РЕЦЕНЗИЯ
На программу элективного курса для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки «Система выживания в современных условиях», составленную заместителем директора по военно- патриотической работе МОУ «СОШ № 3» Тихорецкого района
Надибаидзе Юрием Васильевичем.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов: 6 занятий
теоретических, 11 практических работ.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения, обладает новизной для учащихся, отличается полнотой.
В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Процесс освоения содержания учебного материала предусматривает рациональное распределение часов на изучение избранных тем.
Программа включает промежуточный и итоговый контроль результатов обучения, применима для учащихся различной степени подготовленности, предполагает использование учителем интерактивных методов и приёмов в процессе реализации поставленных целей, соответствует требованиям, предъявляемым к программам элективных предпрофильных курсов.
редседател ь экспертной группы
Члены экспертной группы:
БеликовИ,П.-преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «СОШ № 18»
' I
БельницкийВ.В.-препода
ватель-организатор ОБЖ
МОУ «СОШ № 37».
АРМАВИРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЛ «КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Рецензия
на программу элективного курса по ОБЖ «Система выживания в современных условиях», разработанную заместителем директора по военно-патриотической работе МОУ СОШ № 3 Тихорецкого района Надибаидзе Юрием Васильевичем
Актуальность предложенного элективного курса очевидна, т.к. занятия по данной программе направлены на формирование у учащихся умений и навыков по использованию способов выживания в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера, Название «Способы выживания в условиях автономии» более точно соответствует содержанию курса.
В пояснительной записке сформулированы цели, и задачи данного элективного курса, но необходимо отдельно выделить цель как конечный результат, а задачи - как ступени, ведущие к достижению цели. Нет информации, в течение какого срока рассчитано прохождение курса (четверть или полугодие) и периодичность (часов в неделю).
Содержание программы соответствует учебно-тематическому плану.
Целесообразно добавить раздел «Ожидаемые результаты обучения» по предлагаемому элективному курсу.
В целом представленная программа создает достаточно полное представление о данном элективном курсе и с учетом рекомендуемых доработок может быть рекомендована для использования в системе предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ.
Рецензия составлена 18 марта 2010г,
Доцент кабинета технологии
С.И. Волков
Пояснительная записка
Человек в процессе своей деятельности постоянно стремится улучшить условия существования, создаёт искусственную среду обитания, идёт по пути научно- технического прогресса.
Однако НТП способствует не только повышению производительности труда, росту материального благополучия и интеллектуального потенциала общества, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф технических систем; кроме того, происходит загрязнение биосферы в процессе производственной деятельности человека.
Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.
Актуальность проблемы повышения уровня безопасности человека сегодня очевидна. Состояние здоровья зависит от социального, экологического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды.
Решение этой проблемы возможно только через образование. Необходимо обучать всех людей (и особенно подрастающее поколение) безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.
Понятие «Выживание в современном мире» рассматривается как система знаний, умений, навыков, жизненных ориентиров, обеспечивающих безопасность и наиболее полную активную реализацию имеющегося творческого потенциала личности в социальной, профессиональной и других сферах жизни.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную и коллективную) работы учащихся. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения ОБЖ, географии и других предметов, может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Цели и задачи:
1. Научить выживанию в экстремальных условиях природного характера.
2.Уменьшить вероятность ошибок при действиях в ЧС, возникновения страха и паники - главных причин стресса и гибели людей.
ЦЕЛИ:
-
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной к общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
-
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
-
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
-
овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а так же их анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
ЗАДАЧИ:
-
научить выживанию в экстремальных условиях природного характера;
-
уменьшить вероятность ошибок при действиях чрезвычайных ситуациях, возникновения страха и паники - главных причин стресса и гибели людей.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
|
Все-
го
|
Тео
рия
|
Пр.
|
Форм.
Контр.
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
Чрезвычайные и экстремальные ситуации.
Проблемы. Факторы, мешающие успешносправиться в данной ситуации
Первоочередные действия в ЧС. Морально-психологический фактор выживания
Ориентирование- определение сторон горизонта и своего местонахождения
Сигналы бедствия и способы их подачи. Знаки международного кода. Язык мимики и жестов.
Временные укрытия. Способы и порядок их сооружения. Виды узлов и правильность их вязания.
Способы добычи огня Выбор места для костра.Типы костров и их предназначение
Водообеспечение в условиях автономии Очистка и обеззараживание.
Питание в условиях автономии Добывание пищи и способы её приготовления.
Первая доврачебная помощь в условиях автономии
Контрольное занятие по выживанию в автономных условиях
ВСЕГО
|
1
1
2
2
3
2
2
2
1
1
17
|
1
1
-
1
1
-
1
1
-
-
6
|
-
-
2
1
2
2
1
1
1
1
11
|
Тест
Тест
Прак
Прак
Прак
Прак
Прак
Прак
Прак
Прак
|
Тема№1
Лекция
Тема№ 2
Лекция
Содержание
ЧС и экстремальные ситуации . (1час)
Что такое ЧС, и их виды. Понятие о выживании. (1час) Структура выживания. Стрессоры выживания - боль, голод, жара, холод, переутомление, одиночество, страх.
Первоочередные действия в ЧС. Морально- психологический фактор выживания. (1час) Классификация поведения людей в экстремальной ситуации. Воспитание силы воли. (1час)
Тема № 3 Ориентирование- определение сторон горизонта и свое
го местонахождения. (2 часа)
Практ. занятие Понятие об ориентировании. Карта, масштаб и его виды.
Ориентирование по компасу, карте, небесным светилам. (1час)
Хождение по азимуту. Определение направлений,
расстояний. (1 час)
Тема № 4 Сигналы бедствия и способы их подачи. Знаки международного
кода» Язык мимики и жестов. (2часа)
Лекция Подача сигналов подручными и специальными средствами. Подача
сигналов кострами. Международный сигнальный код. (1час) Практ. занятие Установление связи со спасательным самолётом. Определение отношения
по мимике и жестам. Жесты рук, ног. Жесты агрессии, поведение глаз.(1 час) Тема № 5 Временные укрытия.Способы и порядок их сооружения .
Виды узлов и правильность их вязания. (Зчаса)
Лекция Обеспечение личной безопасности при помощи различных подручных
средств. Виды узлов. (1час) Практ. занятие Изготовление оружия. Оборудование временного убежища и жилья по
природным зонам. (1час)
Практ. занятие Правильность вязания различных видов узлов, петлей Способы их
применения. (1 час)
Тема № 6 Способы добычи огня. Типы костров. (2 часа)
Практ. занятие Добыча огня подручными способами в различных климатических
зонах. (1 час) Практ. занятие Разведение дымовых (сигнальных), жаровых, пламенных костров (1 час)
Тема № 7 Водообеспечение в условиях автономии. Очистка и
обеззараживание. (2час)
Лекция Водная оболочка земли. Правила водопользования.
Обеспечение водой по природным зонам. (1 час)
Практ. занятие. Способы добычи воды в различных климатических зонах.
Очистка и обеззараживание воды. (1 час)
Тема № 8 Питание в условиях автономии, Добывание пищи и
способы её приготовлений. (2час)
Лекция Понятие о рационе и правильном питании. Питание в
условиях одиночного существования. Обеспечение
пита нием по природным зонам. (1час)
Практ.занятие Способы добычи пищи. Охота, рыбная ловля. Приготов-
ление и хранение пищи. (1 час)
Тема № 9 Первая доврачебная помощь в условиях автономии. (1 час) Практ. занятие Способы остановки кровотечений. Виды поражений и
оказание ПМП. Переноска пострадавшего. Способы
эвакуации пострадавших из лощин, завалов. (1 час)
Тема № 10 Контрольное занятие по выживанию в автономных
условиях. (1 час)
Практ. занятие Решение ситуационных задач на местности. (1 час)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения курса ученик должен
знать:
-
потенциальные опасности природного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила
личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества к государства/
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного и социального характера, их последствия и классификацию;
- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ,
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
-
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решения и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- перечислять последовательность действий при оповещении о
возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной
ситуации;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Литература;
-
«Энциклопедия выживания». Б.Кудряшов Краснодар «Советская Кубань» 1996г.
-
«С природой наедине». В.Г. Волович «Военные издательства» 1989г.
-
Учебник ОБЖ М.П. Фролов, Е.Н.Литвинов «Изд. АСТ» 2000г.
-
В. Завьялов, М. Гоголев «Медико-санитарная подготовка учащихся»
-
Учебные пособия: «Выживание» Л. Богдасаров.
Учебно-методическое обеспечение курсов:
-
Компас, часы, карта, курвиметр.
-
Сигнальные средства, полотно.
- Топор, пила, нож, палатка, брезент, веревка.
- Медицинская аптечка, АИ-2, шины.
- Телевизор, видеомагнитофон, аудио, видео кассеты, плакаты, схемы.
|