«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус»




Скачать 345.16 Kb.
Название «Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус»
страница 1/3
Дата публикации 10.06.2014
Размер 345.16 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3
Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МКУ- «Управление образования» МР «Верхневилюйский улус (район)»

МБОУ- «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.Т.Егорова»

«Образовательное пространство

для формирования социально-трудовой компетенции

мальчиков и юношей «Мындыр уус»

с. Верхневилюйск, 2012 год

Паспорт проекта

 

1.Наименование ОУ, адрес - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.Т.Егорова», 678230, Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус, с. Верхневилюйск, ул. Героя Васильева, д.47

2.Тип и вид образования Среднее общее

3.Социальный заказ (миссия) ОУ. Формирование социально-трудовой компетентности мальчиков и юношей.

4.Разработчики  Проекта заместитель директора по НМР Николаева С.Н., директор музея народной педагогики им. К.С.Чиряева Васильева Ф.А., учитель технологии Васильев К.С.

5.Принципы проектирования:

-  аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников проекта, как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих труд и трудовой воспитание как одну из базовых ценностей человеческого бытия;

- деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность учителя и ученика через активные формы обучения и активное взаимодействие на основе субъект- субъектных позиций и направленную на реализацию педагогического    процесса;

- системный подход, который рассматривает Школу как управляемую систему и позволяет организовать необходимые, изменения в образовательном процессе для реализации направленности через создание  педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное  управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что      позволяет   оценивать   эффективность   достижения   поставленных  целей.

6.Сроки реализации Проекта сентябрь 2012 г.- сентябрь 2014 г.

7.Партнеры Проекта Музей народной педагогики им. К.С. Чиряева, Центр профилактики кризисных ситуаций при МКУ - «Управление образования», ГУ «Центр занятости населения», коммерческие структуры, общественные организации, родители обучающихся.

Проект «Образовательное пространство

для формирования социально-трудовой компетенции

мальчиков и юношей «Мындыр уус»

1. Обоснование необходимости проекта

Идея создания проекта возникла в связи с необходимостью внедрения деятельностного подхода в образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и актуальными задачами повышения качества образования в школе.

Изменение подходов к определению целей образования потребовало уточнения видов деятельности, которыми должен овладеть обучающийся к окончанию образования, поэтому и появилась необходимость создания ключевых компетенций обучающихся. Одна из них - социально – трудовая компетенция. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

В нашей школе с 2009 года реализуется параллельно-раздельное обучение мальчиков и девочек. Образовательный процесс в школе строится с учетом психофизиологических особенностей мальчиков и девочек. Мальчикам необходимо предложить такую образовательную деятельность, которая бы действительно учитывала его психофизиологические особенности. Для мальчиков необходима работа на уроке в режиме поисковой активности, обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации, они быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные. Мальчикам необходим подход к формированию правил через практические действия; для них значимо выявление закономерностей (осмысление на уровне теории после практической работы с материалом), они все воспринимают аналитически.

В последнее время в улусе создаются малые предприятия по деревообработке. Им зачастую не хватает рабочих рук. При многообразии строительных материалов, также растут темпы строительства жилых домов, их обустройство. В последнее время наблюдается потребность в кадрах и на рынке изготовления ледовых скульптур на площадях, территориях учреждений. Некоторые юноши 10-11 классов в свободное от учебы время подрабатывают на таких работах.

Мониторинг деятельности в школе выявил

следующие проблемы и тенденции развития проекта:

1) Из 103 мальчиков (5-9 классы) 23 (22,3%) воспитываются матерями-одиночками, соответственно в таких семьях частично или полностью отсутствуют условия для формирования мальчикам трудовых навыков и умений, что сказывается в социальной адаптации мальчиков

2) В школе третий год проводятся разовые мероприятия по выемке льда, лесозаготовительные работы с привлечением учащихся, отцов, мужчин-учителей, и как показывает практика, мальчики и юноши с увлечением работают наравне со взрослыми. Умело организованное мероприятие с педагогическим сопровождением может стать крепким фундаментом программной деятельности.

3) По итогам анкетирования, проведенного 9-12 октября 2011 г., в котором приняли участие 89 юношей (8-11 классы) выявлено, что оценили уровень трудовых навыков:

-по заготовке лесоматериалов: «отлично»-41, «средне»-34, «низко»-10, «не умею»-4

-по обработке дерева: «отлично»-19, «средне»-38, «низко»28-, «не умею»-4

-по выемке льда: «отлично»-31, «средне»-28, «низко»-32, «не умею»-8

4) На конференции с учащимися мальчикам была изложена суть проекта, где 89 % мальчиков одобрили идею проекта и выразили пожелания его реализации со следующего учебного года.

5) По итогам мониторинга взаимодействия с родителями выявлено: развитие социально-трудовой компетенции они рассматривают как «предпосылку жизненного успеха». По опросу родителей иерархия ключевых компетенций: 1- социально-трудовая, 2-учебно-познавательная, 3- ценностно-смысловая, 4- коммуникативная, 5-общекультурная, 6-компетенция личностного самосовершенствования, 7-информационная компетенция.

В общем виде проблема создания образовательного пространства для формирования социально-трудовых компетенций мальчиков и юношей состоит в необходимости разрешения противоречия между высокими требованиями к организации деятельности в школе и низкой результативностью этой деятельности.

2. Методологические основы проекта

1) Определение «Социально-трудовой компетенции». Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

2) В основе разработки проекта лежит представления  о труде и трудовом воспитании.

    Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирование инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов.           

Формирование трудовых навыков у детей, трудовая занятость школьников - это основа успешности будущей профессии человека, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в современных условиях. И в контексте этого, социальный заказ школе - это коренное улучшение трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, целью которых сегодня является  не только привитие любви к труду и уважение к людям труда, ознакомление школьников с основами современного производства, формирование у них общетрудовых умений и навыков, побуждение к осознанному выбору профессии, но и создание основы для воспитания мастера своего дела, отличающегося профессиональной мобильностью, готового к смене профессии, к перемене труда, честного и добросовестного гражданина - труженика.         

Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием разностороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.

Технология «Сатабыл» П.Кондратьева.

3) Теория гендерного подхода в обучении и воспитании. Работы отечественных ученых Базарного В.П., Хризман Т. П., Еремеевой В. Д., зарубежных исследователей.

Особенности социального поведения мальчиков

(согласно теории американского психолога Дэвида Гири):

1.У мальчиков более низкий порог социальных связей друг с другом: чтобы сотрудничать, мальчикам не нужно испытывать друг другу индивидуальную симпатию;

2.Социальные связи между мальчиками легче формируются в ситуациях, предполагающих межгрупповое соперничество, чем в несоциальных стрессовых ситуациях;

3.Для мальчиков и юношей типичны более высокие уровни кооперативного и афилиативного (связанного с групповой принадлежностью) поведения по отношению к большему числу членов своей группы (in-group), чем девочки и девушки; проще говоря, мужские группы сплоченнее женских;

4.Мальчики обнаруживают более высокую толерантность к внутригрупповым конфликтам: то есть частные межличностные конфликты не разрушают единство мальчишеской группы, как это происходит у девочек;

5.Соперничающие группы мальчиков и юношей имеют более высокую и эффективную ролевую дифференциацию, чем аналогичные группы девочек; то есть они более автономны от взрослых;

6) Мальчикам нужна позиционная идентификация с разными аспектами обобщенной мужской роли;

7) Интересы мальчиков являются преимущественно вещными и техническими.

4) Этнокультурные представления о воспитании мальчиков

Воспитание мальчика-юноши-мужчины в якутской семье традиционно протекало в конкретном культурном пространстве. Его воспитывали как кормильца, хозяина семьи, продолжателя рода. От него в дальнейшем зависело благополучие семьи, продолжение рода, благосостояние народа. А в наше время этот вопрос стоит как никогда остро.

3.Содержание проекта

Цель проекта: Создание образовательного пространства для формирования социально-трудовых компетенций мальчиков и юношей.

Задачи проекта:

1.Разработка механизм реализации проекта и включить в образовательный процесс;

2.Изменение содержания рабочих программ по предметам «Технология» (вариант для мальчиков), «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Изо», «Черчение», «Физика»;

3.Обеспечение эффективной педагогической поддержки мальчиков и юношей в их профессиональной ориентации.

4.Создать комфортную образовательную среду для мальчиков и юношей, способствующую сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

5. Апробация средств развития социальных компетентностей у подростков

6. Создать условия для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

7. Обеспечить поддержку педагогов, активно внедряющих в образовательный процесс инновационные технологии обучения.

8. Взаимодействие с родителями.

9. Привлечение новых партнеров в школьное экономическое образование: профессиональных участников финансового рынка, представителей бизнес- сообщества, общественных и некоммерческих организаций. Разработать и создать систему интеграции школы и коммерческих структур.

Сфера реализации проекта: учебно - воспитательный процесс, внеурочная деятельность в условиях интеграции общего и дополнительного образования, ресурсного и сетевого взаимодействия образовательных учреждений и социума.

Основные принципы построения модели деятельности:

1.Принцип непрерывности учебно-воспитательного и образовательного процесса. Одним из его результатов его реализации должно стать умение мальчиков учиться, их стремление к самосовершенствованию и самореализации.

2.Принцип преемственности.

3.Принцип создания условий для развития личности мальчиков на основе гибких форм и методов обучения и воспитания, разнообразия школьных образовательных пространств. Это относится не только детям с ярко выраженными склонностями и высоким интеллектуальным потенциалом, а ко всем без исключения ученикам школы.

4.Принцип партнерства, т.е. содружества и сотворчества учителей-мужчин и мальчиков, их родителей и педагогического коллектива; школы и коммерческих структур.

5.Принцип природосообразности. Народ саха издревле придерживался раздельного трудового обучения мальчиков и девочек, что обусловлено национальными традициями. Мальчикам предлагаются объекты труда, которые бы формировали обобщенные и профессиональные умения; приобщали к традиционным видам труда; помогли бы овладеть навыками ведения хозяйства своего народа, использования прикладных видов деятельности, народного промысла, материальной и духовной культуры труда своего труда.

6. Принцип возрастных особенностей.

7. Принцип интеграции общего, дополнительного и профессионального образования.

8. Нацеленность на авторское действие как на основной результат.

Новизна: Интеграция основного и дополнительного образования

Этапы проекта (сентябрь 2011 г.- сентябрь 2014 г.)

Первый этап (сентябрь 2011 г. – август 2012 г.) - подготовительный. Предполагает решение следующих задач:

1) изучение нормативно-правовых документов по организации образовательного процесса для формирования трудовых навыков мальчиков и юношей;

3) знакомство с современными технологиями трудового воспитания;

4) разработка системы мониторинга;

5) заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями, коммерческими структурами и родителями.

Второй этап (сентябрь 2012 г. – август 2014 г.) – внедренческий, связан с постановкой задач организации:

1) Внедрение и реализация проекта;

2) Внедрение технологий для формирования трудовых навыков в образовательный процесс (включая технологию «Сатабыл»);

3) Привлечение инвесторов. Создание фонда поддержки детских инициатив

4) Укрепление и развитие материально-технического обеспечения проекта;

5) Педагогическое и научно-методическое просвещение участников образовательного процесса.

Третий этап (сентябрь 2014 г. – сентябрь 2015 г.) – обобщающий, направлен на решение комплекса задач, связанных с оформлением результатов работы педагогического коллектива, определением эффективности реализуемых форм и методов создания образовательного пространства для формирования трудовых навыков мальчиков и юношей.

Взаимодействие с организациями и учреждениями села

Модель интеграции общего, дополнительного,

профессионального образования по проекту «Мындыр уус»

Внеурочная деятельность

Содержание образования

Модель учебно-воспитательного процесса по проекту имеет 5 уровней:

1 уровень- «Сатабылы сайыннарыы» (1-4 классы). Обеспечивается выполнением программ инвариантной и вариативной части учебного плана.

2 уровень- «Идэ5э туьаайыллыы» (5-6 классы). Обеспечивается выполнением программ инвариантной и вариативной части учебного плана, программы дополнительного образования

3 уровень- «Идэ5э уьуйуллуу» (7-8 классы) Обеспечивается выполнением программ инвариантной и вариативной части учебного плана, программы дополнительного образования

4 уровень- «Идэни ылыы» (9 класс) Обеспечивается предпрофильной подготовкой по технологическому профилю, выполнением программ инвариантной и вариативной части учебного плана, программы дополнительного образования

5 уровень- «Идэни баьылааьын» (10-11 классы). Обеспечивается реализацией технологического профиля учебного плана, выполнением программы начальной профессиональной подготовки (соответственно специализации), программы дополнительного образования, работой в школьном производственном кооперативе.

Классы

Общее образование

Дополнительное образование

Урочная

Внеурочная деятельность

1 уровень - «Сатабылы сайыннарыы»

1-4 классы

Предмет «Технология»- 2 ч.

Предмет «Изо»- 1 ч.

Предмет «Математика»- 5 ч.

-экскурсии

- «Эьээ оскуолата»

-проектная деятельность «Комната моей мечты»

-презентация образовательных продуктов

-выездная школа

-встречи с профессионально успешными людьми

Программа дополнительного образования

Результаты:

-присвоение звания «Подмастерье»

Предметные результаты.

Метапредметные результаты.

Личностные результаты.

2 уровень - «Идэ5э туьаайыллыы»

5-6 классы

Предмет «Технология»- 2 ч.

Предмет «Изо»- 1 ч.

Предмет «Математика»- 5 ч.

Предмет «Экономика. Моя семья» (5 класс)- 1 ч.

Предмет «Экономика. Моя школа» (6 класс)- 1 ч.

-деловые игры

-экскурсии

-творческие мастерские отцов

-проектная деятельность «Комната моей мечты»

-презентация образовательных продуктов

-выездная школа

-встречи с профессионально успешными людьми

Программа дополнительного образования «Путь мастера (начало)»

-предмет «Этнопедагогика»

-психологические тренинги

-прохождение домашней практики

Результаты:

-присвоение звания «Помощник мастера»

Предметные результаты.

Метапредметные результаты.

Личностные результаты.

3 уровень - «Идэ5э уьуйуллуу»

7-8 классы

Предмет «Технология»- 2ч.

Предмет «Алгебра»-3 ч.

Предмет «Геометрия»-2 ч.

Предмет «Физика»- 2 ч.

Предмет «Черчение»-1 ч.

Предмет «Экономика. Моё ближайшее окружение» (7 класс)- 1 ч.

Предмет «Экономика. Моя роль в обществе» (8 класс)- 1 ч.

-деловые игры

-образовательные путешествия

-творческие мастерские отцов

-проектная деятельность «Двор моей мечты»

-презентация образовательных продуктов

-образовательный проект «Муус-art»

-образовательный проект «Лесозаготовка»

-выездная школа

-встречи с профессионально успешными людьми

Программа дополнительного образования «Путь мастера»

-предмет «Этнопедагогика»

-психологические тренинги

-прохождение практики в школьном дворе

Результаты:

-присвоение звания «Умелец»

Предметные результаты.

Метапредметные результаты.

Личностные результаты.

4 уровень - «Идэни ылыы»

9 класс

Предмет «Технология»- 1 ч.

Предмет «Алгебра»- 3 ч.

Предмет «Геометрия»- 2 ч.

Предмет «Физика»- 2 ч.

Предмет «Черчение»- 1 ч.

Предмет «Экономика. Основы потребительских знаний» (9 класс)- 1 ч.

-деловые игры

-познавательная лаборатория

-творческие мастерские мастеров-умельцев

-проектная деятельность «Дом моей мечты»

-презентация образовательных продуктов

-образовательный проект «Муус-art»

-образовательный проект «Лесозаготовка»

-выездная школа

-встречи с профессионально успешными людьми

Программа дополнительного образования «Путь мастера»

-предмет «Этнопедагогика»

-психологические тренинги

-Тьюторство в 5-6, 7-8 классах

-дистанционное обучение по образовательной программе «Основы предпринимательства»

-прохождение практики на производственной базе ИП «Сата»

Результаты:

-присвоение звания «Инструктор»

Предметные результаты.

Метапредметные результаты.

Личностные результаты.


5 уровень - «Идэни баьылааьын»


10-11 классы


Предмет «Технология» (профильный уровень)- 4 ч.

Предмет «Экономика» (профильный уровень)

Предмет «Физика» (профильный уровень)- 5 ч.

Предмет «Математика» (профильный уровень)- 6 ч.

-деловые игры

-творческие мастерские мастеров-умельцев

-образовательный проект «Муус-art»

-образовательный проект «Лесозаготовка»

-выездная школа

-презентация образовательных продуктов

-встречи с профессионально успешными людьми

-Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Столяр» (код 18874)

-психологические тренинги

-дистанционное обучение по образовательной программе «Основы предпринимательства»

-прохождение практики на производственных базах индивидуальных предпринимателей

-работа в школьном кооперативе

Результаты:

-получение свидетельства о присвоении квалификационного разряда по профессии «Столяр»

-присвоение звания «Мастер»

Предметные результаты.

Метапредметные результаты.

Личностные результаты.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon Патриотическое воспитание мальчиков и юношей в условиях гендерного обучения
Содержание и направленность патриотизма определяется, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими...
«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon План работы ресурсного центра ндоу «Детский сад №233 ОАО «ржд» на 2012-2013 у г. Тема
Тема «Поликультурное воспитание как средство формирования социально личностной компетенции старших дошкольников»
«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon Элективный курс как средство формирования межкультурной компетенции
Теоретико-практические аспекты формирования медиатора культур как элемент личностно-ориентированного обучения
«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon Конкурс учебно-исследовательских работ учащихся «Науки юношей питают»
«Науки юношей питают». В конкурсе приняли участие 67 школьников 4-11 классов из 13 общеобразовательных учреждений района. По итогам...
«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon История формирования социально-психологических идей Глава Методологические...
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon "Сложение чисел от 0 до 10"
В команде играют 5 мальчиков и несколько девочек. Девочек на 4 человека больше, чем мальчиков. Сколько девочек играет в команде?
«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов с использованием...
Цель инсценирования ситуации: развитие предметной и социальной компетенции учащихся, создание условий для формирования учебной деятельности...
«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon Время и пространство в пентаграмме категорий
Время и Пространство рассматриваются как онтологические категории. Это позволяет выделить их основные свойства и отражения в разных...
«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon Курса, дни занятий
Цель: обеспечение качественного доступного дополнительного образования через создание условий для формирования духовно- богатой,...
«Образовательное пространство для формирования социально-трудовой компетенции мальчиков и юношей «Мындыр уус» icon Аддиктивное поведение и его профилактика
Й других авторов рассматриваются различные аспекты проблемы борьбы с наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией. Большое вни­мание...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции