по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности у школьников 13-18 лет. Данная программа рекомендована для использования педагогами дополнительного образования и направлена на создание системы выявления и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной деятельности в учреждении дополнительного образования детей.

Нормативное обеспечение программы. Нормативной базой программы являются стратегические документы, определяющие развитие системы образования как федеральные, так и региональные:

  • Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 г.;

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271;

  • Долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РХ от 23 ноября 2010 г. N 596.

Концептуальное обоснование. Концептуальное содержание программы основывается на положениях «Рабочей концепции одаренности» (2003) и модели интеллектуальной одаренности М.А. Холодной.

Согласно «Рабочей концепции одаренности» одаренность понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» (Д. Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская «Одаренность: природа и диагностика») является исходным для понимания природы одаренности. Следовательно, интеллектуальная одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях выполнения интеллектуальной деятельности. М. А. Холодная отмечает, что «интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.»

Цель программы:

Обеспечение условий для выявления и развития интеллектуальной одаренности у школьников 13-18 лет средствами дополнительного образования детей.
Задачи программы:

  1. Организация взаимодействия учреждения дополнительного образования детей (далее – УДОД) с образовательными организациями Республики Хакасия (города, села, района) по выявлению интеллектуально одаренных школьников 13-18 лет.

  2. Совершенствование методической базы для организации работы по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности у школьников 13-18 лет

  3. Внедрение в образовательный процесс дополнительного образования детей инновационных технологий развития интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет.

  4. Привлечение специалистов высшего профессионального образования к дополнительному образованию интеллектуально одаренных школьников 13-18 лет.

  5. Создание в УДОД системы мониторинга развития интеллектуально одаренных школьников 13-18 лет.

  6. Расширение возможностей для участия интеллектуально одаренных школьников в региональных, всероссийских олимпиадах, конференциях и конкурсах;

  7. Стимулирование интеллектуальной деятельности одаренных детей


Согласно «Рабочей концепции одаренности» к общим принципам обучения одаренных детей относят:

- Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

- Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
Ожидаемые результаты:

  1. Организация совместной деятельности учреждений дополнительного образования детей с образовательными организациями Республики Хакасия (города, села, района) по выявлению интеллектуально одаренных школьников 13-18 лет.

  2. Создание банка методической продукции для организации работы по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности у школьников 13-18 лет

  3. Разработка и внедрение в образовательный процесс дополнительного образования детей инновационных технологий развития интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет (компетентностные олимпиады, предметно-практические лаборатории, реальные и виртуальные тренажеры, интернет карусель, творческое многоборье и др.).

  4. Расширение спектра программ и форм по организации обучения интеллектуально одаренных детей, а также форм, направленных на выявление и привлечение одаренных школьников в систему подготовки к олимпиадам, интеллектуальным соревнованиям, конференциям, конкурсам.

  5. Повышение профессиональной компетентности специалистов дополнительного образования детей в направлении поддержки интеллектуально одаренных школьников.

  6. Распространение опыта УДОД по созданию условий для реализации потенциала интеллектуально одаренных школьников.


2. Содержание программы по выявлению и развитию

интеллектуальной одаренности школьников

Направления работы с одаренными детьми:

- кадрово-методическое обеспечение программы по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников;

- организация образовательной деятельности по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников;

- творческое развитие интеллектуально одаренных школьников;

- работа с родителями интеллектуально одаренных школьников.
Кадрово-методическое обеспечение.

При организации работы с интеллектуально одаренными детьми эффективным будет привлечение к работе с одарёнными детьми профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей.

Педагог, работающий с одаренными детьми должен обладать рядом характеристик и владеть набором специфических умений. Савенков А.И. выделяет специфически педагогические способности и умения [8]:

  • Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.

  • Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, делая ее проблемой самих детей.

  • Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.

  • Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

  • Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.

  • Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений.

  • Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам.

  • Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

  • Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь заканчивать проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

  • Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.


Основные мероприятия кадрово-методического обеспечения.



  1. информационно-методическое обеспечение:

    • определение необходимых ресурсов в УДОД для реализации программы по выявлению и развитию интеллектуально одаренных детей (кадровых, материально-технических, научно-методических, информационных);

    • разработка системы взаимодействия УДОД с образовательными учреждениями города, села, района по выявлению интеллектуально одаренных детей и привлечению их к образовательной деятельности в УДОД с целью развития способностей и одаренности;

    • формирование базы данных об интеллектуально одаренных детях в городе, селе, районе;

    • привлечение специалистов высшего профессионального образования к работе с интеллектуально одаренными детьми;

    • разработка учебных планов, в том числе индивидуальных, программ дополнительного образования детей для развития интеллектуальной одаренности;

    • разработка карт педагогического наблюдения за динамикой развития и достижений интеллектуально-одаренного ребенка;

    • проведение сравнительного анализа работы УДОД по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности детей (1 раз в полугодие)

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов:

  • проведение научно-методических мероприятий (семинаров, конференций) по проблемам работы с интеллектуально одаренными детьми;

  • повышение квалификации через курсовую подготовку педагогов, педагогов-психологов, работающих с интеллектуально одаренными детьми

3. Внедрение инновационных педагогических технологий:

  • создание методической копилки, включающей, учебные пособия, рекомендации, авторские разработки и т.п., по проблеме выявления и развития интеллектуально одаренных детей;

  • разработка образовательно-методических комплексов по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности;

  • апробация и внедрение инновационных форм работы: Интернет-карусели, компетентностная олимпиада, творческое многоборье и других;

  • создание условий для внедрения в образовательную практику УДОД методов активизации творческих способностей: ТРИЗ, мозговой штурм, интеллект-карты и т.п.


Организация образовательной деятельности по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников
Согласно модели М.А. Холодной развитие интеллектуальной одаренности должно быть направлено на развитие четырех типов интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили [10].

Характеристика интеллектуальных способностей определяет направления, содержание и формы работы по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет (см. Приложение 1).

Основные мероприятия образовательной деятельности по программе выявления и развития интеллектуально одаренных детей:

  • Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей (предложить Кемерово);

  • Организация занятий с интеллектуально одаренными детьми, направленными на развитие четырех типов интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили;

  • Организация исследовательской деятельности;

  • Оформление портфолио каждого ребенка;

  • Участие в проектах, конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях различных уровней;

  • Реализация индивидуальных образовательных программ;

  • Организация и проведение в УДОД предметных недель, декад;

  • Организация работы научного общества учащихся, исследовательской деятельности школьников;

  • Проведение творческих конкурсов: Интернет-каруселей, творческого многоборья, компетентностной олимпиады;

  • Информирование школьников о конкурсах, олимпиадах, конференциях, регионального и российского уровней;

  • Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, республиканской научно-практической конференции, Катановских чтениях, конкурсе Вернадского.

Для организации занятий с интеллектуально одаренными школьниками в УДОД педагоги реализуют программы, которые не повторяют школьный курс, а выходят за рамки изучаемого предмета в общеобразовательной школе. Практические занятия составляют от 50% до 80% изучаемого материала в зависимости от выбранного направления. Количество занятий: 1 год обучения - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа); 2 и последующие года обучения – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа).

Реализуемые программы строятся с учетом вертикального обогащения содержания образования, которые направлены на развитие детской одаренности (савенков Психология детской одаренности). Инновационные педагогические технологии работы с интеллектуально одаренными детьми в образовательной деятельности УДОД (Интернет-карусель, творческое многоборье, компетентностная олимпиада) расширяют возможности педагогического воздействия на мотивационную и волевую сферу интеллектуально одаренного ребенка, дают возможность реализации межпредметных связей, применения теоретических знаний на практике, развивают творческие способности детей.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы для организации работы с интеллектуально одаренными школьниками в УДОД составлена на основе материалов Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, разработанных центральными предметно-методическими комиссиями (см. Приложение 2).

Приложение 2
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в рамках программы дополнительного образования по мультипликации
Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов издательства «Владос» 2011г под ред....
Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников
Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Солнечная детская...
Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Заседание республиканской научно-методической секции заместителей...
Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи
Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Дополнительного образования детей
Изучение данного предмета дает возможность приобщения детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения. В тесной...
Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Программа «Игровая экология» для детей 6-8 лет срок реализации 1...

Пример программы для учреждений дополнительного образования детей по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников 13-18 лет icon Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник»
Разработана на основе программы «Юный художник» авторов В. И. Лейбсона, Л. Н. Овчинниковой, В. Н. Петухова, опубликованной в сборнике...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции