Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения»




Скачать 100.54 Kb.
Название Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Дата публикации 16.09.2014
Размер 100.54 Kb.
Тип Отчет
literature-edu.ru > Лекции > Отчет


Шарипова Айымгул Жагыпаровна

Учитель биологии

сш. №15 имени Абая

г. Атырау

Рефлективный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в серию последовательных уроков

За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. (2 стр. 4). Дети уже привыкли к традиционным методам как обучения, так и оцениванию. Когда я ставила им оценку это для них был как закон: «три» значит «три», «четыре» значит «четыре». Они никогда не слышали никаких комментарий, никаких рекомендаций. Самое страшное? Что ни меня, ни учеников, тем более родителей не интересовало «за что» ставится та или иная отметка. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» говорил Э.Хаббард. Не случайно категория « оценивание» в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы: наблюдения; интерпретации полученных данных; заключения (для определения дальнейших действий). Оценивание-это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпритации информации об ученике с целью улучшения качества образования. (2 стр.7) Изучая теоретический материал курса, я узнала, что основной целью оценивания учебных достижений учащихся является определение степени соответствия полученных образовательных результатов предвадительно запланированным.

За время работы преподавателем в школе, я поняла, что оценивание играет огромную роль не только для уровня усвоения знаний, но и для дальнейшего развития наших учеников. Для более детального исследования я выбрала модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», потому что именно этот модуль стал для меня открытием. Формативное оценивание применяла лишь в словесной форме («молодец!», «хорошо», замечательно») и записями в тетрадях («отличная работа!), а уж о взаимооценивании и самооценивании и речи не было. Даже выставляя суммативные оценки я, зачастую, делала это интуитивно, по факту выполненной работы на уроке, без учета каких-либо критериев. Почитав Руководство для учителя и дополнительную литературу, я с удивлением обнаружила, что пятибалльная система оценивания давно изжила себя, в обществе ищут другие, более продуктивные, формы оценивания. Думаю, именно знаниями по данному модулю я могу поделиться со своими коллегами, привнести что-то новое в их практику. Формативно оценивающий учитель это не «инквизитор», а друг, подставляющий подмостки. Он не указывает на недостатки, а вычленяет лучшее и взращивает ростки уверенности в своих учениках. Раньше я выдавала программный материал, не задумываясь, насколько хорошо ученики  владеют материалом, естественно это сказывалось на оценивании. На сегодняшний день, я точно знаю, что с помощью формативного оценивания можно отследить процесс продвижения учащихся к целям их учения и скорректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику осознать большую степень ответственности за свое обучение, научилась определять на каком этапе процесса обучения находятся ученики, по каким направлениям следует их развивать и как лучше достигнуть необходимого уровня. Я заметила, что слабоуспевающие ученики стали уверенее и голос их звучал сильнее и четче, когда они исправляли ошибки других учеников, происходило соперничество между ними. Такой метод оценивания вселяет чувство ответственности и уверенности в наших детях. Раньше, например, я не осознавала что ежедневно мы оценивали учеников и формативно, и суммативно. Изучив Руководство я расширила границы своих понятий по поводу того, что такое оценивание, выделила ряд приоритетных целей оценивания: обеспечение обратной связи, определение сложностей обучения, развитие мотивации, прогнозирование и отбор, согласно которому оценивание представляет собой действие, осуществляемое после преподавания и обучения. По Александеру, оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучения и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001), (1 стр. 161).

Формативное оценивание- это механизм,обеспечивающий учителя информацией, на каком этапе обучения находится ученик и какие эффективные методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание. «Завышая оценку человеку, даёшь ему крылья, занижая – делаешь из него изворачивающегося червя, и только разумный не спалит крыльями выберется из земли» (Сабир Омуров). Раньше при планировании урока больше внимания я обращала на готовые разработки, просторы интернета – на презентации и видеофильмы. Попав на курсы, открыла для себя новые горизонты, после каждого дня обучения, искала дополнительную информацию, перестала зацикливаться лишь на предмете преподавания. Для более детального исследования я выбрала модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», потому что именно этот модуль стал для меня открытием. Формативное оценивание применяла лишь в словесной форме («молодец!», «хорошо», замечательно») и записями в тетрадях («отличная работа!), а уж о взаимооценивании и самооценивании и речи не было. Даже выставляя суммативные оценки я, зачастую, делала это интуитивно, по факту выполненной работы на уроке, без учета каких-либо критериев.
Серию последовательных уроков я проводила в седьмом классе. При планировании  я постаралась уделить больше внимания данному модулю, так как и для меня и для моих учеников это было внове.

Первый урок провела по теме «Общая характеристика класса пресмыкающиеся.Особенности внешнего и внутреннего строения.Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение.Годовой цикл жизни.Размножение и развитие». Оценивались все этапы урока.

1. Прием «Мозговой штурм» (КМ). С помощью метода разгадывания загадок у учащихся пробудился интерес к познанию нового, стремление быстро и правильно ответить. Этот этап урока я оценивала формативно (словесными поощрениями), уделяя большое внимание слабоуспевающим ученикам (Б.В, А.Б, А.А.)

2. Прием (НП) «Вопросы высокого и низкого порядка» помог ученикам убедительно анализировать свои ответы и делать выводы. Я заметила что благодаря этому приему у таких учеников как А.Е, А.А, М.Н, появилась уверенность. Этот прием НП помог мне создать в классе кумулятивную беседу и выявить глубокуюмыслительную деятельность и творческие способности учащихся. Здесь ребята словесно оценивали друг друга, каждый ученик старался ответить лучше.

3.Просмотр видиоролика пробудил у учащихся интерес к изучению новой темы. Основная моя задача как учителя - не только передача определенной суммы знаний, но и развитие у учеников восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных способностей. (модуль Управление и Лидерство в обучении).

4.Прием (КМ) « Составление и защита кластера» помог расширить расширить у учащихся кругозор и чувство бережного отношения к живому. Для оценивания этого этапа я заранее подготовила экспертов, учащихся этого же класса, желающие быть наблюдателями (для вовлечения слабоуспевающих учеников). Эта форма оценивания позволила наблюдению за творческими способностями учащихся а также развитию психологических процессов как речь, мышление, память. Экспертами были составлены критерии оценок с дескрипторами (формативное оценивание).

5. Чтобы выявить достижение цели урока я использовала рефлексию «критерии успеха Я могу…., Я знаю…..». Результаты рефлексии показали, что ученики научились самостоятельно мыслить, рассуждать а также оценивать себя и своих одноклассников.

Я пришла к выводу, что формативное оценивание на данном уроке не только позволило мне в любой момент урока определить на каком этапе в процессе обучения находятся мои ученики, но и вовлечь в процесс работы всех учеников, в особенности пассивных, стимулируя и активизируя их обучение. Оценивание одноклассников позволило дать друг другу обратную связь. Это помогло раскрыть ценное измерение процесса обучения: возможность общаться, обсуждать, объяснять и бросать вызов друг другу, позволило детям достичь того, что выходит за рамки возможностей самостоятельного изучения. Дети научились понимать, за что их оценивают.

Собрав информацию на основе обратной связи и активизируя процесс обучения, при проведении очередного урока я сочла необходимостью определить для себя две позиции: 1) Что ученик должен извлечь в ходе изучения нового материала; 2) Выбор формы оценивания , способствующее достижению поставленной цели. При этом на втором и третьем уроках я использовала такие виды формативного оценивания как взаимооценку и самооценку. Эти виды оценивания были удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения новой темы. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. Если же нужно было оценить работу школьников в стратегии «дуэль» или «аквариум», то здесь все учащиеся класса становились наблюдателями и оценщиками их работы.

В принципе такая форма оценивания меня устраивала, она являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы. На каждом уроке учитель «обязан» выставить не менее пяти отметок, и это является показателем его  количественной отчетности. Ведь «если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то оценивание по своей функции является суммативным»[1]. Суммативное или итоговое оценивание (итоговый тест, контрольный срез, биологический диктант) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель. Четвертый урок (обобщяющий) я провела на тему «Разнообразие древних пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся от земноводных.». На этом же уроке для подведения итогов я провела суммативное оценивание. Мною были применены задания, выполнив их, учащиеся сразу узнавали оценку, а я для себя сделала вывод, подвела итоги. Такая форма оценивания помогла мне выяснить типичные для всех учащихся ошибки и продумать, как в дальнейшее работе помочь учащимся их исправить.

На каждый этап урока я разработала критерии оценивания.

1.Ученики выбрали листочки с изображением частей разных отрядов пресмыкающихся. Соответствующие половинки образовали группу. Этот метод помог мне отследить процесс продвижения учащихся к намеченным целям их учения. Перед тем как дать задания, я выбрала лидеров группы, раздала им оценочные листы, чтобы они записали имена учащихся своей группы и в конце урока прокомментировав, оценили каждого ученика.

2. Прием «Синквейн» (КМ). Задача учеников за определенное время дать характеристику пресмыкающемуся.(Индивидуальное оценивание, правильный ответ 5 баллов).

3. Групповая работа. Прием «Импровизация» (РО).Ученики написали мини сочинение от имени животного на тему «Причины вымирания рептилий». Свои объяснения представляли в виде репортажа, интервью, сценки. В ходе выполнения творческой работы я заметила что у отдельных учащихся есть скрытые таланты, так например ученица Г.С.-за короткое время на флипчарте смогла очень красиво и точно изобразить пресмыкающихся, ученик Б.Т. составил стихотворение от имени рептилий, а ученик К.А

показав свое актерское мастерство изобразил движения пресмыкающихся, в связи с условиями их обитания, тем самым создал в классе позитивную атмосферу.

5.Прием « Исследовательская беседа» (НП). Целью этого этапа было побуждение учеников к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Для этого я дала всем группам одно задание «Составить цепь питания животных» , для выполнения которого школьникам не хватало лишь имеющихся знаний, в связи с этим создалась ситуация поиска данных, необходимых для решения учебной задачи. Анализируя свои выводы они приобрели новые знания и умения. Я думаю, что этот метод (НП) успешно использовался, так как ученики владели определенными умениями работать в группе, понимают как осуществляется процесс поиска. Данные анализа послужили мне предпосылкой для объективного прогноза.(Групповая работа, оценивание по критериям).

6. Тестирование(разноуровневые вопросы) (ВО).

Посредством применения стратегий модуля оценивание я сумела наладить лучший контакт со своими учениками. Мы открыто обменивались мнениями. Конечно, в этом возрасте дети говорят и пишут то, что хочет услышать учитель, из-за этого бывает сложно увидеть объективный отзыв всего класса.  Для  этого нам нужно быть талантливыми наблюдателями. Теперь не только я раздаю рекомендации, но и дети делают отзыв о моей работе. В этом возрасте дети часто недооценивают или переоценивают возможности, не имеют четких представлений. Для себя я выяснила типичные для всех учащихся ошибки и продумала, как в дальнейшее работе помочь учащимся их исправить. В этом возрасте сложно оценить свои способности объективно. Присутствует неустойчивый эмоциональный фон. Поведение подростка сложно предугадать, заранее запланировать его реакцию. Часто, казалось бы, выигрышные, при планировании, моменты на деле не удавались и наоборот. Мне было интересно работать с данной возрастной группой, переходной из детства во взрослую жизнь, потому что именно в этом возрасте важно утвердить приоритеты.  Здесь неоценимую помощь оказывают критерии оценивания.

7. Рефлексия.

На уроке я узнал (а)……………..

Больше всего мне понравилось …

Самым полезным для меня было..

Мои пожелания и предложения…..

Рефлектируя проведенные уроки, я пришла к выводу, что необходимо направлять и координировать процесс оценивания учениками деятельности своей и одноклассников. Не секрет, что в этом возрасте детям необходимо внимание и участие, правильно выстроенные подмостки. « Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать» (1. с 163.)

Используя вышеназванные формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика. Для себя я выяснила типичные для всех учащихся ошибки и продумала, как в дальнейшее работе помочь учащимся их исправить.

К концу практики я пришла к выводу, что на проведенных уроках нельзя останавливаться, надо учиться, анализировать и применять идеи одного из необходимых в нашей работе модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения».

В своей дальнейшей работе при планировании урока:

- продолжу применение данных форм оценивания;

- буду стараться более тщательно продумывать этапы оценивания.

Список использованной литературы:

1.Руководство для учителей третий уровень – АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" 2012
2. Пинская М. "Оценивание – способ повышения эффективности обучения"
3.Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. "Критериальное оценивание"

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon Рефлексивный отчет по внедрению и изменений в собственную практику преподавания и обучения
...
Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания
Целями освоения дисциплины «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания» являются
Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon Генезис дистанционного обучения в России: современный взгляд
России, представлен опыт в области организации заочного и дистанционного обучения, накопленный в советский и постсоветский периоды,...
Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...
Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon Работы
Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в увр приемов личностно-ориентированного...
Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon Тематика совещаний при директоре
Оценивание деятельности классных руководителей по комплектованию 10 класса. Определение направления профилизации. Трудоустройство...
Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon Руководство и внутришкольный контроль гу «сш №4 им. М. Маметовой...
Оценивание результатов подворного обхода микрорайона школы, состояние охвата детей
Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon Курсовой проект по методике обучения и воспитания (литература) История...

Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon 22. Методы обучения. Определение, классификация и характеристика....
Метод обучения система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение...
Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
Определение понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции