Игра-конкурс «Знатоки Сказок»
Оформление: а) портреты писателей-сказочников(А.С.Пушкин, Г.Н. Андерсен, П.П. Ершов, А.Н. Толстой и др.;
Б)иллюстрации и поделка к сказкам;
В)выставка книг.
Эпиграф.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик).
Задание1. Назовите сказку.
Итак, начинает сказка сказываться.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они-не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.
Жили были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна-у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
За горами, за лесами
За широкими морями
Против неба-на земле
Жил старик в своем селе.
Награждаются победители медалью «лучшему знатоку зачина сказок».
Ведущий . вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами , а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя портрета-автора сказки. Дать полное ее название и , конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
На лазоревом платье-частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица-не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.
Княгиня диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава, выступает, будто пава.
Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было осыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «здравствуйте , меня зовут…»
Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…
Вручается медаль «лучшему знатоку героев сказок».
Ведущий. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше,-тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак , я читаю вам сказочную корреспонденцию!
Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою.
Приезжайте , доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.
В вашем городе строится замечательный дом. Высота его-десять этажей. Ширина-пятьдесят шагов. Длина-тоже. На стройке работают десять круглых отличников.
Вручается медаль «лучшему почтальону».
Ведущий. Надо с казать, вы оказались неплохими почтальонами-письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:
Петушок , петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика-братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.
Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, ее автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь , отворитесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо-
Это полька Карабас.
Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
Кто и в какой сказке «при честном при всем народе» поет песню «Во саду ли , в огороде»?
Вручается медаль «Участнику сказочного концерта».
Ведущий. Скоро сказка сказывается-не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой-обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
Испекла каравай-рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху-птицы летучие, снизу-звери рыскучие.
Наварила манной каши и размазала по тарелке:
-Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!
-Съешь моего ржаного пирожка.
-Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали, на подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила.
Вручается медаль «Участнику сказочного обеда».
Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь , кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей –сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак , кто, кто в теремочке живет?
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
В светлой горнице; кругом
Лавки , крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Все бока его избиты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
Ведущий. Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они?(дети в костюмах сказочных героев приглашаются для защиты костюмов)Если останется время,-лучшие сказочники класса читают свои сказки.
«Я ЗНАЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА И ЛЮБЛЮ ИХ».
Оформление. Портрет А.С. ПУШКИНА, иллюстрации детей к произведениям поэта, выставка книг.
1.слово о Пушкине.
Александр Сергеевич Пушкин-самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца»,-говорит А. Твардовский.
В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирал» книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Все это оказало большое влияние на одаренного и впечатлительного мальчика. А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили большой след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Если начнет поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой великана, о коварном и трусливом Фарлафе, о приключениях могучего Гвидона и прекрасной царевне Лебедь,-невозможно оторваться от чтения.
Но не только сказки, но и другие сочинения Пушкина так интересны, так увлекательны!
Пушкин написал и о молодом юноше Дубровском, и честном офицере Гриневе, который дружил с грозным человеком-Пугачевым. Он рассказал нам о старине, о древних русских князьях, о жизни и людях нашей страны более трехсот лет назад…
А сколько стихов у Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью рисует поэт картины родной природы! Мы видим русские деревни, величественное Черное море, южные степи и бурные реки Кавказа. С необычайной широтой и правдивостью освещает поэт все стороны и явления современной ему действительности.
По словам Н.Г. Чернышевского, Пушкин способен» увлекаться и увлекать», привязываться к человеку «всеми силами души».
Вот и становятся понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа.
ll.ВИКТОРИНА
Назовите художников, современников Пушкина, написавших его портреты.
(В.А.Тропинин, О.А.Кипренский)
2.о портрете какого художника Пушкин сказал:
Себя , как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не увижу
Пристрастья важных аонид
Так , Риму, Дрезде, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
3.Назовите имя, отчество,фамилию няни Пушкина.
4. О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках?
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня…
( о няне)
5. как называется сейчас город, где Пушкин учился в лицее?(Пушкин)
6.какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р.Державин)
7.назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». (В.А.Жуковский)
8.из каких сказок слова?
А)три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(сказка о царе Салтане..»)
Б)вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась..
(сказка о рыбаке и рыбке…»)
В)и молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
(сказка о мертвой царевне)
Г)смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело..
(сказка о золотом петушке)
9. с какими словами обращается старуха к старику из «сказки о рыбаке и рыбке»?
(дурачина ты, простофиля)
10.к кому обращается царевна со словами:
«жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!» ( к чернавке)
11. назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина».
12.в каком произведении описана встреча Пушкина с гробом Грибоедова?
«несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?»-спросил я их.
«Из Тегерана».-«Что вы везете?»-«Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис».
13.когда Пушкин начал издавать журнал «Современник»?(1836г).
14. кто из русских поэтов впоследствии был издателем этого журнала? (Н.А.Некрасов)
15.перечислите произведения, в которых главную героиню зовут Мария.
(Дубровский, Капитанская дочь, метель, Марья Шонинг).
16.остров на море лежит,
град на острове стоит,
с златоглавыми церквами,
с теремами и садами..
Что за остров? Град? Из какой сказки?
17.сколько лет было Пушкину, когда он закончил «Руслана и Людмилу»(было 20 лет)
18. когда появилась одна из лучших классических опер «Руслан и Людмила»? кто ее написал?
19.назовите преподавателя лицея, особенно любимого Пушкиным.
20. Пушкин писал острые и меткие эпиграммы. На кого написана эта эпиграмма?
Полу-милорд, полу-купец,
Полу –мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда, что будет полным наконец.
21.какой великий русский поэт был выслан из Петербурга за стихотворение, посвященное гибели Пушкина?
22.Какое время года особенно любил Пушкин и почему?
23.сколько времени поэт писал «Евгения Онегина»?
24.Какое время года любила Татьяна Ларина?
25.Назовите произведение Пушкина, где есть строки:
Москва !..как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
26. в связи с чем и когда в повести «Капитанская дочка» упоминается Мыс Доброй Надежды?
|