Учебная программа по стилистике




Скачать 51.72 Kb.
Название Учебная программа по стилистике
Дата публикации 17.06.2014
Размер 51.72 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО СТИЛИСТИКЕ

для 1-го курса Калужской духовной семинарии

ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Задачи курса.

Курс стилистики предназначен для студентов первого года обучения; занятия стилистикой в Семинарии продолжают программу по русскому языку средней общеобразовательной школы; в ходе изучения стилистики русского языка студенты приобретают знания, необходимые для аналитическо­го чтения богословской, философской и научной литературы, навыки правильной литературной речи - построения фразы, отбора слов, использования образно-выразительных средств языка, построения периода и основных композиционно-речевых форм (описания, рассуждения, повествования).
2. Формы обучения и объем курса.

Занятия стилистикой предполагают в основном практические и семинарские занятия, а также систематическую самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу учащихся; отдельные темы обзорного и теоретического характера обобщаются в лекциях. Объем курса - 60 академических ча­сов (30 занятий), не считая самостоятельной работы студентов и экзамена.
3. Содержание курса.

Курс включает три раздела: строение фразы (слог), выразительные средства языка (слова и словосочетания, тропы, фигуры речи), композиционно-речевые формы и стилистика текста. Кроме того, в программу следует включить дополнительный материал двоякого рода: корректировочный курс русской орфографии и пунктуации в виде дополнительных упражнений и элементарные сведе­ния из логики. Корректировочный курс русской орфографии и пунктуации представляется необхо­димым, поскольку орфографические и пунктуационные навыки большинства выпускников школ не­достаточны. Корректировочные задания предполагаются на протяжении всего курса. Элементарные сведения из логики необходимы в связи с тем, что в курс включены композиционные формы речи, изучение и освоение которых требует владения основными приемами логического анализа.

ПРОГРАММА КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ СТИЛИСТИКИ (2 занятая)

Язык и стиль. Понятие стиля. Стили языка и стили речи. функциональные и функционально-жанровые стили: обиходно-разговорный, художественный, документально-деловой, научно-технический, публицистический. Исторические стили: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Индивидуально-авторский стиль: понятие языка и стиля писателя; стиль про­изведения. Эстетические категории стиля: правильность, чистота, точность, ясность, выразитель­ность, уместность, украшенность, гармоничность, богатство, выразительность; высокий, низкий и средний регистры речи. Составляющие стиля: слова, словосочетания, тропы и фигуры речи, фразы, периоды, речевые формы, тексты и их композиционные части.
РАЗДЕЛ II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФРАЗА (10 занятий)

1. Простое предложение.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Члены предложения: син­таксические и смысловые связи слов в предложении; члены предложения и части речи. Двусостав­ные и односоставные предложения; виды односоставных предложений. Вводные слова и обороты, однородные члены предложения, обобщающие слова. Знаки препинания в простом предложении. Актуальное членение и порядок слов в предложении.

2. Сложное предложение,

Союзная и бессоюзная связь частей сложного предложения. Сочинение о подчинение. Виды придаточных предложений; виды подчинения. Синтаксическая конструкция. Пунктуация в сложном предложении. Прямая и косвенная речь. Пунктуация при прямой и косвенной речи. Цитирование и оформление цитат. Пунктуационное оформление стихотворного текста. Порядок и последователь­ность частей сложного предложения.

3. Сложное синтаксическое целое.

Средства связи в сложном синтаксическом целом. Формальные связки, согласование глаголь­ных форм и повторы, дейктические отношения, параллелизм грамматический и смысловой.

4. Период.

Понятие периода. Части и члены периода. Сложный период. Виды сложного периода; продол­женный период. Построение и согласование частей периода; ритмическая организация периода. Стихотворная, периодическая и прозаическая речь.
РАЗДЕЛ III. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (10 занятий)

1. Лексическая система языка.

Нейтральная и экспрессивная лексика. Литературная и нелитературная лексика: просторечие, жаргонизмы, диалектизмы, профессионализмы. Слова высокого стиля, книжная, разговорная лекси­ка. Исконные и заимствованные слова. Лексические пласты языка и их стилистическое значение. Освоенные и неосвоенные заимствования. Кальки, архаизмы, историзмы, неологизмы. Книжные и разговорные заимствования.

2. Специальная лексика.

Общенаучные, общетехнические слова и термины. Терминологическая система. Номенклатур­ные термины. Виды терминологий: богословские, научные, философские, технические прогностиче­ские, художественные, мерительные, командные термины. Терминоиды. Стилистическое использо­вание термина.

3. Значение слови и отношение слов в языке.

Полисемии и ее виды. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Внутренняя форма слова. Народная этимология. Табу и эвфемизмы.

4. Переносное значение слова, тропы.

Метафора и ее виды. Метонимии. Синевдоха. Гипербола и литота. Антономазия. Ирония. Ме-талепсис. Неправильные и двусмысленные тропы (катахрезис). Стилистическое значение тропов.

5. Фразеологизмы.

Виды устойчивых словосочетаний: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания. Паремии. Присловия. Поговорки. Пословицы. Крылатые выражения. Афоризмы. Речевые шаблоны. Стилистическое использование фразеологизмов и паремий.

6. Фигуры речи.

Понятие риторической фигуры, классификации фигур. Эпитет. Эналлага. Плеоназм. Эллипсис. Бессоюзие и многосоюзие. Анафора. Эпифора. Сгущение, восхождение и нисхождение. Окружение. Наклонение. Отличение. Перифраз, параномазия. Разделение. Перемещение. Оксюморон. Возвра­щение. Сравнение. Антитеза. Определение. Напряжение. Умедление. Диалогизм. Предупреждение. Уступление. Концессия. Сомнение. Поправление. Ответствование. Уступление. Заимословие. Аллю­зии. Значение и использование фигур речи.
РАЗДЕЛ IV. КОМПОЗИЦИОННО - РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ (8 занятий).

1. Повествование.

Повествование от первого лица и от третьего лица. Глагол и глагольные формы повествования. Модальность повествования. Прямая и косвенная речь в повествовании. Выражение временных и обстоятельственных значений. Связки и параллелизм конструкций, отбор данных и композиция по­вествования; причинно-следственные связи в повествовании.

2. Рассуждение.

Дейксис и модальные слова в рассуждении. Словарное и контекстное значение слов. Связки между высказываниями и композиция рассуждения. Объяснение. Определение и его виды: номи­нальное и реальное, классификационное и генетическое, синтаксическое и семантическое. Правила определений.

3. Описание.

Имя как центр описания. Характеристики в описании. Развертывание значения имен в описании. Полнота описания. Глагол в описании. Естественные и искусственные описания. План и перспектива в естественных описаниях. Образность в описаниях. Экспрессивно-оценочные средства в описаниях. Дедуктивное, индуктивное и смешанное построение искусственных описаний. Этопея. Портрет. Идеография.

Литература:

1. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка.

2. И.Б. Голуб. Упражнения по стилистике.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа по стилистике icon Рабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Учебная программа по стилистике icon Рабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Учебная программа по стилистике icon Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Учебная программа по стилистике icon Рабочая учебная программа по дисциплине «философия»
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Учебная программа по стилистике icon Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....
Учебная программа по стилистике icon Учебная программа (Специальность 030501. 65 «Юриспруденция») Москва 2010
История отечественного государства и права: Учебная программа (Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»)/ Сост.: Чингузов О. М. –...
Учебная программа по стилистике icon Типовая учебная программа по предмету «Биология» для 6-9 классов...
Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного...
Учебная программа по стилистике icon Рабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели»
Рабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном...
Учебная программа по стилистике icon Обобщающий факультативный курс по всемирной истории новейшего времени...
Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии...
Учебная программа по стилистике icon Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции