Индивидуальное и коллективное творчество педагогов




Скачать 0.56 Mb.
Название Индивидуальное и коллективное творчество педагогов
страница 1/3
Дата публикации 20.06.2014
Размер 0.56 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3

Гл а в а 10

Индивидуальное и коллективное творчество педагогов

10.1. Сущность педагогического творчества

Сегодня, когда жизнь призвала к тому, чтобы мыслить н работать по-новому, необходимо во многом и по-новому строить процесс образования и воспитания: каждый педагог должен стать ак питым преобразователем педагогической действительности.

Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по за-мыслу культурных и материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производи-тельного труда, науки и культур1. Творчество — это специфическаи человеческая деятельность, принципиально новая, преобразующая

действительность, считал Б.Г.Ананьев. «Философский энциклопе-

дический словарь» определяет творчество как деятельность. порож-дающую нечто новое, ранее не бывшее, па основе реорганизации имеющегося опыта и формирования поиых комбинаций знаний, умений, продуктов2.

Творчество имеет разные уровни: для одною уровня характерно использование уже существующих шаиий и расширите области их применения; на другом уровне создастся совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. При этом творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с новизной характеризуется и прогрессивностью.

Педагогическая деятельность — одна из самых творчогких. В пей очень много общего с другими творческими областями человече-ской деятельности, но имеются и своеобразные мерил, присущие только ей.

Педагогическая деятельность учителя отражает единство репродуктивного и творческого, общего и различного, объективных и субъективных сторон. В ней фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных участников этой деятельности.

Где и как проявляется педагогическое творчество? Можно ли его определить, измерить?

1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1985. — С. 6X7.

2 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 670.

273


Философы, психологи, педагоги давно пытались осмыслить суть творческого процесса, его структуру, условия возникновения, наконец, качества творческой личности и решали эти вопросы по-разному.

Например, в энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И. А. Эфрона творчество определялось следующим образом: «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового», а изобретатель Томас Эдисон определил процесс творчества так: «Изобретение — это 99% пота и I % вдохновения».

Творческая мысль, не подкрепленная систематическим творческим трудом, возникнуть не может. К.С.Станиславский писал, что творчество есть напряжение всех духовных сил человека. Об этом же говорил и С. Л. Рубинштейн, когда рассуждал о том, в какой мере творчество — это труд.

В творческом процессе неизменно присутствуют две взаимозависимые стороны: сознательная и бессознательная. Я.А.Пономарев, занимавшийся проблемами творчества в педагогике и психологии, полагал, что весь процесс творческого поиска при решении задач состоит из четырех фаз. На первой фазе производится сознательный анализ структуры задачи (без проб и ошибок), строится план решения и происходит его реализация. На основе прошлого опыта выдвигаются гипотезы, догадки. Вторая фаза — это полностью бессознательная работа. Здесь отсутствуют вербализация и осознание. Третья фаза — частично неосознаваемая работа. Поиск решения осуществляется путем проб и ошибок, при слабом участии речи. И наконец, четвертая фаза решения протекает опять на сознательном уровне1.

Особенности репродуктивного и творческого мышления и соответственно репродуктивных и творческих качеств действий личности отчетливо проявляются, когда перед человеком встает какая-либо проблема — учебная, производственная, игровая, житейская. Основная трудность, которая препятствует нахождению творческих решений, заключается в том, что люди слишком полагаются на имеющиеся у них знания и слишком доверяют лежащим на поверхности свойствам вещей. Успех же в решении творческих задач сопутствует тем, кто умеет устанавливать связи между имеющейся ситуацией и своим прошлым опытом, но связи, не лежащие на поверхности, а скрытые, казалось бы, ничего общего не имеющие с данной ситуацией.

Педагогическая деятельность предполагает наличие творческих способностей и умений педагога, она не может быть рутиной в силу постоянной изменчивости условий ее протекания. Поэтому, чтобы избежать этой рутины, педагог должен стремиться к творчеству.

Постичь раз и навсегда все тайны педагогического процесса невозможно в силу его подвижности, динамичности, диалектичности. Их,

1 См.: Пидкасистыи П. И., Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: учеб.-метод, пособие. — М., 2007. — С. 12.

274

как справедливо отмечает В. И. Загвязинский и другие исследователи, приходится «переоткрывать» снова и снова. Новизна педагогического средства тускнеет, стирается. И педагог вновь включается в поиск.

Вместе с тем нельзя забывать и о репродуктивной деятельности, которая также имеет многоуровневую структуру: от неуверенного умения пересказать то, что знаешь сам, до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов.

Нетворческая воспроизводящая деятельность в отличие от творческой характеризуется тем, что всегда завершается созданием чего-то уже известного, когда педагог оперирует шаблонными приемами ранее сложившейся системы. При этом педагог опирается в своей работе всецело на повторяемость одних и тех же стандартных приемов. Эти действия, выступавшие первоначально как своеобразный акт творчества педагогов, превращаются в умения. В свою очередь эти умения призваны осуществлять накопление необходимых данных для предстоящей творческой деятельности.

Репродуктивная деятельность обогащает будущего педагога знаниями, вырабатывает у него определенные умения решать познавательные задачи. Однако уже в рамках этой репродуктивной деятельности дословное воспроизведение знаний, копирование способов решения познавательных задач постепенно должны уступать место преобразующему воспроизведению как наиболее высокой ступени познавательной активности. По мере накопления знаний и опыта решения педагогических проблем происходит постепенное вовлечение в более сложную работу, сочетающую в себе и воспроизведение, и творчество.

Педагогическое творчество должно опираться на высокую профессионально-педагогическую компетентность педагога, 6с i m>ix> оно будет неэффективно.

В педагогическом творчестве своеобразно сочетаются нормативные элементы, которые вытекают из установленных законов и правил, и эвристические элементы, созидаемые в ходе собственного поиска. В деятельности педагога немало типового, повторяющегося, устойчивого, отраженного в уже выявленных психолого-педагогичоских законах, принципах и правилах. Но немало и изменчивого, вариативного, индивидуального.

Учитель постоянно ищет новые сочетания известных средств, видоизменяет средства применительно к конкретным ситуациям. Это — важнейшее условие становления самого педагога, его самопознания и развития личности.

Педагогическое творчество — это целенаправленная, преобразующая деятельность педагога, способного обнаружить, выделить педагогическую задачу в проблемной ситуации и решить ее1.

1 Пидкасистыи П.И., Воробьева Н.А. Подготовка студентоп к тпорчиской педагогической деятельности. — С. 14—15.

275
Для того чтобы творчество педагога имело место, необходимы следующие предпосылки:

  1. наличие творческой задачи, противоречия или проблемной
    ситуации;

  2. наличие объективных (социальных, материальных) предпосы
    лок, условий для творчества;

  3. наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений,
    положительной мотивации, творческих способностей) предпосылок
    для творчества.

Исследователи проблемы творчества вообще и педагогического творчества в частности выделяют три качественных уровня проявления творческой активности личности:

первый уровень — пассивный, или стимульно-продуктивный, когда педатогнс проявляет собственной инициативы и работает в рамках заданной) или первоначально найденного способа действия;

в г о рой у р о в с 11 ь эвристический, когда педагог совершенствует методы и приемы собственной деятельности, однако принципиально не меняя характера что и деятельности;

третий уровень — креативный, когда педагог ставит цель найти принципиально новый способ решения какой-то задачи, хотя никто этого от него не требует, эта цель мотивирована им изнутри.

Важно отметить, что люди креативного и отчасти эвристического склада проявляют в своей педагогической деятельности глубокий внутренний интерес — для них особенно значимым становится сам процесс деятельности.

Педагогическое творчество, как считает И.Ф.Харламов, «заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. Оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве: педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса»1.

В. Л. Сластенин выделяет два источника педагогического творчества: первый — практическая образовательная деятельность, успех которой находится в прямой зависимости от педагогических находок, догадок, открытий; второй — исследование педагогического процесса, его содержания и методов, где на первый план выступают теоретические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным научным выводам. Непременным условием педагогического творчества он считает активную восприимчивость к рекомендациям науки и опыту новаторов. Такая восприимчивость, осознаваемая и пере-

1 Харламов И. Ф. Педагогика: учеб, пособие. — М., 1997. — С. 472 — 473.

276

живаемая как внутренняя потребность учителя, приводи]' к формированию у педагога своеобразного инновационного мышления1.

Исследователи по-разному определяли педагогическое творчество:

  • как процесс решения педагогических задач в меняющихся об
    стоятельствах;

  • внесение в учебно-воспитательную деятельность тех или иных
    методических модификаций, рационализация приемов и методов
    обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического про
    цесса2;

  • способность педагога усваивать и результативно применять в
    новых условиях традиционные методы и приемы педагогической
    деятельности, а также создавать новые социально ценные педагоги
    ческие технологии, методы и приемы3;

  • целенаправленную, преобразующую деятельность педагога, спо
    собного обнаружить, выделить педагогическую задачу в проблемной
    ситуации и решить ее4.

На основе анализа и обобщения ряда работ, посвященных педагогическому творчеству, П. И. Пидкасистый и Н. А. Воробьева5 выделяют следующие признаки творческой педагогической деятельности:

  1. истинное творчество педагога всегда теоретически обосновано.
    Например, в творчестве Е.Н.Ильина, по мнению многих ученых,
    нет ничего нового, но сила педагогического творчества Е. Н. Ильина в
    том, что все эти методические приемы выстраиваются им в опреде
    ленную педагогическую логику не интуитивно, а именно на основе
    осознания сущности и психологических особенностей учителя;

  2. несмотря на ситуативность и неповторимость творчества, это
    все-таки процесс планомерный;

  3. педагогическое творчество отличают целенаправленность и
    осознанность;

  4. педагогическое творчество — это всегда сотворчество всего
    педагогического коллектива и учащихся;

  5. отличием педагогической творческой деятельности от других
    видов деятельности является то, что она осуществляется постоянно,
    изо дня в день, результаты ее сказываются не сразу и эта деятельность
    ограничена во времени;

  6. объектом педагогического творчества выступает живой человек.
    'Ото создает совершенно неповторимую ситуацию, которая отсутству-

1 Сластенин В.А. Источники и предпосылки педагогического тпорчестиа. М.,
2000.

2 Харламов И. Ф. Педагогика.

1 Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М., 2004. — С. 105.

4 Пидкасистый П. И., Воробьева Н.А. Подготовка студенток к тнорчсскои педа
гогической деятельности. — С. 13.

5 Там же. — С. 15.

277
ет в других видах творческой деятельности: один человек, опираясь на свой жизненный опыт, творит «на материале» другого человека, преобразуя его;

7) стиль творческой педагогической деятельности предполагает наличие определенной творческой индивидуальности учителя.

Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е. С. Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированное-ть, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно новой) и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Уровни педагогического творчества выделяют в зависимости от степени сложности решаемых педагогом задач. Полученные решении неравнозначны, но их можно классифицировать по пяти уровням творчества.

1-й уровень повышение эффективности дидактической системы^педагога \.\ счет внесения в нее известных инструментов (приемов, методов, форм). Результат 1-го уровня предполагает заимствование из педагогической литературы разработанных инструментов и включение их в собственную дидактическую систему.

2-й уровень повышение эффективности дидактической системы педагога за счет внесения в нее известных инструментов с целью их применения в новой ситуации. Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания творчество 2 го уровня. Еще пример: групповая форма деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового материала; использование групповой организации при контроле знаний — также творчество 2-го уровня;

3-й уровень принципиальное изменение частей (части) педагогической системы педагога, а именно: создание нового методического приема, формы или метода. Таковы принципы укрупнения дидактических единиц (объема содержания), разработанные П. М.Эрдниевым, метод опережения за счет объединения родственного учебного материала С. Н.Лысенковой, опорные сигналы (не конспекты) В.Ф. Шаталова. Разработки 3-го уровня — это уже педагогические изобретения, однако их использование предполагает изменение не всей дидактической системы, а только одной или нескольких ее частей;

4-й уровень — создание новой дидактической системы. Новая дидактическая система может создаваться из известных инструмеп тов, новизна ее заключается в более высоком системном эффекте

278



благодаря появлению новых связей между инструментами, в новой структуре дидактической единицы. Для достижения этой цели можно избежать метода проб и ошибок, если воспользоваться законами дидактики;

5-й уровень — создание принципиально нового дидактического направления. Новое направление в дидактике на сегодняшний день — это педагогика творчества учащихся или сотворчество педагога и учеников.

Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами >ври-стического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач1.

Специфика педагогического творчества состоит в том, что он всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообо-гащению, творческому сотрудничеству обучающею иобучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развер-тыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает историческиеэтапы развития научных знаний о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом у него формируется педагогическое самосо знание — ключ к решению многих задач, связанных с наличем у педагога потребности в постоянном самосовершенствования

К истокам развития педагогического самосознании следует отнести три компонента:

  1. знание о себе как о профессионале;

  2. эмоциональное отношение к себе как к педагогу профес
    сионалу;

  3. оценка себя как профессионального педагога.

При этом самооценка, выполняя регулирующую роль в процессе совершенствования педагогического мастерства, возможна липп. тогда, когда опирается на некоторое «рассогласование» между самооценкой и идеальным представлением об учителе. Таким образом, педагогическое самосознание есть результат развитого мышления, определяющегося внешними и внутренними источниками, и здесь мало знать, что и как нужно делать, мало уметь — здесь надо принять общие и частные общественные цели, выраженные па языке педагогики, как внутренне присущую установку личности, направление ее деятельности.

Показатели сформированности готовности к творчеству: 1) осознание значимости профессиональной деятельности;

Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. — М., 1993. — С. 40 — 41.

279
I


  1. умение выдвигать цели педагогической деятельности;

  2. умение Выбирать новые педагогические средства для достиже
    ния прежних и новых целей;

  3. творческое использование традиционных форм, методов ра
    боты;

  4. умение педагога осознать самого себя и воспроизвести вну
    тренний мир ученика;

  5. умение предвидеть и прогнозировать развитие индивидуаль
    ности школьника.

11 подставляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И.Андреевым: она может быть распространена и на педагогов.

Теоретик-логик — тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерны большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, эти люди развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей. Люди такого типа творческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличают высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, такие люди быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой Педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической

280

деятельности необходим ряд условий (Н.В.Кузьмина, В.А. Кан-Калик):

  • временная спрессованность творчества, когда между задачами и
    способами их разрешения нет больших промежутков времени;

  • сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и
    других педагогов;




  • отсроченность результата и необходимость его прогнозирова
    ния;

  • атмосфера публичного выступления;

  • постоянное соотнесение стандартных педагогических приемов
    и нетипичных ситуаций.

В заключение отметим, что творчество педагога — высшая форма его активной деятельности по преобразованию педагогическом действительности, в центре которой стоит обучающийся. Педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность педагога характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выра ботке самостоятельной профессиональной позиции. Каждый учитель, продолжает дело своих предшественников, но учитель - творец, видя гораздо шире и дальше, способен активно бороться за истинное ре-

формирование образования и сам в этом деле является манит м

примером.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1
Цель: диссеминация опыта работы педагогов Гимназии№1 в рамках реализации инновационного проекта: «Проектирование информационно-образовательной...
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Дополнительного образования детей
Адаптированная образовательная программа в рамках предмета коллективное музицирование
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Творческая активность педагогов 2012г
Участие педагогов в мероприятиях (семинары, конференции, педагогические чтения)
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Теория и практика
Олифирович Н. И. 0-54 Индивидуальное психологическое консультирование: Те­ория и практика / Н. И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.—...
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Программа дисциплины Устное народное творчество Направление подготовки
Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Пресс-релиз дети. Семья. Творчество
В дни весенних каникул с 21 по 25 марта 2014 г в Квц «евразия» пройдет выставка – ярмарка «дети. Семья. Творчество», где будет представлены...
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Мкоу дод «Пенжинская дши» пятилетние оп ( инструментальное музицирование)
Основной формой занятий по предмету «Коллективное музицирование» является занятие хором; в старших классах время отведенное на этот...
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами...
Фольклор – искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество)...
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов icon Нпк «Творчество юных», медалистка. Абаева Зульфия победитель городских и республиканских
Дагестана, нпк «Творчество юных», «Шаг в будущее», конкурса на грант Президента рд в области образования, Международного конкурса...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции