Скачать 120.31 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УДО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Автор-составитель: Сигачева М.И. зам.директора по методической работе, Почетный работник общего образования РФ. Саратов 2009 Понятие педагогической технологии В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). • Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)»(по Селевко Г.К.). Определение «педагогической технологии» Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Педагогические технологии
Методы обучения «Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Классификация методов обучения по В. А. Оганесян.
В любом процессе обучения есть: начальные условия, промежуточные результаты или задачи и пути их достижения (решения), конечный результат. Так как эта модель относится к определенному периоду обучения, то здесь под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за этот период, а под начальными условиями — текущее состояние учащегося к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать занятие. Тогда начальные условия — это те знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у учащегося и к которым должны прибавиться новые результаты обучения. Если воспитанник знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе (ОИ). Если до учащегося не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированное обучение (ПГ). Действительно, воспитанник знает, из чего исходить и что делать. Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы и так далее до получения планируемых результатов. Если промежуточные результаты открыты, но способ их получения учащемуся не сообщается, то приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата. Это стандартная схема эвристического поиска, то есть можно говорить об эвристическом методе обучения (Э). Далее, если не известны и промежуточные результаты, и пути их достижения, учащийся сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В этом случае педагог использует проблемный метод обучения (ПБ). Рассмотренные методы строились на том, что учащийся знал исходные условия. Это достигалось с помощью домашнего задания, вводного повторения, специальных форм опроса и так далее. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия не выделяются педагогом, а отбираются самим воспитанником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При наличии расхождений с целью учащийся возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит весь путь. Этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного (М). Методы и формы организации обучения в их взаимосвязи. Для конкретности ограничимся двумя элементами учебного процесса: изучение нового материала и закрепление. Например, можно говорить о модельном семинаре, о проблемном (в частности, «мозговом штурме»), объяснительно-иллюстративном с его программой, докладчиками, содокладчиками и оппонентами. Беседа может быть объяснительно-иллюстративной, эвристической или еще какой-то. Возникает вопрос: все ли методы обучения могут быть реализованы во всех формах? По меньшей мере применительно к математике, ответ на этот вопрос положителен. Представим взаимосвязь форм и методов обучения в виде матрицы (см. таблицу). Расположим по горизонтали методы обучения, а по вертикали — организационные формы (выберем десять из них). Одним из показателей мастерства педагога является то, сколько клеток этой матрицы он сможет заполнить. Например, если педагог умеет проводить классический семинар, то он может отметить клетку на пересечении строки «семинар» и столбца «ОИ», так как классический семинар чаще проводится объяснительно-иллюстративным методом и очень редко эвристическим. Закрасив таким образом клетки, педагог увидит, над чем нужно поработать, а это позволит составить индивидуальную программу самообразования, осуществлять целенаправленный поиск профессионально значимой информации. Матрица разнообразия методов и форм обучения
Методы организации занятий в объединении.
реферат.
Надеемся, что данное методическое пособие поможет Вам в проведении занятий на современном уровне, что послужит в итоге повышению качества образовательного процесса в объединениях. |
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных... Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном... |
Учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных... |
||
Перечень учебников, планируемых к использованию в образовательном... |
Утвержден Допущенных министерством образования и науки российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных... |
||
Методическое пособие по ключевым компетенциям обучающихся в удо автор-составитель Компетенции, относящиеся к деятельности человека:- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;... |
Перечень учебников в мкоу «Пригородная» Утвердить перечень учебников, планируемых к использованию в образовательном процессе в 2013- 2014 учебном году (приложение №1) |
||
И автор учебной литературы Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных... |
И автор учебной литературы Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных... |
||
Муниципальное общеобразовательное по окпо Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе... |
Данная рабочая программа составлена на основании «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |