"Путешествие в страну Здоровье"
Разработала Топорина Л.А.
Цели: ознакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами; научить приемам снятия напряжении глаз; пропагандировать здоровый образ жизни.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация; памятка правил сохранения здоровых зубов, карточки «Хорошо – Плохо»
Ход мероприятия
-
Актуализация знаний
Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю сам – все расскажу.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Посмотрите на карту, как называется страна, в которую мы попадем?
Учитель. Для путешествия нам необходимо выбрать вид транспорта. Угадайте, на чем мы отправимся путешествовать.
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резинах сапожках.
Это автобус.
Учитель. Вот на таком веселом автобусе мы с вами и отправимся в путешествие. (Приложение 1) Занимайте места, отъезжаем.
- Первая станция – Зубы.
Ученики
Тридцать два веселых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью этим зверям отдаю.
О чем эти загадки? (О зубах.)
Плохо стало жить мне вдруг:
Разболелся сильно зуб!
Нету мочи никакой,
Надо зуб лечить больной.
Вот уже который день
С болью я брожу, как тень.
Надо б к доктору идти,
Кто поможет мне дойти?
Учитель. Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6–7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10–11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.
Работа со стихотворением С. Михалкова “Как у нашей Любы..”
(Приложение 1)
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
– Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?..
Учитель: Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)
– Почему появилось повреждение? Как называют врача, который лечит зубы? (Стоматолог.)
Беседа
Учитель. Что вредно для зубов?
Ученики. Грызть орехи. Есть очень холодную и очень горячую пищу. Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
Практикум “Чистка зубов”
-
Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
-
Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щетки – снизу вверх.
-
Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки – вперед назад.
-
Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
-
Не забудьте почистить язык.
Разучивание стихотворения.
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Памятка
-
Чистить зубы два раза в день – утром и вечером.
-
Меньше есть сладкого, больше овощей и фруктов.
-
Если разболелся зуб – надо идти к врачу.
Учитель. Нам пора отправляться дальше. Подустали в пути, давайте разомнемся.
физкультминутка
Поглядело солнце вправо,
А потом налево.
Лучи свои расправило
И нас теплом согрело.
– Следующая станция – Руки.
Разве вы не видели на руках грязь?
А в грязи живет зараза, незаметная для глаз!
Если, руки не помыв, пообедать сели вы,
Вся зараза эта к вам отправится в живот!
Что же необходимо, чтобы такого не произошло?
Ученики. Нужно мыть руки с мылом.
Учитель. Совершенно верно. Нужно строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мойте руки с мылом теплой водой. Если кожа рук сухая, то обязательно смажьте их кремом.
Физкультминутка
Учитель. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами (массаж).
Уход за ногтями
Учитель. Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать, но не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов.
Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах – раз в 2–3 недели (растут медленнее). Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой возле ногтя заусеницы, следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать йодом. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление.
Поехали на следующую станцию.
А пока мы веселились, наш автобус подъехал к следующей станции. Она называется “Глаза”. Прислушаемся, кто это нас тут встречает? Да это же Знайка! (Приложение 1)
Когда хотят, чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят: “Храните как зеницу ока!”
И чтоб глаза твои, дружок, могли надолго сохраниться,
Запомни ты десяток строк:
Глаза поранить очень просто – не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть – упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!
И смотри не все подряд, а передачи для ребят,
Что приносят пользу.
Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!
И над партой каждый раз не сгибайся, как от ветра,
От стола до наших глаз – ровно 40 сантиметров!
Глаз в темноте не напрягай, их здоровья не лишай!
Физкультминутка
Зарядка для глаз.
Ребята, если у вас устали глаза во время чтения книги или подготовки уроков, рекомендую провести зарядку для глаз. Все встали и вышли из автобуса. Посмотрите, какая красота вокруг! (выполняем круговые вращения глазами, то в одну сторону, то в другую). А теперь поморгали глазами, как бабочка крылышками (в течение 1–2 минут). Посмотрите вдаль (смотрят в окно), а теперь близко (упражнение “Близко-далеко”). Закрыли свои глазки и постояли с закрытыми глазами, представляя картину нашего путешествия. Открыли глаза. Не забывайте эти упражнения и мои советы, тогда ваше зрение будет отличным.
Учитель. Отправляемся дальше. Следующая станция – Здоровячок. (Приложение 1)
С каждым годом растет число больных детей. Причиной многих заболеваний является несоблюдение режима дня, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. Лекарства от всех болезней спрятаны в наших загадках, которые я приготовила
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто– ... (фрукты).
Чтоб с болезнями справляться
Надо смело... (закаляться).
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка.)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне (Мыло.)
Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
Кожа потемнеет,
Сам похорошеет. (Солнце.)
Я всегда тебе нужна,
Горяча и холодна.
Позовешь меня – бегу,
От болезней берегу. (Вода.)
Не кормит, не поит
А здоровье дарит. (Спорт)
Чтобы мы никогда и ничем не болели.
Чтобы щеки здоровым румянцем горели,
Чтобы мы на пятерки уроки учили,
Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься... (зарядкой).
Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали. Подружитесь с водой, солнцем, зарядкой, спортом и тогда вы будете расти здоровыми и веселыми.
Игра “Плохо-хорошо”
Хорошо:
-
Мыть ноги, руки, принимать душ.
-
Чистить зубы.
-
Проветривать комнату.
-
Гулять на свежем воздухе.
-
Спать на жесткой постели, на спине.
– Снятся ли вам неприятные сны?
– Как вы думаете, почему?
-
Плохо:
-
Перед сном много пить, есть.
-
Смотреть страшные фильмы.
-
Слушать громкую музыку.
-
Физически напрягаться перед сном.
-
Играть в шумные игры.
Учитель. Ну вот, ребята, наш автобус подъезжает к нашей школе, а путешествие закончилось. Давайте немного поиграем.
Игровая часть
Вам, мальчишки и девчонки, Приготовили советы мы.
Если наш совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет говорите: нет, нет, нет.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет!
Говорила маме Люба:
– Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Дети. Нет!
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет, нет!
Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда?
Дети. Нет!
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет, нет!
Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет, нет!
Вы, ребята, не устали,
Пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет.
Подведение итогов
– Что нового для себя вы узнали из путешествия?
Конкурсная программа
"Сюрпризы осени"
Подготовила
Учитель начальных классов
Топорина Любовь Алексеевна
с. Лаптевка 2010 год
Младшим школьникам заранее дается задание подготовить к детскому празднику рисунок, песню, танец, стихотворение на осеннюю тематику. Зал украшен осенними листьями, цветами, ягодами. Появляется ведущая в образе Осени.
Осень:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?
Дети:
Осень!
Осень:
Правильно, ребята. А вы знаете, что происходит осенью? Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают. Еще это время сбора урожая. И начало учебного года. Для многих ребят этот учебный год первый: они первый раз пришли в школу и начали учиться. Но вы уже в третьем классе, уже многое знаете и поэтому сможете справиться со всеми моими заданиями. Перед началом соревнования хочу представить тех, кто будет оценивать ваше выступление, - наше жюри. Итак...
Осень представляет членов жюри. Затем раздает ребятам карточки: с изображением кленового и дубового листа.
Осень:
Ребята, у всех вас есть карточки. На одних изображены кленовые листья, на других -дубовые. А теперь разделимся на команды: те ребята, у кого карточки с кленовыми листьями, станьте с правой стороны, а у кого дубовые - с левой.
Ребята разбиваются на две команды.
Осень:
Теперь, когда вы разбились на команды, вам дается одна минута на то, чтобы придумать название своей команды и выбрать капитана. Время пошло!
Дети говорят название команды и представляют своего капитана.
Осень:
Теперь у каждой команды есть название и капитан. Можно начинать наше соревнование. Но перед тем, как начать, хочу напомнить жюри, что во всех наших конкурсах выигравшая команда получает 1 балл. Итак, первый конкурс - конкурс загадок. (Осень по очереди задает командам загадки.)
Снесли птички Синеньки яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мягонька,
Белок сладенький,
А желток костяной. (Слива)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Сама в земле - коса на улице. (Морковь)
Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут. (Дождь)
Кругла, а не луна,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Посреди двора - золотая голова. (Подсолнух)
Жюри определяет победителя. Выигравшей команде Осень вручает "балл" в виде желудя, если выиграла команда, получившая карточки с дубовыми листьями, или в виде каштана, если выиграла другая команда. И так в каждом конкурсе.
Осень:
А сейчас следующий конкурс. Каждая команда получит слова, из которых нужно составить известную пословицу. Какая команда быстрее и правильнее составит пословицу - та и победит в этом конкурсе.
Осень раздает одной команде карточки со словами: осень, весна, цветами, красна, а, пирогами; другой - осенью, что, припасешь, весне, к, береги.
После решения жюри Осень вручает желудъ или каштан выигравшей команде.
Осень:
Вот вы какие умные! Молодцы! А теперь угадайте, что это за предметы. Все они вам хорошо знакомы, вы встречаетесь с ними каждый день в школе и дома, когда делаете уроки. (Осень задает по очереди командам загадки.)
Черные птички на каждой страничке молчат,
ожидают, когда их прочитают. (Буквы)
По черному белым пишут то и дело,
Потрут тряпицей - чиста страница. (Мелом на доске)
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник)
Я - фигура непростая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (Знак вопроса)
Есть в трудной книжке
Хитроумные братишки —
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
6. Коль ему работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Ластик)
Осень награждает победителей конкурса.
Осень:
А теперь вам придется немного потрудиться, кое-что написать. Сейчас капитан выберет одного игрока, который будет писать то, что вы ему подскажете. Все готовы? Итак, задание: чья команда напишет больше названий школьных наук за время звучания песни, та и победила.
Подводятся итоги этого конкурса, Осень вручает победителям желудь или каштан.
Осень:
Какие вы молодцы! Хорошо справились с заданием. Как вы знаете, осень - это время сбора урожая. Так давайте и мы соберем урожай. Сейчас капитаны команд выберут по одному человеку для участия в следующем конкурсе. Задача каждого участника - без помощи рук откусить яблоко, висящее на нитке. Кто первый откусит - тот и победил.
Команды соревнуются.
Осень:
А сейчас новое задание. Поскольку у нас равное количество ребят в командах, я прошу вас выстроиться параллельно в две линии. Задача такова: нужно без помощи рук передать от первого участника последнему
яблоко, зажав его подбородком. Чья команда справится быстрее, та и победила.
После решения жюри Осень вручает "баллы" выигравшей команде.
Осень:
Ребята, представьте, что к вам пришли гости и вам нужно угостить их фруктами из вашего сада, но на улице идет дождь. Что же вы будете делать? Я прошу капитанов выбрать по пять человек из своей команды. (В центре комнаты ставят 2 стула.) Теперь объясняю задание. Обе команды выстраиваются в ряд, готовясь к эстафете. В руках участников, стоящих впереди, раскрытые зонты, с которыми они должны обежать вокруг стула, затем передать зонты следущим участникам эстафеты. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Команды соревнуются.
Осень:
Молодцы, ребята! Видите, как можно весело собирать урожай. А теперь давайте посмотрим ваше домашнее задание. Многие подготовили сегодня рисунки, стихи, песни, танцы. И сейчас мы посмотрим, какие вы талантливые. А жюри выберет лучших в каждом жанре. Обратите внимание, что это задание вне конкурса. Победители получат сладкие призы.
Ребята декламируют стихи, исполняют песни, танцуют демонстрируют рисунки, Осень вручает победителям конфеты.
Осень:
А теперь вернемся к нашим конкурсам. Мы уже убедились, что участники нашего праздника талантливые, многие отлично рисуют. А пробовали вы когда-нибудь составлять букеты? Сейчас вам будет предоставлена возможность попробовать себя в искусстве составления букета. Прошу капитанов выбрать двух участников из команды. (Участникам дается материал для составления букета и ваза.) Этот конкурс не на быстроту, а на качество, жюри выберет самый красивый букет, так что не торопитесь, старайтесь.
Когда букеты готовы, Осень подносит их жюри. Победителям вручают "баллы".
Осень:
Как красиво стало у нас в зале! А давайте вспомним, как красиво бывает в лесу, в парке осенью. Ребята, кто живет в лесу?
Дети:
Звери, птицы...
Осень:
Правильно. А что осенью делают птицы?
Дети:
Улетают в теплые края.
Осень:
Все улетают?
Дети:
Нет.
Осень:
А какие остаются?
Дети:
Воробьи, голуби, вороны, сороки, синички.
Осень:
Молодцы, все знаете о птицах. А теперь посмотрим, какая команда знает больше названий птиц. Для этого проведем аукцион птиц. Первой начинает команда... Ко мне подходит один из участников и называет птицу. Затем возвращается на место. И теперь птицу должен назвать участник другой команды. Победит та команда, участник которой последним назовет птицу.
Осень вручает "балл" победившей команде.
Осень:
Вы, ребята, так много знаете птиц, знаете, что они делают осенью. А теперь скажите мне, что осенью делают звери?
Дети:
Засыпают.
Осень:
А какие звери делают себе на зиму запасы?
Дети:
Грибы, ягоды, зерно и т.д.
Осень:
А что зайчики едят зимой?
Дети:
Веточки.
Осень:
Молодцы, всё знаете. А теперь давайте в танце изобразим животных. Я предлагаю капитанам выбрать по пять человек из команды для участия в этом конкурсе.
Во время звучания музыки Осень предлагает детям изобразить зайцев, медведей, волков, лисиц, страусов. Жюри подводит итоги конкурса. Осень вручает победителю" балл".
Осень:
А теперь посмотрим, как команды смогут проявить себя в следующем конкурсе. Для этого приглашаю капитана и еще четырех игроков. Задача каждого капитана - показать участникам конкурса движения, которые те должны будут повторить. Команда, участники которой повторят движения более синхронно и красиво, - выиграла. Начинает команда...
Подводятся итоги конкурса, победителю присуждается "балл".
Осень:
А сейчас мы будем танцевать давно известный и всеми вами любимый танец - ламбаду. Первой танцует команда... Команды танцуют по очереди.
Осень:
Молодцы, ребята, дружно танцевали! Просто замечательные команды! А теперь предоставляем слово жюри. Жюри подводит итоги и объявляет победившую команду. Осень вручает призы.
Осень:
Как хорошо с вами! Команда..., не расстраивайтесь, что проиграли. Вы все молодцы! Не получилось сейчас, получится потом. Все вы доказали, что не боитесь трудностей, с легкостью преодолеваете препятствия. Мой вам наказ: берегите природу, не обижайте птиц и зверей, ведь они - ваши младшие братья! Гуляйте, любуйтесь красотой осени! И тогда природа вокруг вас станет вашим лучшим другом.
Осень берет поднос с фруктами и угощает детей, членов жюри.
Осень:
До свидания, ребята! До новых встреч!
У р о к математики
ТЕМА: МНОГО. ОДИН. ЦИФРА 1
Цели урока: познакомить учащихся с числом 1 и его графической записью – цифрой 1, учить соотносить число и цифру; учить детей сравнивать «один» и «много»; работать над развитием логического мышления учащихся; прививать детям интерес к предмету, аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с понятиями «много» и «один».
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) группу предметов таким образом, чтобы один из них был отличен от других.
Например: 9 кругов синих, 1 – зелёный;
5 кубиков больших, 1 маленький и т. д.
– Что заметили? (Синих кругов – много, зелёный – один.)
Если учащиеся начнут считать предметы, которых много, учитель должен задать наводящий вопрос, чтобы подвести учеников к ключевому слову «много», например:
– Что можно сказать о числе синих кругов по сравнению с зелёными?
– Если бы мы не могли сосчитать все синие круги, что бы сказали об их количестве? И т. д.
– О каких предметах в нашем классе можно сказать, что их много? (Столы, стулья, цветы, мальчики, девочки и т. д.)
– Про какой предмет можно сказать, что он только один? (Доска, дверь, учитель и т. д.)
2. Формирование умения различать понятия «много», «один».
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
По сюжетной картинке (с. 20, часть 1) учащиеся составляют рассказ, используя понятия «много», «один».
– Каких предметов нарисовано много?
– Какой предмет – один?
Данную работу можно провести в виде игры «Кто самый внимательный?».
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
Ученики выполняют задания в рабочей тетради.
– Слева нарисуйте много жёлтых треугольников, справа – один красный квадрат.
– Вверху нарисуйте много зелёных кругов, внизу – один голубой треугольник.
– Нарисуйте одно яблоко и много цветов. И т. д.
Дети могут и сами предложить аналогичные задания.
В з а и м о п р о в е р к а.
3. Упражнение в умении сравнивать предметы и группы предметов.
Р а б о т а в т е т р а д и.
З а д а н и е 1 (с. 6 в тетради № 1):
– Какие фигуры изображены на рисунке?
– Чего больше?
– Почему так считаете?
– Обоснуйте ваше мнение. (Учащиеся соединяют стрелочками пары: круг – квадрат.)
– На сколько квадратов больше, чем кругов?
– Раскрасьте «лишний» квадрат.
III. Знакомство с цифрой 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 1.
Учитель. Вы закрасили 1 квадратик, показав тем самым, что квадратов на 1 больше, чем кругов.
– А можно ли как-то по-другому записать то, что остался 1 квадрат?
– Совершенно верно, число 1 можно записать с помощью цифры 1.
(Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 1.)
– На что похожа цифра 1?
– А вот С. Я. Маршак написал о единице так:
Вот один, иль единица.
Очень тонкая, как спица.
2. Анализ образца.
– Из скольких элементов состоит цифра 1?
– Из каких?
– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?
– Тогда посмотрите, как её буду писать я. (Учитель несколько раз прописывает на доске цифру 1, объясняя учащимся её особенности.)
3. Письмо цифры 1.
– А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.
Сначала учащиеся «прописывают» цифру в воздухе под счёт, затем обводят по точечным контурам (с. 6 в тетради № 1, задание 2), после чего пишут цифру с а м о с т о я т е л ь н о.
IV. Работа над развитием внимания, логического мышления учащихся.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
– Посмотрите на рисунок (с. 21, часть 1).
– О чём можно сказать «много»?
– О чём можно сказать «один» («одна», «одно»)?
З а д а н и е на развитие логического мышления.
Учитель может использовать задание, данное в учебнике (с. 21, часть 1), либо подобрать своё задание.
– Кто с каким клубком играет? (Рыжий котенок играет с большим синим клубком, белый котенок – с маленьким синим, а серый котенок – с красным.)
– Как рассуждали?
V. Итог урока.
– Чему научились на сегодняшнем уроке?
– Какое задание понравилось больше всего? Почему?
МАТЕМАТИКА 1 класс
ТЕМА:ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «Сложение и вычитание»
Цели урока: проверить знание учащимися состава чисел первого десятка, сформированность умения применять переместительный закон при решении выражений; решать задачи изученных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
2 2 2
4 4 4
III. Устный счёт.
1. «Цепочка».
2. Какой знак и число пропущены?
3. Рассматривая рисунок к заданию 2 (с. 21 учебника, часть 2), учащиеся повторяют состав изученных чисел.
IV. Работа над задачами.
1. Составление задачи по рисунку.
Учащиеся составляют задачу по рисунку задания 3 (с. 21 учебника, часть 2) и решают ее.
Например: в книге со сказкой «Репка» 6 страниц, а в книге со сказкой «Курочка Ряба» на 2 страницы меньше. Сколько страниц в книге со сказкой «Курочка Ряба»?
6 – 2 = 4 (с.).
Ответ: В книге со сказкой «Курочка Ряба» 4 страницы. (Ответ учащиеся дают устно.)
2. Разбор и решение задач изученных видов.
Учитель читает текст из задания 4 (с. 21 учебника, часть 2).
– Является данный текст задачей? (Нет.)
– Почему?
– Задайте вопрос, соответствующий условию. (Сколько помидоров осталось на тарелке?)
– Каким действием будете решать задачу? (Вычитанием.)
– Почему? (Потому что 4 помидора съели, то есть их осталось меньше, чем было.)
– Запишите решение. (6 – 4 = 2 (п.).)
– Дайте ответ на вопрос.
Учащиеся читают задачу 6 (с. 21 учебника, часть 2).
– Вы прочитали задачу?
– Докажите.
– Прочитайте только условие.
– Прочитайте вопрос.
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Вычитанием.)
– Запишите решение задачи. (4 – 1 = 3 (г.).)
– Ответьте на поставленный вопрос.
Задачу 5 (с. 21 учебника, часть 2) ученики решают с а м о с т о я т е л ь- н о с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.
V. Решение выражений.
Ученики выполняют с комментированием задание 13 (с. 23 учебника, часть 2). Решая выражения, учащиеся применяют переместительный закон сложения.
VI. Работа с геометрическим материалом.
Учащиеся выполняют задание 18 (с. 23 учебника, часть 2) и задание на смекалку (с. 23 учебника, часть 2).
Решение задания 18:
Решение задания на смекалку:
VII. Итог урока.
– Что для вас было самым интересным?
– Что вызвало затруднения?
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
ЧТЕНИЕ (обучение грамоте) 1 класс
ТЕМА:обозначение гласной буквой Я ГЛАСНОГО ЗВУКА [а] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ
Цели: закрепить знания учащихся о гласной букве я; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык).
– Произнесите первый слог слова. Сколько звуков обозначает буква Я. (2 – [й’а]).
-
Игра «Найдите свой домик».
На доске – синий домик – для твердых согласных и зеленый – для мягких.
(Ученики получают карточки с буквами: я, е, о, у, а, и, ы, обозначающими мягкость и твердость предшествующей согласной).
Учитель медленно проговаривает текст:
Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. (Дети с карточками выходят из-за парт и гуляют по классу). Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и устремились к ним, но хозяин мог пустить в них только своих. (Синий – а, о, у, ы, а зеленый – е, и, я). Дети с карточками самостоятельно выбирают нужный им домик.
(Растерялся ученик с карточкой буквы я. Почему? Потому что дети еще не знают: буква я обозначает мягкость или твердость предшествующего согласного?)
Дети проходят к своим местам.
1. Учитель сообщает, что на уроке учащиеся узнают новое о букве Я.
Вопрос:
– Из чего вырастает подсолнух? (Семя.)
Учитель предлагает детям рассмотреть и проанализировать слово семя.
На доске печатается слово и чертится к нему схема.
– Произнесите второй слог-слияние мя так, чтобы отчетливо слышался гласный звук. Дети устанавливают, что слышится гласный звук [a]. Вторично произносится слог мя и проводится наблюдение над тем, как произносится согласный звук в слиянии – твердо или мягко: [м’a] – согласный звук мягкий.
Делается вывод: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [a], то надо писать букву я. Буква я после согласных обозначает звук [a] и мягкость предшествующего согласного звука.
-
Еще раз проводится игра «Найдите свой домик». Ученик с карточкой буквы я становится к зеленому домику. (Игра помогает детям ориентироваться в звуковой структуре слова и хорошо усвоить правила написания гласных после твердых и мягких согласных).
Физкультминутка
-
Чтение слогов-слияний, с. 116.
Определение твердости – мягкости согласных.
2. Произношение скороговорок (можно в виде конкурса).
-
Чтение текста «Земля», с. 116.
– Подчеркните слова, в которых встретилась буква я.
– Прочтите слова, которые написаны с большой буквы. Почему они так написаны?
-
Чтение слов в столбиках, с. 117.
Сначала читаются слова с буквой я в начале, затем в середине и в конце слова.
Проводится наблюдение, что в словах маяк, высокая, морская, маяки буква я находится после гласных, значит обозначает два звука [й’а].
-
Чтение рассказа «Маяк», с. 117.
Вопросы:
– Почему на море стало темно?
– Куда торопятся суда?
– Что им встречается на пути?
– Что помогает судам смело идти в порт?
Физкультминутка
-
Выразительное чтение стихотворения, с. 120.
Хором дети повторяют текст за учителем. Заучивание наизусть.
3. Соотношение картинок и слов, с. 121.
Ученики стрелками соединяют названия птиц с соответствующими картинками.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Было ли интересно?
– Какие были затруднения в выполнении заданий?
ЧТЕНИЕ (обучение грамоте)
ТЕМА: урок-викторина (по сказкам А. С. Пушкина)
Цели: закрепить знания по творчеству А. С. Пушкина; развивать память, логическое мышление.
Оборудование: карточки-задания, предметные картинки, иллюстрации к сказкам.
Ход урока
Класс делится на две команды. (Все задания обсуждаются коллективно.)
I. «Что мы знаем об А. С. Пушкине?»
На доске «волшебный» дуб, на нем листочки с заданиями. Члены команд по очереди срывают листочки и отвечают на вопрос, обсудив его с командой.
|
1. Когда родился А. С. Пушкин? (6 июня 1799 г.)
2. В каком городе родился поэт? (В г. Москве.)
3. Какой лицей окончил? (Царскосельский.)
4. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна.)
5. Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (6.)
|
6. Назовите сказки Пушкина (можно только три: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».)
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов.)
-
Игра «Допишите словечко».
Команды одновременно вытягивают карточки-задания, читают, дописывают недостающие слова в четверостишиях. (Если смогут назвать произведение, плюс 1 балл.)
1. Жил старик со своею …
У самого синего …
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …
2. Белка песенки …
Да орешки все …,
А орешки не простые,
Все скорлупки …
3. Пошел старик к синему …;
Стал он кликать золотую … .
Приплыла к нему …, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
4. У лукоморья … зеленый;
Златая … на дубе том;
И днем, и ночью … ученый
Все ходит по цепи кругом.
5. Ветер на море …
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в …
На раздутых …
6. Я сегодня поймал было …
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила …
Домой в … синее просилась.
II. Конкурс капитанов.
Командам предлагаются предметные картинки с изображением яблока, зеркальца, петушка, рыбки, лебеди, белочки, корыта, шмеля.
Капитаны команд подходят к столу и, по очереди переворачивая рисунок, по предмету, изображенному на нем, определяют, в какой сказке он встречается. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)
III. Конкурс «Пантомима».
Предложенный отрывок обыгрывается без слов.
Один из членов команды читает вслух текст, а другие изображают действия. (Для оригинального исполнения заранее приготовить атрибутику: платки, шапку-ушанку, сарафаны и кокошники для девиц, клубки пряжи, спицы и пр.)
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир».
– «Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
– Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
(Можно взять еще и второй столбик, до слов
«… Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод; –
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
(Можно взять до слов:
«Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось).
Учитель сам определяет размер отрывка, это зависит от качества чтения учащихся.
На табло выставляются баллы, набранные командами. Выигравшая команда награждается, «утешительный» приз получает и проигравшая команда.
IV. Итог урока.
– Какие знания помогли вам отвечать на вопросы?
– Понравился ли вам урок? Чем?
– Хотелось бы вам еще раз побывать на таком уроке?
|