Скачать 296.79 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 2012 Ученическое самоуправление, как элемент гражданского общества Обобщение опыта по воспитательной работе Учитель: С.М. Шалагина 686314, Магаданская область, г. Сусуман, ул. Советская, 7 тел/факс 2-11-39 686314, Магаданская область, г. Сусуман, ул. Советская, 7 тел/факс 2-11-39 ул. Советская д.7 686314, Магаданская область, г. Сусуман, ул. Советская, 7 тел/факс 2-11-39 Если каждый движется вперед вместе с другими, успех позаботится обо всех. Мотто. ВСТУПЛЕНИЕ. Гражданское образование и воспитание – непрерывный процесс, его нельзя ограничить временными рамками. Велика роль школы в этом процессе. Ее просветительский потенциал усиливается в связи с развитием в школах системы государственно-общественного управления. «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют права… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.» (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4) «Самоуправление – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства» (Словарь Даля) Как известно, истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам, римским папам, т.е. официальной власти. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому, поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда – заходят в тупик, иногда – продвигаются вперед. Модернизация современного образования неотделима от решения проблем ученического самоуправления. Педагогическая практика последних лет доказывает необходимость самоорганизации детей и их соорганизации с взрослыми для самоутверждения, участия в общественной жизни, воспитания тех черт личности, которые нельзя развить только через обучение наукам. В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения школьное самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Смысл ученического самоуправления, при этом, заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Реализация этой идеи на практике предполагает взаимообогащающий диалог, изменение ролевых позиций и увеличение степени свободы всех участников педагогического процесса. Концептуально современная школа выходит на проблему воспитания ребенка через организацию его субъект-субъектного взаимодействия в разных структурах:
Воспитательная эффективность организации такого взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог – это межличностное взаимодействие «на равных», в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как он сам. Проработав в школе более 20 лет, уверена, что развитие школьного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но представлять учащимся власть, конечно, нужно. Чтобы лучше узнать о школьном самоуправлении, я выбрала тему по самообразованию: «Ученическое самоуправление, как элемент гражданского общества». Ведь школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга. Перед собой я поставила следующую цель: Обобщить накопленный опыт, сравнить и дополнить его передовым научным и практическим опытом российской педагогики по развитию системы школьного самоуправления. задачи:
Все это необходимо для того, чтобы
МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно смоделировать инновационную деятельность по содержательным, управленческим, нормативно-правовым и прочим ее аспектам. Следует опираться на следующие приоритетные принципы:
В соответствии с описанными выше принципами и подходами, существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно подразделить на четыре вида, которые имеют свои сильные и слабые стороны.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Система школьного самоуправления имеет три уровня. Первый – классное ученическое самоуправление, второй – школьное ученическое самоуправление, третий – школьное самоуправление. Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов может быть различной в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школ получила структура по видам деятельности:
Изучив различные виды моделей школьного самоуправления, проанализировав возможности своей начальной школы, наш коллектив решил создать свою структуру самоуправления на основе совмещенной административно-игровой модели(условное название «Демократическая республика»). И название выбрали: РЕСПУБЛИКА ДоРаДо, то есть ДОБРО, РАДОСТЬ, ДОВЕРИЕ. Начали с разработки положения о школьном самоуправлении, где прописали задачи педагогов:
Задача классного руководителя, как воспитателя:
Задача органов самоуправления:
Структура школьного самоуправления Общая школьная конференция республики ДоРаДо. Третий уровень Собрание класса Классные комитеты
Совет учащихся класса Школьные комитеты
Второй уровень Первый уровень Совет учащихся школы На данный момент самоуправление в школе проходит в виде игры-путешествия «Вместе весело шагать!» Цель игры: Воспитание личности школьника, открытой для разностороннего познания мира. Формирование активной жизненной позиции школьника, опирающейся на общечеловеческие духовные ценности. Привитие навыков организованности, ответственности, самовоспитания, развивающей инициативы, самостоятельности в принятии решений и осуществлении своей деятельности на пользу семьи, школьного сообщества, сограждан; сознательного отношения к своим решениям и деятельности. Включение младших школьников в работу органов ученического самоуправления для создания условий самореализации личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Задачи: Формирование здорового стиля общения в системе «педагог – старший товарищ – младший школьник», способствующего созданию комфортных условий для развития индивидуальных особенностей личности школьника, его самореализации, самопознания и самовыражения. Объединение младших школьников и педагогов в совместной работе, организация интересной и насыщенной событиями, впечатлениями и опытом жизни школьников. Развитие творческой инициативы учащихся и педагогов, способствующее обучение школьников свободно ориентироваться в мире идеи, в пространстве образов и фантазий. Согласование индивидуальных и групповых действий и идей, придание организованного характера творческому поиску в деле воспитания школьников. Организация самоуправления Каждый класс выбирает название своего отряда, девиз, речевку. Каждый класс по желанию, тайным или общим голосованием выбирает командира отряда, который при поддержке учителя руководит отрядом и представляет интересы класса в Совете республики ДоРаДо. Содержание и правила игры Игра – путешествие осуществляется по общему для всех плану. Участники игры в намеченные сроки должны пройти по тематической тропинке и вовремя подвести итоги пройденного этапа. Игра включает в себя VII этапов. На каждом этапе игры дети получают определенные знания, приобретают навыки и обязательно делают общественно – полезное дело, которое придумывают самостоятельно. Описание этапов игры I этап – ТРОПИНКА БЕЗОПАСНОСТИ (1 – 30 сентября) Примерная тематика работы в классах: дети учатся адекватно вести себя в нестандартных условиях, соблюдать правила безопасного поведения в среде обитания, овладевают навыками безопасной жизнедеятельности. Ребенок должен уметь самостоятельно принимать правильные решения и грамотного действовать в многообразии жизненных ситуаций. II этап – ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ (1 – 30 октября) Примерная тематика работы в классах: дети учатся беречь природу во имя здоровья человека, беречь собственное здоровье, соблюдать правила личной гигиены, убеждаются в пользе занятий спортом для здоровья, учатся оказывать первую помощь, учатся защищать себя в чрезвычайных ситуациях. III этап – ТРОПИНКА К КНИГЕ (1ноября – 12 декабря) Примерная тематика работы в классах: интеллектуальные конкурсы, викторины, выставки любимых книг, экскурсии в библиотеки, (др. экскурсии), игровые программы, рейды по проверке состояния учебников, организация «Книжкина больница» и т.п. IV этап – тропинка НОВОГДНЯЯ (13 декабря – 30 декабря) Примерная тематика работы в классах: знакомство с традициями празднования Нового года в нашей стране и других странах, изготовление новогодних игрушек, конкурсы новогодних открыток, рисунков, газет, писем Деду Морозу, новогодних стихов, игровые программы, утренники и т.п. V этап – ТРОПИНКА ДОБРОТЫ И СОГЛАСИЯ (январь - февраль) Примерная тематика работы в классах: совместные творческие дела, овладение навыками делать дело не в одиночку, а вместе (в т.ч. в рамках военно-патриотического месячника), изучение способов преодоления конфликтов, совместные с родителями спортивные соревнования, конкурсы, игровые программы, совместная подготовка к участию в общешкольных мероприятиях. VI этап – ТРОПИНКА ТВОРЧЕСКАЯ ( до 10 мая) Примерная тематика работы в классах: на этой тропинке каждый может проявить свои возможности и таланты. Здесь поют, танцуют, читают стихи, блещут актерским мастерством, показывают любые творческие способности. Знакомятся с народным творчеством, учатся любить культуру своей страны, узнают о мировой культуре. Принимают участие в районных концертных программах, творческих конкурсах. VII этап – ТРОПИНКА К ДОМУ (до 20 мая) Примерная тематика работы в классах: на этой тропинке участники игры подводят итоги, анализируют свою деятельность. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ Промежуточные итоги подводятся по окончании каждого этапа. Во время движения по тропинке в «Зачетном листе класса» отряд отмечает коллективные дела, например: экскурсия в библиотеку, выставка любимых книг, утренник, игровая программа, рейд, различные конкурсы и т.п. За участие в общешкольном мероприятии отряд получает 3 балла. За занятое в конкурсе или соревновании 1 место – 3 балла, 2 место – 2 балла, 3 место – 1 балл. За общественно полезное дело отряд получает 5 баллов. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, т.е. духа школы, духа коллектива. (Приложение 1) В нашей школе существует «Положение об обязанностях комитетов республики ДоРаДо» Комитет «Науки и образования»
Комитет Досуга
Комитет «Труда и порядка»
Комитет «По связям с общественностью»
У организации есть свой гимн, свой школьный печатный орган. (Приложение 2, 3) Я хочу рассказать об организацию самоуправления в моем классе. Структура органов самоуправления школы включает в себя классные ученические советы, которые занимаются самоуправленческой деятельностью в отдельно взятом классе. При этом задача классного ученического совета в том, чтобы вовлечь каждого ученика в общее дело. Моя цель, как классного руководителя – создать коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это, несомненно, важный фактор, помогающий сохранить здоровье школьника, повысить результаты успеваемости, осознать подросткам собственную значимость. Я стремлюсь помочь ученикам понять, насколько необходимо научиться работать в коллективе на первом этапе «сплачивания» класса. Далее, из числа ребят, проявивших интерес к деятельности одного и того же направления, в классе формируются первичные активы соответствующего школьного рабочего органа самоуправления, именуемые классными ученическими советами (актив класса). Работа по классному самоуправлению в нашей школе начинается только со второго класса. К этому времени учитель уже знает способности и увлечения своих учеников. Дети самостоятельно выбирают себе комитет по интересам. Если ученик не найдет себе дело по душе в одном активе, то может поучаствовать в работе другого, третьего и т.д., пока не найдет свое место в интересной для него деятельности. Таким образом, ученическое самоуправление не только позволяет включить всех учащихся в коллективную деятельность, оно дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе, организуемой его товарищами. В каждом комитете работает по 5-6 человек. Между собой они сами выбирают командира. Командир каждого комитета является членом совета учащихся школы. Создание организационной структуры школьного ученического коллектива завершатся следующим образом: руководители первичных активов образуют общешкольные рабочие органы. Одним из самых интересных этапов (на мой взгляд) являются выборы в МЭРы класса. Это выборная должность. Процедура выборов проводится один раз в год. На начальном этапе совместно с психологом проводим тест на выявление лидера в классе. (Приложение 4) На основе результатов планирую дальнейшую работу:
Затем, объявляются выборы. Желающие балатироваться готовят свои предвыборные программы, в которых рассказывают о себе, своих увлечениях, целях, предлагают свои варианты улучшения жизни класса, свои мероприятия, нововведения. (Приложение 5) Обычно на предвыборную гонку уходит две недели, затем тайным голосованием с бюллетенями, проходят выборы. Дети часто посещают различные выборы (в Госдуму, областную думу и др.) с родителями, всю процедуру наблюдая со стороны, а в данной ситуации они сами находятся в роли избирателей. В это время работает наш печатный орган, который берет интервью, участвует в подсчете голосов, освещает результаты. (Приложение 6) РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КЛАССНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ Опыт работы отечественной школы свидетельствует о том, что успех в развитии самодеятельности школьников посредством ученического самоуправления напрямую зависит от грамотного педагогического руководства. |
О дошкольном образовании закон президент ... |
Программа внеурочной деятельности обучающихся в рамках фгос ноо с.... Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного... |
||
Закон Ханты-Мансийского ао югры от 1 июля 2013 г. N 68-оз "Об образовании... Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон) регулирует отдельные отношения в сфере... |
Российской Федерации «Об образовании» Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №32661(действующая редакция от 01. 12. 2012) |
||
Закон РФ «Об образовании» Примерные основные образовательные программы всех видов ступеней школьного образования |
Закон РФ "Об образовании" Статья Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования |
||
Закон РФ «Об образовании» Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей |
Закон Российской Федерации «Об образовании» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04. 02. 2010г. Пр. 271 |
||
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-фз "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" |
Закон РФ «Об образовании» Цель: проанализировать эффективность введения фгос в 1-2 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |