« Согласовано »
Начальник УО и МП _______________ Н.И.Спирин
|
Обсуждена и принята Советом школы
Протокол № 3 от 11.05.07г.
|
Программа развития «ШКОЛА-ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
муниципального образовательного учреждения
«Шиловская средняя
общеобразовательная школа №1
муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области».
Программа развития
Шиловской средней общеобразовательной школы №1
с 2007 по 2012 годы.
Содержание Программы развития.
-
Раздел I – вводный.
-
Паспорт программы развития Шиловской средней общеобразовательной школы №1 на 2007-2012 г.г..
-
Раздел II – информационный.
-
Информационная справка о школе.
-
Раздел III – аналитический.
-
Анализ деятельности образовательного учреждения, результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ школы.
-
Анализ социального заказа на образовательную деятельности школы.
-
Проблемно- ориентированный анализ деятельности школы.
-
Раздел IV – прогностический.
-
Концепция перспективной модели школы, модельные характеристики субъектов УВП.
-
Основные мероприятия по реализации программы развития.
-
РазделV.
Программа развития Шиловской средней общеобразовательной школы №1 с 2007 по 2012 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается создание модели «Шиловская средняя общеобразовательная школа №1- Центр образования», которая учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в приоритетах, соответствующих современной идеологии образования.
Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.
1.РАЗДЕЛ I
-
Паспорт программы развития.
Название программы
|
Программа развития МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа №1» муниципального образования- Шиловский муниципалный район Рязанской области как адаптивного многопрофильного образовательного учреждения с группами полного дня на 2007-2012 г.г.
|
Основание для разработки программы
|
Решение Совета школы протокол № 3 от 11 мая 2007года.
|
Назначение программы
|
Организационно-правовое регулирование функционирования и развития школы.
|
Нормативная база
|
-
Конституция РФ;
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-
Закон РФ № 3266-1 от 10 июля 1998г. «Об образовании» (с изменениями от 3 ноября 2006г.).
-
Национальная доктрина образования в РФ от 04.10.2000 г.
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
-
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.
-
Закон «Об образовании в Рязанской области».
-
Муниципальная целевая программа «Развитие образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области на 2007-2010 г.г»
-
Устав школы, школьные локальные акты.
-
«Актуальные задачи современной модели образования»
|
Государственный заказчик
|
Управление образования и молодёжной политики администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области.
|
Разработчики программы
|
Администрация, педагогический коллектив, Совет школы МОУ Шиловская средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования – Шиловский муниципальный район.
|
Исполнители
|
Участники УВП МОУ Шиловская средняя общеобразовательная школа №1.
|
Цель программы
|
Обеспечение условий для эффективного развития школы в свете модернизации образования ,реализации социального заказа (федерального, регионального, учрежденческого, социума пос. Шилово) в качественном образовании, обеспечивающего формирование основных компетенций через активное использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, в управлении ОУ
|
Стратегические задачи программы
|
-приоритет воспитания в образовании;
-обеспечение нового качества образования в рамках государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода;
-освоение и разработка инновационных способов обучения;
-расширение использования информационных технологий в образовательном процессе и управлении ОУ;
-развитие государственно-общественного управления ОУ;
-использование здоровьесберегающих технологий в отношении всех участников образовательного процесса, обеспечение безопасности жизнедеятельности ОУ;
-укрепление ресурсной базы ОУ с целью обеспечения его эффективного развития
|
Индикаторы и показатели программы
|
Количество, учащихся, изучающих иностранный язык в начальной школе (со 2-го класса):
2007-2012 годы – 100%.
Доля учащихся, изучающих информатику в начальной школе (с 3-его класса):
2007-2012 годы – 100%.
Доля учащихся, изучающих два иностранных языка:
2007г. –4%
2008г. –15%
2009г. –17%
2010г. –20%
2011г. –23%
2012г. –25%
Количество учащихся, обучающихся по программам предпрофильной подготовки:
2007-2012 годы – 100%.
Доля учащихся, обучающихся в профильных классах:
2007г. – 83%
2008г. – 95%
2009г. – 95%
2010г. –95%
2011г. –95%
2012г. –95%
Количество школьников, охваченных обучением с использованием современных информационных технологий:
2007г. –49%.
2008г. – 58%
2009г. – 65%
2010г. – 75%
2011г. – 85%
2012г. –90%
Доля выпускников, выбравших ЕГЭ формой итоговой аттестации:
2007г. –90%
2008г. –93%
2009г. –100%
2010г. –100%
2011г. –100%
2012г. –100%
Доля учащихся, занятых в системе внутришкольного дополнительного образования:
2007г. – 53%
2008г. – 65%
2009г. –70%
2010г. –75%
2011г. –85%
2012г. –85%
Доля детей, обучающихся по дошкольным образовательным программам: 2007-2012 годы –100%.
В том числе на базе школы:
2007г. –33%
2008г. –36%
2009г. –40%
2010г. –45%
2011г. –50%
2012г. –55%
Доля учителей, работающих в инновационном режиме и использующих современные образовательные технологии:
2007г. – 42%
2008г. – 47%
2009г. – 50%
2010г. – 52%
2011г. – 55%
2012г. – 60%
Доля педагогов, имеющих:
высшую квалификационную категорию:
2007г. – 9%
2008г. – 14%
2009г. – 18%
2010г. – 21%
2011г. –23%
2012г. –25%
I квалификационную категорию:
2007г. –59%
2008г. –62%
2009г. –64%
2010г. –61%
2011г. –59%
2012г. –57%
Доля педагогических работников, владеющих ИКТ и использующих компьютер в обучении:
2007г. –38%
2008г. –42%
2009г. –50%
2010г. –60%
2011г. –75%
2012г. –90%
Динамика роста объёма средств, привлечённых от спонсоров и социальных партнёров по отношению к 2006 году:
2007г. –1,5 раза
2008г. –1,7 раза
2009г. –1,8 раза
2010г. –1,9 раза
2011г. –1,9 раза
2012г. –2 раза
|
Принципы реализации программы
|
-
программно-целевой подход, основанный на единой системе планирования и своевременной коррекции планов;
-
динамичное руководство, основанное на способности администрации смотивировать, объединить усилия и поддержать всех участников образовательного процесса, принимающих на себя риски, направленные на серьёзные изменения;
-
информационная компетентность и активное участие всех участников образовательного процесса в решении задач программы;
-
вариативность действий по реализации программы;
-
непрерывное улучшение результатов, опирающееся на постоянное измерение результатов и оценку степени удовлетворённости всех участников образовательного процесса, что позволит определить степень преуспевания Школы – Центра образования
|
Сроки реализации
|
2007-2012
|
Этапы реализации программы
|
I этап –подготовительный, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность, - 2007\2008 учебный год.
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов обучения и воспитания.
Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов работы школы в режиме функционирования и опытно-экспериментальной деятельности, - 2008-2011 г.г.
III этап – обобщающий, включающий анализ результативности развития школы, определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения концептуальных целей, проектирование изменения статуса школы, выведение её на новый уровень развития – Центр образования, - 2011-2012 г.г.
|
Ожидаемые результаты
|
-
Достижение соответствия между реально достигнутыми и планируемыми результатами.
-
Достижение соответствия между повышением качества образовательного процесса и оптимальным для этого уровня финансовыми и материально-техническими затратами.
-
Повышение профессиональной мотивации работников школы.
-
Повышение конкурентоспособности школы в
социуме. Изменение статуса школы.
|
Финансирование программы
|
Источники финансирования: муниципальный бюджет, дополнительно привлеченные средства (спонсорские, добровольные пожертвования, доходы от оказания дополнительных образовательных услуг).
|
Управление реализацией программы
|
Осуществляется Управляющим советом, администрацией школы.
|
Контроль за реализацией программы
|
Осуществляется УО и МП муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области.
|
2.РАЗДЕЛ II.
-
Информационная справка о школе.
Историческая справка.
Шиловская средняя общеобразовательная школа №1 имеет историю, являющуюся частью истории Великой России.
Наша школа была основана приходским попечительством в 1877 году как церковно-приходская. Это была одногодичная школа, на которую тратилось по предписанию властей «... не более 30 рублей в год». Законоучителем был священник Смирнов И.Н., учителем - Крылов А.М, окончивший Рязанскую Учительскую семинарию. В школе обучались только мальчики. Учебный год начинался 9 сентября и заканчивался 30 апреля. Дети занимались по 7 часов в день.
В 1895 году попечителем школы стал купец Топорков В.Д.
В школе уже обучалось 25 учащихся, из них всего лишь одна девочка.
С 90-х годов XIX века школа значится уже как земская начальная, с четырехгодичным сроком обучения.
В 1931 году школа начинает функционировать как школа колхозной молодежи (ШКМ) с семилетним сроком обучения.
В 1934 году школа преобразована в среднюю. Первый выпуск десятилетки состоялся в 1936 году. Аттестат о среднем образовании получили 18 выпускников школы. Школа располагалась в здании без удобств, с печным отоплением. В 1972 году школа переселяется в новое трехэтажное здание по адресу: ул. Советская, дом № 1.
В 1995 году школа получает лицензию на право ведения образовательной деятельности и оказание услуг в сфере образования, приобретает полное наименование - муниципальная общеобразовательная школа № 1.
Паспорт образовательного учреждения.
Использу-емые образова-тельные технологии
|
-
Развивающее обучение
-
Проблемное обучение
-
Разноуровневое обучение
-
Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов
-
Исследовательские, проектные методы обучения
-
Технология «Дебаты»
-
Технология модульного и блочно-модульного обучения
-
Лекционно-семинарско-зачетная система
-
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
-
Технология перспективно-опережающего обучения
-
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
-
Информационно-коммуникационные технологии
-
Здоровьесберегающие технологии
-
Система инновационной оценки «портфолио»
-
Система музыкально-творческого образования Кабалевского
-
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
|
Содержание образования
|
Структура учебного плана (базовый компонент)
|
Базовый компонент плана представлен следующими образовательными областями:
-
Филология;
-
Математика;
-
Естествознание;
-
Обществознание;
-
Физическая культура;
-
Искусство;
-
Технология.
|
Структура учебного плана (вариатив-ная часть)
|
Вариативная часть учебного плана в рамках заявленных образовательных областей позволяет спланировать работу школы по следующим направлениям:
-
Ликвидация пробелов знаний по отдельным дисциплинам;
-
Отработка наиболее сложных тем программы;
-
Углубленное и расширенное изучение дисциплин;
-
Исследовательская деятельность учащихся;
-
Развитие двигательной активности учащихся;
-
Расширение кругозора обучающихся;
-
Введение предпрофильных и профильных спецкурсов в 9-11 классах.
.В вариативной части учебного плана учащимся предоставлен выбор возможностей дополнительного освоения наиболее востребованных компонентов образования за счет создания групп по следующим проблемам:
-
Немецкий язык как второй иностранный 7-е кл.;
-
Культура – 1-4-е классы по 1 ч.;
-
ОФП – 4 – 7 кл.;
-
Риторика – 5,9 кл. – 1 ч.;
-
История родного края – 2 – 3 кл. по 1 ч.
Данные курсы позволяют обучающемуся формировать свой образовательный маршрут и подготавливают к определению курсов по выбору учащихся в предпрофильных и профильных классах.
Региональный компонент учебного плана представлен дисциплинами:
-
География Рязанской области 8-9 кл.– 1 ч.;
-
Русский язык в 11 кл. (подготовка к ЕГЭ) 1 ч.;
-
МХК – в 10-11(гуманитарных, педагогических) кл. –1 ч.;
-
Экономика в 9-11-х классах – по 1ч. в неделю;
-
Музейные уроки:
«Дорогами войны» (на базе школьного музея Боевой славы);
«С чего начинается Родина?…»(на базе музея истории школы);
-
ОБЖ изучается в 1- 4-ых классах интегрированно в курсе «Окружающий мир»
В 5-11-х классах ОБЖ изучается как самостоятельный предмет по 1 ч. в неделю;
-
С 5 по 9-й класс экология изучается как самостоятельный предмет по 1 ч. в неделю;
|
Програм-мы обучения
|
-
Базовые общеобразовательные;
-
«Школа 2100»;
-
Профильные для 3-й ступени образования.
|
Профили обучения на III ступени среднего (полного) образова-ния
|
Экономический профиль
Базовый компонент учебного плана - 31ч.
Спецкурсы (5ч.);
-
Экономика – 1ч;
-
Информационные компьютерные технологии – 2ч.;
-
Введение в высшую математику-2ч..
Гуманитарный профиль:
Базовый компонент учебного плана –31ч.
Спецкурсы (5ч)
-
Речь и культура общения– 1ч.;
-
Практическая грамматика иностранного языка – 1ч.;
-
Основы психологии - 1ч.
Физико-математический профиль:
Базовый компонент учебного плана – 31 ч.
Спецкурсы (5ч.)
-
Решение задач с параметрами – 2ч.;
-
Изучение сложных тем программы по геометрии – 1ч.;
-
Методы решения физических задач – 2ч.
Естественнонаучный профиль:
Базовый компонент учебного плана – 31 ч.
Спецкурсы (5ч.);
-
Решение задач по биологии – 2ч.;
-
Изучение сложных тем программы по химии – 2ч.;
-
Прикладная математика – 1ч..
|
Изу-чаемые иностран-ные языки (указать, в каких классах);
Количест-во часов в неделю на иностран-ные языки в 10-11-х классах;
Возможности языковой стажиров-ки
|
-
Английский язык 2-11 классы;
-
Немецкий язык с 7-го класса;;
-
Гуманитарный профиль – 4 ч.;
-
Профильные классы – 3ч.;
-
В рамках сотрудничества с Британской общественной организацией «Love Russia»через привлечение волонтеров этой организации к участию в учебном процессе в качестве носителей языка, через проживание в британских семьях по обмену в зависимости от родительских потребностей и возможностей.
|
Направле-ния, по которым организо-вано дополни-тельное образова-ние в общеобра-зователь-ном учрежде-нии
|
-
Художественно-эстетическое
-
Физкультурно-спортивное
-
Эколого-географическое
-
Социально-педагогическое
-
Патриотическое
|
Общее число кружков, секций, студий, факульта-тивов и других форм дополнительного образова-ния, работаю-щих в школе в 2006-2007 учебн. году
|
Кружки - 4;
Студии – 3;
Спортивные секции - 6;
Факультативы - 18;
Курсы по патриотическому воспитанию - 11.
|
Дополнительные образовательные услуги (платные)
|
Нет
|
Традиции
|
-
Линейка к Дню знаний.
-
Выборы нового состава Совета старшеклассников.
-
День города (экскурсии, походы, тематические классные часы).
-
Конкурс поделок, букетов «Осенняя рапсодия».
-
День пожилых людей (волонтерская акция, конкурс рисунков, классные часы).
-
День учителя (праздничный концерт, радиогазета, праздничный
выпуск газеты «Переменка»).
-
Всемирный день мира (классные часы, радиогазета «Мы выбираем мир»).
-
Праздник Азбуки (театрализованное представление для учащихся начальной школы).
-
Посвящение в первоклассники.
-
День примирения и согласия (классные часы, конкурс газет).
-
День призывника (спортивные соревнования, встречи с работниками военкомата).
-
Всемирный день туризма (походы, экскурсии).
-
Конкурс новогодних поделок «Зимняя сказка».
-
Неделя детской книги (знакомство со школьной и районными библиотеками)
-
День чтения.
-
Новогодние мероприятия (елки, спектакли, рождественские вечера).
-
День Конституции (классные часы).
-
Участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты!».
-
Вечер школьных друзей.
-
День защитников Отечества (конкурс «А ну-ка, парни!»).
-
Международный женский день (ежегодный праздничный концерт, конкурс стихов о женщине, выставка рисунков).
-
День Земли.
-
Смотр строя и строевой песни.
-
День Победы (уроки мужества, газеты, классные часы).
-
Международный день театра (театральный капустник, спектакли школьного театра «Арлекино»).
-
День школы.
-
Заседания Совета по профилактике правонарушений.
-
Сбор макулатуры.
-
Праздник «Прощание с начальной школой».
-
«Последний звонок».
-
Участие в итоговых спартакиадах.
-
«Дворик нашего детства» (благоустройство школьной территории).
-
Выпускной бал.
|
Награды общеобра-зователь-ного учрежде-ния (указать какие, за что)
|
-
Диплом за участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Лучшие школы России 2004 года»
-
Диплом II степени в номинации «Система патриотического воспитания» областного смотра-конкурса среди образовательных учреждений 2007 года.
|
Отношения с образова-тельными учрежде-ниями других типов:
-
До-школьного образова-ния
-
До-полнитель-ного образова-ния
-
Выс-шего професси-онального образова-ния
|
Дошкольные образовательные учреждения № 1, № 2(заключены договора о сотрудничестве), №4, №5.
Шиловский районный дом детского творчества (заключен договор о сотрудничестве).
Шиловский районный Дворец культуры.
Шиловский районный центр народного творчества «Заряна».
Московский институт экономики, статистики и информатики (Рязанский филиал).
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина.
|
Дополни-тельная информа-ция об образова-тельном учрежде-нии
|
Школа имеет: флаг, гимн, логотип (см. Приложение №1).
Директор школы: Чикина Наталья Ивановна;
Заместители директора по УВР: Волкова Г.В. (начальная школа), Кораблева Т.Н., Позднякова Т.Н.
Заместитель директора по ИР: Обидина В.А.
Заместитель директора по ВР: Дорофеева С.Е.
Заместитель директора по АХЧ: Нам В.В.
Адрес: 391500, п. Шилово Рязанской области, ул. Советская, д.1.
Телефон: 2-14-61, 2-17-47.
Е-mail: shilovo-school1@yandex.ru
|
-
Характеристика социального окружения школы.
Социальные партнёры школы.
-
ООО «ВАСКО» – мебельная фабрика
-
ООО «Шиловская центральная аптека»
-
Центральная районная больница
-
Районная ветеранская организация
-
Детско-юношеская спортивная школа
-
Стадион
-
«Агролицей №24» с.Инякино
-
Центр реабилитации для детей и подростков «Радуга»
Н
а образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в центре поселка, основное население микрорайона – коренные жители. Такое расположение школы даёт большие возможности взаимодействия с культурными центрами посёлка и позволяет в достаточной степени обеспечить удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся.
-
Центральная районная детская библиотека.
-
Районный Дворец культуры.
-
Дом детского творчества.
-
Центр народного творчества «Заряна».
-
Краеведческий музей.
-
Музеи школ района.
-
Школа искусств.
-
Шиловская средняя общеобразовательная школа №2.
-
Шиловская средняя общеобразовательная школа №3.
-
ПМСЦ «Родник».
-
Редакция районной газеты «Шиловский вестник».
-
Характеристика социального статуса семей.
Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально- профессиональный состав родителей учащихся школы.
В основном родители учащихся нашей школы в социальном плане представлены рабочими (44%) и служащими (40 %), доля предпринимателей и безработных представлена соответственно 7 % и 9%. В большинстве своем родители – люди со средне-специальным образованием (55%), но велика доля родителей с высшим образованием (34%).
Образовательный уровень родителей достаточно высок и поэтому только диалог и сотрудничество с ними делает школу привлекательной.
При этом есть родители, которые ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел.
Родительский заказ весьма дифференцирован: от полного отсутствия до требований высокого качества образования.
Семьи
|
2004\2005
|
2005\2006
|
2006\2007
|
Полные
|
71%
|
70%
|
75%
|
Неполные
|
29%
|
30%
|
25%
|
Многодетные
|
2%
|
3%
|
3%
|
Имеющие детей под опекой
|
1%
|
1%
|
1%
|
Семьи «группы риска»
|
1%
|
1%
|
1%
|
Малообеспеченные
|
10%
|
19%
|
17%
|
Тенденции комплектования школы характеризуют два, на наш взгляд, важных показателя. Первый указывает на приверженность выпускников школы школьным традициям, благодарность за свое обучение и воспитание. В связи с этим они приводят своих детей в нашу школу. Второй подчеркивает преимущество школы перед другими школами поселка, в результате чего родители из других микрорайонов приводят своих детей к нам.
Учебный год
|
Количество детей
|
Количество детей бывших выпускников школы
|
Доля детей от общего числа, проживающих вне школьного микрорайона
|
2004\2005
|
683
|
37,4%
|
16%
|
2005\2006
|
652
|
37,1%
|
20%
|
2006\2007
|
594
|
39,7%
|
19%
|
-
Структура управления образовательным учреждением.
Административное управление осуществляет директор и его заместители.
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, методический совет.
Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции (см. приложение №2 «Структура управления школой»).
-
Содержание образования: учебные программы.
Основное общее образование структурировано на основе российской федеральной программы трехуровневого образования:
1 ступень (уровень) – 1-4 классы;
2 ступень (уровень) – 5-9 классы;
3 ступень (уровень) – 10-11 классы.
Школа предлагает большой выбор образовательных программ: от традиционных до авторских (см. Приложение №3). Общеобразовательные классы реализуют государственные типовые программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности классных коллективов.
Классы, работающие по программам «Школа – 2100», имеют более высокий процент степени обученности учащихся, что свидетельствует о перспективности использования данных программ и создания базы для обучения по гимназическим программам. 85 % педагогов прошли аттестацию и успешно работают по своим индивидуализированным программам, технологиям (см. Приложение № 4).
В течение многих лет в школе работает психолого-социальная служба (1 психолог, 2 социальных педагога), важнейшими направлениями деятельности которой является психодиагностика, развивающая и психокоррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, школьников, родителей, социально-диспетчерская деятельность.
Основными циклами сопровождения являются:
-прием в 1-ый класс;
-адаптация в начальном звене школы;
-переход в среднее звено;
-адаптация в среднем звене;
-подростковый кризис;
-адаптация в старшем звене;
|