Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии




Скачать 139.74 Kb.
Название Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии
Дата публикации 17.06.2014
Размер 139.74 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
Г. А. Белоус

«СВЕТЛАЯ РАДОСТЬ» И «ГЛУХАЯ БОЛЬ» В ПОЭЗИИ

СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА КАДОМЦЕВА

Разлука

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы… Но только ведь это уже осень. Березки желтеют, трепетная осина шепчет: «Нет опоры в поэзии: роса высохнет, птицы улетят, тугие грибы все развалятся в прах… Нет опоры…» И так надо мне эту разлуку принять и куда-то улететь вместе с листьями.

М. Пришвин «Фацелия»

Я начала свой рассказ со стихотворения в прозе М. М. Пришвина, потому что именно эти строки созвучны общему тону поэзии белогорского поэта Сергея Ивановича Кадомцева. Нежное отношение к природе, к родине, любовь ко всему живому и резкое неприятие сегодняшнего бытия, желание улететь вместе с птицами отличают его творчество. Жизнь и смерть, путь-дорога и дом, свет и тьма, природа и быт, добро и зло, свобода и судьба, любовь и ненависть, разум и чувство, поэт и человек, счастье и горе – вот неполный список образов - антиномий, представленных в его стихах.

Сергей Кадомцев родился 21 апреля 1951 года в семье учителей русского языка и литературы в городе Белогорске Амурской области. Учился в пединституте города Благовещенска, служил в армии, женился, преподавал в различных школах Белогорска и области физкультуру, военное дело, труды, историю, физику, астрономию. Издавал и редактировал две первые независимые газеты города Белогорска «Позиция» и «Компиляр». Последние годы Сергей Иванович живет в Светиловке и занимается воспитанием внуков. На протяжении всей жизни писал стихи и неоднократно был победителем различных творческих конкурсов, как белогорских, так и всесоюзного уровня.

Очень простая биография, связанная до последнего дня с Амурской областью.

Творчество Кадомцева во многом автобиографично, все его стихи читаются в контексте того, что где-то на земле есть город, о котором поэт всегда помнит – Белогорск:

Край песен мой! И в том краю великом,

Кружа давно заветными местами,

Мое рожденье аист накурлыкал

И соловьи любовь мне насвистали.
Синицей здесь мне щебетали весны,

Зимой глухарь мне токовал былины.

И осень обещала рано ль, поздно ль

Вернуть мне лето стаей журавлиной.
И острую свою любя частушку,

Я на романс не променяю пресный.

И здесь же я спрошу свою кукушку,

Когда проплыть мне лебединой песней…

С нежностью пишет Сергей Иванович о своей жене Сашеньке:

Временами всеми года

Дарит мне тебя природа.

Мне весна сосулькой тонкой

Голос твой подарит звонкий.

Летом мне подарят клены

Глаз твоих огонь зеленый.

Осень листьев красным вихрем

Мне подарит твои вихры.

Зимней белой ночи снежность

Рук твоих подарит нежность.

И не просто мне покуда

Объяснить такое чудо.

Ей же, Сашеньке, посвящены такие стихотворения, как «Иду к тебе», «Дерзкая», «Скоро утро. Звезды в небе тонут…», «Отчего, почему…», «Для нее…», «Ничего-то и не было». Если прочитать эти стихотворения в определенной последовательности, мы сможем проследить развитие отношений между лирическим героем и его любимой от зарождения чувства до фонтана любви, адресованного в адрес любимой женщины.

Произведения Сергея Ивановича Кадомцева – это совершенно особый мир, цельный и гармоничный.

Это не отвлеченные размышления, а страстный поиск ответа на вопрос: «Как жить?»

Зачем же создан белый свет,

И для чего в нем люди?

Ответа нет. Ответа нет.

И никогда не будет!
Но что бы ни было, всегда

В безумье дней и улиц

Все тот же нам вопрос задать

Объявится безумец.


И сотни, миллионы лет,

Да, до скончанья света!

Все будет он искать ответ,

И не найдет ответа…

Что же так привлекает поэта в Родине? Он видит Россию без прикрас, нищей, голодной и хмельной, не идеализирует свой край, но и не хочет другого, это боль и радость поэта, его сущность.

Край мой, край!

И уже ты, мой край, на краю,

И пускай ты совсем не рай,

О тебе свою песню пою.

Боль за родину мы слышим в этих коротких строчках, но писать о ней, не создавая песни, пусть с плачем и рыданиями, но согревающей душу своей напевностью, поэт не может.

«…Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…», - писал К. Г. Паустовский. С одной стороны, в амурском крае нет никаких особенных красот, он очень скромен. Здесь нет ярких красок и вычурных образов. Напротив, все очень обыденно, даже, казалось бы, беспощадно в своей достоверности:


В неподвижной неба раме

Облака спокойно стынут.

За далекими горами

Солнцем луч последний вынут…
Ветер мчится на поля,

Копны желтые взметая,

И учтиво тополя

Шапки, кланяясь, снимают.
В разволнованной реке

Блики первых льдинок пляшут.

И разбойно ветер машет

Ивой тонкой в кулаке!
В неподвижной неба раме

Облака спокойно стынут.

За далекими горами

Солнцем луч последний вынут…

Сергей Иванович, кажется, видит каждый листок, каждую ветку, и в то же время стремится познать закономерности жизни всей природы, видит нашу планету словно бы со стороны, ощущает полёт Земли в космическом пространстве. В стихах Кадомцева выразилась мысль о неразрывной связи человека и природы, о связи земной и космической жизни.

Часто в стихотворениях поэта появляется образ березы, что сближает его со стихами С. Есенина:

Чистого неба чаша пустая

Скоро наполнится холодом зимним.

Белых берез молчаливая стая

Медленно кружит над озером синим.

Но не только синева озер, чистота небес и белизна берез в палитре живописца. Доступна ему и изящная прорисовка тонких линий, и переход полутонов. А главное, он может передать изменение природы, смену его ритмов. Прислушайтесь, какими легкими движениями оживлена чуть просыпающаяся природа в стихотворении:

Весна весь день трудилась жарко,

И в тенях вечера уснула.

Проталин кляксы и помарки

Ледком прозрачным промокнула.

Зима же ночью тихо встала

И, затеплив луны огарок,

Все набело переписала

Красиво, ровно, без помарок.

Сергей Иванович внимателен к моментам незаметного перехода природы от одного состояния к другому: предощущению весны среди нежных полей, холодному дуновению зимы среди безмятежной осенней картины.

В зрелые годы драматические, а порою и трагические мысли и переживания лирического героя – главное содержание, казалось бы, пейзажных стихотворений:

Под дождем деревья блекнут,

Чем-то серым бредит даль,

Тихо льется в мои окна

Предзакатная печаль.
Покидают ветви листья,

В струях вод мучимы жаждой…

Не затем ведь родились мы,

Чтоб вот так уйти однажды.

И как эта почти безмолвная картина, чуть окропленная жидкими акварельными красками, вдруг оживает, звучит, вспыхивает ярким светом:

Сергею Сонину

Жаркий полдень. Из трав у реки

В небеса голубые смотрюсь,

И на солнце из-под руки

Я на желтое солнце смеюсь.
Запрокинулась синь головой,

Я как будто уже не лежу…

Знойных трав горьковатый настой

Я сквозь сжатые зубы цежу.


Изумрудный и синий слились,

Небеса, как луга, хороши.

И я падаю, падаю ввысь

Небывалым волненьем души!

Для русских поэтов традиционно такое близкое, родственное ощущение родных полей, лугов, лесов.

Какая-то умиротворяющая тишина, напоминающая осенние пейзажи в картинах М. В. Нестерова, разлита в стихотворении:

Осень, природа уж ждет вся,

Сено уже скошено,

Роща не шелохнется,

И на листве роскошной

Солнца златые знаки.

А на поляне у стога

Ребенок играет с собакой.

И хочется верить в Бога.

Читая это стихотворение, мы представляем, что поэт смотрит на осеннее поле и неторопливо размышляет. Это состояние задумчивости передаёт белый стих и разная длина строк. Ритм как бы сбивается, и это создаёт впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Описывая осенний день, Кадомцев передаёт читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

Немалое влияние на поэзию Сергея Ивановича Кадомцева оказала загадка. Причем это было не только прямое и конкретное влияние на отдельные строки и образы; народная загадка научила Сергея Ивановича метафоричности. Многие образы его стихов либо родились из загадок, либо созданы по типу загадок, то есть в основе образа лежит скрытое сравнение.

На ветру запылала березка,

И никто не спешит потушить,

Ах, наряд ее огненно-хлесткий

Не рукой, не иглою пошит…
Где они, все, кого повидала,

Те, кому ты была так мила?

Уж весной ты свое отрыдала,

Зацвела, процвела, отцвела.


Одинокая нынче такая…

Как прохожие, дни все спешат…

Но пылает, пылает, пылает,

Кто посмеет сказать – не душа?!

Трехстопный анапест создаёт впечатление вальса, который танцуют падающие листья, таким образом, в осеннем лесу у одинокого человека возникает смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе.

В стихотворениях сборника «Третья половина» нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, за ними и угадывается природа, лирика которой окутывает видения Сергея Ивановича. Здесь очень много чувства и нежности: 

Скоро утро. Звезды в небе тонут.

Снова не сомкнуть сегодня глаз.

По тропинке, с давних пор знакомой,

Я иду, как будто в первый раз.

А река легко и вольно дышит,

Ночь, хмелея, пролила зарю.

Те слова, что сердце мое слышит,

Я сегодня милой повторю.
Я приду, скажу: «Моя хорошая,

Ночь, как песня, манит и влечет.

Молоком парным в лугах

некошеных

Лунный свет клубится и течет.
Ясный день молчит о всем заветном.

Вечер синий дарит нам печаль.

Это ночь своим волшебным светом

С робких губ моих сняла печаль.


Стану сердцу я теперь послушен,

Чувствам верить нежным и простым».

Счастлив тот, кому согреет душу

Луч последней утренней звезды.

Поэт приглашает нас увидеть особый мир природы - самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира.

Главным в образе является, пожалуй, неожиданная деталь (мысль, штрих, соответствие), подмеченная автором и не видимая, не бросающаяся в глаза до этого момента никому другому. Значит, образность стиха выражается наличием художественно поданных неожиданностей в его тексте. Конечно, для стиха поэта важны и музыкальность, и связность, и цельность образных конструкций:
Неуловим, хоть в который уж раз

Момент первый года уж прожит…

Момент, когда в «этом году» и «сейчас»

Значит одно и то же.
Нужен иль нет – это спорьте вы всласть,

Но только сейчас и сегодня.

Может вам тихо на плечи упасть

Редкостный снег – прошлогодний.

Уникальность дара поэта – в постоянном ощущении противоборства и сложных превращений, которые происходят в природе, и остром чувстве истории.

Именно чувство истории, неспособность быть безразличным к судьбе своей страны, толкают Сергея Ивановича Кадомцева на создание стихотворений, изображающих жизнь людей в наше нелегкое время.

Безумный художник замыслил показать в канун знаменательного 2000 года рождение «нового человека», но вместо всеблагого рождества в его стихах возникают жестокие, бесчеловечные, а порой даже пошлые картины жизни людей из народа.

Лирический же герой стихотворений этого периода - тонко чувствующий человек, болезненно реагирующий на все социальные неправды и нарушения моральных норм. Все, что происходило в стране, прошло через Кадомцева, через его сердце и нашло отражение в его поэзии. Балладная строфа придает удивительную музыкальность стихотворению, но состояние лирического героя повергает в холодные волны грусти:

Знали бы вы – жить, словно петь –

Как это чудно!

В мире, как в море, в бурю лететь

Парусным судном.

Знали бы вы, как хорошо,

Если в ненастье

Галсом крутым к ветру пошел,

Выгнувши снасти.

Ветер ревет – не причитай!

На берегу – не плачьте!

Светит, как нашего детства мечта,

Вымпел на мачте.

Только на что-то наткнулся бушприт…

Глас, как из гроба:

- Это … чего это… там он творит?

Что он, особый?!

- Будь же как все, - вкруг слышны голоса, -

Обыкновенным!

- Ну хорошо, уберу паруса…

Мачты куда дену?

Удивительный, гармоничный внутренний мир расколот, как сегодня расколот весь русский мир:

Ну-у-у, господа. И товарищи тоже…

Что-то у нас да наперекосяк.

Бьют по лицу, не гнушаются – в рожу,

Всюду и всякому, всячески, всяк!

По телевизору и в подворотнях

Вопли предсмертные, взрывы, пальба.

Сверху и снизу, в тылу и напротив…

Чуть шевельнись, тебе тут же – труба!

Рвут на куски, расчленяют, корежат…

Но дураков, извините, уж нет!

И я, прикинув, чем кончиться может,

Тут же купил себе бронежилет.

Бронепиджак, к нему бронерубашку,

В тон – бронегастук и бронепортки,

Бронеплаточек и бронеподтяжки,

Бронеподштаники, бронешнурки…

Только улегся на бронеподушку,

Грохот донесся ко мне на этаж.

Глядь, а сосед бронебойную пушку

Ставит зачем-то в свой бронегараж.


Но даже в стихотворении, где речь идет о смерти, поэт пытается шутить. Сергея Ивановича Кадомцева вечно манила многокрасочная жизнь, потому он постоянно спорил со смертью, опровергал смерть. Поэт пытается решить проблемы: «Что такое истина, что такое жизнь и что такое смерть?» После смерти тело умирает, а как быть с душой, да и есть ли на самом деле душа, кто ее видел, из какой материи она скроена:

Вот уже сорваны снасти,

Близок крушения миг…

- Где ж оно, тихое счастье?! –

Рвется задушенный крик.
Где обетованной суши

Край, что так долго искал?!

Скалы угрюмые рушит

Бури свирепой оскал.
Сколько шалил, а сегодня

Вот и пришло, может стать,

Время пред оком Господним

В чистом исподнем предстать.
Между тобою и роком,

Где бесконечная тишь,

Может быть, только лишь локон,

Что в медальоне хранишь


Вот уже срублены мачты!

Бездна… И ты на краю…

Море безумною прачкой

Душу стирает твою!

Сатирические персонажи Кадомцева – это не схематические карикатуры, а живые, узнаваемые характеры. Поэт еще в начале своего творчества подметил очень важное: в жизненной неустроенности, в засилье пошлости виноваты не только «верхи», но и «низы», так называемые «простые люди».

Сатира Кадомцева сугубо русская, опустившегося человека он высмеивает резко, порой используя жаргонизмы и сниженную лексику, что, конечно же, недопустимо в поэзии (Стихотворение «Дедская колыбельная»).

Оправдывает поэта лишь то, что на страницах его книг является сильная, пронзительная боль, и это боль за судьбу молодого поколения.

С. И. Кадомцев отобразил в своем творчестве реальную опасность катастрофы, самоуничтожения человечества. Он стремится преодолеть трагедию, хаос и разлад в мире и человеке. Устремленностью к гармонии, радости и красоте пронизана книга «Третья половина».

Восприятие любви предстает в единстве с миром природы, в котором поэт находит соответствие, созвучие малейшим движениям своей души, а метафорическая насыщенность и весь образный строй лирики восходят к есенинской традиции и в то же время являются вполне самобытными и индивидуальными.

В нескольких стихотворениях Кадомцева даже присутствует мат. Причем заметим, что не всегда речь идет о дружеских эпиграммах или стихах о вольных похождениях в младые годы. Иногда Сергей Иванович доходит до цинизма (стихотворение «Корова»). Стоит ли ставить это ему в вину? Думаю, что стоит, так как сборники предназначены для массового читателя, и, возможно, что именно эти «запрещенные» слова привлекут людей, и они не заметят на их фоне ни души поэта, ни его боли за родину, ни глубокой образности других стихотворений. 

В творчестве Сергея Кадомцева бывают взлеты и падения, глубина талантливого поэта и недостойные - жестокие и грубые - стихи. Есть стихотворения, безусловно, слабые.

Но в лучших его произведениях – и боль за разоренный и погибающий край, за вымирающие деревни, и бесконечная любовь к милому амурскому пейзажу, к родным просторам, и надежда на то, что Россия возродится. Ее спасение– в вере, любви, красоте, необъятной силе, что скрыта в народе.

Поэт уверен, что вековые традиции и огромные просторы спасут страну от бездуховности и разорения. Да, такова ее нелегкая судьба - быть вечной защитницей слабых, истекать кровью и слезами, но от этого она становится только милей и краше, дороже сердцу.

Вот основные черты лирики Сергея Ивановича Кадомцева: ясность и цельность поэтического восприятия мира; осознанность своего творческого пути; глубина философских обобщений; владение языком. А со страниц своей книги автор обращается к молодому поколению со стихотворением:

Он вовсе не волнуется…

Пусть видят – просто так

Шагает он по улице

И сдерживает шаг.
…Там гнали… И туда нельзя –

Не вышел год… Но он,

Слегка приврав, пристроился

В десантный батальон…
Сложил он в новый вещмешок

Все, что велит устав,

«Гренаду» и сухой паек,

Лишь бритву брать не стал.

Прощаться он шагает в КИМ.

Да, он герой. И все же…

Он был таким, как ты. Таким…

Ну, может, чуть моложе.
С. И. Кадомцев был принят 20.12.2009 года Амурской писательской организацией в Союз писателей России, а в феврале 2011 года пришло подтверждение из Союза писателей России об утверждении его кандидатуры и членский билет.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Объять необъятное: Записки педагога
Дети Наша боль, наша радость, наша надежда Позовите своего сына, дочь, посмотрите им в глаза. На вас смотрят столетия Бережно передавались...
Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Урок биологии и литературы на тему: «Природа в поэзии XIX века»
Земли; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять её
Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Радость» п. Ивот Дятьковского района...
Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Задачи урока: Воспитательные Воспитать любовь к родной природе и чувство патриотизма. Обучающие
Цель урока: показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки на примере поэзии Николая Рубцова
Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Боль в спине
Заблуждения официальной медицины относительно механизма развития грыжи диска
Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Урок внеклассного чтения русская природа в музыке и поэзии. «У нас...
Цель урока: продолжить знакомство с поэзией А. С. Пушкина и музыкой П. И. Чайковского; показать связь через восприятие природы живописи,...
Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Евгений Александрович Евтушенко
Обществом поощрения русской поэзии по инициативе Анатолия Борисовича Чубайса и при финансовой поддержке рао «еэс россии» в апреле...
Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Информационно-библиографический отдел
Обществом поощрения русской поэзии по инициативе Анатолия Борисовича Чубайса и при финансовой поддержке рао «еэс россии» в апреле...
Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического...
Г. А. Белоус «светлая радость» И«глухая боль» в поэзии icon Тема моей диссертации: "Наследие славянского язычества в поэзии А. С. Пушкина"
Этой теме также посвящены труды Мелетинского, Кричинской, Афанасьева. А получить подробные сведения обо всех языческих божествах...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции