Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы




Скачать 98.72 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы
Дата публикации10.06.2014
Размер98.72 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа







Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи»

Пояснительная записка

Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы под редакцией Н.Г. Гольцовой.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о "речевом идеале", образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т.е. официальное признание и описание норм в грамматиках, словарях, справочниках. И пока словарь или грамматика отмечают ту или иную форму, только она считается верной. Любые отклонения от нормы являются речевой ошибкой.

Важнейшие цели курса: совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.

Цель курса:

  • сделать процесс межличностной коммуникации учащихся более успешным;

  • научить использовать в речи нормативно-языковые формы.

Задачи курса:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • познакомить учащихся с понятием «норма» и основными критериями нормативности;

  • научить ориентироваться в разных типах ситуаций общения и выбирать языковые средства, адекватные ситуации;

  • формировать умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • совершенствовать умение оформлять речь в соответствии с орфоэпическими, грамматическими, синтаксическими нормами языка.

Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая.

Программа курса рассчитана на 35 часов и заканчивается зачетным занятием в форме теста.

Ожидаемый результат.

Учащиеся должны знать:

  • признаки и особенности правильной речи;

  • нормы литературного произношения;

  • виды речевых ошибок и недочетов;

  • знать основные типы словарей русского языка и уметь ими пользоваться.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

-соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические) в устных и письменных высказываниях

  • владеть приемами редактирования текста

  • находить и исправлять речевые ошибки и недочеты.

Основное содержание

Введение (1 ч)

Понятие культуры речи. Правильность речи, соответствие ее литературным нормам.

Вариативность и норма. Типология речевых ошибок.

Орфоэпические нормы (5 ч)

Роль орфоэпии в устном общении между людьми.

Основные нормы современного литературного произношения: произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Допустимые варианты произношения и ударения. Исторические изменения в произношении и ударении. Орфоэпический словарь.

Лексические нормы (15 ч)

Специфика функционирования заимствованных слов. Тавтологические сочетания в пределах и за пределами нормы. Правила смыслового согласования слов, функционирование паронимов. Особенности образования и разграничения в речи словообразовательных синонимов.

Уместное использование однокоренных слов в соответствии с их стилистической окраской.

Передача смысловых оттенков речи с помощью синонимичных синтаксических конструкций.

Лексическая сочетаемость.

Употребление синонимов.

Употребление омонимов.

Употребление многозначных слов.

Выбор устойчивого словосочетания.

Стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии.

Грамматические нормы (6 ч)

Нормативное употребление форм слова. Правильное употребление форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом существительного, принадлежность к разряду - одушевленности-неодушевленности, особенностями окончаний в форме множественного числа и т.п.

Правильное употребление форм имен прилагательных.

Употребление имен числительных.

Употребление местоимений.

Правильное образование и употребление некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастий.

Синтаксические нормы (7 ч)

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетания.

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

Согласование определений и приложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Параллельные синтаксические конструкции.

Планирование



Тема

Кол-во часов

Форма работы

Виды контроля

1

Введение.

Правильность речи, соответствие ее литературным нормам. Вариативность и норма. Типология речевых ошибок

1

Лекция Практикум

Редактирова-

ние

2

Орфоэпические нормы

5

Ролевая игра

Словарный диктант

3

Лексические нормы

15

Творческая работа

Составление

"портрета"

слова

4

Грамматические нормы

6

Упражнения

Тест

5

Синтаксические нормы

7

Конструирование

Тест

6

Зачетная работа

1




Тест

Итого

35



Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия




Введение (1 ч)

1

Понятие культуры речи: Правильность речи, соответствие ее литературным нормам. Вариативность и норма. Типология речевых ошибок




Орфоэпические нормы (5 ч)

2

Роль орфоэпии в устном общении между людьми

3

Основные нормы современного литературного произношения: произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение грамматических форм.

4

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

5

Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Допустимые варианты произношения и ударения. Исторические изменения в произношении и ударении. Орфоэпический словарь.

6

Коммуникативный тренинг «Пойми меня». Отработка на практике норм ударения и произношения.




Лексические нормы (15 ч)

7

Специфика функционирования заимствованных слов.

8

Тавтологические сочетания в пределах и за пределами нормы.

9

Правила смыслового согласования слов, функционирование паронимов

10

Особенности образования и разграничения в речи словообразовательных синонимов.

11

Уместное использование однокоренных слов в соответствии с их стилистической окраской.

12

Передача смысловых оттенков речи с помощью синонимичных синтаксических конструкций.

13

Лексическая сочетаемость.

14

Коммуникативный тренинг «В мире слов, или Слово о словах».

15

Употребление синонимов.

16

Употребление омонимов.

17

Употребление многозначных слов.

18

Коммуникативный тренинг «В каком смысле?», посвященный проблеме неустраненной многозначности в речи

19

Выбор устойчивого словосочетания.

20

Стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии.

21

Коммуникативный тренинг «Сделай речь ярче!» на материале фразеологических единиц.




Грамматические нормы (6 ч)

22

Нормативное употребление форм слова. Правильное употребление форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом существительного, принадлежности к разделу одушевленности – неодушевленности, особенностями окончаний в форме множественного числа и т.п.

23

Правильное употребление форм имен прилагательных.

24

Употребление имен числительных.

25

Употребление местоимений.

26

Правильное образование и употребление некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастие.

27

Коммуникативный тренинг «Поставь в правильную форму!»




Синтаксические нормы (7 ч)

28

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

29

Правильное употребление предлогов в составе словосочетания.

30

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

31

Согласование определений и приложений.

32

Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

33

Параллельные синтаксические конструкции.

34

Практикум. Редактирование, совершенствование текста с опорой на полезные знания.

35

Тестовая зачетная работа.


Литература


  1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1990.

  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практику обучения. – М., 1991.

  3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996.

  4. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1970.

  5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1994.

  6. Различные типы словарей.

  7. Сидорова Т.Л. Культура речи. Пособие для подготовки ЕГЭ. – Ростов-на-Дону, 2004.

  8. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1971





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения (Практическая...
Долининой Т. А., Архаровой Д. И., Дзюбы Е. В. Данная программа является преемственной к программе «Речь и культура общения (риторика...

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconПояснительная записка. Пояснительная записка. Факультатив по русскому...
Программу разработала учитель русского языка и литературы мкоу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Леонова О. Э

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по культуре общения для учащихся 8 «В» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы «Культура...

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconДоклад: Культура русской речи Культура русской речи Русский язык...
Величие и мощь русского языка общепризнанны. Русский язык, как говорил еще Фридрих Энгельс, считается «одним из самых сильных и самых...

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconРабочая программа по русскому языку для 8-б класса Учитель: Ведышева Вера Викторовна
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconУчебному предмету «православная культура» для 4 класса
Рабочая программ по православной культуре разработана на основе программы «Православная культура» Л. Л. Шевченко Концепция и программа...

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconРабочая программа II вида по русскому языку
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений: основной курс...

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,...

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...

Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи» Пояснительная записка Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы iconПояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 6 класс для общеобразовательных...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции