Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ




Скачать 236.78 Kb.
Название Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ
Дата публикации 21.06.2014
Размер 236.78 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
Основы религиозных культур и светской этики

Рабочая программа по ОРКСЭ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)., «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Федеральный государственный стандарт общего образования», «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях», «Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения Уфимская городская башкирская гимназия №20 имени Ф. Х Мустафиной Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Учебно - методический комплект представлен:

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательнойсистемой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которыхобучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, атакже в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебногопредмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие ушкольников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культурыРоссии, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своейсопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призваносыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, нои в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойногогражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающегоее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогуво имя социального сплочения.

Используются учебники: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» , «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. – 2-е изд. – Просвещение, 2010-2012 г.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур

  6. Основы светской этики

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Общая характеристика учебного предмета, курса
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Модуль курса «Основы исламской культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах исламской культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

 Основной принцип, заложенный в содержаниикурса, — общность в многообразии, много единство, поликультурность, — отражаеткультурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны исовременного мира.

 Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

•      общая историческая судьба народов России;

•      единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально политического пространства.

            Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям ,задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
В МОУ УГБГ №20 на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), определен модуль Основы светской этики учебного курса ОРКСЭ, предлагаемый для изучения.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

Учебный курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современно­сти России;

осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.
Содержание учебного модуля «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоe поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку.Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.

Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распро­странение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого чело­века. Муж и жена. Их обязянности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «от­ветственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимо­помощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов Рос­сии: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Мотивационные условия изучения курса расширяются за счет использования наглядности:

учебное пособие на печатной основе;

электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины,

аудио- и видеоматериалы,

оригинальные документы,

произведения художественной литературы и т.п.

Формы и виды учебной деятельности, используемые для организации занятий в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых обеспечивает сохранение логики содержания и способствует развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечивает практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаёт условия для применения их в практической деятельности.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе учитываются личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. При организации работы в группах важно создать условия для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников эффективна при условии соблюдения определенных правил:

отсутствие принуждения;

продуманная система поощрений и порицаний;

организационная и содержательная поддержка со стороны учителя;

четкий инструктаж;

владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

Работа младших школьников в группе не превышает 10—15 минут.

При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение проводится в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. При организации и проведении беседы на уроке учитель применяет способы установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса применяются следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод– организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В первом полугодиичетвёртого класса наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Во втором полугодии к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Некоторые виды учебной деятельности учащихся проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятийспособствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы PowerPoint.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождается краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации. На уроке, завершающем изучение курса, проходит презентация галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Возможно проведение экскурсии по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повышает учебную мотивацию, но и способствует развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ-технологий на уроке по гуманитарным дисциплинам являются их адресность и ситуативная локализованность. к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Обращение на уроке к пространственным искусствам – живописи, скульптуре, архитектуре позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся.

Мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом, на минимальном объёме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на концепцию урока.

При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени. ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. При этом необходимо оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

Задания на домв процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» носят творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, такие задания распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Рекомендации к домашним заданиям

Для личностного развития ребенка необходима пози­ция «Я - сам!», она культивируется, организуется и направляется учи­телем незаметно, но специально и целенаправленно. Ребенок дома остается наедине с учебником. В качестве домашнего задания может быть предложено:

  • Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

  • Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

  • Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

  • Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­нию), планов, конспектов, выписки.

  • Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рацио­нально организовывать учебный труд. Все это возможно при од­ном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. Такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Особенности методики преподавания основ исламской культуры

в начальной школе

Преподавание основ исламской этики строится с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся.
Материально-техническое обеспечение

1. Министерство образования и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»
Список литературы для учителя:

1.Учебные пособия.

Р. Б. Амиров, Ю. А. Насртдинова, К. В. Савченко, Т.Д. Шапошникова , Основы исламской культуры 4 класс-М.: Дрофа, 2012

Кураев А.В, Основы православной культуры.4 класс-М.:Просвещение, 2010.С.-96

Латышина Д.И.;.Муртазин М.Ф, Основы исламской культуры.4 класс-М.: Просвещение, 2010.С.-80

Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры.4 класс-М.:Просвещение, 2010.С.-79

Беглов А.С., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур культуры.4 класс-М.: Просвещение, 2010.С.-80

Данилюк А.Я., Основы религиозных культур культур и светской этики, 4 класс-М.: Просвещение, 2010.С.-24

2.Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Список литературы для учителя:

1.Учебные пособия.

Р. Б. Амиров, Ю. А. Насртдинова, К. В. Савченко, Т.Д. Шапошникова , Основы исламской культуры 4 класс-М.: Дрофа, 2012

Кураев А.В, Основы православной культуры.4 класс-М.:Просвещение, 2010.С.-96

2.Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению...
...
Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру рабочая...
...
Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Пояснительная записка к рабочей программе по технологии рабочая программа...
...
Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Пояснительная записка данная рабочая учебная программа составлена...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений рф, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004, №1312
Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Пояснительная записка Рабочая учебная программа составлена в соответствии...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений рф, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004, №1312
Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая...
...
Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений рф, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004, №1312
Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Приказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами
Рабочая программа по орксэ составлена в соответствии с документами Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ icon Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции