Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4




Скачать 296.79 Kb.
Название Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4
страница 1/2
Дата публикации 09.06.2014
Размер 296.79 Kb.
Тип Закон
literature-edu.ru > Лекции > Закон
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа

2012

Ученическое самоуправление, как элемент гражданского общества

Обобщение опыта по воспитательной работе

Учитель: С.М. Шалагина

686314, Магаданская область, г. Сусуман,
ул. Советская, 7 тел/факс 2-11-39

686314, Магаданская область, г. Сусуман,
ул. Советская, 7 тел/факс 2-11-39 ул. Советская д.7

686314, Магаданская область, г. Сусуман,

ул. Советская, 7 тел/факс 2-11-39
Если каждый движется вперед вместе

с другими, успех позаботится обо всех.

Мотто.


ВСТУПЛЕНИЕ.
Гражданское образование и воспитание – непрерывный процесс, его нельзя ограничить временными рамками. Велика роль школы в этом процессе. Ее просветительский потенциал усиливается в связи с развитием в школах системы государственно-общественного управления.
«Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют права… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.»

(Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4)
«Самоуправление – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства»
(Словарь Даля)
Как известно, истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам, римским папам, т.е. официальной власти.
Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому, поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда – заходят в тупик, иногда – продвигаются вперед.
Модернизация современного образования неотделима от решения проблем ученического самоуправления. Педагогическая практика последних лет доказывает необходимость самоорганизации детей и их соорганизации с взрослыми для самоутверждения, участия в общественной жизни, воспитания тех черт личности, которые нельзя развить только через обучение наукам.
В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения школьное самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Смысл ученического самоуправления, при этом, заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Реализация этой идеи на практике предполагает взаимообогащающий диалог, изменение ролевых позиций и увеличение степени свободы всех участников педагогического процесса. Концептуально современная школа выходит на проблему воспитания ребенка через организацию его субъект-субъектного взаимодействия в разных структурах:

  • ребенок – ребенок (взаимодействие в классах с выходом на общешкольный коллектив);

  • взрослый – ребенок (взаимодействие между учителями, родителями и детьми в отношениях равного партнерства)



Воспитательная эффективность организации такого взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог – это межличностное взаимодействие «на равных», в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как он сам.

Проработав в школе более 20 лет, уверена, что развитие школьного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но представлять учащимся власть, конечно, нужно.

Чтобы лучше узнать о школьном самоуправлении, я выбрала тему по самообразованию: «Ученическое самоуправление, как элемент гражданского общества». Ведь школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.

Перед собой я поставила следующую

цель:

Обобщить накопленный опыт, сравнить и дополнить его передовым научным и практическим опытом российской педагогики по развитию системы школьного самоуправления.
задачи:


  • изучить различные способы организации самоуправления, Устав Школьного ученического самоуправления, самоуправление в нашей школе;

  • рассмотреть различные направления ученической деятельности;

  • выяснить особенности классного самоуправления, работу актива класса;

  • уточнить работу секторов, возможные поручения;

  • сформулировать роль классного руководителя в ученическом самоуправлении класса;

  • подвести итоги самоуправления в своем классе, выявить положительные аспекты и недостатки, продумать способы их устранения;

  • мотивация.


Все это необходимо для того, чтобы


  • иметь возможность правильно выработать стратегию работы с классом; отдельными группами ребят, испытывающих какие-либо трудности в коллективе; дать возможность раскрыться отдельным личностям, имеющим определенные психологические затруднения в общении или выражении своих мыслей;

  • уметь вовремя и правильно отреагировать на возникшую социально-педагогическую ситуацию или проблему;

  • формировать у ребят активную гражданскую позицию на основе деятельностного подхода и демократизации школьной жизни;

  • направить в нужное русло бурную энергию тех учащихся, которым мало одного образовательного процесса, их мысль и действия требуют дополнительных мероприятий, поисков, работы, активного выражения эмоций и чувств.



МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно смоделировать инновационную деятельность по содержательным, управленческим, нормативно-правовым и прочим ее аспектам.

Следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

  • ориентация на личностный и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей );

  • деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

  • тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.


В соответствии с описанными выше принципами и подходами, существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно подразделить на четыре вида, которые имеют свои сильные и слабые стороны.


  1. Административная модель (условное название «Школьный совет») – это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в т.ч. школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны:

  • полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации;

  • наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.



Слабые стороны:

  • исключение возможности использования потенциала воспитательных программ (в т.ч. и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении;

  • формализация выборов органов самоуправления, в т.ч. и ученического;

  • недостаточный учет возрастных особенностей школьников.




  1. Игровая модель (условное название «Ньюландия»), - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны:

  • максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии;

  • ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы;

  • гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу.


Слабые стороны:

  • при психологической неготовности педагогического коллектива может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением;

  • излишнее увлечение игровой стороной процесса;

  • возможность реализации в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря для обучения актива школьного самоуправления.




  1. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера») – это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением один раз в год или в четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.




  1. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика») – это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители). При этом в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.)



Система школьного самоуправления имеет три уровня. Первый – классное ученическое самоуправление, второй – школьное ученическое самоуправление, третий – школьное самоуправление.

Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов может быть различной в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школ получила структура по видам деятельности:

  • познавательная

  • художественно-эстетическая

  • спортивно-оздоровительная

  • трудовая

  • шефская

  • информационная и т.п.


Изучив различные виды моделей школьного самоуправления, проанализировав возможности своей начальной школы, наш коллектив решил создать свою структуру самоуправления на основе совмещенной административно-игровой модели(условное название «Демократическая республика»). И название выбрали: РЕСПУБЛИКА ДоРаДо, то есть ДОБРО, РАДОСТЬ, ДОВЕРИЕ.
Начали с разработки положения о школьном самоуправлении, где прописали задачи педагогов:

  • воспитать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений;




  • научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим: признавать самоценность человека;




  • через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир;




  • направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни;




  • вести поиск результативных методов педагогического обеспечения постоянно развивающегося самоуправления.


Задача классного руководителя, как воспитателя:


  • формирование у учащихся потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.


Задача органов самоуправления:


  • это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников.




  • Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, то есть, духа школы, духа коллектива.


Структура школьного самоуправления


Общая школьная конференция
республики ДоРаДо.


Третий уровень



Собрание класса

Классные комитеты

  • Наука и образование

  • Труд и порядок

  • Спорт и здоровье

  • Досуг

  • Связь с общественностью

Совет учащихся класса

Школьные комитеты

  • Наука и образование

  • Труд и порядок

  • Спорт и здоровье

  • Досуг

  • Связь с общественностью

Второй уровень


Первый уровень

Совет учащихся школы


На данный момент самоуправление в школе проходит в виде игры-путешествия

«Вместе весело шагать!»

Цель игры:
Воспитание личности школьника, открытой для разностороннего познания мира.

Формирование активной жизненной позиции школьника, опирающейся на общечеловеческие духовные ценности.

Привитие навыков организованности, ответственности, самовоспитания, развивающей инициативы, самостоятельности в принятии решений и осуществлении своей деятельности на пользу семьи, школьного сообщества, сограждан; сознательного отношения к своим решениям и деятельности.

Включение младших школьников в работу органов ученического самоуправления для создания условий самореализации личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Задачи:
Формирование здорового стиля общения в системе «педагог – старший товарищ – младший школьник», способствующего созданию комфортных условий для развития индивидуальных особенностей личности школьника, его самореализации, самопознания и самовыражения.

Объединение младших школьников и педагогов в совместной работе, организация интересной и насыщенной событиями, впечатлениями и опытом жизни школьников.

Развитие творческой инициативы учащихся и педагогов, способствующее обучение школьников свободно ориентироваться в мире идеи, в пространстве образов и фантазий.

Согласование индивидуальных и групповых действий и идей, придание организованного характера творческому поиску в деле воспитания школьников.

Организация самоуправления
Каждый класс выбирает название своего отряда, девиз, речевку.

Каждый класс по желанию, тайным или общим голосованием выбирает командира отряда, который при поддержке учителя руководит отрядом и представляет интересы класса в Совете республики ДоРаДо.
Содержание и правила игры
Игра – путешествие осуществляется по общему для всех плану.

Участники игры в намеченные сроки должны пройти по тематической тропинке и вовремя подвести итоги пройденного этапа.

Игра включает в себя VII этапов. На каждом этапе игры дети получают определенные знания, приобретают навыки и обязательно делают общественно – полезное дело, которое придумывают самостоятельно.
Описание этапов игры
I этап – ТРОПИНКА БЕЗОПАСНОСТИ

(1 – 30 сентября)

Примерная тематика работы в классах: дети учатся адекватно вести себя в нестандартных условиях, соблюдать правила безопасного поведения в среде обитания, овладевают навыками безопасной жизнедеятельности.

Ребенок должен уметь самостоятельно принимать правильные решения и грамотного действовать в многообразии жизненных ситуаций.
II этап – ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ

(1 – 30 октября)

Примерная тематика работы в классах: дети учатся беречь природу во имя здоровья человека, беречь собственное здоровье, соблюдать правила личной гигиены, убеждаются в пользе занятий спортом для здоровья, учатся оказывать первую помощь, учатся защищать себя в чрезвычайных ситуациях.


III этап – ТРОПИНКА К КНИГЕ

(1ноября – 12 декабря)

Примерная тематика работы в классах: интеллектуальные конкурсы, викторины, выставки любимых книг, экскурсии в библиотеки,

(др. экскурсии), игровые программы, рейды по проверке состояния учебников, организация «Книжкина больница» и т.п.
IV этап – тропинка НОВОГДНЯЯ

(13 декабря – 30 декабря)

Примерная тематика работы в классах: знакомство с традициями празднования Нового года в нашей стране и других странах, изготовление новогодних игрушек, конкурсы новогодних открыток, рисунков, газет, писем Деду Морозу, новогодних стихов, игровые программы, утренники и т.п.
V этап – ТРОПИНКА ДОБРОТЫ И СОГЛАСИЯ

(январь - февраль)

Примерная тематика работы в классах: совместные творческие дела, овладение навыками делать дело не в одиночку, а вместе (в т.ч. в рамках военно-патриотического месячника), изучение способов преодоления конфликтов, совместные с родителями спортивные соревнования, конкурсы, игровые программы, совместная подготовка к участию в общешкольных мероприятиях.

VI этап – ТРОПИНКА ТВОРЧЕСКАЯ

( до 10 мая)

Примерная тематика работы в классах: на этой тропинке каждый может проявить свои возможности и таланты. Здесь поют, танцуют, читают стихи, блещут актерским мастерством, показывают любые творческие способности. Знакомятся с народным творчеством, учатся любить культуру своей страны, узнают о мировой культуре. Принимают участие в районных концертных программах, творческих конкурсах.


VII этап – ТРОПИНКА К ДОМУ

(до 20 мая)

Примерная тематика работы в классах: на этой тропинке участники игры подводят итоги, анализируют свою деятельность.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
Промежуточные итоги подводятся по окончании каждого этапа. Во время движения по тропинке в «Зачетном листе класса» отряд отмечает коллективные дела, например: экскурсия в библиотеку, выставка любимых книг, утренник, игровая программа, рейд, различные конкурсы и т.п.

За участие в общешкольном мероприятии отряд получает 3 балла. За занятое в конкурсе или соревновании 1 место – 3 балла, 2 место – 2 балла, 3 место – 1 балл. За общественно полезное дело отряд получает 5 баллов.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, т.е. духа школы, духа коллектива. (Приложение 1)
В нашей школе существует «Положение об обязанностях комитетов республики ДоРаДо»
Комитет «Науки и образования»

  • отвечает за состояние учебы в классах

  • оказывает помощь в проведении предметных недель

  • оказывает помощь в организации и проведении школьных олимпиад

  • составляют отчет об успеваемости классов (по четвертям и за год)


Комитет Досуга

  • оказывает помощь в организации и проведении концертов, праздников, КТД

  • оказывает помощь в организации походов

  • оказывает помощь в выявлении лучших спортсменов и их награждении

  • оказывает помощь в проведении предметных недель

  • организация и проведение серии игр на первенство школы

  • сбор пожеланий учащихся о возможных экскурсиях и походах


Комитет «Труда и порядка»

  • отвечает за сохранность школьного имущества;

  • организацию уборки школы и пришкольной территории;

  • составляет график дежурства по классу;

  • обеспечивает дисциплину и контроль безопасности во время проведения культурно-массовых мероприятий, обеспечение безопасности при проведении предвыборной компании.


Комитет «По связям с общественностью»

  • отвечает за создание газеты «Радуга»

  • освещение культурно-массовых мероприятий

  • помощь в проведении предвыборной компании

  • своевременное объявление конкурсов и соревнований


У организации есть свой гимн, свой школьный печатный орган. (Приложение 2, 3)
Я хочу рассказать об организацию самоуправления в моем классе.

Структура органов самоуправления школы включает в себя классные ученические советы, которые занимаются самоуправленческой деятельностью в отдельно взятом классе. При этом задача классного ученического совета в том, чтобы вовлечь каждого ученика в общее дело.

Моя цель, как классного руководителя – создать коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это, несомненно, важный фактор, помогающий сохранить здоровье школьника, повысить результаты успеваемости, осознать подросткам собственную значимость.

Я стремлюсь помочь ученикам понять, насколько необходимо научиться работать в коллективе на первом этапе «сплачивания» класса.

Далее, из числа ребят, проявивших интерес к деятельности одного и того же направления, в классе формируются первичные активы соответствующего школьного рабочего органа самоуправления, именуемые классными ученическими советами (актив класса).

Работа по классному самоуправлению в нашей школе начинается только со второго класса. К этому времени учитель уже знает способности и увлечения своих учеников. Дети самостоятельно выбирают себе комитет по интересам.

Если ученик не найдет себе дело по душе в одном активе, то может поучаствовать в работе другого, третьего и т.д., пока не найдет свое место в интересной для него деятельности.

Таким образом, ученическое самоуправление не только позволяет включить всех учащихся в коллективную деятельность, оно дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе, организуемой его товарищами.

В каждом комитете работает по 5-6 человек. Между собой они сами выбирают командира. Командир каждого комитета является членом совета учащихся школы.

Создание организационной структуры школьного ученического коллектива завершатся следующим образом: руководители первичных активов образуют общешкольные рабочие органы.

Одним из самых интересных этапов (на мой взгляд) являются выборы в МЭРы класса. Это выборная должность. Процедура выборов проводится один раз в год.

На начальном этапе совместно с психологом проводим тест на выявление лидера в классе. (Приложение 4) На основе результатов планирую дальнейшую работу:

  • рассаживаю учащихся;

  • планирую работу в группах;

  • распределяю поручения, КТД и т.д.


Затем, объявляются выборы. Желающие балатироваться готовят свои предвыборные программы, в которых рассказывают о себе, своих увлечениях, целях, предлагают свои варианты улучшения жизни класса, свои мероприятия, нововведения. (Приложение 5)

Обычно на предвыборную гонку уходит две недели, затем тайным голосованием с бюллетенями, проходят выборы. Дети часто посещают различные выборы (в Госдуму, областную думу и др.) с родителями, всю процедуру наблюдая со стороны, а в данной ситуации они сами находятся в роли избирателей. В это время работает наш печатный орган, который берет интервью, участвует в подсчете голосов, освещает результаты.

(Приложение 6)
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КЛАССНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Опыт работы отечественной школы свидетельствует о том, что успех в развитии самодеятельности школьников посредством ученического самоуправления напрямую зависит от грамотного педагогического руководства.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon О дошкольном образовании закон президент
...
Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon Программа внеурочной деятельности обучающихся в рамках фгос ноо с....
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного...
Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon Закон Ханты-Мансийского ао югры от 1 июля 2013 г. N 68-оз "Об образовании...
Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон) регулирует отдельные отношения в сфере...
Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №32661(действующая редакция от 01. 12. 2012)
Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon Закон РФ «Об образовании»
Примерные основные образовательные программы всех видов ступеней школьного образования
Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon Закон РФ "Об образовании"
Статья Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon Закон РФ «Об образовании»
Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon Закон Российской Федерации «Об образовании»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04. 02. 2010г. Пр. 271
Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-фз "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"
Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4 icon Закон РФ «Об образовании»
Цель: проанализировать эффективность введения фгос в 1-2 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции