Эффективный урок проблемы и направления оптимизации




Скачать 0.56 Mb.
Название Эффективный урок проблемы и направления оптимизации
страница 1/4
Дата публикации 22.09.2014
Размер 0.56 Mb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Лекции > Урок
  1   2   3   4
Материалы лекций МБОУ «Гатчинская НОШ №5» -базовой школы Федеральной стажировочной площадки по реализации новых ФГОС, школы - лаборатории ГАОУ ДПО «Ленинградский областной

институт развития образования» по вопросам обновленного

содержания образования

Лектор: Терентьева Светлана Тимофеевна,

директор МБОУ «Гатчинская НОШ № 5»


Тема: Эффективный урок – проблемы и направления оптимизации. Логика и самоанализ современного урока
Так уж устроено человеческое общество, что мы - люди постоянно взаимодействуем друг с другом, решая различные вопросы, ставя новые задачи, порой ежедневно встречаясь с проблемами. «Как усовершенствовать уже созданный компьютер или телефон?», «Как найти кратчайший путь от дома до работы, чтобы сэкономить время в пути?», «Что (и как) предпринять, чтобы сплотить коллектив сотрудников для решения поставленных целей и задач организации?», наконец, «Как приготовить новое вкусное праздничное блюдо?»… Очевидно, что человек вне деятельности существовать не может.

Деятельность – это психическая активность человека. Взаимодействуя в мире, каждый из нас, вовсе не задумываясь об этом, но проходит определенные этапы деятельности, которые сопровождаются на подсознательном уровне рядом вопросов, психическими процессами, постановкой цели деятельности, определением ее предмета, выбором методов, способов, средств, состава действующих операций.



2.Планирующий этап

Вопросы-действия Психический процесс

  • «цель» - зачем делать?, мобилизация - концентрация на

  • «предмет» - что делать?, проблеме: внимание, память,

  • «метод» и «средства» - чем?, мышление;

как?, что для этого надо?, где..? анализ, синтез

  • «способ выполнения действия

и операции» - что в итоге?

  • т.д.


Таким образом, категории деятельности каждого из нас можно рассмотреть в соотношении структурного этапа и компонентов деятельности на нем.

При этом в процесс деятельности человека включаются его базовые компетентности.



Деятельностью человека руководит психика, а психика не работает по алгоритму. Становиться очевидным: чтобы человеку быть успешным, конкурентоспособным в современном мире, он не только должен владеть рядом компетентностей, определенными познаниями окружающего мира, но и умело применять их в различных областях, связанных с деятельностью в этом мире.

Базовые компетентности современного человека

  • информационная (умение искать,анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Проведем параллель между структурными этапами повседневной деятельности человека и знакомыми нам структурными этапами урока. Видим их аналогию.



Становится наглядно очевидным, почему новый стандарт предлагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной», при которой развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД =«УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ» (совокупность способов, приемов овладения учебным материалом).

Системно-деятельностный подход требует соблюдения определенных условий:

  1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

  2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

  3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).

  4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.

  5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Рассмотрим основные отличия традиционного обучения от развивающего на основе системно-деятельностного подхода.

Традиционное обучение

Развивающее обучение на основе

системно-деятельностного подхода

1) базируется на принципе доступности;

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности;

2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ п

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Отсюда становится очевидным, что организация учебной деятельности на уроке должна быть построена с опорой :

  • на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;

  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;

  • на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;

  • на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

А это в свою очередь предъявляет определенные требования к деятельности учителя:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений, определять ближайшие задачи и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе (учебное сотрудничество, сотворчество).

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Итак, сравнительная характеристика традиционного и современного урока опирается на следующие основные позиции:

1.Изменение целевой установки урока: с «дать образование» на установку «образование как самореализация».

2. Изменение принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности (системно - деятельностный подход в обучении).

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».

«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» (Г.А. Цукерман).

3. Переход от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.

4. Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному (продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока).

5.Создание информационно-коммуникационной образовательной среды.

6. Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.

7. Персонализированная система контроля результатов, учитывающая индивидуальные возможности и цели каждого ученика (причём оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой). Введение ученического портфолио.

Как изменяются подходы к конструированию и анализу урока в условиях внедрения ФГОС НОО?

Принципиальным отличием современного подхода к уроку является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают его результат в разных плоскостях.

ГОС -2004 г.


Тема урока:
Умножение многозначных чисел на однозначное и двузначное число, 4 класс.
Цель урока:
Воспроизведение и коррекция знаний и умений по теме «Умножение многозначных чисел на однозначное и двузначное число».

  • Задачи урока:

  • Образовательные:

  • 1.Формировать:

  • - вычислительные навыки табличного и внетабличного умножения;

  • -навыки умножения на однозначное и двузначное число;

  • 2.Формировать умение решать задачи, пройденных типов;

  • Развивающие:

  • 1.Развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку, умение слушать.

  • 2.Развивать санитарно-гигиенические навыки.

  • 3. Осуществление профилактики утомляемости учащихся через выбор разнообразных форм самостоятельной работы и эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями, умениями, навыками.

  • Воспитательные:

  • 1.Воспитывать наблюдательность, внимание, повышать мотивацию к изучению математики.

  • 2. Организовать взаимодействие «Учитель-ученик» и «ученик-ученик»


ФГОС -2009 г.


Тема урока
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонения», раздел « Имя существительное».


Цель урока: совершенствовать умение учащихся правильно писать окончания имен существительных 1, 2 ,3 склонение.

Задачи урока:

  • I. Предметные.

  • 1. Систематизировать и закреплять умение писать окончания имён существительных 1,2,3 склонения.

  • 2.Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

  • 3. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни.

  • II. Метапредметные.

  • 1.ПознавательныеУУД:

  • - закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма

  • -формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

  • 2. Регулятивные УУД:

  • -формировать умение концентрировать внимание

  • -закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание

  • 3. КоммуникативныеУУД:

  • -формировать умение работать в группе, в паре

  • -учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

  • III. Личностные результаты

  • Формировать положительную мотивацию к обучению

  • Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету

  • Формировать чувство самоуважения у учеников

  • 4. Продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся



Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Становится очевидным необходимость пересмотра структуры урока, использования эффективных учебных средств на основе деятельности.

Основа деятельностного обучения – не пассивное восприятие учебного материала, а собственное действие, которое в дальнейшем может стать основой формирования в будущем самостоятельности ребенка. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Рассмотрим реализацию деятельностного подхода в структурной логике урока.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1-2 минуты;

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.

Как показала практика, важным моментом на этом этапе станет организационный момент, который включит детей в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу», выделит содержательную область познания через создание проблемной ситуации.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации - диалог, подводящий к теме - диалог.
На этапе постановки учебной задачи идет обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации - диалог, подводящий к теме - диалог.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.

V. Первичное закрепление.

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
Важным этапом станет первичное закрепление - проговаривание нового знания, запись его в виде опорного сигнала.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

Самоанализ и самоконтроль

Этап применения знаний и способов действий

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания

в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются

игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.

Это создаёт положительный эмоциональный фон,

способствует развитию у детей интереса к урокам
Включение нового знания в систему знаний, повторение и рефлексия деятельности способствуют осознанию обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценке результатов деятельности своей и всего класса.

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?
Заметим, что этапы могут изменяться в зависимости от типа урока.

Логика построения современного урока

Вывод: Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Итак, подводя итог сказанному, отметим, для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.



Значит, логика построения современного урока базируется, прежде всего, на деятельностном подходе к нему как учителя, так и ученика.

Деятельностная позиция учителя:

-глубокое знание индивидуальных возможностей учащихся,

-к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом;

-максимальное использование имеющихся знаний, – накопленный учебный опыт ученика – для решения новых образовательных целей и задач;

- правильный выбор методов, приемов, форм работы для эффективного включения в образовательную деятельность; эффективное понимание и запоминание учебного материала.



При этом позицией ученика становится:

за познание мира», (в специально организованных для этого условиях)

за познание мира», (в специально организованных для этого условиях)

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.



В итоге деятельностная позиция ученика выразится в его эмоционально-ценностной оценке «Я считаю так то….» (формирование мировоззрения) в его Оценочном действии – «Я умею! У меня получится!»

Цель образования в контексте ФГОС-2009

НЕТ!!!

* простой передаче знаний, умений, навыков от учителя к ученику

ДА!!!
*развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

А это возможно при условии переориентации цели образования на развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Поэтому основными дидактическими принципами такой учебной деятельности станут:

  • Принцип деятельности;

  • Принцип непрерывности;

  • Принцип целостности;

  • Принцип минимакса;

  • Принцип психологической комфортности;

  • Принцип вариативности;

  • Принцип творчества.

Анализ и самоанализ урока

В основе творческого труда учителя лежит умение планировать и анализировать свою педагогическую деятельность. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученик, во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Считаю, что при построении урока учителю не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. По крайней мере, то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у обучающихся. Ведь предметные результаты никто не отменял, они подлежат контролю и оценке. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности детей на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

В ходе наших многолетних изысканий в построении урока, мы пришли к выводу, что урок в процессе планирования и организации должен обязательно отвечать на вопросы:

-«какие данные внутри классной диагностики (ВКД) имею, подходя к планированию урока?;

-«какие результаты предполагаю получить, исходя из результативности предыдущего урока и психолого-педагогической диагностики класса?»,

-«что могу сделать для коррекции знаний учащихся?»,

-«как помочь детям успешно усвоить новый материал?»,

-«почему?», «зачем?», «с какой целью?» использую те или иные виды дифференцированных упражнений, заданий, методы, формы, приемы, помогающие решить поставленные цели и задачи;

-«какие результаты получились и почему?» (исходя из результативности данного урока и психолого-педагогической диагностики класса),

-«какие ближайшие задачи, цели поставил урок по усвоению новых знаний и коррекции имеющихся?».



Имея на вооружении эту диагностику, учитель подойдет к планированию и самоанализу урока осознанно, а самоанализ не превратиться в хаотичное перечисление видов упражнений, форм, методов, приемов работы на уроке, а станет логически выстроенной моделью. Наконец, диагностика поможет педагогу осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся.

За время сотрудничества с ГАОУ ДПО «ЛОИРО» по апробации различных УМК учителями школы систематически транслировались открытые уроки для учителей школы, района, области, важным в этой работе было не только отражение в уроке авторских идей, но и правильный самоанализ урока.

Урок должен строиться на основе глубокого знания индивидуальных возможностей ребенка, для того, чтобы правильно выбрать те методы, приемы, формы работы, которые будут способствовать эффективному пониманию и запоминанию учебного материала, позволят максимально использовать имеющиеся знания – накопленный учебный опыт ученика – для решения новых образовательных целей и задач.

С 1999 года, по мере того, как развивались службы сопровождения ребенка в УВП, НОШ и МДОУ определили форму карты «Индивидуального развития ребенка в ДОУ», которая с опытом работы совершенствовалась и стала единой для всех трех МДОУ микрорайона (за основу с дополнениями взята карта авт. Запорожца). Эти карты передаются в НОШ и позволяют определить «стартовый» уровень развития детей. Они находят свое продолжение в «Психолого-педагогической диагностике класса».

Уровни самоанализа урока

  • Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

  • 2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

  • 3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

  • 4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Анализ урока может быть построен по этапам или от задач, которые он решает, а также носить проблемный характер.

Проблемный анализ урока

Несколько лет наша школа работала над методической темой «Работа над качеством образования в условиях гибкой адаптивной организации личностно ориентированного обучения в условиях массовой начальной школы». В плане обучения учителя на рабочем месте были проведены практико-ориентированные семинары: по результатам серии проблемных уроков, организована работа «круглого стола», на котором учителя высказывают свои суждения, предложения, обмениваются опытом работы в процессе поиска продуктивных форм, методов, приемов работы, способствующих повышению качества образования. На открытых уроках учителя не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, имея на руках схему наблюдения урока.


Анализ (самоанализ) урока рассматриваться также с опорой на решение основных целей и задач урока на каждом его этапе.


В целом схема логики урока и его самоанализа может быть представлена следующим образом.
Следующие материалы представят опыт работы школы по поэтапному самоанализу урока в соответствии с поставленными целями и задачами (согласно ГОС-2004; может быть адаптирован учителем согласно ФГОС-2009 от задач).


______________________________________________________________
САМОАНАЛИЗ УРОКА
_русского языка_ в (во) _2___ классе по ОЛ ОПНОО «Система _Л.В.Занкова», данного в рамках _работы творческой группы учителей__школы_____________________________

учителем начальных классов _высшей_ квалификационной категории МОУ г.Гатчины «Начальная общеобразовательная школа №5 ____________________

Дата______

Короткая характеристика класса :

В классе 25 чел.: 13 мальчиков и 12 девочек.

уч-ся с низким уровнем внимания - 7 чел.,

средним и высоким - 18 чел.

уч-ся с низким уровнем зрительной памяти – 5 чел.

уч-ся с низким уровнем слуховой памяти - 4 чел.

уч-ся с низким уровнем мышления - 6 чел.

средним - 14 чел.

высоким - 5 чел.

уч-ся с различными речевыми нарушениями - 7 чел. ( можно указать какими)

уч-ся с низким уровнем коммуникативных умений и навыков – 3 чел.

уч-ся с нормой ( хороший уровень) в каллиграфии – 20 чел.

средний уровень – 4 чел.

низкий уровень – 1 чел.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие...
Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Фопель К. Ф 789 Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер с нем
...
Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)
Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Основные направления и методы антропологии
Направления: Можно разделить антропологию на направления 2-мя способами: традиционный и модернизированный
Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Направления работы научно-практического семинара
«Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом»
Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Тема урока Количе-ство часов
Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века
Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Нло вокруг нас
Не претендуя на научный анализ проблемы, авторы стремятся дать читателям факты для самостоятельных размышлений, обозначить направления...
Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Первая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,...
Эффективный урок проблемы и направления оптимизации icon Урок по мхк в 11 классе Тема: «В поисках вечных ценностей». (Основные...
Тема: «В поисках вечных ценностей». (Основные направления развития зарубежной живописи)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции