Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №11 «Машенька»
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Крауялис Надежда Анатольевна
Номинация: Методические разработки
«Использование перспективного тематического планирования
в работе педагога дошкольного учреждения
для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)»
г. Сургут 2014
Важная роль в повышении качества и эффективности воспитания и обучения в дошкольных учреждениях принадлежит планированию. Предлагаемая система тематического планирования основной целью ставит реализацию задач с учётом возрастных, физических, психологических, интеллектуальных возможностей детей, видение перспективы, преемственности индивидуальных и фронтальных форм работы
Одним из условий использования системы это межпредметные связи, т.е. объединение, подчинение различных разделов Программы определённой теме, подведение результатов обучения к логической завершённости.
При создании системы использовались основные принципы дидактики: интерес к деятельности, её мотивация, наглядность, доступность материала, его систематизация. Глубина усвоения материала каждым ребёнком по всем разделам Программы зависит от создания условий, при которых у детей формируются следующие умения: наблюдать и осмысливать окружающий мир, явления природы, закономерности их развития; в процессе ознакомления с окружающей действительностью развивается способность сравнивать, обобщать, анализировать; развивать нравственные и эстетические представления в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной).
Достоинства предлагаемой системы видятся в том, что педагоги на интересном, доступном материале в течение одной недели имеют возможность не только дать детям определённый круг знаний, но и углубить усвоение материала каждым ребёнком, привлекая индивидуальные и фронтальные формы, родительский коллектив к выполнению несложных домашних заданий в разнообразных формах.
Принцип системности и взаимосвязи разделов Программ реализуется в перспективном плане на неделю, месяц, учебный год. Предлагаемая система поможет педагогу изложить материал в плане так, чтобы восприятие ребёнком программного материала проходило осознанно и осмысленно.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на учебный год
для СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Лексические темы
|
Познание
|
Коммуникация Чтение
Худ . литературы
|
Рисование
|
Лепка. Аппликация
|
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование целостной картины мира.
|
Формирование элементарных математических представлений
|
СЕНТЯБРЬ
|
Детский сад.
2.09-6.09
|
№1. « В нашем детском саду».
О.А Новиковская стр.7
П/с: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи.
Развиваем математические навыки. знакомим детей с предлогом «между»; развиваем слуховое внимание и память — улавливать шепотную речь, запоминать звукоподражания;
развиваем моторную память — умение через некоторое время воспроизвести самостоятельно пальчиковые позы и движения;
|
№1 «Один и много, сравнение множеств, и установление соответствий между ними. Большой и маленький. Круг».
Колесникова
П/с: Закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много; считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приемами счета; считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;
сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними;
учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
|
№2 Беседа «Детский сад»
Затулина стр.94
П/с: Знакомить детей с профессиями людей, работающих в д/с. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о профессиях, учить отвечать на вопросы и задавать их. Развивать память, внимания, интонационную выразительность речи. Формировать интерес к людям разных профессий, любовь к своему д/саду.
|
№1 "Посмотри в окошко"
Лыкова стр. 18
П/с: Учить детей рисовать
простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета - рассматривание вида из окна. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке
|
№1 Комарова стр.46 «Красивые флажки»
Аппликация.
П/с: Учить детей действовать ножницами: правильно держать, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.
|
Игрушки.
09.09-13.09
|
№3. «Игрушки» - рассказывание об игрушках.
Затулина стр.4
П/с: Учить детей рассматривать игрушки, рассказывать о них, называя цвет, форму, материал и его качества, свойства. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о предметах. Развивать внимание, наблюдательность, память, умение употреблять в речи сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
1."Пирамидка."-
С.В. Соколова
"Оригами для самых маленьких" стр.51
|
№2 «Сравнение чисел 3-4, счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Слева, справа»
П/с: Учить считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемами счета; считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов;
закреплять знания о времени года (осень);
продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе;
учить ориентироваться на листе бумаги;
формировать навык самоконтроля и самооценки
|
№4 «Описание игрушек кошки и собаки». Ушакова стр. 104
П/с: Учить составлять рассказ об игрушках с описанием внешнего вида. Активизировать слова, обозначающие действия и состояние, согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, учить вслушиваться в звучание слов.
|
№2 ."Весёлые матрёшки"
Лыкова стр 106.
П/с: Познакомить с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления одежды. Воспитание интереса к народной культуре.
2.»Моя любимая кукла».
Комарова стр.74
П/с: Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки. Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры, их относительную величину. Учить рисовать крупно, во весь лист.
|
№2 "Игрушечный мишка"- лепка.
Швайко. стр.73
П/с: Учить детей лепить животное из трех разных по форме частей, соблюдать приблизительные пропорции между частями; передавать несложное движение лап мишки; закреплять приемы скатывания, раскатывания, расплющивания, соединения частей приемом примазывания; использовать стеку для прорисовки деталей и разрезания пластилина.
|
Здравствуй, осень.
16.09-20.09
|
№5 «Осенняя картинка». Новиковская стр.16
П/с: Систематизировать представления о временах года, знакомим с признаками осени, названиями осенних месяцев; учим составлять коллективный рассказ по картине;
развиваем моторную память, слуховое и зрительное внимание, память,
учим различать близкие по звучанию звуки, произносить звуки [с] и [ш]; развиваем общую и мимическую моторику, умение сочетать речь сдвижением
|
№3 «Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат (находить среди множества фигур)»
П/с: Учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;
закреплять умение считать предметы (в пределах 5);
продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи; учить выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку; закрепить знания о геометрической фигуре квадрат; формировать представление, что квадраты могут быть разного размера;
развивать зрительное
внимание;
|
№6 .Чтение рассказа «Осень в лесу»
И. Соколов-Микитов Затулина стр.30
П/с: Познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь. Развивать внимание, память, познавательные интересы. Воспитывать любовь к родной природе.
|
№3 "Золотая осень" Комарова стр.49.
П/с: Учить изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки. Закреплять технические умения. Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество.
|
№3"Золотая осень"-
Новикова стр15
"Аппликация в ср. гр."
П/с: Упражнять детей в дифференциации предметов по форме. Вызвать у детей желание передать красоту осенней природы, развивать эстетическое восприятие. Развивать моторику пальцев рук
Новикова стр15
Аппликация. "Узор на полоске".
П/с: Развивать ориентировку в форме изображения, чувство ритма и глазомер, выбирать нужные листочки в соответствии с образцом или собственным замыслом.
|
Огород. Овощи.
23.09-27.09
|
№7 «В гостях у Чипполино».
Новиковская
П/с: Знакомить с названиями овощей;
расширяем словарь за счет имен существительных, прилагательных,
учить детей согласовывать имена существительные с числительными, развивать слуховое внимание-умение подбирать рифмы;
развивать зрительное внимание—умение находить контур конкретного овоща среди пяти наложенных один на другой контуров овощей.
|
№4 «Счет по образцу, сравнение чисел (4-5). Части суток. Слева, в середине, справа».
П/с: Продолжать учить считать предметы до 5,
упражнять в сравнении двух групп предметов;
учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет;
учить устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов;
закреплять представления О частях суток;
продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа)
|
№8 ."Овощи" Ю. Тувим- рассматривание предметов.
Затулина стр28
П/с: Продолжать учить различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки, группировать по одному признаку. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний об овощах.
Развивать наблюдательность, мышление, память, интонационную выразительность. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения
|
№4 «Помидор, огурец».
Швайко стр.11
П/с: Учить детей изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать два предмета на листе бумаги; закреплять приемы закрашивания предметов красками.
|
№4 Лепка
"Большие и маленькие морковки."
Комарова стр.46
П/с: Учить детей лепить предметы удлинённой формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить предметы большие и маленькие. Обращать внимание на результат.
|
ОКТЯБРЬ
|
Сад. Фрукты.
30.10- 04.10
|
№9. «В саду у Вишенки». Новиковская стр. 24
П/с: Знакомить детей с фруктами; расширять словарь детей за счет имен существительных, учим строить предложения с однородными членами; составлять рассказ по картинному плану;
развивать слуховое внимание — умение подбирать рифмы;
развивать зрительное внимание и конструктивные навыки — умение складывать разрезную картинку из четырех частей, узнавать фрукты по части их изображения;
1."Груша"-оригами. Соколова С.В. стр.14
|
№5 «Счет по образцу, сравнение чисел 4 -5. Части суток. Слева, в середине, справа».
П/с: Учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1; учить писать цифру 1, используя образец;
находить цифру 1 среди множества других цифр;
закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине);
учить понимать последовательность расположения геометрических фигур; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.
|
№10. « Составление описательного рассказа о фрукте». Д./у «Что из чего».
Гербова стр.38
П/с: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи.
|
№5 «На яблоне поспели яблоки».
Комарова стр.46
П/с: Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него ветви, длинные и короткие. Учить передавать образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования карандашами. Учить быстрому рисованию листвы. Подводить детей к эмоциональной оценке своих работ.
|
№5 "Фрукты для компота."-аппликация. Петров И.М. стр.13
П/с: Учить детей вырезать из бумаги, сложенной пополам и по диагонали, срезать углы, закругляя, красиво располагать изображения на листе бумаги. Учить доводить начатое до конца.
|
Лес. (Грибы. Ягоды. Деревья.)
07.10-11.10
|
№11 «В гостях у Лесовичка».
Новиковская стр.29
п/с: знакомим с названиями грибов и ягод;
активизируем наблюдательность;
расширяем словарь за счет прилагательных, а также антонимов, учим образовывать прилагательные от существительных
уточняем значение предлогов «на», «под», «за», «между», «перед» и «около»; учим выполнять работы по лепке и аппликации, учим сочетать речь с движением.
Ёлочка с грибами"-"Оригами для дошкольников" Соколова С.В. стр.16.
|
№6 «Счет по образцу, сравнение чисел 4-5. Части суток. Слева, в середине, справа».
П/с: Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки. закрепить знание о цифре 1;
учить соотносить цифру с количеством предметов;
учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
|
№12 «Заучивание стихотворения» Г.Новицкая «Тишина»
Гавриш стр.59
П/с: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи.
2.Деревья и кустарники на участке детского сада.
Горбатенко стр. 44
|
№6 "Кисть рябинки, гроздь калинки". Лыкова стр.46
П/с: Учить детей рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиком, а листок приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.
"Развесистое дерево"
Комарова Т.С. стр.62
|
№6 .Лепка." Грибы" "Лепка в д/с"
Грибовская А.А. стр.20
П/с: Учить детей подбирать пластилин нужного цвета, делить его на части. Раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями, придавая нужную форму, соединяя детали между собой. Учить добиваться результата. Воспитывать навык самоанализа.
|
|