Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»




Скачать 158.43 Kb.
НазваниеТема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Дата публикации10.06.2014
Размер158.43 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Лекции > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 "Машенька"

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи».

Направление: дошкольное образование
Номинация: методическое пособие


Автор: Крауялис Надежда Анатольевна.

Сургут -2014г.

Пояснительная записка

Предлагаемое методическое пособие позволяет сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией: произвольного внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образной и словесно-логической форм мышления, которые составляют основу для формирования и развития навыков чтения и письма. Оно содержит серию дидактических игр, позволяющих педагогам решать непростые задачи обучения дошкольников с речевыми нарушениями (дислексия, дизграфия).

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных представлений и понятий. Пространственное восприятие является одной из базовых функций. При любой форме дизонтогенеза отмечается недостаточность этого психического процесса. Несформированность пространственных представлений ведёт к таким ошибкам, которые проявляются на разных языковых уровнях - на уровнях буквы, слога, слова, фразы и текста (неспособность выделять и сохранять в памяти последовательность и структуру высказывания); отрицательно влияет на лексико – грамматическую сторону речи, словесно – логическое мышление и понимание сложных лексико – грамматических конструкций.

Была выявлена зависимость между уровнем сформированности пространственного восприятия и наличием трудностей в усвоении слоговой структуры слов. Способность к пространственно – временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач, со всей познавательной деятельностью в целом.

Основы развития ориентировки в пространстве закладываются в раннем детстве. Уже в раннем возрасте необходимо обеспечивать первичное восприятие пространственных отношений и их закрепление, а в дошкольном возрасте совершенствовать наблюдательность и пространственную ориентацию, развивая далее уже частично сформированную систему пространственных представлений. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не сформировано адекватное восприятие расположения предметов в пространстве, нарушен процесс отражения пространственного положения предметов, не сформированы соотнесение с образцом и копирование.

Пространственная ориентировка наиболее успешно развивается в ходе дидактических игр, в специально созданной игровой ситуации при активности самого ребёнка. Использование различных дидактических игр повышает интерес к учебным занятиям, создаёт игровую мотивацию и положительный эмоциональный фон. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности…Детство дано для того, чтобы мы играли». Н.Гросс. В современном мире дети всё меньше и меньше играют, хотя предъявляются к ним всё более высокие требования. Причиной является, прежде всего, недооценка воспитательной, образовательной и развивающей ценности игры.

Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребёнка. При организации игры необходимо учитывать следующие правила: игра должна приносить радость; оживлять игру внесением нового содержания, предмета или правила; не сдерживать активность детей; не навязывать детям игровой материал; хвалить за успехи; строить свои отношения на доверии. У каждой дидактической игры своя воспитательная и образовательная задача. У детей формируются представления о предметах окружающего мира, развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, автоматизируются звуки, развивается логическое мышление. Такие игры нужны для умственного и речевого развития детей.

Особая роль в создании коррекционно - развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить. Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, форма, пространственное расположение).

Кроме того дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным. Целесообразность дидактического материала на занятии определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаниями, ради которых и используются средства наглядности. Использование различных дидактических игр повышает интерес к учебным занятиям, создаёт игровую мотивацию и положительный эмоциональный фон.

Необходимо побуждать детей самостоятельно использовать пространственные понятия для более осмысленного освоения пространства и обеспечения переноса усвоенных знаний и умений в другие виды деятельности. Во взаимодействии с дошкольниками с общим недоразвитием речи самым эффективным приёмом является игровой. Развёртывая свою деятельность в контексте игры и в её русле, можно добиться значительно более высоких результатов. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель. Играя, ребёнок практически осваивает пространство и действительность.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление. Результатом интеграции разнообразной пространственно ориентированной практической деятельности детей старшего дошкольного возраста в сочетании с речевым обозначением пространственных отношений становится сформированная система пространственных представлений и понятий. Таким образом можно сделать вывод, что без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий. Однако на определенном этапе обучения, когда необходимо понимание детьми пространственных отношений, более существенным является не практическая ориентировка в пространстве, а именно восприятие и понимание пространственных отношений с помощью графических схем, моделей.

Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры: «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов. Закрепляются умения ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; дети учатся определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.

Играя, ребёнок практически осваивает пространство и действительность. Результатом интеграции разнообразной пространственно ориентированной практической деятельности детей старшего дошкольного возраста в сочетании с речевым обозначением пространственных отношений становится сформированная система пространственных представлений и понятий. В целом такая целенаправленная, комплексная работа способствует развитию понятийной и коммуникативной функции речи, развитию ребёнка, создаёт предпосылки для успешного усвоения учебной программы массовой общеобразовательной школы, а также социальной адаптации в обществе.

. Следовательно, целью методического пособия является формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  • Развитие произвольного внимания.

  • Развитие слухоречевой памяти.

  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

  • Развитие графомотрных навыков.

Формирование пространственных представлений.

Ожидаемые результаты в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР:

  • воспитанники осознают схему собственного тела и называют его части;

  • определяют и обозначают направления в пространстве, включая работу на листе бумаги, в тетрадях;

  • ориентируются в пространстве среди окружающих предметов;

  • определяют последовательность графических знаков;

  • расширяется и активизируется словарный запас;

  • стимулируется интеллектуальная активность;

  • активизируется речевая и познавательная деятельность;

  • вырабатывается умение анализировать и сравнивать предметы и явления, строить логические доказательства;

  • формируется стойкость интересов, целенаправленность действий, сосредоточенность, работоспособность, умение пользоваться помощью, оценивать различные результаты.


Дидактические игры по формированию пространственных представлений.

Дети с речевыми нарушениями любят игры на логопеди­ческих занятиях, но принимают активное участие в них только при условии, если их правила доступны им и понятны. Планируя заня­тие, воспитатель может упростить или усложнить речевой материал, пред­лагаемый детям. В зависимости от состава группы и речевого диаг­ноза, ее подготовки он может изменять объем предлагаемого материала, сложность инструкции, время, отпущенное детям на выполнение задания. Продуманный выбор игрового материала даст возможность воспитателю углубить полученные детьми знания и спо­собствовать выработке у них умений и навыков, а также пополнить их словарный запас, расширить представления об окружающей дей­ствительности. Учитывая возможности детей с речевыми нарушениями, на логопедических занятиях можно использовать следующие игры.

«Водители»

Цель: Развитие мышления и пространственной ориентировки.

Материалы: Изображения дорожных знаков. Движение только прямо. Движение направо. Движение налево. Движе­ние прямо и налево. Движение прямо и направо. Ав­тозаправочная станция. Техническое обслуживание автомобилей. Пункт медицинской помощи. Несколь­ко вариантов игровых полей, распределяемых по сте­пени сложности.

Карточки с изображениями различных машин.

Ход игры:

Вариант 1

Ребенку предлагается ознакомиться с изображением игрового поля. Например, предлагается следующая инструкция: «Ты шофер автомобиля. Тебе нужно отвезти друга в больницу, заправиться на бензоколонке и починить машину. Рисунок внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтоб не нарушать правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

Вариант 2

Играющие сидят за столами. Они водители. «Милиционер» показывает карточки с изображениям различных машин. Водители должны определить в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо, а сколько налево.

Эту игру можно провести как соревнование между детьми, подсчитав по окончании общее количеств красных и синих фишек.

Усложнить игру можно путем увеличения количества правил, участников, вводимых предметов, или посредством изменения формы организации детей темпа проведения.

«Восточный базар»

Цель: Уточнение пространственных ориентировок.

Материалы: Цветная бумага, картон, клей, ножницы, кисточка.

Ход игры: Детям рассказывается о том, что такое восточный базар и о тех товарах, которые можно было на нем встретить. Сообщается также, что раньше на базаре мастера не только продавали свои изделия, но и производили их. Детям предлагается самостоятельно из­готовить персидские ковры из бумаги и картона с по­мощью различных геометрических фигур. Можно предварительно показать детям образцы — изображе­ния подлинных ковров.

Далее ребенок превращается в продавца, предла­гающего свой товар. Используя наречия в середине, сверху, снизу, слева, справа, ребенок должен описать свое изделие. Правильно и точно описанный ковер считается проданным. Ребенок получает наградной жетон.

«Разноцветные точки»

Цель: Уточнение пространственных ориентировок на основе повторения значений понятий «слева — напра­во», «справа — налево»; усвоение последовательнос­ти цифрового ряда, графического воспроизведения направления, определения пространственных взаимо­отношений объектов.

Материалы: Рабочие карточки с цветными точками. Карточка представляет собой лист бумаги, на котором строчка­ми наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 10 точек в каждой строке.

Ход игры: Ребенок должен глядя на карточку назвать точки по порядку, читая их в том направлении, которое за­дает ведущий: слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно ру­ководит работой и следит за тем, чтобы:

1) ребенок правильно начал чтение, то есть за тем, какая точка названа первой;

2) заданное направление сохранилось во время чтения;

3)соблюдалась последовательность произнесе­ния точек на строке.

«Найди предмет»

Цель: Развитие пространственных отношений, закрепление названий предметов, находящихся в комнате и их обобщение (окно, стены, потолок — части комнаты, стол, стул, шкаф — мебель).

Материалы: План комнаты, кабинета, кухни и т. п. с изображением дверей, окон, мебели и других предметов инте­рьера. Например: 1 — трехсекционная стенка; 2 — письменный стол; 3 — кресло; 4 — кушетка; 5 — сту­лья; 6 — телевизор.

Ход игры: В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Воспитатель и ребенок поочередно пря­чут предмет и делают соответствующую пометку на плане. Ребенок должен научиться пользоваться пла­ном, находясь в любой точке комнаты. Для этого сна­чала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери, «смотрело» в сто­рону двери, а изображение окна — в сторону окна), а затем — определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.

В дальнейшем игру можно проводить, используя план, перевернутый на 180 градусов.

Можно предложить детям самостоятельно составить план своей комнаты или комнаты, смоде­лированной из кукольной мебели. Можно предло­жить нарисовать план домика Барби и попросить объяснить расположение предметов, используя сло­ва: справа, слева, внизу, наверху, выше, ниже и т. д. По результатам беседы также можно попросить ре­бенка письменно описать интерьер кукольного или жилого помещения.

«Где спрятан предмет?»

Цель: Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.

Материалы: Игрушка.

Ход игры: Инструкция воспитателя может звучать следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Далее воспитатель вызывает наиболее активного и развитого ребенка и предлагает ему отойти к стене. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. После этого воспитатель шепотом сговаривается с другими детьми о том, куда прячет предмет. Например: «Давайте поставим поросенка за аквариум, пусть Сережа догадается, что он хочет посмотреть на рыбок».

«Пора!» — приглашают водящего, который начи­нает поиски. Во время, поисков дети

Направляют водящего словами: выше, ниже, правее, левее, даль­ше.

«Кукольный театр»

Цель: Приучение детей правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения в контексте развития пространственного воображения и мышления.

Материалы: Сцена (стол, покрытый тканью), занавес (ширма), образные игрушки, декорации (куст, дерево забор и пр.).

Ход игры: Игра представляет собой забавное зрелище. Воспитатель, используя игрушки, демонстрирует разные вари­анты пространственного положения персонажей. В ходе этого процесса дети уточняют значение наречий и предлогов напротив, рядом, наверху, внизу, впереди позади, далеко, близко.

Игра начинается с рассказа воспитателя. Он представ­ляет героев, рассказывает историю, происходящую с ними. По ходу сюжета воспитатель обращается к детям с вопросами. Например: «Как стоят герои? Напротив друг друга или рядом? А теперь? Близко или далеко? Кто впе­реди? А кто позади? Кто внизу, а кто наверху?» и т. д.

«Копирование точек»

Цель: Формирование умения различать правое и левое направления в пространстве, развитие мелкой ручной моторики, развитие пространственного воображения и мышления.

Материалы: Индивидуальная карточка с образцом.

Ход игры: Ребенку предлагается скопировать образец — не­сколько групп точек, расположенных в строчках. Об­разец располагается слева, рисовать предполагается справа, на свободном месте листа. Задание выполня­ется на листе из тетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать о про­странственном расположении точек. Пример индивидуальной карточки.

«Составление фигур из разрозненных деталей»

Цель: Развитие пространственного и образного мышления, графо-моторных навыков.

Материалы: Пазлы конструктор, разрезанные картинки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, что­бы получился заданный предмет.

«Использование игр с постройками из кубиков»

Цель: Развитие пространственного и образного мышления, мелкой моторики пальцев и кистей рук, уточне­ние пространственных ориентировок, повторение названий геометрических фигур (куб, квадрат), повто­рение понятий (грань куба, ребро куба).

Материалы: Набор кубиков.

Ход игры: Воспитатель дает детям карточку с орнаментом, а те должны составить такой же из своих кубиков. После работы каждый составленный узор разбирается (со­ответствует ли он образцу, если нет, то в чем заключе­на ошибка).

«Составление узоров из геометрических фигур»

Цель: Развитие пространственных представлений, повторение названий геометрических фигур, различение понятий верх, низ, сбоку; дифференциация предлогов, обозначаю: составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Скле­ивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т. д.

«Лабиринты»

Цель: Закрепление пространственных ориентировок, тренировка графического воспроизведения направле­ний и определения пространственных взаимоотноше­ний объектов.

Материалы: Карточки с изображениями лабиринтов.

Ход игры: Воспитатель показывает образец и говорит: «Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда, на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти через стену. Давайте попро­буем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша».

По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь воспитателя уменьшается, постепенно сводясь на нет.

«Найди свое место»

Цель: Закрепление пространственных ориентировок.

Ход игры: Группа строится в одну шеренгу. Детям предлагается запомнить место, на котором они стоят, и своих соседей. По команде «Разойдись!» дети расходятся по залу, затем по команде «Становись!» быстро возвра­щаются на свои места. После того как они хорошо за­помнят свое место, им предлагается вернуться на свое место, но заняв другое положение (например, сидя по-турецки лицом к окну или стоя на скамейке на одной ноге и т. п.).

«Следопыт»

Цель: Закрепление пространственных ориентировок.

Ход игры: В игре участвуют двое детей: один — «следопыт», другой — «помощник». «Следопыту» завязывают гла­за. На противоположной стороне зала от играющих ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись. Повернись направо, иди пря­мо, остановись. Наклонись, бери кубик!» «следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.

Список литературы

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой г. Москва; МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010.

  2. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи», Москва. 1993г.

  3. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс” 2003г.

  4. Безруких М.М. Сенсорное развитие дошкольников. Москва “Владос” 2001г.

  5. Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников c нарушением речи. Екатеринбург 2000г.

  6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб “ Лениздат”, издательство “Союз” 2001г.

  7. Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников, «Союз»1997г.

  8. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983г.

  9. Успенская Л.П. Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1991г.

  10. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996г.

  11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994г.

  12. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб 1996г.

  13. Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2002г.

  14. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков чтения. Москва.2004г.

  15. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Москва. 2003г.

  16. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ. Москва. Айрис пресс 2005г.

  17. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Санкт-Петербург. 1995г.

  18. Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать. Смоленск. 1999г.

  19. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва. Владос 2003г.

  20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва. Владос 2003г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconМетодические рекомендации по использованию дидактических игр Заключение
Дидактические игры, как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconАвторизованная программа образовательной области «Художественное...
Новые требования к системе образования предъявляются уже на первой возрастной ступени – в дошкольном детстве. Непреходящее значение...

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconКонтрольная работа по предмету Формирование элементарных математических представлений
Тема: Основные принципы обучения детей дошкольного возраста элементам математики

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconУчреждение центр развития ребенка
Мбдоу детский сад №37 с. Месягутово для детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическими нарушениями речи в соответствии...

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconПрограмма коррекционно-развивающей работы в логопедической группе...
Т. А. Овечкина — канд пед наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconПрограмма разработана на основе исследований, проведен­ных в лаборатории...
Института дошкольного вос­питания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований...

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconКнига предназначена для научных работников в области психологии и...
Настоящая книга содержит изложение экспериментальных исследований, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей...

Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconМбдоу дскв №62 г. Нижневартовска Горбатенко Ирина Валерьевна Воспитатель...
Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции