Рабочая программа дисциплины «культурология»




Скачать 183.79 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины «культурология»
Дата публикации 05.06.2014
Размер 183.79 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

«ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА, БЕЗОПАСНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «ВШББУ»

п/п В. И. Допира

«_3_» ____10______2011г.

Рабочая программа дисциплины

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Направление: 080100.62 « Экономика»
Направление: 080200.62 «Менеджмент»
Трудоемкость: 2 зачетные единицы (72 часа)
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, очно-заочная


Принята на заседании учебно-методического совета
Протокол №_4_ от «_3_» _____10_____ 2011 г.
Председатель УМС ____________ И.В.Панфёрова

Тула, 2011

1. Цели и задачи дисциплины


1.1.Целью изучения культурологии является формирование у студентов знаний о культуре как системе духовных ценностей человека, общества, как самореализации человеческого духа во всех сферах жизнедеятельности людей, как необходимой составляющей профессиональной компетенции выпускника технического вуза.

В связи с этим учебная дисциплина «Культурология» должна решать следующие задачи:

  • ознакомить студентов со спецификой предмета культурологии, с её основными направлениями, школами, этапами;

  • дать теоретические знания о культуре как социально-историческом феномене и системе, имеющей морфологические и динамические характеристики;

  • ознакомить студентов с социокультурной ситуацией в современном целостном, взаимозависимом и противоречивом мире;

  • сформировать сознательное отношение к самобытной русской культурной традиции;

  • сформировать сознание необходимости сохранения и приумножения отечественного культурного наследия как важнейшего условия развития русского народа;

  • выработать отношение к культуре как "второй природе", где может творчески жить и гармонично развиваться человек.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Культурология» по учебному плану относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла знаний федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс «Культурология» направлен на формирование у студентов гуманистического мировоззрения, воспитание нравственных качеств, лежащих в основе овладения профессиональным мастерством, развитие умения адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых социально-экономических условиях. Предмет курса: изучение культуры как целостного общественного явления, имеющего сложную структуру, развивающегося в соответствии с объективными законами и выполняющего важнейшие функции в социуме (адаптации, социализации, интеграции и т.д.).

При разработке программы использованы научные разработки и опыт исследователей и педагогов разных специализаций: культурологов, философов, искусствоведов, историков и др. Дисциплина «Культурология» опирается на знания, полученные студентами при изучении школьных курсов обществоведения, истории, литературы и изобразительного искусства. При преподавании дисциплины учитываются современные требования к гуманитарной подготовке специалиста.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, используются при квалифицированной работе в отечественной науке и экономике, в условиях международного экономического и культурного сотрудничества.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Культурология»:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

по направлению 080100.62 «Экономика» (ОК-1, ОК-2, ОК-3):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории челове чества и в современном мире (ОК-3);

по направлению 080200.62 «Менеджмент» (ОК-1, ОК-2, ОК-22, ПК -25):

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22);

- знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК- 25);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление о:

  • структуре культурологических знаний;

  • исторических и современных трактовках предмета науки о культуре;

  • основных достижениях в различных областях культурной практики;

  • роли ценностей в жизни человека и общества;

  • современных тенденциях динамики культуры.

Знать:

  • содержание основных понятий культурологии;

  • особенности взаимосвязи материальной и духовной культуры;

  • исторические и региональные типы культуры, их динамику;

Уметь:

- охарактеризовать сущность культуры, её место и роль в жизни человека и общества;

  • понимать и использовать языки культуры;

  • понимать ценность различных культур и уметь ориентироваться в их многообразии;

- оценить место культуры России в системе мировой культуры;

- ориентироваться в культурной среде современного общества.

Владеть:

  • методами и приемами ведения продуктивного диалога с представителями различных культур;

  • приемами отбора и обработки информации о формах культуры, способах порождения культурных норм, ценностей, механизмах со­хранения и передачи их в качестве социокультурного опыта.


4. Структура и содержание дисциплины «Культурология»

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Аудиторные занятия - 30 часов, самостоятельная работа - 42 часа.






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную, и трудоемкость (часы)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары, ПЗ

Самостоятельная работа

Всего часов

1

Предмет культурологии. Состав современного куль­турологического знания

4


1

2







2

  • конспектирование




2

Ценности и функции культуры

2

2







2

  • опрос;

  • конспектирование

3

Основные понятия культурологии

3




2

2

4

  • опрос;

  • летучки

4

Структура, виды и формы культуры.

Морфология культуры

4

2







2

  • опрос;

  • конспектирование

5

Типология культуры и цивилизаций

5




2

12

14

  • опрос;

  • конспектирование

  • летучки, КЗ

6

Культурная динамика и природа

6

2







2

  • опрос;

  • конспектирование

7

Взаимоотношения человека и природы в истории культуры


7




2

4

6

  • опрос;

  • летучки, КЗ




8

Мораль и нравственность в истории культуры

8

2







2

  • опрос;




9

Культура и религия

9




2




2

  • опрос;

  • конспектирование

10

Культура и личность. Проблемы освоения культуры


10

2







2

  • опрос;

  • тестирование

11

Роль России в мировой культуре. Специфика русской культуры


11




2

12

14

  • опрос;

  • конспектирование

  • КЗ, летучки

12

Охрана культурного наследия как глобальная проблема


12

2







2

  • опрос;

  • конспектирование

13

Культура и глобальные проблемы


13




2

4

6

  • опрос;

  • КЗ, летучки

14

Искусство как чувственная сфера культуры


14

2







2

  • опрос;

  • конспектирование

15

Культура Калининградской области


15




2

2

4

  • опрос;

  • конспектирование




Подготовка к зачёту




-

-

6

6

зачёт




ИТОГО:







16

14

42

72





4.2 Теоретические занятия (лекции)



п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Предмет культурологии. Состав современного культурологического знания

Культурология как наука. Предмет культурологии и ее проблематика: место культуры в системе бытия; отношение культуры к природе, обществу и человеку. Понятие культурной картины мира, артефакта и текста культуры.

Основные методы исследования культуры и культурологические концепции.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и при­кладная культурология.

2

2

Ценности и функции культуры

Понятия ценности, нормы и традиции. Система ценностей. Культурные коды и парадигмы.

Культура как многофункциональная система. Социальная сущность функций культуры.

Происхождение и развитие представлений о культуре от античности до Нового времени. Постмодернизм: ревизия культурных ценностей.

2

3

Структура, виды и формы культуры. Морфологии культуры

Многомерность строения культуры. Материальная и духовная культура. Понятие культурной статики и культурной динамики, синхронии и диахронии, межкуль­турных коммуникаций.

Морфологические модели культуры. Всеобщие формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука


2

4

Культурная динамика и природа

Проблема антропо- и культурогенеза. Концепции динамики культуры и эволюция отношения человека к природе. Специфические и локальные культуры. Современ­ные тенденции взаимодействия природы и общества. Задачи культуры в эпоху глобальных проблемы и угроз человеческому развитию.

2

5

Мораль и нравственность в истории культуры

Культура и общество. Понятие морали и нравствен­ности. Этические категории: долг, идеал, обязанность, ответственность. Исторические формы нравственности, их связь с религиозными представлениями и идеологией. Этикет и церемонии. Перспективы нравственности.

2

6

Культура и личность. Проблемы освоения культуры

Понятие индивидуальность, личность, субъект культуры, культурная самоидентичность. Социализации и инкультурации в их связи с воспитанием и образованием. Интеллигенция и духовность. Исторические формы межпоколенной трансляции культуры. Социальные институты культуры. Элитарная и массовая культуры.

2

7

Охрана культурного наследия как глобальная проблема

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Проблема сохранения природы и культуры. Понятие культурного наследия, экологии культуры.

Международные документы и соглашения в области сохранения культурного наследия и его использования.

2

8

Искусство как чувственная сфера культуры

Роль искусства в становлении общества и человека. Искусство и социокультурная динамика. Виды художественного творчества. Стили и течения европейского искусства. Специфика динамики русского искусства. Тенденции современной художественной жизни.

2




ИТОГО:




16


4.3. Практические занятия (семинары)



п/п

№ темы


Темы практических занятий

Кол-во часов

1

3

Основные понятия культурологии

2

2

5

Типологический анализ культуры и цивилизаций

2

3

7

Взаимосвязь человека и природы в истории культуры

2

4

9

Культура и религия

2

5

11

Роль России в мировой культуре. Специфика русской культуры

2

6

13

Культура и глобальные проблемы

2

7

15

Культура Калининградской области: история, современность, перспективы

2




ИТОГО:




14

4.4. Лабораторные работы

Не предусмотрены.

4.5. Самостоятельная работа



п/п

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Культура Древневосточных цивилизаций.


3

  • опрос;

  • конспектирование

2

Культура Античности

3

  • опрос;

  • конспектирование

3

Культура эпохи Возрождения

3

  • опрос;

  • конспектирование

4

Русская средневековая культура (Х-XVII вв.)

3

  • опрос;

  • конспектирование

5

Культурные процессы в России нового времени (XVII-XVIII вв.)

3

  • опрос;

  • конспектирование

6

Расцвет русской национальной культуры (XIX - XX вв.)

3

  • КЗ

7

Подготовка к семинарам

14

  • опрос;

  • КЗ, отчёт

8

Подготовка к зачету

10

  • зачет




ИТОГО:

42






5. Особенности изучения дисциплины при очно-заочной форме обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Аудиторные занятия - 14 часов, из них: лекции – 6 часов, практические занятия – 8 часов. Самостоятельная работа - 58 часов.

Итоговая форма отчётности – зачёт.
6. Образовательные технологии
В процессе преподавания используются следующие методы:

- лекции;

- семинарские занятия, практические занятия (круглый стол),

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов очной формы обучения включает:

а) Подготовку к семинарским занятиям;

б) Работу над темами, вынесенными для самостоятельного изучения

в) Подготовку к итоговой аттестации по дисциплине (зачету)
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контроль качества изучения студентами дисциплины «Культурология» подразделяется на текущий и итоговый. Кроме того, предусмотрен констатирующий срез, позволяющий определить уровень владения основными культурологическими категориями, сформированность навыков оценки культурных явлений и событий.

КИМ (контрольно-измерительные материалы) по дисциплине:

а) вопросы к зачету;

б) задания для индивидуальных занятий по темам семинарских занятий;

в) тесты промежуточного контроля;

г) вопросы для самопроверки (см. раздел «Практические (семинарские) занятия).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Культурология».
8.1. Рекомендуемая литература по курсу:
а) Основная литература:

1.Самыгин С.И. Культурология (изд.4). Изд.: Март, 2012г.

Рекомендуемая литература ЭБС «КнигаФонд»:

2.Богновская Н.М. Культурология: Учебник, Изд.: Дашков и к, 2011г.

3. Ениксова Д.М. культурология: конспект лекций. Изд.: эксмо, 2008г.
8.2. Словари, справочники, энциклопедии

  1. Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. М., 1997.

  2. Античная культура. Словарь-справочник. М., 1995.

  3. Апостолос-Кападона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000.

  4. Большой Энциклопедический словарь. В 2-х тт. М., 1991.

  5. Бауэр В. Энциклопедия символов. М., 1998.

  6. Бросс Жак. Духовные учителя. Компактэнциклопедия. М., 1997.

  7. Буддизм. Словарь /Под общей редакцией Н.Л. Жуковской. М., 1992.

  8. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Ек-г -СПб., 2000.

  9. Всеобщая история искусств в 6 т. - М.: "Искусство". 1966

  10. Ислам. Краткий справочник. М., 1989.

  11. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, традиции и ритуалы. Справочник. М., 2001.

  12. Кто есть кто в античном мире. Справочник. М., 1993.

  13. Кравченко А.И. Культурология. Словарь. М., 2000.

  14. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.

  15. Мифологический словарь. Смоленск, 2000.

  16. Мифология. Большой энциклопедический словарь/Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1998.

  17. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М., 1991.

  18. Монастыри: Энциклопедический справочник. М., 2000.

  19. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 т. Т.5: Искусство. М., 2001; Т.7: Народы и культуры. М., 2000.

  20. Павловский А. Популярный библейский словарь. М., 1994.

  21. Памятники мирового искусства. М., 1967-1982. Вып. 1-8. В 5 т. М., 1962-1981.

  22. Популярная художественная энциклопедия. Кн.1-2. М., 1986.

  23. Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.

  24. Руднев В.Н. Словарь культуры ХХ в. М., 1998.

  25. Скояревский Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000

  26. Славянская мифология. Словарь - справочник. М., 1998.

  27. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1998.

  28. Сто великих храмов мира. М., 2000.

  29. Сто великих художников мира. М., 2000.

  30. Сто великих музеев мира. М., 2000.

  31. Сто великих россиян. М., 2000.

  32. Сто великих архитекторов. М., 2000.

  33. Художники эпохи Возрождения. Справочник. Энциклопедическое издание. М., 1997.

  34. Человек и общество. Культурология. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996.

  35. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программное обеспечение компьютеров должно включать «Microsoft PowerPoint».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «культурология» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для...
Рабочая программа дисциплины «культурология» icon Культурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....
Рабочая программа дисциплины «культурология» icon Программа учебной дисциплины культурология Азов
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Рабочая программа дисциплины «культурология» icon Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», одобренной...
Рабочая программа дисциплины «культурология» icon Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...
Рабочая программа дисциплины «культурология» icon «Культурология»
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа дисциплины «культурология» icon Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Рабочая программа дисциплины «культурология» icon Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа дисциплины «культурология» icon Рабочая программа дисциплины
Целями освоения дисциплины "Введение в логопедическую специальность" являются следующие
Рабочая программа дисциплины «культурология» icon Рабочая программа дисциплины
Цель освоения дисциплины: формирование систематических знаний в области клеточной биологии
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции