Регион Российской Федерации
|
Город Москва
|
Наименование учебного заведения
|
ГБОУ № 541 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы
|
Ступень образования, на которой осуществляется эксперимент (нужное подчеркнуть)
|
Дошкольное образование, Начальная школа, Основная школа, Средняя школа
|
Адрес
Телефон
|
117186 Москва, улица Ремизова, дом 12
499-127-66-74
|
Факс
|
499-127-66-74
|
Электронная почта
|
Sch541@mosuzedu.ru
|
Фамилия, имя, отчество директора
|
Комиссарова Татьяна Сергеевна
|
Кем и когда присвоен статус экспериментальной площадки
|
|
Фамилия, имя, отчество руководителя эксперимента
|
Чернобельская Галина Марковна, д.пед.н., профессор кафедры неорганической химии и теории и методики обучения химии МПГУ.
Окольников Фёдор Борисович, заместитель директора Методического центра ЮЗОУО ДОгМ, заведующий лабораторией инновационной культуры развития образования, к.пед.н.
E-mail: fibiprog2020@yandex.ru.
|
Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы в образовательном учреждении
|
Заместитель директора по УВР Колесова Надежда Викторовна
499-127-22-39
|
Кадровое обеспечение эксперимента
|
Учитель русского языка и литературы Качурина Елена Викторовна, учитель математики Кирпичникова Ольга Игоревна, учитель географии Макушина Юлия Александровна, учитель Биологии Ягофарова Раиса Николаевна, учитель истории и обществознания Бородина Мария Ивановна, учитель информатики и ИКТ Юдина Анастасия Андреевна, учитель информатики и ИКТ Пряхин Иван Александрович, учитель английского языка Ерина Анастасия Олеговна, учитель английского языка Головкова Екатерина Сергеевна, учитель ИЗО Комиссарова Юлия Андреевна, учитель музыки Нечиталова Диана Сергеевна, учитель физкультуры Соловьева Ольга Владимировна.
|
Научно-методическое обеспечение эксперимента
|
Основные положения теории управления развитием инновационных образовательными систем (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова и др.).
Дидактические системы построения образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Ю.А. Конаржевский)
Концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Д.Г. Левитес, А.В. Мудрик, В.В. Рубцов, В.А. Сериков, И.С. Якиманская)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова — М.: Просвещение, 2008;
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Интегративно-целостный подход в обучении (Окольников Ф.Б.)
|
Материально-техническое обеспечение эксперимента
|
Единое информационное интернет-пространство научно-образовательной площадки (http://nop-fgos-mpgu.ucoz.ru).
Информационная страница на сайте учреждения.
|
Сроки проведения эксперимента
|
27.08.2012г. – 30.06.2016г.
|
Проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность, обоснование актуальности
|
Согласно закону о ФГОС программа работы педагогического коллектива образовательного учреждения по формированию и развитию у обучаемых универсальных учебных действий является обязательным элементом содержания в структуре основной образовательной программы учреждения. В то же время требование к обеспечению преемственности результатов, форм и методов работы педагогов начальной и средней ступени школы по формированию (развитию) УУД не формализовано.
Согласно тексту п. 19.4 ФГОС НОО "Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования" должна содержать "описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию" (абз. 5).
Согласно тексту п. 18.2.1 ФГОС ООО "Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования" - это программа формирования общеучебные умений и навыков, которые составляют ядро группы познавательных УУД. В то же время уже в методическом пособии для учителей начальных классов "Как проектировать..." указывается на приоритет формирования и развития группы коммуникативных УУД (2011, 3-е изд., стр. 32).
Программа УУД в структуре ФГОС ООО оторвана от результатов работы в начальной школе и в настоящий момент времени не позволяет обеспечить "формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся" на этапе обучения в средней школе (абз. 6 п 18.2.1).
Эти обстоятельства составляют значительные противоречия в достижении результатов государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») и позволяют сформулировать проблему эксперимента как разрыв целостности в системе работы педагогов и их методического обеспечения, включая повышение квалификации, по достижению требований ФГОС ООО в части реализации программы формирования (развития) УУД.
|
Объект исследования
|
Учебно-воспитательный процесс по русскому языку и математике, направленный на внедрение ФГОС ООО в части реализации программы формирования (развития) УУД.
|
Предмет исследования
|
Динамика изменения достижений обучающихся в процессе формирования, развития и применения УУД.
|
Цель эксперимента
|
Разработать методику формирования (развития) УУД в процессе обучения русскому языку, математики, способствующую личной успешности обучающихся.
|
Гипотеза эксперимента
|
Формирование (развитие) УУД у обучающихся и педагогов на ступени основного общего образования определяется содержанием образования, которое через повышение учебной мотивации и разработку предметных и сквозных методик будет способствовать личной успешности обучающихся в современной школе.
|
Задачи эксперимента
|
Описание предметно-профильных интересов обучающихся, ожиданий родителей и тенденций в развитии образовательного учреждения.
Определить степень сформированности УУД на первом этапе внедрения в учреждении ФГОС НОО.
Разработка методик формирования, развития и применения каждой группы УУД в отдельности у обучающихся на ступени основного общего образования.
Сравнение эффективности методик формирования, развития и применения каждой группы УУД в отдельности у обучающихся на ступени основного общего образования.
Разработка технологий "переноса знаний" в процессе совместного формирования разных групп УУД.
Проектирование ситуаций личной успешности обучающихся в их динамике.
Разработка и презентация программы формирования (развития) УУД в структуре основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО).
|
Используемые методики
|
Общетеоретические методы познания, включая анализ, синтез, сравнение, научное обобщение данных и фактов.
Метод педагогического эксперимента.
Методы математической обработки данных.
Методы прикладной статистики.
Методы и технологии дистанционного обучения и образования.
Элементы технологии управления проектами, в том числе учебным проектом.
Метод экспертной оценки.
|
Перспективный план экспериментальной деятельности (описать этапы эксперимента)
|
Констатирующий этап:
выявление имеющегося уровня сформированности каждой группы УУД;
Формирующий этап:
проектирование условий достижения личной успешности учащихся в процессе формирования УУД;
экспериментальная проверка методик формирования сочетаний познавательных и личностных УУД, познавательных и коммуникативных УУД, познавательных и регулятивных УУД;
разработка и апробация методик личной успешности учащихся в процессе формирования УУД.
Контрольный (внедрение результатов экспериментальной деятельности в практику):
разработка оригинальной программы формирования УУД в процессе обучения (химии) с целью развития учреждения (ФГОС ООО);
демонстрирование созданных методик и технологий на открытых уроках и внеклассных мероприятиях;
написание научных статей и описание педагогического опыта для участия в профессиональных конкурсах;
работа сайта научно-образовательной площадки (НОП) и информационной страницы сайта учреждений.
|
Ожидаемые результаты
|
Достижения учащихся в виде портфолио.
Целостная программа формирования (развития) УУД в структуре основной образовательной программы (ФГОС ООО).
Апробированные предметные и сквозные методики и технологии формирования (развитие) УУД у обучающихся и педагогов, способствующие личной успешности обучающихся в современной школе.
|
Возможные риски эксперимента
|
Недостаточный уровень материальной заинтересованности педагога.
Внеплановый контроль УВП со стороны органов контроля и надзора ДОгМ.
Приоритет в решении текущих и неотложных вопросов жизнедеятельности учреждения.
|
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления
|
Способы отслеживания результатов:
Мониторинг развития учащихся через интервьюирование, опросы и анкетирование всех категорий участников НОП
Диагностики сформированности УУД.
Формы представления результатов:
Дайджесты и аналитические материалы на сайте НОП и странице на сайте учреждения.
Научные статьи (1 раз в квартал).
Внутренние семинары (экспертные сессии НОП).
Круглые столы по направлениям работы НОП для обсуждения результатов с педагогами школ сети НОП, округа и города в целом.
|