Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе




Скачать 275.15 Kb.
Название Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе
страница 1/2
Дата публикации 29.09.2014
Размер 275.15 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Курсовая работа > Документы
  1   2
Методика синтаксиса

ГЛАВА 11. СИНТАКСИС

МЕСТО И РОЛЬ СИНТАКСИСА В ГРАММАТИЧЕСКОМ КУРСЕ

 

Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение», В современных коммуникативно направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение — речь — текст — предложение — слово — слог — звук (на письме — буква). Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики (использования).

Основные темы синтаксического курса:

предложение, его словесный состав и его моделирование;

обозначения начала и конца предложения, интонации;

простейшие типы предложений;

главные члены предложения;

второстепенные члены;

выделение предложения из текста;

составление предложений и их запись;

смысл предложения, выявление связей между словами в предложении — членами предложения и т.п.

Последнее связывает синтаксис с морфологией: мотивирует склонение и спряжение, формообразование частей речи.

Синтаксические знания и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитии собственной речи — устной и особенно письменной. Последняя нуждается, например, в теме «Прямая речь, ее пунктуационное оформление».

Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечивается в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) исинтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст).

Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умении школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Все это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи. Синтаксис в значительной мере обосновывает усвоение пунктуации.

Предложения, их виды

В период обучения грамоте формируется понятие о предложении по таким ступеням:

составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы;

произнесение с нужными интонациями; членение на елопа;

постановка вопросов к словам и предложении; счет числа слои;

составление схемы — моделирование;

моделирование состава предложения и его границ;

составление предложений по их моделям.

Место предложения в тексте (е речевом потоке) может быть показано школьникам или аналитически (напечатанный текст разделяется на несколько предложении, производится чтение этого текста с паузами), или синтетически, путем составления нескольких последовательных предложений, создания текста — рассказа, описания и пр. Работа проводится в устном и письменном вариантах.

Целесообразно понятие «текст» ввести одновременно с понятием «предложение».

На основе практического знакомства с предложением, когда уже накопилось некоторое количество наблюдений, когда дети уже овладели операциями, перечисленными выше, вводится учителем пли выводится самими школьниками логическое определение:

                   мысль

и конца

 

Познавательная активность учащихся обеспечивается эвристической беседой в процессе наблюдения различных предложений.

Вывод определения осложняется тем, что само слово мысль даётся так, будто оно всем понятно: на самом деле предложение как единица языка (речи) обладает намного большей конкретностью, чем мысль. Но такое определение устойчиво держится в учебниках.

Можно рекомендовать наряду с выводом определения через родовое понятие «мысль», подтверждаемым составлением предложения кем-то из учащихся перед всем классом, еще другой прием: разделение текста на предложения. Предложение при этом будет восприниматься как относительно завершенная составная часть текста. Остальные признаки — те же.

Далее изучаются вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения (возможно — и побудительные). Анализ и определения этих предложений производятся по следующим критериям:

а)      цель высказывания: сообщение чего-либо, вопрос, приказ или просьба;

б)      интонация: сообщения пли повествовательная, вопросительная или эмоциональная, восклицательная;

в)      в предложениях целесообразно выявить также утверждение или отрицание.

Следует обратить внимание также и на то, в каких текстах или ситуациях обычно используются предложения изученных типов: например, вопросительные и восклицательные предложения употребляются в диалоге, в разговорах.

Деление предложении на распространенные и нераспространенные вводится после знакомства с главными членами предложения, с предикативной группой (термин не дастся). Важно, чтобы школьники научились быстро и безошибочно находить предикативную группу в предложении.

Знакомство со сложными предложениями, как уже не раз встречалось, можно провести на основе анализа или синтеза (или обоими методами).

Анализ: анализируется текст, выделяются предложения, в них главные члены. Вскоре всгречается сложное предложение: в нем встречаются две предикативные группы, а возможно, находится и союз. Выделяется одно простое, второе простое, разбираются их значения и состав. Строим схему-модель сначала более общую (два параллелограмма, между ними — соединяющая линия, союз, запятая). И более полную модель, в которой показаЕ>ы главные и второстепенные члены; п еще более полную — с показом связей между членами предложения.

Синтез: составляются два предложения на близкие темы, устанавливается смысловая связь между ними; возможно, оба предложения входят в текст сочинения, например: Пригрело апрельское солнышкоРасцвели голубенькие подснежники. Эти два предложения легко объединить, употребив союз и, поставив запятую; при чтении изменится интонация. После этого упражнения дети составляют сложные предложения сразу, без объединения простых. При синтезе предложений, как и при аналитической методике, полезно выделятьглавные члены, чтобы не путать сложное предложение с однородными членами: такая ошибка часто допускается школьниками. Школьники подводят итоги: два простых предложения могут быть объединены в одно сложное (или даже три простых); в каждом простом предложении есть свои подлежащее и сказуемое; могут быть еще второстепенные члены; при объединении простых в одно сложное вводится союз и ставится запятая.

Формируем понятия: «речь», «текст», «предложение», «виды предложений», «интонации», «паузы», «сложное предложение», «простое предложение», «знаки препинания» и др.

Практические действия учащихся (только новые): анализ: выделение веек предложении из текста, где не расставлены знаки препинания;

попытка расстановки знаков пунктуации (точек, вопросительных знаков, запятых и пр.);

усложнение предложений вне текста или (и) и тексте, обоснование необходимости введения новых слов (смысловые, коммуникативные дели);

составление разнообразных по типам н по тематике предложений, введение их в текст;

комментирование построения предложений, их смысла, пунктуации;

работа с союзами и, а, но в сложном предложении; работа с союзами когда, где, что, который в сложных предложениях;

построение предложений с сочинительными и подчинительными связями;

отработка интонаций в устном выразительном чтении и в собственной речи: интонации вопроса, перечислительной интонации, интонации завершенности, восклицательной и пр.

Виды обобщения:

моделирование отношения между понятиями «речь», «текст», «предложение», «слова — члены предложения»;

моделирование связей внутри предложения: главные члены, второстепенные члены предложения;

моделирование компонента текста (абзаца), состоящего из предложений;

подготовка обобщенных сообщении типа «Типы предложений», «Простое и сложное предложения», «Части речи и члены предложения», «Роль интонации в предложениях разных типов» и т.п.;

обобщенное сообщение «Знаки препинания: знаки в конце предложения; когда ставится запятая; знаки в записи прямой речи».

Работа над предложением имеет прямой выход в развитие речи учащихся, т.е. и творческую деятельность, поэтому в ее систему следует включать свободное составление текста, поиски нанлуч- шего выражения мысли и чувства. Здесь уместна соревновательность, свобода творчества.

Члены предложении. Словосочетания

Первая часть этого заглавия традиционна для начальной школы, но второй части — словосочетания до сих пор в основных программах нет.

Между тем, если следовать теории Н.И.Жинкина о механизме речи, построение высказывания начинается с распределения субъектов и предикатов: предложение развертывается от предикативной группы, от нес идут цепи второстепенных членов. Сочетание слов — двигатель речевого механизма. Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу — подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уже было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания.

В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочетаний. Так, в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанных книг:

Коля купил — предикативная группа; купил что?- купил тетрадь; тетрадь к а к у ю? — тетрадь общую; тетрадь для чего?- тетрадь для записи; для записи чего?- для записи названий; названий чего?- названий книг; книг к а к и х? — прочитанных книг.

Вторая функция словосочетания — связь синтаксиса с морфологией: и построении словосочетаний используются морфологические формы склонений и спряжений частей речи.

Напомним также, что в системе лексической семантики словосочетание нередко выражает расчлененное значение подчиняющего слова: дорога — шоссейная дорога, железная дорога, проселочная дорога.

Главные члены предложения легче всего усваиваются в варианте «деятель — действие»: Коля и купил. В старых методиках рекомендовали в затруднительных случаях выделять сначала сказуемое-действие и лишь после этого — субъект действия.

Общепринятое определение подлежащего — «то, о чем говорится в предложении» нередко дезориентирует школьника: так, в предложении о Коле дети подлежащим сочли тетрадь, ведь о ней говорится в предложении, к тому же тетрадь отвечает на вопрос что?. Именно тетрадь несет новое сообщение (вспомним актуальное членение предложения: тетрадь в данном случае — рема).

Наиболее частая и трудноисправимая ошибка учащихся — смешение грамматического и логического подлежащего: Коле купили тетрадь. Уклониться от разбора подобных примеров (в данном случае подлежащее опущено) удается не всегда.

Учитель постепенно расширяет набор вариантов выражения как подлежащего, так и сказуемого: от глагольного сказуемого переходят к именному: Коля — отличник, высок ростом, стал чем- пионом.

В начальной школе не всегда знакомят детей с определением, дополнением, обстоятельствами, объединяя их под названием«второстепенные члены предложения». Но различия могут быть легко усво ены, дети разграничивают их без особых трудностей. Случаи Синкретизма не часты, их можно не подчеркивать (Мальчик спрыгнул в яму — на что? куда?).

Практические работы:

параллельный анализ синтаксических и смысловых связей внутри предложения;

составление алгоритмов синтаксического анализа; языковой синтез, т.е, составление предложении; распространение нераспространею 1ых предложений и переход й теоретическому осмыслению структуры связей внутри предложения методом моделирования, построения схематического изображения связен между членами предложения;

на высших ступенях — определение ступеней подчиненности. Кстати, по глубине подчинительных цепей судят о развитии ума, об объеме оперативной речевой памяти.

 

 

Однородные члены предложения

Возможны три варианта подхода к этому явлению: логический — ог перечисления каких-либо предметов, признаков, действии;

структурно — с и н т а к с и ч ес к и й — члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слону;

интонационный — па основе особой интонации перечисления.

Могут действовать и веж три подхода вместе. Первый вариант наиболее подходит (или подводит) к функциональной грамматике, Все три создают благоприятные условия для исследовательской методики, для развития познавательной активности учащихся.

Роль союзов также вытекает из названных трех подходов: согласно первому варианту союз и указывает на конец перечисления

(при такой модели: . , и        ).

Соты а и но вносят разделительное и противительное значения, Смысловые связи и пунктуацию школьники усваивают самостоятельно.

Если школьникам дается вариант с повторяющимся союзом и, можно предложить методику перестройки предложений’ Осенью на рынке — арбузы, дыни, яблоки, груши. — Чего только нет на рынке осенью; и арбузы, и дыни, и яблоки, и груши! Школьники сами делают вывод об усилении экспрессии, выразительности второго варианта. Учителю остается лишь уточнить правило пунктуации и в этом варианте построения однородных членов предложения. А также перейти к понятию «обобщающие слова» (на примерах попроще) с двоеточием перед перечислением.

Обобщающие слова следует дать индуктивно, методом наблюдения над готовыми предложениями. Новая конструкция анализируется, затем моделируется. Потом ставится задача: построить такое предложение, в котором был бы назван обобщенный тип предметов, потом перечислены отдельные предметы (или то же с действиями, с признаками). Может оказаться полезной иллюстрация.

Используются также диктанты с нормальной разговорной интонацией: пусть дети усвоят звучание, свойственное подобным конструкциям, а также знакам препинания: тире, двоеточию, запятой, точке.

Сложные предложения

Этот параграф вводится как дополнение к тем кратким рекомендациям, в основном практическим, которые уже были даны, для того варианта программ, в котором сложное предложение выделено как самостоятельная тема. Если школьники уже ознакомлены методами анализа и синтеза со структурой сложного предложения и с некоторыми союзами в нем, то в углубленном изучении основное внимание уделяется двум типам: бессоюзным и предложениям с союзной связью; вторые же разграничиваются как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Для младших школьников в их собственной речи наиболее характерны бессоюзные сложные предложения с последовательными действиями: Медведица вышла из лесу, за ней выбежали медвежата, они стали купаться и шалить. Строго говоря, это три самостоятельных предложения, в речи устной они связаны интонационно, на письме не разделены точками.

Намного труднее бессоюзные сложные предложения с причинны мн отношениями: Заткни топор за спину: лесничий ходит. Школьникам понятны и такие конструкции с двоеточием: Лес пробуждается: раскрылись листочки на березах, зацвела верба, только дубы стоят черные. Такие конструкции напоминают предложения с однородными членами. Дети сами строят подобные конструкции в сочинениях.

При первом знакомстве с сочинительными и подчинительными отношениями между простыми предложениями в составе сложного оказывают помощь союзы и, а, но, а в сложноподчиненных, кроме союзов (союзных слов) что, где, когда, который и пр., — вопросы, омонимичные союзам. Языковой анализ не ограничивается структурой предложений, выясняются значения предложений и семантические отношения между простыми предложениями. Вводятся понятая «придаточные предложения места», «времени», «образа действия», «изъяснительные», «определительные».

К концу IV класса учащиеся в своих сочинениях и изложениях употребляют до 18% сложных предложении, которые покрывают до 30% текста. Такая практика требует теоретического осмысления и обоснования. Иными словами, сложное предложение необходимо вводить в программу.

Прямая и косвенная речь

Не менее важно изучить построение и письменное оформление прямой речи.

Основой понимания прямой речи служит диалог: необходимо поупражняться в устном ситуативном диалоге, затем найти диалоги в литературно-художественных произведениях, организовать чтение по ролям, проанализировать интонации, обратить внимание на особенности синтаксического построения реплик, наконец, присмотреться к тому, как они оформляются в печатном варианте, а затем — в письменном; какие в том и другом случае используются знаки препишшия, как они соотносятся со смыслом и особенно с интонациями.

Умение произносить речи персонажей и особенно — умение их записывать необходимо для развития устной и письменной речи учащихся, для сочинений повествовательного характера, где бывает необходима речь действующих лиц.

В этом же контексте школьников знакомят с обращением в простейших случаях и со знаками препинания при обращении. Следует дать такие варианты: обращение в начале прямой речи, в середине и в ее окончании; обращение, выраженное одним словом или несколькими; обращение, окрашенное эмоционально и выделяемое восклицательным знаком.

Пунктуационное оформление прямой речи дается по образцам в двух вариантах: модель и текст. Обычно — два случая: слова автора до прямой речи:          : «1   ?» — и слова автора после прямой речи: «?» -  . Случаи,

когда прямая речь разрывается словами автора, в начальных классах обычно не дается. По запись диалога целесообразно дать:

«       ?» — « » — «           »,

Самое трудное — разграничение прямой и косвенной речи {последняя имеет форму сложноподчиненного предложения). Трудность не только в построении, но и в употреблении местоимений: в прямой речи — местоимения первого и второго лица, в косвенной — третьего лица: Петя рассказал, как он ездил к Черному морю.

Обобщения по синтаксическому материалу: пополнение словарика грамматических терминов; повторение изучавшихся определении; моделирование двух разделов грамматики: морфологии и синтаксиса:

Состав слова

Части  речи

Предложения

корень, приставка и др.

существительное, глагол и др.

члены предложения простые и сложные предложения

 

Такую схему-модель школьники могут составить и подробнее.

П р о д о л жен и е   моделирования:

модели простого и сложного предложений, моделирование различных случаев пунктуации и пр.;

составление развернутых сообщении, выступления на тему «Сложное предложение» и т.п.

Исследовательские задания:

анализ конструкции усложненного типа — предложений с двумя-трем я придаточными;

исследование синкретических членон предложения; объединение двух-трех простых в одно сложное с описанием необходимых изменений.

Лингвистический эксперимент — выражение одной и тон же мысли в различных синтаксических вариантах:

в виде повествования-монолога и рассказа о том же, но в форме вопросо-ответной, диалогической;

в виде рассказа с изменением адресата: в школе на уроке — и дома маленькой сестренке.

Следующий раздел «Методика правописания», в силу его специфики, дается в настоящей книге отдельно, но фактически уроки языковой теории и орфографической практики сплетаются воедино, Очень редко случается урок грамматики, на котором нет правописания, и наоборот. Такое сдинсгво особенно важно еще и потому, что методика правописания почти всегда опирается на языковую теорию.

Поэтому оба раздела «Методика изучения языковой теории» и «Методика правописания» завершаются общей главой — «Уроки русского языка (грамматика и орфография)»

 
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Урока: обобщение и систематизация знаний
Цели: обобщить знания учащихся по основным вопросам синтаксиса; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста
Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Поурочное планирование по учебнику А. И. Власенкова, Л. А. Рыбченковой 11 класс. Урок 1
Цели: обобщить знания учащихся по основным вопросам синтаксиса; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста
Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Рабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,...
Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Программа курса Болгарский язык (второй иностранный) по направлению...
Ознакомить студентов с терминологией и базовыми теоретическими понятиями, используемыми при описании фонетики, морфологии, синтаксиса...
Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Программа курса Сербский язык (второй иностранный) по направлению подготовки 032700 «Филология»
Ознакомить студентов с терминологией и базовыми теоретическими понятиями, используемыми при описании фонетики, морфологии, синтаксиса...
Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Методика преподавания истории географических открытий в школьном...
Историко-географические знания в школьном курсе географии на примере некоторых географических открытиях. 5
Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Литература и Русский язык Квалификация (степень) выпускника Бакалавр...
Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,...
Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Прайм-еврознак
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...
Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Литература: Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык...
Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык : в 3 ч. Ч. 3: Синтаксис. – М., 1987 (и послед изд-ния)
Методика синтаксиса глава 11. Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе icon Психология внимания
При этом значительное место в курсе общей психологии занимает раздел, посвященный рассмотрению познавательных психических процессов,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции