Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку




Скачать 104.66 Kb.
НазваниеЭти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку
Дата публикации18.05.2014
Размер104.66 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Курсовая работа > Документы
Развитие творческой одарённости учащихся через исследовательскую деятельность по английскому языку

(из опыта работы)

Шарафутдинова Т. М., учитель английского языка, МБОУ СОШ № 25

с углублённым изучением английского языка

Знаете ли вы, что занимаясь исследованием по английскому языку,

-вы можете получить письмо от Джоан Роулинг, знаменитого автора книг о Гарри Поттере?

-можно научиться готовить итальянское национальное блюдо «Лозанья»?

-вы окажетесь на защите исследовательского проекта в главном ВУЗе страны МГУ имени Михаила Васильевича Ломоносова?

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку.

В качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования наметилось создание «разветвлённой системы поиска и поддержки талантливой молодёжи». Именно это направление было отмечено бывшим Президентом РФ Д.А. Медведевым в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа». Сегодня школа не ограничивается только трансляцией тщательно отобранных знаний. Развивающая образовательная среда — это созданная учителями, учащимися и родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой активности. Поэтому исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе, как один из компонентов работы с одарёнными и творчески ориентированными детьми. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  1. развитие творческих способностей учащихся и выработку у них исследовательских навыков;

  2. формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

  3. выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

  4. воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

  5. помощь в профессиональной ориентации;

  6. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели. [1]

Эти задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. В ходе исследовательской деятельности учащиеся самостоятельно приобретают знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Научно-исследовательская деятельность становится для ученика интересным, увлекательным делом, расширяющим его кругозор и выходящим за пределы школьных учебников.

В нашей школе созданы все условия и предпосылки для организации такой деятельности по английскому языку. В частности, есть лаборатория межкультурной коммуникации, благодаря которой осуществляется дистанционное сотрудничество с учащимися и учителями зарубежных стран и реализация международных проектов.

Так в 2011 году на базе лаборатории межкультурной коммуникации ученики 7-

10-х классов участвовали в международном проекте «Международная книга рецептов мира». Основная цель конкурса - развитие творческого потенциала учащихся 7-10 классов через исследовательскую и проектную деятельность, поддержка мотивации к изучению английского языка, установление творческих контактов между обучающимися и педагогами, а также создание коллекции творческих работ обучающихся по теме. Согласно условиям конкурса дети должны были представить на конкурс презентацию блюда с подробным описанием рецепта и этапов его приготовления, при этом языком исполнения проекта должен быть английский. Каждый этап приготовления блюда иллюстрируется отдельной фотографией автора или группой авторов. Завершить работу следовало общей фотографией во время приёма конкурсного блюда.

По итогам конкурса в «Международную книгу рецептов мира» вошли индивидуальные и групповые работы учащихся Азербайджана, Индии, Италии, Коста-Рики, Польши, России, США. 4 проекта из них принадлежали ученикам нашей школы.

Мои ученики, в частности, приготовили итальянское национальное блюдо «Лозанья» (Стыценко Инна - 4А, Стыценко Юля -10 Б, Шушаков Женя -10 Б) и русский свадебный пирог «Курник» (Санникова Даша -8Б, Шаброва Света- 8Б). Все победители конкурса рассказали зарубежным читателям на английском языке, чем вызван выбор блюда и как эта пищевая традиция появилась в семье.

В 2012 году ученики нашей школы приняли участие в областном фестивале творчества на иностранном языке “The key to success”(«Ключ к успеху») в номинации «Письмо иностранцу». Цель конкурса: раскрытие творческого потенциала детей, развитие интереса участников конкурса к иностранной культуре, воспитание толерантности и содействие межкультурной коммуникации. В этой номинации на конкурс принималось письмо на иностранном языке, адресованное известной личности, проживающей не в России. С этой целью Кривов Егор выбрал в качестве адресата известного физика Стивена Хокинга, отметившего недавно 70-летие. Хотя это игровой конкурс, Егор Кривов отнёсся к нему серьёзно и ответственно. Прежде чем начать писать письмо, он прочитал книгу Стивена Хокинга “A Brief History of Time” («Краткая история времени») в оригинале, а затем только приступил к творческой части письма, получив самостоятельно не только знания по физике, но и по английскому языку. В этом дополнительные преимущества исследовательской деятельности в работе с творчески одарёнными детьми. Они движутся дальше, чем это предусматривает творческий конкурс. Для них зачастую это не просто игровая ситуация, а сама жизнь. Меня, как руководителя исследовательских проектов, это восхищает: всегда появляется неожиданный поворот в ходе работы. При этом такие дети не ищут лёгких путей.

В нашей школе в последнее время наблюдается увеличение числа учащихся – участников творческих конкурсов, олимпиад, соревнований, в т.ч. по английскому языку. Наши ученики участвуют в олимпиадах по основам наук Уральского федерального округа, Международном конкурсе «Британский бульдог», малыши участвуют в эрудит - марафоне «ЭМУ» и конкурсе «Познание и творчество». И только некоторые участвуют в конкурсах исследовательских работ типа «Юность. Наука. Культура», «Шаг в будущее» и «Интеллектуалы XXI века». И это понятно. Участие в этих конкурсах требует знакомства с современным состоянием проблемы, интеллектуальных усилий, творческого подхода, требует от участников исследовательского процесса терпения и усердия. Если ученик настроен на сиюминутный результат и успех, исследовательская деятельность не для него.

Участие в этих конкурсах обеспечивает воспитание активной творческой личности, формирование ценностно-значимых ориентиров через включение в учебно-исследовательскую деятельность и приобщение к научному и социальному творчеству, повышает престиж знаний, совершенствует навыки учебной работы, развивает личность ученика, обогащает социальный опыт ученика.

Первый опыт моего участия в качестве руководителя проекта состоялся в 2005 году. Тогда мы с Таракановой Аней, ученицей 9 класса, в рамках исследовательской деятельности изучали «Феномен Гарри Поттера». Мы разработали серию вопросов для учащихся 5-9 классов о любимых писателях и книгах, и на тот период времени оказалось, что именно эта книга, написанная в жанре фэнтези, оказалась суперпопулярной. Для практики по английскому языку мы написали письмо автору книг Джоан Роулинг перед Рождеством 2005 года, поздравили её с праздником и получили её ответ о творческих планах. Мы изучили критические статьи. Среди причин популярности этого героя журналисты называли то, что он обычный мальчик, у него те же проблемы с учителями, как и у обычных детей, у него те же подростковые проблемы. Единственное отличие – он волшебник и учится в школе волшебников. А гениальность Джоан Роулинг в том, что она заставила миллионы детей в разных странах читать книги.

С одной стороны, этот проект был для нас неудачным, мы не получили призовых мест, но этот опыт участия тем не менее был бесценным для дальнейшего освоения исследовательской деятельности. В практике исследовательской деятельности мы научились многому:

формулировать цели и задачи исследования,

определять объект и предмет исследования,

выдвигать гипотезу,

работать с литературными источниками,

проводить научные эксперименты,

обрабатывать анкетные данные,

систематизировать и обобщать фактический материал исследования,

использовать различные научные методы: метод выборки, сопоставительный метод, количественный анализ,

научились строить графики и диаграммы,

научились делать выводы по работе,

составлять библиографический список.

Именно эти умения и являются основными составляющими исследовательской деятельности.

Я продолжила работу с одарёнными детьми в рамках исследовательской деятельности в 2009 году. Ученики, начинающие исследовательскую деятельность, часто теряются при выборе темы исследования. Эта сложность в нашей школе, в частности, снимается благодаря курсу «Домашнее чтение английской литературы», который начинается в 10-11 классах, где ученики имеют возможность ознакомиться с лучшими образцами художественной литературы, написанных в разных жанрах. Так на уроках домашнего чтения ученики знакомятся с рассказами Сомерсета Моэма, романом Эдгара Аллана По «Золотой жук», произведением Оскара Уайлда «Портрет Дориана Грея», рассказами Агаты Кристи «Подвиги Геракла», романом Джерома Дэвида Селинджера «Над пропастью во ржи». Зачастую при выборе темы исследовательского проекта, ученики делают выбор в пользу уже прочитанного на уроках произведения. Другой критерий при выборе темы и произведения – собственный интерес ученика. Вот темы, победившие на научно – практических конференциях научного общества учащихся, форума научной молодёжи «Шаг в будущее» и конкурса «Юность. Наука. Культура» в области языкознания и лингвистики:

«Передача сленга при переводе романа Джерома Дэвида Селинджера «Над пропастью во ржи»;

« Комплексный характер переводческих трансформаций при переводе романа Эдгара Аллана По «Золотой жук»;

«Принципы передачи антропонимов при переводе романа Джона Рональда Толкина «Властелин колец»;

«Адекватность передачи топонимов при переводе романа Джона Рональда Толкина «Властелин колец». (Научный руководитель всех вышеупомянутых проектов – автор статьи.)

В 2009 году ученик 10 класса Щербак Тимур защитил научно- исследовательский проект на тему «Передача сленга при переводе с английского языка на русский в романе Джерома Дэвида Селинджера «Над пропастью во ржи». В 2010 году он продолжил свою исследовательскую деятельность и принял участие в российском конкурсе исследовательских работ «Юность. Наука. Культура». В результате он получил 4 диплома разного уровня. В 11 классе, когда мы начали изучать на спецкурсе по домашнему чтению художественной литературы рассказ Эдгара По «Золотой жук», одного из учеников этого же класса Аронова Илью привлекла тема переводческих трансформаций, и он продолжил исследование на тему ««Комплексный характер переводческих трансформаций при переводе с английского языка на русский в рассказе Эдгара Аллана По «Золотой жук».

В ходе работы возникла идея проведения эксперимента с целью проверки гипотезы. Для этого нами было проведено исследование двух групп учащихся с примерно одинаковым уровнем знания английского языка. Обеим группам было предложено одно и то же задание: перевести некоторые из рассмотренных нами примеров из рассказа Э. По «Золотой жук». При этом ученикам одной группы перед началом выполнения задания была прочитана лекция по теории переводческих трансформаций. Лекцию по теории перевода прочёл сам ученик, осуществляющий исследование, Аронов Илья. Вторая группа испытуемых не имела представления о переводческих трансформациях. После окончания работы был подсчитан процент правильных ответов. Оказалось, что у группы, которой была прочитана лекция, он оказался равным 72 %, в то время как у второй (контрольной) группы - 51 %. В ходе исследования была подтверждена правильность гипотезы: адекватность перевода действительно возросла. А ученик – исследователь получил новый опыт социализации при проведении лекции.

А итогом этой работы стала защита данного исследования на городской Научно – практической конференции Научного общества учащихся (НОУ). Всего за год эта работа получила 6 дипломов за участие в научно – практических конференциях различного уровня: «Шаг в будущее» (муниципальный уровень), регионального очного и заочного «Интеллектуалы XXI века», «Юность. Наука. Культура» (российский заочный и очный этап).

В 2010 году Кривов Егор, ученик 10 класса, защитил исследование на тему «Принципы передачи антропонимов при переводе романа Джона Рональда Толкина «Властелин колец» в конкурсе исследовательских работ «Шаг в будущее». Став Лауреатом I степени, он в составе областной команды отправился в Москву на Юбилейный Всероссийский форум научной молодёжи «Шаг в будущее». Защита проекта проходила в МГУ им. М. В. Ломоносова, где Егор Кривов стал лауреатом III степени.

В 2011 году этот же ученик Кривов Егор, обучаясь в 11 классе, продолжил тему исследования уже в другом аспекте: «Адекватность передачи топонимов при переводе романа Джона Рональда Толкина «Властелин колец». Его новая работа явилась логическим продолжением предыдущей работы. В ходе работы над ним появились новые теоретические источники, новое видение проблемы и появилась возможность сравнить полученные результаты. Эта работа также была отмечена на форуме молодёжи «Шаг в будущее» и на Научно-практической конференции «Научное общество учащихся». Хотя Егор Кривов занимается исследовательской деятельностью второй год, эксперты отмечают научность и аргументированность его выступлений, прочат ему успех в избранной области языкознания. Его становление произошло благодаря многим факторам. Немаловажную роль здесь сыграло и его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательский проект Кривова Егора, прошедший апробацию в одном из лучших ВУЗов страны, МГУ им. М.В. Ломоносова, был опубликован в Юбилейном номере журнала «Английский  язык в школе» № 3(39). Егор получил свой первый гонорар за свой первый научный труд.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть важную роль исследовательского проекта для ученика в дальнейшем обучении и профессиональном самоопределении. Это первый научный опыт учащихся с его экспериментами, гипотезами, научными методами, открытиями и заключениями. Лингвистами они могут не стать, но навыки, полученные в работе над исследовательским проектом, помогают успешно справляться с другими учебными задачами в школе, с курсовыми и дипломными работами в институте. Они уверенно чувствуют себя на семинарских занятиях и научных конференциях, не боятся публичных выступлений, аргументируют свою речь, владеют вниманием аудитории, они не боятся критики, воспринимают её как шаг к самоусовершенствованию. В конечном итоге, работа над научно-исследовательским проектом предоставляет им возможность успешно реализовать свой потенциал одаренного человека. Следует отметить, что исследовательская деятельность прививает вкус к научной работе. [1] Такому ученику легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выбрать профессию, быть востребованным на своём поприще.

На государственном уровне большое значение придаётся таким программам, как «Шаг в будущее» и «Юность Наука. Культура». Это - общенациональное движение, объединившее школы и вузы страны в деле воспитания молодых людей, мыслящих по-новому, нацеленных на создание научных новшеств, современной техники и высоких технологий. [2] В конечном итоге, это будущая интеллектуальная элита России.

Литература

  1. Дашкевич И.В. Исследовательская деятельность учащихся гимназии на уроках английского языка и во внеурочное время. //http://azbyka.kz/node/1318

  2. Программа XX Юбилейного форума научной молодёжи «Шаг в будущее», Москва – 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconНа все эти вопросы ответ один: потому что
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconДни между Песахом и Шавуотом, Сфират а-Омер, за исключением Лаг ба-Омера,...
Дни между Песахом и Шавуотом, Сфират а-Омер, за исключением Лаг ба-Омера, как известно, имеют траурный оттенок. Причины этого, казалось...

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconВопросы, которые выполняют студенты письменно: Какие элементы включает...
Все пронумерованные задания являются строго по приведенному порядку и являются обязательными для исполнения

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconВаш беспокойный подросток. Советы психолога родителям подростков...
Теперь, в ответ на мои вопросы, я слышу только: «Как меня все достало», «Отстань», «Перестань меня контролировать». Вчера пришел...

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconЧем отличается домашнее яичко от инкубаторского?
Эти вопросы на практике, тем более, если учесть, что в зиму 2003-го года в России погибло как минимум 30-40% всех пчелосемей и всё...

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconНайдите ответы на все эти вопросы
Так кто же мешает вам организовать свою жизнь и способности так, чтобы иметь право взять выходной!

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconТезисы Вступление
Прижизненных изображений Пушкина в скульптуре не было. Эти два портрета имеют большую ценность. Почему?

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconДейл Карнеги Как перестать беспокоиться и начать жить Сканирование Faiber, апрель 2006
Человеком? Как помочь близким и дорогим людям разобраться в себе? Как найти себя? Как перестать беспокоиться и начать жить? На эти...

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconВсе эти вопросы мне задавали люди, когда узнавали, какую книгу я пишу
Неужели есть у счастья правила? Какие могут быть у любви законы? Разве это не уникальный опыт каждого человека, порой неуловимый,...

Эти, казалось бы, риторические вопросы имеют утвердительный ответ. Итак, всё по порядку iconИгорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы!
Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции