Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств»




Скачать 492.59 Kb.
Название Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств»
страница 1/5
Дата публикации 15.06.2014
Размер 492.59 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа
  1   2   3   4   5




ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД «ДШИ»

МБОУ ДОД «ДШИ» ___________ Е.Н. Пензина

Протокол

______ от ___________ « ____» _____________20__г.
Рабочая программа

Сольфеджио
5 лет обучения

Составитель: преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД «ДШИ»

Атрохова Ольга Михайловна

Дудинка

2010г.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «Сольфеджио» направлена на развитие музыкальной одарённости и творческих способностей, учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей, выявление одаренных детей и создание всех необходимых условий для их профессионального самоопределения и творческой самореализации.

Нормативной основой данной образовательной программы «Сольфеджио» являются:

  1. Программа для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ, вечерних школ общего музыкального образования. МК РФ (Москва 1984г);

  2. «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств». МК РФ (Москва 1984г);

  3. «Примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. 5-ти летний срок обучения ФАКК НМЦХО. Москва 2006г;

Современное общество предъявляет высокие требования к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. И в этом важном деле неотъемлемая роль принадлежит музыкально-эстетическому образованию, которое дети получают в ДМШ и ДШИ.

На музыкальном отделении ДШИ дети приобретают навыки игры на музыкальных инструментах по предметам специальности («Скрипка», «Фортепиано», «Баян», «Домра» и т.д.), знакомятся с основами теоретических и практических знаний, с шедеврами классической музыки на уроках музыкально-теоретического цикла («Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хор»).

Сольфеджио в ДШИ является одной из дисциплин, способствующих расширению общего музыкального кругозора учащихся и оформлению хорошего музыкального вкуса. Уроки сольфеджио помогают учащимся развить мелодический и гармонический слух, правильно интонировать услышанные мелодии, уметь их воспроизвести в памяти, записать и сыграть на музыкальном инструменте. Знания, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио, должны им помогать на занятиях по специальности, музыкальной литературе и хору.
Данная программа содержит две программы:

  1. Программа для семилетнего срока обучения (детей фортепианного и скрипичного отделений) с включением программы для подготовительного класса. Возраст детей от 6 до 12-13 лет.

  2. Программа для пятилетнего срока обучения (для детей народных и духовых инструментов). Возраст учащихся 9-10 лет и старше.

Данная программа рассчитана на занятия с учащимися вечернего отделения.

Программа курса сольфеджио включает следующие основные разделы:

  1. Теоретические сведения.

  2. Сольфеджирование и пение с листа.

  3. Вокально-интонационные навыки.

  4. Воспитание чувства метроритма.

  5. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух).

  6. Музыкальный диктант.

  7. Воспитание творческих навыков.


Основными и определяющими формами работы являются: сольфеджирование, слуховой анализ и запись диктантов. Вспомогательными формами – интонационные, ритмические и творческие упражнения.

Цель программы: выявить и раскрыть музыкальные и творческие задатки детей, выработать определенные слуховые представления. Воспитать учащихся, умеющих дать понятия и объяснение средствам музыкальной выразительности и их роли в музыкальных произведениях разных жанров, выявлять наиболее характерные элементы музыкального языка в произведениях разных эпох, стилей и жанров, и способных применять полученные в учебе знания и навыки в своей практической музыкальной деятельности.
Пути реализации данной программы мы видим в решении следующих задач:

  1. Дать необходимые знания в области музыкальной грамотности.

  2. Воспитывать умения и навыки:

  • пения мелодии с дирижированием, с аккомпанементом педагога или с собственным аккомпанементом;

  • ансамблевого пения;

  • самостоятельного разучивания мелодий;

  • грамотного чтения с листа;

  • сочинение и досочинение собственных мелодий.

  1. Развивать у учащегося:

    • Мелодический слух: правильное восприятие звучащей мелодии (узнавание пройденных знакомых мелодических оборотов, типов движения мелодии, скачков, секвенций и т.д.) и интонационно чистое её воспроизведение;

    • Гармонический слух: определение звучания тех или иных интервалов и аккордов; восприятие их функционально-гармонических связей; способность воспринимать много звуков в разных созвучиях;

    • Внутренний слух: способность представлять себе звучание мелодии или её фрагмента, звучание интервала, аккорда, мелодического, гармонического оборотов, ритмического рисунка.

  2. Сформировать умения:

    • Подбора мелодии по слуху и аккомпанемента;

    • Транспонирования мелодий по слуху;

    • Транспонирования нотного текста;

    • Записи мелодий по слуху;

    • Анализа отдельных элементов в музыкальной речи;

    • Анализ произведений на слух и по нотному тексту.


Данная программа разработана и составлена с учетом современного курса сольфеджио в ДМШ и на музыкальных отделениях ДШИ, и дает возможность в обучении учитывать уровень детей с разной степенью музыкальной подготовки, что даёт возможность открытию перспективы либо ускоренного прохождения того или иного курса сольфеджио, либо наоборот его «сжатия», сокращения и упрощения. Так, в программу 5-ти летнего курса обучения, выпускники которого планируют поступление в средние специальные учебные заведения, включены ряд тем, требующих более широкий охват в курсе «Сольфеджио», ранее непредусмотренных в программе 1984г.

Такое наполнение учебного плана новыми темами стало возможно благодаря концентрированному методу подачи материала, единым блоком, группировкой в парные уроки, что даёт возможность формировать целостную систему подачи уроков, удобной для восприятия учащимися, максимальному удобству в работе, большей свободы в выборе конкретных классных и домашних заданий.


  1. Отличительные особенности данной программы:


1. В учебно-методический план 5-ти летнего курса обучения включены новые темы:

  1. характерные тритоны;

  2. две пары характерных интервалов (ув.2 → ум.7, ув.5 → ум.4)

2. Аккорды:

  1. уменьшённое трезвучие на II ступени;

  2. увеличенное трезвучие гармонического минора и гармонического мажора;

  3. септаккорд II ступени.

3. Гармонический мажор.

4. Хроматическая мажорная и минорная гаммы.

5. Родственные тональности.

6. Модуляция, отклонение, сопоставление.

7. Лады народной музыки (семиступенные диатонические).

8. Пентатоника к мажору и минору.

9. Классификация септаккордов.

10. Классификация размеров.


  1. Изменены формулировка, порядок и методика изучения тем:


1. Гармонический мажор.

2. Септаккорд.

3. Характерные интервалы.

4. Диатонические и характерные тритоны.

5. Внутритактовые синкопы.

6. Триоли.

7. Трезвучия гармонического мажора (Ум53 (II), Ув53 VIb, S53г).



  1. Разделы «Вокально-интонационные навыки, «Сольфеджирование» и «Чтение с листа» объединены, поскольку имеют общие методические задачи.



  1. Детализировано и логично выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными формами.



  1. Списки рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены. В них включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время.



  1. Формы подведения итогов приведены в соответствие с учебными планами.



Основной формой обучения по предмету «Сольфеджио» является урок. Урок проходит в форме группового занятия (наполняемость группы – в среднем 5-7 чел.).

Занятия в первом полугодии 2 раза в неделю по 40 минут, во втором полугодии – 1 раз в неделю по 40 минут. Таким образом в первом полугодии – 16 уроков (32 уч.часа), во втором полугодии – 9 уроков (18 уч.часов).

В результате занятий по предмету «Сольфеджио» дети должны уметь:

  • Интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию, один из голосов несложного двухголосного произведения;

  • Подбирать на инструменте мелодию и аккомпанемент;

  • Записывать звучащую мелодию;

  • Анализировать на слух и по нотному тексту, как отдельные элементы музыкальной речи, так и небольшие музыкальные произведения (в том числе из репертуара по инструменту).

Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствующих практических формах деятельности.

Итоги подводятся в конце каждой четверти в форме контрольного урока, а также в конце каждого учебного года. Переводные экзамены в 3-х и 4-х классах, выпускные экзамены в 5-х и 7-х классах.

Учебно – тематический план.
1 класс

Первое полугодие


Наименование тем

кол-во занятий

Тема 1

Метр. Ритм. Пульсация долей. Двухдольный и трехдольный метр. Ритмические рисунки с четвертями и восьмыми. Нотные знаки. Клавиатура. Регистры.

2

Тема 2

Размер. Такт. Гамма. Половинная длительность

1

Тема 3

Фраза. Мотив. Лад. Тональность. Основные понятия. Тональность До Мажор. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Вводные звуки.

4

Тема 4

Дирижирование на 2/4. паузы

1

Тема 5

Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации.

1

Тема 6

Тональность Ре Мажор. Транспонирование.

2

Тема 7

Дирижирование на 3/4. Половинная нота с точкой.

1

Тема 8

Затакт.




Тема 9

Опевание устойчивых ступеней.

2

Контрольный урок

1

Всего

16


Второе полугодие


Наименование тем

кол-во занятий

Тема 10

Тональность Соль мажор.

2

Тема 11

Размер 4/4. целая нота. Главные ступени лада.

1

Тема 12

Тональность Фа мажор.

2

Тема 13

Шестнадцатые длительности.

2

Тема 14

Интервалы.

6

Тема 15

Тональность Си-бемоль мажор.

2

Тема 16

Одноименные тональности.

2

Контрольный урок

1

Всего

18


2 класс

Первое полугодие


Наименование тем

кол-во занятий

Тема 1

Повторение пройденного материала.

2

Тема 2

Куплетная форма. Одноименные тональности.

2

Тема 3

Параллельные тональности. Переменный лад.

2

Тема 4

Натуральный минор.

2

Тема 5

Ритмический рисунок.

2

Тема 6

Гармонический минор.

2

Тема 7

Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента. Понятие «Предложение».

1

Тема 8

Мелодический минор.

2

Контрольный урок

1

Всего

16
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Учебно-методическое пособие по музыкальной литературе для детских...

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Авторская образовательная программа "История хореографического искусства"...
Программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на
Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Управление культуры белгородской области
С целью подведения итогов работы детских музыкальных, художественных школ и школ искусств за 2012-2013 учебный год управление культуры...
Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона
Дмш), музыкальные отделения детских школ искусств (дши) и другие музыкальные учебные заведения школьного типа, которые формируют...
Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения...
...
Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Волейбол
Программа составлена на основании нормативно-правовых докумен­тов, регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены ос­новные...
Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа
«Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для школ с русским (неродным) языком...
Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе проекта...
Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики...
Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Рабочая программа по русскому языку создана в соответствии с Федеральнымкомпонентом...
Федеральнымкомпонентом государственного стандарта начального общего образования, концепции ипримерной государственной программы для...
Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» icon Приднестровский государственный институт развития образования кафедра...
Своеобразие авторской комплексной программы литературного образования а. Б. Есина, А. Г. Кутузова, М. Б. Ладыгина для лицеев, гимназий...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции