УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО СТИЛИСТИКЕ
для 1-го курса Калужской духовной семинарии
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Задачи курса.
Курс стилистики предназначен для студентов первого года обучения; занятия стилистикой в Семинарии продолжают программу по русскому языку средней общеобразовательной школы; в ходе изучения стилистики русского языка студенты приобретают знания, необходимые для аналитического чтения богословской, философской и научной литературы, навыки правильной литературной речи - построения фразы, отбора слов, использования образно-выразительных средств языка, построения периода и основных композиционно-речевых форм (описания, рассуждения, повествования).
2. Формы обучения и объем курса.
Занятия стилистикой предполагают в основном практические и семинарские занятия, а также систематическую самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу учащихся; отдельные темы обзорного и теоретического характера обобщаются в лекциях. Объем курса - 60 академических часов (30 занятий), не считая самостоятельной работы студентов и экзамена.
3. Содержание курса.
Курс включает три раздела: строение фразы (слог), выразительные средства языка (слова и словосочетания, тропы, фигуры речи), композиционно-речевые формы и стилистика текста. Кроме того, в программу следует включить дополнительный материал двоякого рода: корректировочный курс русской орфографии и пунктуации в виде дополнительных упражнений и элементарные сведения из логики. Корректировочный курс русской орфографии и пунктуации представляется необходимым, поскольку орфографические и пунктуационные навыки большинства выпускников школ недостаточны. Корректировочные задания предполагаются на протяжении всего курса. Элементарные сведения из логики необходимы в связи с тем, что в курс включены композиционные формы речи, изучение и освоение которых требует владения основными приемами логического анализа.
ПРОГРАММА КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ СТИЛИСТИКИ (2 занятая)
Язык и стиль. Понятие стиля. Стили языка и стили речи. функциональные и функционально-жанровые стили: обиходно-разговорный, художественный, документально-деловой, научно-технический, публицистический. Исторические стили: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Индивидуально-авторский стиль: понятие языка и стиля писателя; стиль произведения. Эстетические категории стиля: правильность, чистота, точность, ясность, выразительность, уместность, украшенность, гармоничность, богатство, выразительность; высокий, низкий и средний регистры речи. Составляющие стиля: слова, словосочетания, тропы и фигуры речи, фразы, периоды, речевые формы, тексты и их композиционные части.
РАЗДЕЛ II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФРАЗА (10 занятий)
1. Простое предложение.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Члены предложения: синтаксические и смысловые связи слов в предложении; члены предложения и части речи. Двусоставные и односоставные предложения; виды односоставных предложений. Вводные слова и обороты, однородные члены предложения, обобщающие слова. Знаки препинания в простом предложении. Актуальное членение и порядок слов в предложении.
2. Сложное предложение,
Союзная и бессоюзная связь частей сложного предложения. Сочинение о подчинение. Виды придаточных предложений; виды подчинения. Синтаксическая конструкция. Пунктуация в сложном предложении. Прямая и косвенная речь. Пунктуация при прямой и косвенной речи. Цитирование и оформление цитат. Пунктуационное оформление стихотворного текста. Порядок и последовательность частей сложного предложения.
3. Сложное синтаксическое целое.
Средства связи в сложном синтаксическом целом. Формальные связки, согласование глагольных форм и повторы, дейктические отношения, параллелизм грамматический и смысловой.
4. Период.
Понятие периода. Части и члены периода. Сложный период. Виды сложного периода; продолженный период. Построение и согласование частей периода; ритмическая организация периода. Стихотворная, периодическая и прозаическая речь.
РАЗДЕЛ III. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (10 занятий)
1. Лексическая система языка.
Нейтральная и экспрессивная лексика. Литературная и нелитературная лексика: просторечие, жаргонизмы, диалектизмы, профессионализмы. Слова высокого стиля, книжная, разговорная лексика. Исконные и заимствованные слова. Лексические пласты языка и их стилистическое значение. Освоенные и неосвоенные заимствования. Кальки, архаизмы, историзмы, неологизмы. Книжные и разговорные заимствования.
2. Специальная лексика.
Общенаучные, общетехнические слова и термины. Терминологическая система. Номенклатурные термины. Виды терминологий: богословские, научные, философские, технические прогностические, художественные, мерительные, командные термины. Терминоиды. Стилистическое использование термина.
3. Значение слови и отношение слов в языке.
Полисемии и ее виды. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Внутренняя форма слова. Народная этимология. Табу и эвфемизмы.
4. Переносное значение слова, тропы.
Метафора и ее виды. Метонимии. Синевдоха. Гипербола и литота. Антономазия. Ирония. Ме-талепсис. Неправильные и двусмысленные тропы (катахрезис). Стилистическое значение тропов.
5. Фразеологизмы.
Виды устойчивых словосочетаний: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания. Паремии. Присловия. Поговорки. Пословицы. Крылатые выражения. Афоризмы. Речевые шаблоны. Стилистическое использование фразеологизмов и паремий.
6. Фигуры речи.
Понятие риторической фигуры, классификации фигур. Эпитет. Эналлага. Плеоназм. Эллипсис. Бессоюзие и многосоюзие. Анафора. Эпифора. Сгущение, восхождение и нисхождение. Окружение. Наклонение. Отличение. Перифраз, параномазия. Разделение. Перемещение. Оксюморон. Возвращение. Сравнение. Антитеза. Определение. Напряжение. Умедление. Диалогизм. Предупреждение. Уступление. Концессия. Сомнение. Поправление. Ответствование. Уступление. Заимословие. Аллюзии. Значение и использование фигур речи.
РАЗДЕЛ IV. КОМПОЗИЦИОННО - РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ (8 занятий).
1. Повествование.
Повествование от первого лица и от третьего лица. Глагол и глагольные формы повествования. Модальность повествования. Прямая и косвенная речь в повествовании. Выражение временных и обстоятельственных значений. Связки и параллелизм конструкций, отбор данных и композиция повествования; причинно-следственные связи в повествовании.
2. Рассуждение.
Дейксис и модальные слова в рассуждении. Словарное и контекстное значение слов. Связки между высказываниями и композиция рассуждения. Объяснение. Определение и его виды: номинальное и реальное, классификационное и генетическое, синтаксическое и семантическое. Правила определений.
3. Описание.
Имя как центр описания. Характеристики в описании. Развертывание значения имен в описании. Полнота описания. Глагол в описании. Естественные и искусственные описания. План и перспектива в естественных описаниях. Образность в описаниях. Экспрессивно-оценочные средства в описаниях. Дедуктивное, индуктивное и смешанное построение искусственных описаний. Этопея. Портрет. Идеография.
Литература:
1. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка.
2. И.Б. Голуб. Упражнения по стилистике.
|