Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования»




Скачать 475.06 Kb.
Название Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования»
страница 1/4
Дата публикации 05.10.2014
Размер 475.06 Kb.
Тип Программа курса
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа курса
  1   2   3   4


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского

«Основы лингвистического исследования»

(на примере изучения англицизмов в современном русском языке)




Автор: Абрагина О.Д., учитель английского языка



2012 г.




Настоящий курс междисциплинарного характера отражает проблемы современного русского языка, в котором остро ощущается интенсивное влияние англицизмов. Курс, имеющий практико-ориентированный характер и предполагающий проведение мини-исследований, поможет учащимся в толковании новых слов английского происхождения и понимании одной из сторон в жизни «живого» русского языка.


Программа

курса по выбору

«Основы лингвистического исследования» содержит:
1. Пояснительную записку ………………………………………………………. 3

2. Учебно-тематический план …………………………………………………… 5

3. Содержание …………………………………………………………………….. 6

4. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся ………………………. 7

5. Результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные) … 8

6. Тематика мини-исследований ………………………………………………… 9

7. Разработка занятия ……………………………………………………………. 10

8. Методические рекомендации ………………………………………………… 16

9. Список литературы ……………………………………………………………. 21

10. Приложения …………………………………………………………………... 23

I. Пояснительная записка
Настоящий курс по выбору имеет междисциплинарный характер и рекомендуется как межпредметный в рамках предпрофильной подготовки. Программа курса предназначена для учащихся 9-ых классов, изучающих английский язык.

Современная языковая картина характеризуется огромным наплывом в русский язык иноязычных слов и, прежде всего, англицизмов. Они относятся к разным тематическим сферам: к политике, спорту, музыке, СМИ. Особенно значителен наплыв компьютерной лексики и терминологии. Многие из этих неологизмов употребляются достаточно широко, между тем имеющиеся учебники (лингво-странноведческий словарь к учебнику под ред. Кузовлева В.П.) и школьные толковые словари не всегда дают ответ на вопросы, связанные со смыслом новых слов, с источником их происхождения. Данный курс, имеющий практико-ориентированный характер и предполагающий проведение мини-исследований, поможет учащимся в толковании новых слов английского происхождения и понимании одной из сторон в жизни «живого» русского языка. Кроме того, компетентностный подход, заложенный в основу обучения как русского, так и английского языков, в данной программе получит новое, эффективное воплощение в части развития и совершенствования культурологической и лингвистической компетенций учащихся. Таким образом, актуальность настоящей программы связана с тем, что ее содержание:

1) отражает проблемы современного русского языка, в котором остро ощущается интенсивное влияние англицизмов;

2) разработано на стыке двух дисциплин (русского и английского языков) и имеет практико-ориентированный характер;

3) предусматривает расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся через включение учащихся в мини-исследования.

Цели курса:

  1. Формирование начальных основ лингвистического исследования заимствований (англицизмов).

  2. Воспитание сознательного отношения к значению слова, развитие чувства меры и сообразности при использовании заимствованных слов.

  3. Расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся.

  4. Повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин.

Задачи курса:

  1. Ознакомить учащихся с причинами и предпосылками лексических заимствований, c основными этапами освоения иноязычного слова в языке.

  2. Научить выявлять англицизмы, анализировать их употребление в средствах массовой информации (печатных изданиях, рекламе, Интернете).

  3. Научить пользоваться различными языковыми словарями.

  4. Развивать специальные учебные навыки (анализировать, классифицировать, сравнивать, описывать, делать выводы).

Настоящий курс краткосрочный: его программа рассчитана на 8 часов. Курс может быть реализован в течение одной четверти при одном часе в неделю. Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия. В ходе реализации программы применяются:

  • методы активного обучения (работа в группах, учебный практикум, мини-исследования, обмен мнениями, консультирование);

  • диагностические методы (анкетирование, рефлексия).

Курс предусматривает сочетание общеклассных форм работы с групповыми, индивидуальными и самостоятельными.

Программа курса, отвечая требованиям ФГОС второго поколения, содержит задания и диагностический инструментарий, которые позволяют провести оценку планируемых результатов освоения программы.

Дидактическое обеспечение курса включает в себя разработанные автором «Практические задания», которые обеспечивают практическую направленность учебного материала и создают реальные возможности для организации учебного практикума.

Контролирующий компонент программы включает в себя необходимый диагностический инструментарий, направленный на оценку достижения планируемых результатов обучения:

  • «Анкета» (текст анкеты представлен в приложении №3) призвана оценить личностный результат освоения курса;

  • «Лист самооценки», включающий перечень как предметных навыков и умений, так и необходимых универсальных учебных действий (УУД), представляет своеобразный измеритель предметных и метапредметных результатов освоения программы;

  • памятка «Как подготовить тезисы выступления» призвана обеспечить развитие коммуникативной компетенции, необходимой в исследовательской деятельности.

Ожидаемым (итоговым) результатом освоения программы курса для 9-классников станет проведение лингвистических мини-исследований с последующей презентацией результатов, их обсуждением и рефлексией. Таким образом, данный курс является своеобразной пропедевтикой (лингвистической пробой) для проведения учащимися дальнейших, более серьезных исследований в области языка.

На занятиях курса по выбору планируется использовать информацию различных сайтов Интернета и ознакомить обучающихся с электронными словарями.

II. Учебно-тематический план




п/п

Наименование разделов и тем курса

Кол-во часов

Организационные формы

теория

практика

1

История заимствований из английского языка – история англо-российских связей и отношений.

0,5

0,5

Беседа, практикум,

самопроверка

2

Этапы и процессы освоения английских слов русским языком

0,5

0,5

Беседа, практикум


3

Приметы заимствованных слов из английского языка


0,5

0,5

Сообщение, практикум


4

Словари языка - «кладовые слова»

0,5

0,5

Сообщение, практикум

5

Проведение лингвистических

мини-исследований

-

2

Работа в группах;

консультирование

6

Оформление результатов исследования




1

Работа в группах

консультирование

7

Итоговое занятие




1

Занятие-конференция

Итого

2

6




Всего

8 час.


III. Содержание
1. История заимствований из английского языка – история англо-российских связей и отношений

Теоретическая часть. Понятия: англицизм, иноязычное слово, заимствованное слово, интернационализмы. Основные причины и условия проникновения английских слов в русский язык. Русские писатели и общественные деятели о «чистоте» русского языка и влиянии заимствований на его развитие.

Учебный практикум.

2. Этапы и процессы освоения английских слов русским языком

Теоретическая часть. Этапы проникновения, освоения, укоренения иноязычной лексики. Графическое, фонетическое, лексическое, грамматическое освоение слова в языке-реципиенте. Калька, иноязычное вкрапление, экзотизмы, композиты.

Учебный практикум. Конспектирование статьи.

3. Приметы заимствованных слов из английского языка

Теоретическая часть. Фонетические и морфемные признаки заимствованных слов из английского языка. Наиболее распространенные словообразовательные элементы в процессе заимствования из английского языка.

Учебный практикум.

4. Словари языка - «кладовые слова»

Теоретическая часть. Знакомство с академическими толковыми словарями русского языка, толковыми словарями иностранных слов, этимологическим словарем, электронными словарями. Представление авторского тематического и иллюстрированного словаря толкований англицизмов - результата исследовательской работы школьников.

Учебный практикум. Сообщения и доклады учащихся.

5. Проведение лингвистических мини-исследований

Обсуждение плана работы, целей и задач, распределение заданий в группах. Работа по выявлению и анализу англицизмов в рамках обозначенной тематики. Консультирование учителя.

6. Оформление результатов исследования

Выбор соответствующей формы представления результатов исследования (доклад, сообщение, мини-проект, слайд-шоу, составление словарика англицизмов, оформление лингвистического комментария к печатному изданию) и оформление выводов. Знакомство с памяткой «Как подготовить тезисы выступления».

7. Итоговое занятие.

Представление результатов исследования. Заполнение индивидуальной карты рейтинговой оценки. Анкетирование. Рефлексия (Заполнение листа самооценки). Выбор кандидатуры для участия в работе школьной научно-практической конференции.

IV. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся
Формы текущего контроля:

  • результаты выполнения практических заданий;

  • подготовка небольших докладов и сообщений.

Форма итогового контроля:

  • представление результатов мини-исследования;

  • рефлексия (заполнение листа самооценки);

  • анкетирование;

  • выступление на школьной научно-практической конференции.

По итогам освоения курса учащиеся получают отметку, которая исчисляется в соответствии с индивидуальной картой рейтинговой оценки учащегося (Приложение №3). Учащимся, получившим «положительные отметки», выдается свидетельство установленного образца. Учащиеся, чьи работы получили наивысшую оценку, рекомендуются для участия в школьной научно-практической конференции.

V. Результаты изучения курса
Личностными результатами освоения курса являются:

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- воспитание сознательного отношения к значению слова, развитие чувства меры и сообразности при использовании заимствованных слов; совершенствование собственной речевой культуры в целом.

Метапредметными результатами освоения курса являются:

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;

- применение полученных знаний, умений и навыков о лексической стороне родного языка на межпредметном уровне.

Предметными результатами освоения курса являются:

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический);

- умение обнаружить англицизмы в тексте и отличить его от других, умение раскрыть его сущность, объяснить его употребление, употреблять заимствование в речи в зависимости от целей и ситуаций общения.


VI. Тематика исследовательских работ
Возможная тематика лингвистических мини-исследований:

  • Использование англицизмов на страницах местной печати.

  • Использование англицизмов на страницах молодежных печатных изданий.

  • Использование англицизмов в творчестве современных писателей.

  • Использование англицизмов в названиях местных магазинов.

  • Использование англицизмов в названиях телепрограмм.

  • Использование англицизмов в молодежном сленге.

  • Использование англицизмов в рекламе.

  • Освоение русским языком англицизмов музыкальной индустрии.

  • Особенности перевода экзотизмов в текстах страноведческой тематики.

  • Другое.


VII. Разработка занятия №1
Тема: История заимствований из английского языка – история англо-российских связей и отношений.

Задачи:

1.Воспитательная

  1. Уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

  2. Развитие чувства меры и сообразности при использовании заимствованных слов.

2. Образовательная

  1. Дифференциация понятий: англицизм, иноязычное слово, заимствованное слово, интернационализм.

  2. Ознакомление с причинами проникновения английских слов в русский язык» на основе презентации в программе Power Point.

3. Развивающая

  1. Развитие навыка поискового чтения текстов разной жанровой направленности.

  2. Развитие умения обнаружить англицизмы в тексте и отличить его от других заимствованных слов.

  3. Развитие коммуникативных навыков: высказать и аргументировать свое отношение к поднятой авторами (писателями и общественными деятелями) проблеме.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Рабочая программа факультативного курса для 11 классов
Данная программа позволит подготовить учащихся к сознательному выбору профиля. Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год в количестве...
Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Восточных славян
Экспериментальная программа курса по выбору для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения
Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Учебного курса по риторике для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская...
Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
...
Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Рабочая программа курса по выбору " Геометрические построения на...
Постулаты геометрических построений. Связь конструктивной теории геометрических построений с другими разделами математики. Роль геометрических...
Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Программа курса «Основы квантовой механики и квантовых вычислений»
Экспериментальные основы квантовой механики. Дифракция электронов. Волна де-Бройля
Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Нормативные документы и программы лежащие в основе курса. Основы...
Аннотация на рабочую программу по предмету «основы православной культуры» 8 класс
Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Программа курса специализации «Русская словесность»
Цель курса: Изучение художественных явлений русской литературы с точки зрения обнаружения в них архетипической основы, праистоков,...
Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Основы
При сборе информации необходимо расставить приоритеты таким образом, чтобы в первую очередь оценить наиболее вероятные причины нарушения....
Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования» icon Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика»
«Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции