№ урока
|
Дата план
|
Дата факт
|
Тема урока
Тип урока
|
Элемент содержания
|
Умения и виды деятельности
|
Контрольно-оценочная
деятельность
|
Технологии
|
специальные
|
общеучебные
|
вид
|
форма
|
|
8 класс
|
Искусство в жизни современного человека - 3 часа
|
1
|
1.09
|
|
Искусство вокруг нас.
Урок изучения нового материала.
|
Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
|
- интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;
- Воспринимать художественное произведение разных видов искусства.
-Знать/понимать смысл употребляемых терминов.
- Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.
|
- Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе
- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.
- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
- Работа со справочниками, словарями.
|
входной
|
устный опрос
|
ИКТ (ЦОР «Искусство»)
Эл-ты ТРИЗ, ЗСТ
|
2
|
8.09
|
|
Художественный образ – стиль – язык.
Урок закрепления.
|
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык.
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)
|
- Различать виды, стили и жанры искусства
- Знать/понимать смысл употребляемых терминов.
- Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
|
текущий
|
фронтальный
|
ИКТ (ЦОР «Азбука искусства»)
Эл-ты ТРИЗ
|
3
|
15.09
|
|
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основопо-
ложника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество.
|
- Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
- Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.
|
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе
|
тематический
|
устный
|
ИКТ (ЦОР «Азбука искусства»)
Эл-ты ТРИЗ, ЗСТ
|
Искусство открывает новые грани мира - 7 часов
|
4
|
22.09
|
|
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
Урок изучения нового материала.
|
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плав-
ного изгиба реки, они передают свое видение мира.
Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
|
Различать виды, стили и жанры искусства.
Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.
Подбирать музыкальные произве-дения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литера-турным образам; художественные произведения раскры-вающие эмоциональное богатство мира.
|
Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Составлять музыкально-литературные композиции.
- Оценивать их художественную значимость
- Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».
- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. - Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
- Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов , графики и т.д.
- Рассматривать особенности вопло-щения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе.
- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
- Умение задавать вопросы
- Умение отвечать на вопросы
|
входной
|
устный
|
ИКТ (ЦОР «Мировая культура и искусство»)
Эл-ты ТРИЗ
|
5
|
29.09
|
|
Зримая музыка.
Комбинированный
урок
|
Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Незатейливая красота среднерусской полосы
Долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях —
стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают
лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.)
|
- Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства,воплощающие отношение творца к природе.
- Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений
|
текущий
|
групповой
|
ИКТ (ЦОР «Мировая культура и искусство»)
Эл-ты ТРИЗ, ЗСТ
|
6
|
6.10
|
|
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Урок закрепления.
|
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.
Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека.
|
Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.
Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки
|
текущий
|
групповой
|
ИКТ (ЦОР «Как научиться понимать картину»)
Эл-ты ТРИЗ
|
7
|
13.10
|
|
Портрет в искусстве России.
Портреты наших великих соте-чественников. Как начиналась галерея.
Урок закрепления.
|
Портреты наших великих соотечественников.
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,
К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника
Ильи Ефимовича Репина.
|
- основные виды и жанры изобра-зительных искусств;
- Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.
- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. -Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
|
текущий
|
групповой
|
ИКТ (ЦОР «Мировая культура и искусство»)
Эл-ты ТРИЗ, ЗСТ
|
8
|
20.10
|
|
9
|
27.10
|
|
Музыкальный портрет
Александр Невский.
Урок повторения.
|
Портреты наших великих соотечественников.
Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со
словом, сценическим действием и
внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать
зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
|
- Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.
|
текущий
|
устный
|
ИКТ (ЦОР «Мировая культура и искусство»)
Эл-ты ТРИЗ, ЗСТ
|
10
|
10.11
|
|
Портрет композитора в литературе и кино.
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).
Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего
его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.
Фрагменты произведений В.Моцарта:
Симфония № 40
«Маленькая ночная серенада»
«Рондо в турецком стиле»
«Реквием».
|
- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.
- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам;
|
- Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Составлять музыкально-литературные композиции.
|
тематический
|
устный
|
ИКТ (ЦОР «Как научиться понимать картину»)
Эл-ты ТРИЗ, ЗСТ
|