Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год




Скачать 227.68 Kb.
Название Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Дата публикации 04.10.2014
Размер 227.68 Kb.
Тип Рабочая программа курса
literature-edu.ru > Курсовая работа > Рабочая программа курса
Принята на «Утверждаю»

педагогическом совете Директор школы ___________

Протокол №1 от 29.08.2013 Абросимова Г.М.

Приказ №82 от 31.08 2013

Рабочая программа

курса «Пензенский край в культуре России»

для 11 класса

на 2013-2014 учебный год

Автор-составитель : Мальчевская Л.И.,

учитель русского языка и литературы

МОБУСОШ п.Золотарёвка

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 10 класса составлена на основе общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы п.Золотарёвка.

Курс «Пензенский край в культуре России» предназначен для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных учреждений.

В учебном плане МОБУСОШ п.Золотарёвка на изучение курса «Пензенский край в культуре России» отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю (по Уставу школы 34 учебные недели).

Курс разбит на 5 разделов-модулей, которые могут изучаться независимо друг от друга. Объём каждого модуля 17 часов.

Курс построен, исходя из региональной концепции исторического образования.

Основной целью региональной концепции исторического образования Пензенской области является обеспечение эффективной реализации системного подхода к истории с учётом возрастных особенностей учащихся и органической взаимосвязи содержания регионального компонента с федеральным.

Предметом курса служит изучение человека в локальном историческом пространстве, преемственности культурного опыта.

Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся деятелей культуры России и Пензенского края.

Главная цель курса «Пензенский край в культуре России» - развить у учащихся познавательную и духовную потребность в личностном и гражданском становлении через приобщение к истории и культуре малой родины как неотъемлемой части культуры России.

Данный курс предполагает выполнение следующих задач:

- способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;

- создать целостное представление у учащихся о месте и роли региональной культуры в культуре России;

- формировать навыки сравнительного анализа культурных процессов региона, страны, мира;

- углубить, развить и систематизировать знания учащихся по культуре Пензенского края, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счёт проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей социокультурных процессов в России и Пензенском крае, раскрытия многомерности общественно-культурного прцесса;

- помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, ментальных, политических. коммуникативных компетенций.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

- соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в том числе концепции модернизации образования и концепции регионального исторического образования;

- расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по культуре России и Пензенского края, полученных в основной школе( «Родиноведение» - 3-4 классы; «История Пензенского края»- 8-9 классы);

- изучение учащимися культуры Пензенского края в контексте их знаний по истории России через:

* прямое сравнение культуры края и культуры России;

* хронологическую синхронизацию культурных процессов в России и Пензенском крае;

*анализ конкретных социокультурных процессов в отечественной культуре и их влияние на культуру региональную;

* рассмотрение культуры России как детерминанты развития общества;

* изучение культуры Пензенского края как культуры многонациональной, имеющей специфические черты;

* изучение культуры края в контексте культуры России через рассмотрение «Культурных эпох» как отдельных саморазвивающихся систем;

* усиление внимания к ценностным характеристикам человека определённого исторического времени через изучение персоналий;

* формирование у учащихся умения работать с различными историческими источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получении опыта оценочной деятельности социокультурных процессов в России и в Пензенском крае.

Итоги работы по курсу определяются следующими параметрами умений и навыков учащихся:

- знание ключевых понятий каждой культурной эпохи;

- умение выделять этапы и особенности культурного процесса в России и в Пензенском крае;

- умение определять стилевые особенности крупнейших памятников отечественной литературы и искусства и памятников культуры Пензенского края;

- умение сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры Пензенского края в контексте культурной эпохи России.

Для помощи учителю и контроля по ожидаемым результатам обучения к каждому разделу даются ключевые понятия и персоналии, с которыми придётся работать.

Программа скоординирована с учебными предметами:

- «История Пензенского края» (под ред. Г.Н.Белорыбкина. Учебное пособие для основной школы. Ч 1)

- «История Пензенского края»(под ред. А,С.Касимова, Г.Ф.Винокурова, Г.Н.Белорыбкина. Учебное пособие для основной школы. Ч.2)

- Л.Г.Березовая, Н.П.Берлякова. Введение в историю русской культуры.- М.: Владос, 2002.

- А.Н.Сахаров. История России с древнейших времён до конца 16 века. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.-М.: Русское слово,2003.

- А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России. 17-19 вв. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.-М.: Русское слово,2003.

- С.И,Козленко, Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина. История Отечества для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений.- М.: Русское слово,2003.

- История Пензенского края со второй половины 19 века до наших дней. Дидактические материалы.-Пенза,2001

Программа курса

Введение (1ч.)

Понятие «культура». Понятие «язык культуры». Понятие «ментальность». Содержание понятия «культурно-историческая эпоха». Роль картины мира в системе ценностных представлений в формировании определённой культурной эпохи. Фактор саморазвития культуры. Роль и место культуры народов Пензенского края в культуре России.

Раздел 1. Культура Пензенского края в культуре Древней и Средневековой Руси (6ч.)

Тема 1. Миры культуры народов Пензенского края (2 ч.)

Особенности становления древнерусской культуры. Мир сельской общины. Специфика древнерусского города.

Пантеон богов и языческие ценности древних славян. Принятие христианства как исторический выбор русской культуры.

«Золотой век» древнерусской культуры. Понятие о храме и иконе и их роли в формировании мира древнерусской культуры.

Две культуры -народная (сельская) и государственная (городская) Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства на территории Пензенского края.

Факторы формирования культуры Пензенского края. Колонизационные процессы в крае. Вхождение Пензенского края в Хазарский каганат в 9 веке, Волжской Булгарии в 11 веке. Возникновение Буртасского княжества и распространение культуры Волжской Булгарии на территории Пензенского края. Культура труда и быта народов Буртасского княжества. Мир города Казанского княжества и Волжской Булгарии.

Формирование мокшанской народности. Родо-племенные и семейные ценности мордвы. Культура быта мордовского народа. Изменение уклада жизни на примере изменений в народном костюме мордвы.

Культура земледелия народов, населявших Пензенский край и входивших в состав Казанского ханства.

Две религии – язычество и мусульманство на территории Пензенского края. Ценностные ориентиры буртас – одного из народов, населявших Пензенский крау в древности. Мир природы и человека в языческих верованиях буртас ( шаманизм и зороастризм).

Расцвет науки и литературы народов Поволжья. Отображение жизни и быта мордвы Пензенского края в фольклоре.

Проявление государственной (городской) культуры в архитектуре крепостных и жилых сооружений, в уровне развития религии народов Пензенского края.

Мусульманские мечети на территории Пензенского края как памятники каменной архитектуры.

Сближение культуры народов Пензенского края (буртасов) с общегосударственной мусульманской культурой Волжской Булгарии.

Византийские строительные традиции в кирпичных постройках буртасов.

История и культура Пензенского края в названиях.

Тема 2. Культура Пензенского края в мире Средневековой Руси 14-16вв. ( 4ч.)

Монголо-татарское нашествие и проблема «обрыва» естественного историко-культурного процесса в русских землях.

Приостановление процесса влияния русской культуры на культуру народов Пензенского края (мордву) в связи с монголо-татарским нашествием.

Новые явления в культуре средневековой Руси в условиях взаимодействия с тюркскими культурными традициями.

Система ценностных ориентаций в русской культуре 14-16 вв. С.Радонежский, Ф.Грек, А.Рублёв как символы самоопределения русской культуры.

Отражение в устном народном творчестве мордвы героических, политических, исторических событий, семейно-бытового уклада жизни. Наследие Золотой Орды на территории Пензенского края – г. Мохши.

Особенности историко-культурного процесса конца 15-16 вв.

Ценностные ориентиры человека Московского царства.

Активное проникновение русской христианской культуры в земли мордвы и татар Пензенского края в 16 веке.

Истории и культура Пензенского края в топонимике.

Раздел 2. Культура России и культура Пензенского края в Новое время (6ч.)

Тема 1. Русская культура и культура Пензенского края в 17 столетии (2ч.)

Кризис средневековой системы ценностей. Развитие культуры на переломе эпох. Культурный смысл церковного раскола.

Влияние колонизационных процессов на развитие русской культуры. Заселение Пензенского края русскими. Особенности культуры Пензенского края в 17 веке.

Народная культура. Новые культурные веяния. Развитие городской жизни – носителя новых культурных процессов. Синтез устного народного творчества народов Пензенского края и фольклорных традиций народов России.

Формирование великорусской нации – важная причина сдвигов в области русской культуры. Книга и учение в 17 веке. Славяно-греко-латинская академия. Развитие образования в Пензенском крае.

Книгопечатник. Появление первых библиотек в Пензенском крае.

Поиски национального художественного стиля в архитектуре. Нарышкинское (московское) барокко.

Культовая архитектура Пензенского края в 17 веке. Троице-Сканов монастырь. Расцвет деревянного храмового зодчества в Пензенском крае.

Парсунная живопись. С.Ушаков.

Переходный характер русской культуры 17 века.

История и культура Пензенского края в топонимике.

Тема 2. Эпоха Просвещения в России и её наследие в Пензенском крае (2ч)

Политика «европеизации» России и проблема культурного заимствования. Культурный переворот петровского времени.

Влияние культуры на формирование российского общества, изменение национального самосознания.

Культура Пензенского края в контексте общероссийской культуры. Смешение традиций и обычаев русского, мордовского, татарского, чувашского народов как своеобразие культуры Пензенского края. Всеобщая христианизация населения края.

Монастыри как культурные центры в Пензенском крае.

Начало светского образования и светской книги. Введение системы народного образования в 1780-е годы. Открытие первого в крае светского всесословного учебного заведения. Введение народного образования в крае.

Идеи Просвещения и их трансформация в русской интеллектуальной культуре и литературе 18 века. Русские просветители: Н.И.Новиков, Е.Р.Дашкова, А.Н.Радищев и Пензенский край.

Проникновение европейского образования в провинцию.

Тема 3. Художественный образ 18 века (2ч.)

Изменение жизненных ценностей как основа новой эстетики. Изменения бытовой культуры русского дворянства.

Истоки барокко 18 века и русского классицизма конца 18- начала 19 века.

Мастера и шедевры Растрелли, Кваренги, Казакова, Баженова.

Дворянские усадьбы Пензенского края – «культурные гнёзда» провинции: дворцовые комплексы князя А.Б.Куракина в селе Надеждино Сердобского района, князя С.Ф,Голицына в с. Зубриловка Тамалинского района.

Дворцовые ансамбли князей Куракина и Голицына – архитектурные шедевры Дж.Кваренги. Культурный смысл русского варианта барокко и классицизма.

Появление профессионального драматического театра. Ф.Г.Волков.

Театральная жизнь Пензенского края последней трети 18 в.: крепостная оперная труппа А.Е.Столыпина. Становление профессионального театра в Пензенской губернии: театр Шереметьевых под руководством вице-губернатора Пензы И.М.Долгорукова.

Развитие декоративно-прикладного искусства в Пензенском крае: европейская известность изделий Никольско-Бахметьевского стекольного завода.

Новое в быту россиян 18 века. Самобытная народная культура Пензенского края.

Раздел 3. Пензенский край в культуре России первой половины 19 века (4ч.)

Тема 1. Ускорение культурных процессов в России и в Пензенском крае (2ч.)

Новые представления о месте России в мире, назначении человека. Идеал и служение Отечеству как воплощение соединения идей империи и свободы.

Романтизм и исторический оптимизм в национальном самосознании, их отражение в литературе пушкинского времени. «Первый исторический романист» - уроженец Пензенской губернии М.Н.Загоскин.

Новые тенденции в общественном самосознании второй четверти 19 века. Идеологическое оформление государственной «русской идеи».

Появление слоя профессиональной интеллигенции. Особенности интеллектуального творчества русской интеллигенции.

Духовное и светское образование в Пензенской губернии.

Пензенский край – родина выдающегося филолога и искусствоведа Ф.И.Буслаева.

Формирование ведущей роли литературы и литературной критики в культурном процессе. Деятельность В.Г,Белинского и формирование нравственного облика русской интеллигенции. В,Г,Белинский, В.П.Жуковский, П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, Н.П.Огарёв и Пензенский край. Тарханы – родина М.Ю.Лермонтова.

Тема 2. Традиционная культура, провинция и усадьба в 19 веке (2ч.)

Феномен российской провинции. Культурное содержание понятий «столица-провинция», «центр-периферия». Особенности культурной среды губернского центра.

«Пензенские ведомости» - источник просвещения и приобщения провинциалов к культурной жизни страны и губернии.

Пензенская губерния начала 19 века как «театральная провинция»: домашние театры, первый профессиональный театр Г.В.Гладкова. В.Г.Белинский и театр Гладкова.

Механизм функционирования и развития культуры провинциального города. Европейские и традиционные элементы в культуре российской провинции.

Русская усадьба 19 века как особое явление культуры. Элементы столичности и провинциальности в усадебном укладе жизни. «Культурные гнёзда» двух столиц и Пензенской губернии.

Различия в культуре просвещённого меньшинства и традиционной народной культуре в 19 веке. Традиционная культура Пензенской провинции. Традиционные и новые элементы в крестьянской культуре 19 столетия.

Раздел 4. Культура Пензенского края в конце 19-начала 20 в. В культуре России ( 8ч.)

Тема 1. Новая культурная модель российского общества 1860-1880 гг. (4ч.)

«Великие реформы» 60-80-х годов 19 века и их воздействие на национальное самосознание. Государственное и общественное просветительство. Цензурный устав и гласность.

Изменение представления о провинции в российском обществе. Создание в провинции земских учреждений и городских дум как органов местного самоуправления. Участие в работе местных органов самоуправления представителей местной интеллигенции.

Социокультурная деятельность земств в Пензенской губернии по улучшению системы здравоохранения, народного образования и развития культуры. Деятельность губернских земств по переподготовке учительских кадров, организации народных библиотек-читален, школьных библиотек. Л.М.Жемчужников,В.К.Хохряков как яркие представители местной просветительской интеллигенции.

Реформы народного просвещения. Учебные заведения Пензенской губернии второй половины 19 века. Пензенские гимназии как основа системы образования провинции. В.Г.Белинский, Н,П.Загоскин,Э.Г.Салищев, И.И.Спрыгин, В.Е.Мейерхольд.

Развитие российской науки во второй половине 19 века и формирование научных школ на базе университетов.

Диалог центра и провинции в эпоху реформаторства. Представители российской науки, тесно связанные с Пензенским краем: Н.Н.Бекетов, А.Н.Бекетов, Г.А.Захарьин, Н.Ф.Филатов, П.В.Иванов, А.А.Татаринов, Р.А.Шабре, Ф.И.Буслаев, В.О.Ключевский.

Новая роль литературы как «учителя жизни». Становление реализма как принципа творчества и как языка культуры. «Пензенские мотивы» в творчестве В.А.Слепцова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова.

Возникновение и смысл явления «передвижничества». «Передвижничество» и «подвижничество» как нравственная философия демократической культуры. Обогащение художественного языка в реалистической живописи 70-90-х годов19 века (Суриков, Верещагин, Репин,Левитан).

Оживление художественной, музыкальной и театральной жизни провинции. Частные рисовальные школы К.А.Макарова и В.В.Галактионова как начало распространения в Пензенском крае художественного образования. Создание в губернском центре народного театра представителями кружка любителей театра (Д.С.Волков, С.С.Колпашников, А.А.Косьминский, В.Н.Благословов). Первые шаги по распространению музыкальной культуры в г.Пензе представителями местной интеллигенции (Н.Н.Мясоедов, П.А.Федотов, А.В.Протопопов). Просветительская деятельность в Пензе выпускника консерватории Л.С.Шора.

Активизация духовной жизни провинции как результат демократизации культуры.

Роль религии (православие, старообрядчество, католичество, лютеранство, мусульманство,иудаизм) в жизни населения Пензенского края.

Тема 2. Серебряный век русской культуры. Новации в культурной жизни Пензенской губернии (конец 19-начало20в.) (4 ч.)

Культурологический смысл понятия «серебряный век». Особенности культурно-исторического процесса на рубеже веков. Усложнение картины мира, религиозные и нравственные мотивы в светской культуре.

Эпоха «серебряного века» русской культуры в провинции на примере Пензенской губернии. Городская интеллектуальная и художественная элита провинции как носитель новой культуры. Проникновение в Пензенскую губернию столичных новаций представителями местной интеллигенции, выпускников столичных университетов (В.К.Хохряков, Ф.М.Керенский, П.П.Гвоздев, А.Н.Сатурнов, А.Н.Бекетов, Ф.И.Буслаев, В.О.Ключевский, Н.Ф.Филатов, А.Ф.Селиванов, А.А.Татаринов, К,А.Савицкий, Н.Ф.Петров, И.С.Горюшкин-Сорокопудов).

Общественно-просветительская направленность деятельности, творчество и инициатива как основные черты культурной деятельности провинциальной интеллигенции: Иннокентьевское и Лермонтовское общества.

Создание условий для освоения культурного наследия Пензенского края через деятельность профессиональных обществ (Пензенская губернская учёная архивная комиссия-ПГУАК; Пензенское общество любителей естествознания – ПОЛЕ).

Многообразие и поисковый характер культурного творчества начала 20 века. Создание различных форм творческих сообществ и организаций в Пензенской губернии как результат социокультурной деятельности местной интеллигенции (Пензенское Отделение Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО), Общество драматического кружка им.В.Г.Белинского, Народный театр, Художественный музей и Рисовальная школа.

Диалог столицы и провинции по расширению провинциального культурного пространства. Складывание наиболее прочных традиций в Пензенской губернии в театрально-музыкальной и художественной жизни к началу 20 века. Замечательные представители музыкальной культуры Пензы и столиц. А.А.Архангельский и А.В.Касторский. Распространение художественного образования и художественной культуры в Пензенском крае (К.А.Савицкий, А.Ф.Афанасьев, Н.Ф.Петров, И.С.Горюшкин-Сорокопудов).

Нарастание радикализма общественного сознания в первое десятилетие 20 века. Влияние революционных событий начала века на формы культурного творчества. Появление русского авангарда, его ментальность и мировоззренческие основы. А.В.Лентулов, В.Е.Татлин – выпускники Пензенского художественного училища как яркие представители авангарда в культуре России начала 20 века. Уроженец Пензы-В.Е.Мейерхольд- театральный реформатор, создатель театрального товарищества «Новая драма».

Раздел 5. Культура советского общества ( 8ч.)

Тема 1. Культура 1920-1930-х гг. (2ч.)

«Революционный рамантизм» культуры. Идея и программа создания новой «пролетарской культуры».

Программа «культурной революции» в России. Идеологические задачи и появление новых «образцов» культурного творчества в стране и в Пензенском крае. Новые просветительские учебные заведения: дошкольные и внешкольные учреждения, школы-коммуны, детские дома, интернаты. Появление разного рода литературных объединений, творческих ассоциаций пролетарских и крестьянских писателей. П.И.Замойский-уроженец Пензенского края - как один из руководителей Всероссийского общества крестьянских писателей.

Новый герой литературы 1920-х годов 20 века в творчестве выдающихся советских писателей, уроженцев Пензенской земли, - А,Г.Малышкина и Ф.В.Гладкова.

Активизация поиска новых художественных форм и авангардного художественного языка. В.Е.Татлин как яркий представитель конструктивизма в архитектуре. «Башня III Интернационала» Татлина. Авангардизм в театре и первый революционный театр В.Э.Мейерхольда.

Развитие театрального дела в Пензенском крае в 1920-1930-е годы 20 века. Открытие Пензенской государственной студии драматического искусства.

Массовые формы пропаганды официальной идеологии.

20-30-е годы 20 века – время становления и развития в Пензенском крае массовой физической культуры. Новый вид искусства – кино. И.И. Мозжухин – популярный актёр немого кино.

Культура пореволюционной эмиграции. Вклад культуры эмиграции в мировое творческое наследие. А.И.Куприн, А.М.Ремизов. Р.Б.Гуль в культуре пореволюционной эмиграции.

Традиционная культура Пензенского края. Развитие народных промыслов.

Тема 2. Культура советского общества в 1940-1960-е годы (2ч.)

Культура как средство и объект государственной политики. Воспитание человека социалистического общества. Массовые формы пропаганды официальной идеологии в стране и в Пензенском крае. Развитие библиотечного дела. Работа по сплошной радиофикации сельской местности в Пензенском крае.

Система образования в Пензенском крае. Новые черты в школьном образовании в стране и в Пензенском крае. Развитие высшего образования. Высшие учебные заведения Пензенской области. Первый в стране факультет дополнительных профессий в Пензенском педагогическом институте.

Особенности нового быта в городе и в сельской местности. Работа по благоустройству сёл и деревень Пензенской области. Изменение культурно-бытовых условий жизни горожан.

Воплощение приоритета государственного и общественного интереса над личным в живописи, театральном искусстве, архитектуре. Создание в Пензенской области Союза художников РСФСР и Союза писателей. Заслуженные художники РСФСР: В,В,Непьянов, А.Оя, Н.М.Сидоров, А.С.Король. Народный художник РСФСР Б.И.Лебедев.

Жанровое многообразие литературы Поволжья и Пензенского края. Сатира – И.А.Седов; драматургия – В.И.Кирюшкин и В.А.Сидоренко; литературное краеведение – О.М.Савин. Выход в заграничных издательствах произведений пензенских писателей Н.М.Почивалина, А.П.Анисимовой, Н.И.Каткова.

Открытие музея-усадьбы «Тарханы»(1939) и преобразование его в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»(1969).

Феномен «оттепели». От жесточайшего контроля над всеми формами творческой деятельности к «оттепели». Сосуществование двух пластов культуры – официального, подцензурногог и неофициального. «Самиздат» Культура общения.

Развитие самодеятельного музыкального творчества в Пензенской области. Никольский оркестр народных инструментов, Мокшанский русский народный хор, Бессоновский духовой оркестр. Вклад в распространение музыкальной культуры Академического хора областного управления культуры под руководством Н.А.Котляра. Лучший продолжатель песенных традиций русского народа – русский народный хор профсоюзов под руководством народного артиста РСФСР О.В.Гришина.

Спорт в СССР и в Пензенском крае. Пензенские спортсмены – чемпионы СССР, Европы, мира, участники олимпийских игр.

Тема 3. Культурный процесс в 70-80-е гг.20 в. и его отражение в культуре Пензенского края (2ч)

Дистанцирование официальной государственной культуры от культурного творчества народа. Роль «военной» и «деревенской» прозы.

Авторская песня как форма неофициальной культуры.

Диссидентство как форма культурного инакомыслия.

Достижения советского театра. Пензенский драматический театр. С.М.Рейнгольд.

Музейный ренессанс в 70-80-е гг. 20 в. в Пензенском крае: музей А.Н.Радищева (1974), дом-музей В.Г.Белинского (1973), музей А.И.Куприна (1988). Музей В.Э.Мейерхольда (1984), музей одной картины (1983), литературный музей (1989), музей народного творчества (1975). Создание одного из первых в стране областного объединения государственных литературно-мемориальных музеев.

Музей народного творчества как центр традиционной культуры народов Пензенского края.

Тема 4. Культурная жизнь России в конце 20-начале 21 в. Проблемы. Поиски. Открытия. (2ч.)

Влияние на особенности духовной жизни страны динамики социальных и культурных перемен, происходящих в российском обществе в постсоветский период. Закат музейного «ренессанса».

Информационная открытость российского общества. Отсутствие идеологического диктата и цензуры. Рост числа печатных изданий в стране и области. Увеличение количества теле- и радиоканалов. Рост телевидения в удовлетворении культурных запросов населения.

Рост интереса к отечественному и духовному наследию, к истории «малой родины». Учебная и книжная литература по истории края. Пензенская энциклопедия. Специализированные журналы: « Краеведение», «Пензенский временник любителей старины», «Земство», «Просвещение: проблемы и перспективы».

Создание лермонтовского гуманитарного фонда по сохранению, изучению и преумножению культурно-исторического достояния российской провинции.

Новые течения в молодёжной культуре, тенденции к её вестернизации. Молодёжные течения в Пензенской области.

Рост многообразия форм творчества. Отечественная культура и постмодернизм. Современная российская литература. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура: новый традиционализм и новое искусство.

Фестиваль музыкальной академии. Новое передвижничество в Пензе. Московский академический Малый театр. Молодёжный театр в Пензе. Обращение к традиции уличных театров в театре-студии «БУМ» под руководством А.Н.Калашникова.

Развитие отечественной массовой культуры в стране и области. Интернет.

Процесс духовного переосмысления прошлого. Возрождение и реконструкция монастырей и храмов в стране и Пензенской области.

Проблема диалога внутри русской культуры и общемирового культурного диалога.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Миры культуры народов Пензенского края

2

3.

Культура Пензенского края в мире Средневековой Руси 14-16 вв.

5

4.

Русская культура и культура Пензенского края в 17 столетии

2

5.

Эпоха просвещения в России и её наследие в Пензенском крае

2

6.

Художественный образ в 18 в.

2

7

Ускорение культурных процессов в России и в Пензенском крае

2

8.

Традиционная культура, провинция и усадьба в 19 веке

2

9.

Новая культурная модель российского общества 1860-1880-х.

4

10.

«Серебряный век» русской культуры. Новации в культурной жизни Пензенской губернии( конец 19- начало 20 в.)

4

11.

Культура 1920-1930-х гг.

2

12.

Культура советского общества 1940-1960-х гг.

2

13.

Культурный процесс в 70-80-е гг. и его отражение в культуре Пензенского края

2

14.

Культурная модель России в конце 20-начале 21 в. Проблемы. Поиски. Открытия.

2




Итого:

34


Календарно-тематическое планирование курса «Пензенский край в культуре России» в 11 классе

№ урока

Изучаемая тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1.

Введение

1

4.09




2,3

Миры культуры народов Пензенского края

2

11.09

18.09




4,5,6,

7,8

Культура Пензенского края в мире Средневековой Руси XIV-XVI вв.

5

25.09,2.10

9.10,16.10

23.10




9,10

Русская культура и культура Пензенского края в XVII столетии

2

30.10,13.11




11-12

Эпоха просвещения в России и её наследие в Пензенском крае

2

20.11,27.11




13,14

Художественный образ в XVIII в.

2

4.12,11.12




15.16

Ускорение культурных процессов в России и в Пензенском крае

2

18.12,25.12




17,18

Традиционная культура, провинция и усадьба в XIX в.

2

15.01,22.01




19,20,

21,22

Новая культурная модель российского общества 1860-1880-х гг.

Демократизация культуры как доминанта культурного творчества эпохи

4

29.01,5.02

12.02,19.02




23,24.

25.26

«Серебряный век» русской культуры. Новации в культурной жизни Пензенской губернии (конец 19-начало 20 в.)

4

26.02,5.03

12.03,19.03




27,28

Культура 1920-1930-х годов

2

2.04,9.04




29,30

Культура советского общества 1940-1960-х годов

2

16.04,23.04




31,32

Культурный процесс в 70-80-г гг. 20 в. и его отражение в культуре Пензенского края

2

30.04,8.05




33,34

Культурная модель России в конце XX- начале XXIв. Проблемы. Поиски. Открытия.

2

15.05.22.05






Материально-техническое обеспечение курса

Учебники:

1. Л.Г.Березовая, Н.П.Берлякова. Введение в историю русской культуры.- М.: Владос,2002.

2.«История Пензенского края»(под ред. Г.Н.Белорыбкина. Учебное пособие для основной школы. Ч.1.

3. «История Пензенского края» ( под ред. А.С.Касимова, Г.Ф.Винокурова. Учебное пособие для основной школы. Ч.2

4. А.Н.Сахаров. История России с древнейших времён до конца 16 века Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.

5. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России. 17-19 вв. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных заведений.

6. С.И.Козленко, Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина. История Отечества для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений.

Методическая литература :

  1. Фирсова Е.Б. Пензенский край в культуре России. Программа курса, тематическое планирование и методические рекомендации по курсу. Пенза: ИПК и ПРО, 2007

  2. Берлякова Н.П,, Фирсова Е.Б. Пензенский край в культуре России. Методическое пособие в 2-х частях. Пенза, ИПК и ПРО,2007

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Приказ №82 от 31. 08. 2013. Рабочая учебная программа по русскому...
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы п. Золотарёвка
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России»
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Приказ №82 от 31. 08. 2013г рабочая программа по литературному краеведению...
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса составлена на основе основной образовательной программы об основном общем...
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Приказ №82 от 31. 08. 2013г рабочая программа по русскому языку для...
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы п. Золотарёвка и авторской программы...
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по культуре общения для учащихся 8 «В» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы «Культура...
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2013- 2014 учебный год
Приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного...
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа факультативного курса для 11 классов
Данная программа позволит подготовить учащихся к сознательному выбору профиля. Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год в количестве...
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа на 2013-2014 учебный год по курсу «Основы мировых религиозных культур»
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах...
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 11 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Программа: Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной М.: Просвещение, 2009
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции