Число
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Вид контроля
|
|
Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи.
|
2
|
Урок усвоения нового материала
|
Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.
Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения лич-ности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элемен-тами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконт-роль и методы работы в риторическом классе.
Источники курса и истоки современной риторики.
|
Знать понятия предмета риторики, цели и задачи курса, методы работы в риторическом классе, роль риторики в современном мире
|
Краткое выступление (5мин) на тему: «Какую роль играет риторика в современной общественной жизни?»
|
|
У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала
|
1
|
Урок усвоения нового материала
|
У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического идеала, принятого в этой культуре.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
|
Знать понятие речевого идеала, пути становления и истоки русского речевого идеала
|
Связное высказывание
|
|
Речевой идеал древней классики.
|
2
|
Урок усвоения нового материала
|
Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ. Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эристического) диалога.
Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине »), уравновешенность (« годность », « фругалитас » Цицерона).
|
Иметь представление об основных общеэстетических категориях, определяющих риторический идеал античной классики
|
Связное высказывание
|
|
Риторический идеал раннего христианства.
|
1
|
Урок усвоения нового материала
|
Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангель-ских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна. Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения.
Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.
|
Иметь представление о нормах и идеалах речевого поведения христиан на примере евангельских текстов
Знать основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве
|
Связное высказывание. Анализ евангельского текста.
|
|
Древнерусская риторическая традиция.
|
1
|
Урок усвоения нового материала
|
Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее,
перспективы реконструкции и развития.
|
Иметь представление о древнерусской риторической традиция. Знать особенности русской культуры и специфику отечественного речевого идеала
Уметь создать по риторическому образцу свое выступление.
|
Связное высказывание.
Выступление по риторическому образцу.
|
|
Понятие эффективности речевого общения.
|
1
|
Урок усвоения нового материала
|
Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры:
информационное и дискурсивное определения.
Категории монолога и диалога и формы речевого общения.
Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация.
|
Знать различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры:
информационное и дискурсивное определения. Уметь реализовать данную стратегию речевого поведения в дискурсе
|
Описание речевых ситуаций по схеме (с.131)
|
|
Основные элементы речевой ситуации
|
1
|
Урок усвоения нового мате-риала с обоб-щением ранее изученого
|
Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.
Сообщение прямое и косвенное
|
Знать основные элементы речевой ситуации. Уметь анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения
|
|
|
Оратория: мастерство публичного выступления:
|
1
|
Практикум
|
Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.
|
Иметь представление о качествах, которые необходимо развивать. Иметь представление о . механизме стресса, способах его преодоления и использования. Знать речевую этику в риторическом понимании
|
|
|
Принципы подготовки к публичной речи.
|
2
|
Урок усвоения нового материала
|
Принцип гармонии речевого события. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора.
|
Знать принципы подготовки к публичной речи, уметь их использовать при подготовке собственной речи.
|
|
|
Законы эффектив-ного речевого общения: от Арис-тотеля к современ-ной неориторике.
|
2
|
Урок усвоения нового материала
|
Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.
|
Знать законы современной общей риторики, риторические средства и принципы их выполнения.
|
|
|
Построение речи «по законам адресата».
|
2
|
Практикум
|
Фактор аудитории. Социология и психология аудитории. Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.
|
Уметь строить речь «по законам адресата». Владеть приемами и способами самоубеждения, самоанализа.
|
|
|
Структура публич-ного выступления.
Риторический канон: изобретение содер-жания речи (инвенция)
|
2
|
Урок усвоения нового материала
|
Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму.
|
Знать общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму
|
|
|
Использование техники «общих мест».
|
1
|
Урок усвоения нового материала
|
«Общее место»(топ) как смысловая модель. Топ «род и вид». Топ «определение», его структура и место в речи.
|
Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.
|
Составить смысловую схему текста
|
|
Использование техники «общих мест».
|
1
|
Практикум
|
Топ «целое – части». Смысловая модель «свойства».
|
Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.
|
Анализ текста
|
|
Использование техники «общих мест».
|
1
|
Практикум
|
Смысловая модель «сопоставление». Смысловая модель «причина и следствие». Смысловая модель «обстоятельства».
|
Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.
|
Анализ текста с под-тверждением выска-занных наблюдений и мнений цитатами
|
|
Использование техники «общих мест».
|
1
|
Практикум
|
Смысловая модель «пример» и «свидетельства». Смысловая модель «имя».
|
Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.
|
Использование в речи принципа бинарных архетипических оппо-зиций ( на примере литературных произведений)
|
|
Смысловая схема речи.
|
1
|
Практикум
|
Смысловая схема речи
|
Уметь составлять смысловую схему речи, изобретать импровизированную речь на предложенную тему.
|
Составить смысловую схему речи.
Выступление (5 минут), используя составленную схему.
|
|
Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)
|
1
|
Урок усвоения нового материала
|
Риторические традиции расположения содержания в описании. Принципы расположения содержания в описании.
|
Знать риторические традиции расположения содержания в описании. Освоить принципы риторического анализа расположения идей в речи .Уметь располагать изобретенное содержание соответственно требованиям риторики.
|
Описание предмета, архитектурного сооружения, человека.
|
|
Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)
|
1
|
Урок усвоения нового материала
|
Основные стратегии повествования.
|
Научиться выбирать ту модель диспозиции, которая отвечает речевому намерению и другим элементам речевой ситуации.
|
Повествование о со-бытии с использова-нием той или иной повествовательной стратегии и самых распространенных приемов «начала».
|
|
Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)
|
2
|
Урок усвоения нового материала
|
Структура хрии и использование ее принципов в строении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.
|
Уметь видеть модель в готовом тексте и строить свою речь на основании этой модели.
|
Анализ текста –рассуждения.
Сочинение-рассуждение
|
|
Риторический канон: словесное выражение (элокуция)
|
3
|
Урок усвое-ния нового материала с обобщением ранее изученого
|
Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразитель-ности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры.
Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм;
|
Уметь слышать и видеть чужую речь как систему риторических средств воздей-ствия. Уметь распознавать риторичес-кие тропы в текстах разной стилистичес-кой и жанровой принадлежности. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи.
|
Анализ текстов разной стилистической и жанровой принадлежности
|
|
Риторический канон: словесное выражение (элокуция)
|
1
|
Урок усвое-ния нового материала с обобщением ранее изученого
|
Средства речевой выразительности: риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.
|
Уметь распознавать риторические тропы в текстах разной стилистической и жанровой принадлежности. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи.
|
Анализ текстов разной стилистической и жанровой принадлежности
|
|
Риторические функции речевой нормы
|
1
|
Практикум
|
Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.
|
Знать риторические функции речевой нормы и уметь применять в собственной речи.
|
Анализ текстов разной стилистической и жанровой принадлежности
|