Скачать 279.62 Kb.
|
Элективные курсы, составителю программы, стр. Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) - Министерство образования Российской Федерации № 14-51-277/13 от 13.11.2003 Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов.
Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. Опорные вопросы для составителя программы элективного курса Прежде чем приступить к составлению программы, педагогу полезно ответить на следующие вопросы: На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха) Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.) Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.) Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием? Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении? Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу? Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса? Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю? Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности? Разделы учебной программы элективного курса
Название должно быть привлекательным. Оно должно, с одной стороны не быть похожим на школьное, а с другой, показывать то, чем ученики, посещающие его, будут заниматься.
В объяснительной записке должны быть сформулированы цели и задачи курса; указаны основные педагогические идеи программы, стержневые понятия курса в сравнении с базовым (профильным) курсами. В программе важно указать возможности реализации межпредметных связей. Если курс интегрированный – раскрыть пути его реализации. Указать, усиление каких интегрируемых (существующих) курсов и формирование каких новых понятий предполагается; методы и формы решения поставленных задач, методы обучения.
Необходимо указать количество часов для изучения данного курса и примерное распределение часов по разделам и темам, а также раскрыть содержание разделов и тем. Указать темы лабораторных и практических работ, экскурсий и т.д.
Примеры учебных программ элективных курсов (выдержки)
Пояснительная записка Создание условий для формирования и развития у обучающихся: интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы; интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; умения самостоятельно приобретать и применять знания; творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел; описывать результаты наблюдений; выдвигать гипотезы; отбирать необходимые приборы; выполнять измерения; вычислять погрешности прямых и косвенных измерений; представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков; интерпретировать результаты эксперимента; делать выводы; обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии. Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний: цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия; роль эксперимента в познании; соотношение теории и эксперимента в познании; правила пользования измерительными приборами; происхождение погрешностей измерений, их виды; абсолютная и относительная погрешности; запись результата прямых измерений с учетом погрешности; сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений; индуктивный вывод, его структура. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Ом, М. Ломоносов и др., с их ролью в становлении физического знания и экспериментального метода исследования в физике. Содержание программы Графическое представление результатов измерений. Понятия теоретической и экспериментальной кривых. Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдений. Наблюдение явления отражения света. Наблюдение явления электромагнитной индукции. Выполнение самостоятельных наблюдений в группах. Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории физики. Обучение выдвижению гипотез на примере явления электромагнитной индукции, взаимодействия электрических зарядов, взаимодействия молекул. Исследование свойств постоянных магнитов. Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания. Планирование проверочного эксперимента. Фундаментальные опыты в физике. Выполнение самостоятельных исследований в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы (гипотез), планирование проверочного эксперимента, подбор приборов и материалов для его проведения, представление результатов эксперимента, построение вывода. Защита и обсуждение результатов исследования (дискуссия). Лабораторные работы (указаны ориентировочно): 1. Измерение размеров тел. 2. Измерение емкости сосуда. 3. Измерение времени секундомером. 4. Измерение массы тела. 5. Измерение температуры тела. 6. Измерение размеров малых тел. 7. Измерение объема малых тел. 8. Измерение массы малых тел. 9. Измерение малых промежутков времени. 10. Измерение площади фигуры. 11. Измерение скорости равномерного движения. 12. Измерение механической работы. 13. Измерение электрического сопротивления проводника. 14. Исследование зависимости сопротивления реостата от длины его рабочей части. 15. Изучение зависимости пройденного пути от времени при равноускоренном движении. 16. Исследование зависимости средней скорости движения тела по наклонной плоскости от угла ее наклона. 17. Измерение плотности неизвестной жидкости. 18. Измерение объема воды взвешиванием. 19. Измерение давления твердого тела. 20. Исследование зависимости механической работы от массы тела. Самостоятельные исследования: 1. Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. 2. Исследование свойств постоянных магнитов. 3. Изучение капиллярных явлений. 4. Изучение условий равновесия рычага. 5. Изучение закона отражения света. 6. Изучение природы электрического разряда.
|
Основные образовательные программы реализуемые оу. Начальная школа... Дополнительные (учебные предметы, факультативные, элективные курсы, предметные кружки) |
Элективные курсы/спецкурсы по предпрофильной и профильной подготовке... Согласно буп каждый обучающийся должен пройти не менее 3 элективных учебных курсов в течение двух лет, выбор элективных курсов осуществляется... |
||
Коллекция «Диктанты: русский язык» Российского общеобразовательного портала Электронная версия приложения к газете «1 сентября». Имеет разделы: Материалы к уроку, Методические разработки, Анализ текста, Развитие... |
Рабочая программа учителя русского языка и литературы Лукашовой Ларисы... Элективные курсы, которые мы предлагаем ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать... |
||
Курсы, дата прохождения Награды Курсы «Применение пакета свободного программного обеспечения», 10. 12. 2009 г., Курсы повышения квалификации «Использование эор в... |
Рабочая программа по истории составлена с учетом федерального компонента... Изучение курса истории в 10-11 классе на профильном уровне направлено да достижение следующих целей, обозначенных в государственном... |
||
Как попасть на курсы java? Далее назначается обоюдно удобное время для технического собеседование, по результатам которого происходит зачисление на курсы |
Профильное обучение осуществляется на ступени среднего (полного)... Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех обучающихся во всех профилях обучения |
||
Положение о группе продленного дня. Общие положения Группа продленного дня (далее гпд) школы создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности... |
1. Группа продленного дня (далее гпд) школы создается в целях оказания... Группа продленного дня (далее гпд) школы создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |