Название программы: Основы религиозных культур и светской этики




Скачать 343.62 Kb.
НазваниеНазвание программы: Основы религиозных культур и светской этики
страница1/2
Дата публикации18.10.2014
Размер343.62 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа
  1   2


Программа, на основе которой разработан рабочий вариант программы:

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики.


Издательство: г. Москва издательство «Просвещение»

Автор: А.Я. Данилюк

Год издания: 2011

Учебник

Автор: А.Я. Данилюк Просвещение г.Г. Москва 2010 года издания

Название: «Основы светской этики»

Издательство: Просвещение г. Москва

Количество часов в неделю:

  • По программе: 34 часа в год, 1 час в неделю.

  • По учебному плану: 35 часов в год; 1 час в неделю.

Обоснование учебно-методического комплекта:

Рабочая программа по основам светской этики составлена в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, на основе учебно-методических пособий и материалов, разработанных сотрудниками АПК иППРО в рамках проекта ФЦРО «Основы религиозной культуры светской этики, и авторскими программами по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка.

Авторские программы рассчитаны на реализацию апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.04.2010 № 03-831;

Выбор УМК соответствует содержательной линии изучения курса «Основы светской этики» в 4 классе: (смотри список рекомендуемой методической литературы).

Отличительной особенностью данного курса является построение материала с учётом возрастных особенностей школьников. Данный курс направлен на знакомство с основами разных духовных и нравственных традиций многонациональной культуры России. Данный курс способствует достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан большой страны, укреплению взаимопонимания и оздоровления морально- нравственной атмосферы. Данный курс призван содействовать знакомству с основами религиозных и светских традиций, культурой народов, расширению кругозора школьников, в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность курса
Цель:

Формирование у учащихся целостного представления об основах разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. .

Задачи: 1.Воспитать чувство любви и уважения к культуре своей страны.

2. Развивать мотивацию к осознанному нравственному поведению.

3. Формировать уважительное отношение к разным взглядам и убеждениям граждан большой страны.
Методические особенности изучения предмета:

Учащиеся 4 класса способны адекватно воспринимать устную речь и использовать ее содержание с целью выполнения учебного задания. Темп деятельности – высокий. Умеют выявлять основной смысл прочитанного, самостоятельно делить на смысловые части, составлять план, пересказывать подробно, выборочно и сжато, пересказывать от лица героя, рисовать словесные картины. Сопоставлять поступки героев, составлять на них характеристики, сравнительные характеристики двух героев. Свободно находят отрывки для выборочного чтения, любят читать по ролям, разыгрывать эпизоды произведений, сказки, басни. Читают дополнительно, любят учить наизусть стихотворения, как поэтов классиков, так и современников. Техника чтения учащихся всего класса соответствует норме.

Курс «Основы светской этика» имеет актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого воспитания школьников. Принципиальное отличие от предшествующих программ в том, что приоритетной областью данной программы является пора на национальные традиции и семейные ценности. Программа данного курса носит светский культурологический характер. Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры, поэтому одна из особенностей данного курса в том, чтобы сформировать мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Методы преподавания курса «Основы светской этики» определяются возрастными особенностями учащихся и индивидуальными особенностями и возможностями учащихся данного класса. Важной является воспитательная направленность данного курса, так как имеет важнейшую мировоззренческую нагрузку, так важную в современном мире. Способствует включённости учащихся в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.

Ориентирована на учащихся: 4 класса.

Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков:

Познавательная деятельность:

  • Умение разделять процессы на этапы, звенья.

  • Исследование несложных практических ситуаций.

  • Самостоятельное выполнение различных творческих работ.

  • Выделение характерных причинно-следственных связей.

  • Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Информационно-аналитическая деятельность:

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Проведение информационно- смыслового анализа текста.

  • Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно).

  • Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое).

  • Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  • Умение перефразировать мысли (объяснять другими словами).

  • Использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы.

  • Осознанное беглое чтение различных стилей и жанров.

  • Владение монологической и диалогической речью.

  • Составление плана, тезиса, конспекта.

  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

  • Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивная деятельность:

  • Поиск причин возникших трудностей.

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства).

  • Устранение причин возникших трудностей.

  • Учёт особенностей различного ролевого поведения и(лидер, подчинённый).

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

  • Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • Умение предвидеть возможные последствия своих действий.

Формы организации обучения: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.
Методы обучения: репродуктивные, наглядно-иллюстративные, проблемно-поисковые, практические, самостоятельные творческие работы, мозговой щтурм, проектный.
Технологии обучения: ИКТ – технология.
Формы проверки:

  • Текущий контроль.

  • Промежуточный контроль

  • Итоговый контроль.



Способы проверки и оценки результатов обучения:

  • Устный опрос

  • Презентация творческой работы

  • Защита реферативных работ.

  • Выразительное чтение.

  • Заучивание

  • Составление опорных конспектов.


Средства проверки и оценки результатов обучения:

Дидактические материалы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения курса ученик должен:
Познавательная деятельность:

Перечислять:

Города России.

Имена известных военачальников, писателей, композиторов, художников.

Что входит в отношения ответственности.

Объяснять:

Понятия: патриот, Отечество, Родина, мораль, нравственность, светская и религиозная этика, культура, материальная культура, духовная культура, добро, зло, гуманность, добродетель, порок, достоинство, мужество. Свобода, моральный выбор, моральный конфликт. Ответственное поведение. Моральный долг, моральная обязанность, моральные нормы. Эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Добродетельные отношения, дружба.

Какие качества личности необходимы добродетельному человеку. Справедливость.

Что такое порочность.

Различать:

Понятия эгоизм и разумный эгоизм.

Подбирать:

Примеры поступков, предполагающих свободный выбор человека.

Примеры ответственного поведения.

Объяснение сложных понятий в толковых и энциклопедических словарях.

Информационно-коммуникативная деятельность:

Приводить примеры:

Добрых и злых деяний.

Проявлений порока.

Проявлений эгоизма, альтруизма, разумного эгоизма.

Кратко излагать суждение:

Как возникла мораль.

Чем отличается природа от культуры.

Почему моральные нормы нигде не прописаны.

Каких людей называют добрыми, а каких злыми.

Всегда ли понятия о добре и зле были такими как сейчас.

Чем понятие добродетели отличается от понятия добра.

Боятся ли мужественные люди.

Рефлексивная деятельность:

Подбирать:

Примеры добродетельных и порочных поступков.

Пословицы о долге человека.

Приводить примеры:

Как менялись представления людей о добре и зле.

Гуманных поступков.

Ответственного поведения человека.

Трудно ли быть справедливым.

Проявлений дружбы.

Объяснять:

Суть пословиц:

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок.

Посей добродетель или порок – пожнёшь характер.

Посей характер – пожнёшь судьбу.

Что такое гуманность.

Можно ли считать добродетелью мужество.

Что такое долг, моральный долг.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ:

  • «Конспекты уроков по основам светской этики» автор А.Я. Данилюк, Москва издательство «Просвещение» 2010 год.

  • Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова, Москва издательство «Просвещение» 2010 год.

  • Газета «Искусство» - приложение к 1 сентября, Москва издательство «Первое сентября» 2001-2009 год.

  • Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк, Москва издательство «Просвещение» 2010 год.

  • Учебно-методические материалы «Основы религиозных культур и светской этики» О.Г. Зелова,Е. Г. Пригодич красноярск издательство «Красноярский краевой ИПК ПП РО» 2010 год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧАЩИМСЯ


  • Энциклопедии по искусству, Москва, издательство «Аванта +» 1998 год.

  • Учебное пособие для общеобразовательных школ «Основы светской этики» Москва, издательство «Просвещение» 2010 год.

  • «Мифы и легенды», автор Т.В. Муравьёва

  • Учебник-хрестоматия, автор Ю.А. Солодовников.

  • Хрестоматия «Кто есть кто», Москва, издательство «Олма-Пресс», 2004 год.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ:

  • Репродукции живописи, графики, скульптуры разных эпох и стран.

  • ЦОРЫ по изучаемым темам.

  • Проектор с экраном.

КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Содержание

К-во

часов

Дата

Кор-ка

дат

1*

Россия – наша Родина.

Цель: Знакомство с государственными символами.

Задачи:

  • Воспитывать чувство гордости за свою страну.

  • Формировать умение представлять результаты самостоятельной работы.

  • Определить роль патриотов Отечества в истории нашей страны.

Учащиеся должны:

Объяснять суть понятий: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Перечислять:

Символы нашего государства.

Великих людей нашей страны.

Русских композиторов, художников, писателей прославивших нашу Родину.

Обсуждать :

Влияние культурных традиций на внутренний мир человека.

Кратко излагать суждение:

Каких людей можно назвать гордостью России.

Что можно считать заслугами перед Отечеством.





06.09




2*

Что такое светская этика..

Цель: Формирование представлений о этике как о науке о поступках и отношениях людей с точки зрения представлений о добре и зле.

Задачи:

  • Воспитывать критическое отношение к аморальным проявлениям в действиях людей.

  • Развивать умение выделять и объяснять особые признаки нравственного поступка.

  • Определять роль религиозной и светской этики.

Учащиеся должны уметь:

Объяснять:

что такое культура, мораль, этика, светская этика, религиозная этика.

Символы.

Суть пословиц:

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок.

Посей добродетель или порок – пожнёшь характер.

Посей характер – пожнёшь судьбу.

Кратко излагать:

Основные признаки нравственного поступка.

Приводить примеры:

Нравственных и безнравственных поступков.

Комментировать нравственность поступков при выборе средства для достижения поставленной цели.




13.09




3*

Мораль и культура.

Цель: Формирование представления о морали как системе норм и ценностей, регулирующих поведение людей..

Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к нравственному наследию предков.

  • Развивать понимание необходимости оценивать последствия поступков своих и чужих.

  • Развивать умение объяснять поступки литературных героев с точки зрения морального выбора.

Учащиеся должны:

Объяснять:

Понятия: мораль, культура.

Приводить примеры:

Материальной и духовной культуры.

Кратко излагать:

Как возникла мораль.

Чем отличается природа от культуры.

Почему моральные нормы нигде не прописаны.

Каких людей называют добрыми, а каких злыми.





20.09




4*

Особенности морали.

Цель: Формирование представлений о моральных нормах.

Задачи:

  • Прививать нормы уважительного отношения к окружающим людям.

  • Воспитывать бережное отношение к чувствам других людей.

  • Развивать умение высказывать суждение о материальной и духовной культуре.

Учащиеся должны:

Объяснять:

Основные понятия и термины: мораль, культура материальная, культура духовная.

Высказывать суждение:

Есть ли единый список моральных правил.

Почему плохо быть равнодушным.

Кратко излагать:

Особенности морали.

Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Приводить примеры:

Неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.




27.09




5*


Гуманность.

Цель: Определение нравственной ценности человека.

Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к людям поведение и поступки, которых соответствуют понятиям нравственной ценности.

  • Развивать умение выделять гуманность как основу на нравственное уважение.

  • Формировать умение определять нравственную ценность человека.







04.10




6*

Добро и зло.

Цель: Определение нравственной ценности человека.

Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к людям поведение и поступки, которых соответствуют понятиям нравственной ценности.

  • Развивать умение выделять гуманность как основу на нравственное уважение.

  • Формировать умение определять нравственную ценность человека.

Учащиеся должны:

Объяснять:

Понятия: Добро, зло, гуманность.

Суть выражений: «добро пожаловать», «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «добро должно быть с кулаками».

Перечислять:

Поступки аморально злые.

Приводить примеры:

Морально добрых поступков.

Высказывать суждение:

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Почему важно бороться со злом.

О значении пословиц:

«Худо тому – кто добра не делает никому».

«Доброе дело само себя хвалит».

«Доброе слово и кошке приятно».




11.10




7*


Добродетель и порок.

Цель: Формирование преставления о нравственных переживаниях человека.

Задачи:

  • Воспитывать у ребят критическое отношение к собственным поступкам.

  • Развивать умение оценивать и анализировать реальные условия жизни.

  • Определять значение и оценку собственных поступков.

Учащиеся должны:

Объяснять:

Суть понятий и терминов: добро, зло, добродетель, порок, достоинство.

Застенчивость, бесстыдство, скромность.

Какого человека можно считать добродетельным.

Высказывать суждение:

Как взаимосвязаны добродетель с пороками: избытком и недостатком.

Кратко излагать:

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель.

Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.





18.10




8*

Порок и достоинство.

Цель: Формирование преставления о нравственных переживаниях человека.

Задачи:

  • Воспитывать у ребят критическое отношение к собственным поступкам.

  • Развивать умение оценивать и анализировать реальные условия жизни.

  • Определять значение и оценку собственных поступков.

Учащиеся должны:

Объяснять:

Суть понятий и терминов: добро, зло, добродетель, порок, достоинство.

Застенчивость, бесстыдство, скромность.

Кратко излагать:

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель.

Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели




25.10




9*

Свобода и моральный выбор человека.

Цель: Формирование представлений о свободе, как способности человека делать выбор между добром и злом.

Задачи:

  • Воспитывать стремление к добродетельным поступкам.

  • Развивать умение анализировать поступки окружающих людей с точки зрения морального выбора.

  • Определять значение понятиям моральный выбор и моральный конфликт.

Учащиеся должны:

Рассуждать:

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Объяснять:

Понятия и термины: свобода, моральный выбор, ситуации морального выбора, моральный конфликт.

Кратко излагать:

Как связана свобода с моральным выбором .

Перечислять:

Примеры добродетельных поступков с опорой на литературные источники и собственный опыт..





08.10




10*

Свобода и ответственность.

Цель: Развитие представлений о нормах ответственного поведения.

Задачи:

  • Воспитывать стремление к нормам ответственного поведения.

  • Формировать умение выделять нормы нравственного поведения.

  • Развивать исследовательские навыки учащихся, при работе с литературными источниками.

Учащиеся должны:

Объяснять:

Понятия: ответственность, преднамеренность, ответственное поведение.

Приводить примеры:

За что может и должен отвечать человек.

Кратко излагать:

При каких условиях возможно ответственное поведение.




15.10




11*

Моральный долг.

Цель: Развитие представлений об особенностях морального долга.

Задачи:

  • Воспитывать желание следовать нормам нравственного поведения.

  • Развивать умение выделять и объяснять моральные нормы.

  • Формировать навыки уважительного отношения к окружающим людям.

Учащиеся должны:

Объяснять понятия: моральный долг, моральная обязанность.

Выделять:

В чём особенность морального долга.

Кратко излагать:

Какие моральные обязанности есть у человека.

Приводить примеры:

Выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.




22.10




12 *

Справедливость.

Цель: Формирование представления о справедливости как о моральном правиле, регулирующем отношения между людьми.

Задачи:

  • Воспитывать стремление анализировать собственные поступки.

  • Развивать мотивацию на поступки соразмерные моральным правилам и нормам нравственного поведения

  • Определять роль признака соразмерности при оценке поступков окружающих нас людей.

Учащиеся должны:

Объяснять:

Понятия: справедливость.

Перечислять:

Моральные правила справедливого человека.

По каким признакам можно судить о справедливости

Высказывать суждение:

Сложно ли быть справедливым.

Приводить примеры:

Из литературных произведений о несправедливом отношении одних героев к другим.




29.10




13*

Альтруизм и эгоизм.

Цель: Развитие представлений о поступках окружающих нас людей.

Задачи:

  • Воспитывать терпимое отношение к окружающим нас людям.

  • Формировать мотивацию на формирование нравственных ценностей.

  • Определять роли разумного эгоизма для удовлетворения собственных интересов.

Учащиеся должны:

Объяснять:

Понятия: эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм.

Что такое нравственные ценности.

Кратко излагать:

Что значит быть разумным эгоистом.

Различать:

крайний и умеренный эгоизм.

Высказывать суждение:

Почему альтруистические поступки приветствуются окружающими нас людьми, а эгоистические воспринимаются как средство для достижения личных целей.




06.12




14*

Дружба.

Цель: Формирование представлений о ценности дружбы.

Задачи:

  • Воспитывать уважение к культурным традициям своей страны.

  • Развивать представления об истинных ценностях жизни.

  • Определять ценность бескорыстности для развития дружеских отношений.

Учащиеся должны:

Объяснять:

Понятия: дружба, добродетельные отношения.

Высказывать суждение:

Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Кратко излагать:

Отличительные черты дружбы..

Выделять:

Правила прочной дружбы.




13.12



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики icon«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: Основы православной культуры
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики iconРабочая учебная программа основы мировых религиозных культур и светской...
Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно решать следующие задачи

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики iconРабочая программа по орксэ модуль «Основы православной культуры»
Фгос ноо на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных...

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики iconЛексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики»

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики iconИнформация о планируемой численности педагогических работников, направляемых...
Учителя, преподающие комплексный учебный курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики iconИтоги введения курса
Пр-2009, в моау «Средняя общеобразовательная школа №13 г. Орска» был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур...

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики iconМуниципаль бюджет
В связи с введением в 2012-2013 учебном году в учебный план мбоу сош №71 комплексного учебного курса «Основы религиозных культур...

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики iconОсновы религиозных культур и светской этики
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –...

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики iconПриказ от«22» марта 2012 г. №302 о введении в общеобразовательных...
Р/с 40204810600000000029 гркц нб респ. Бурятия г. Улан-Удэ бик 048142001, инн 0309005815

Название программы: Основы религиозных культур и светской этики iconРабочая учебная программа 4-5 класс Пояснительная записка
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции