Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио»,




Скачать 274.48 Kb.
Название Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио»,
страница 1/3
Дата публикации 17.06.2014
Размер 274.48 Kb.
Тип Образовательная программа
literature-edu.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3
Комитет по образованию МО «Кингисеппский муниципальный район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования детей»

Все учебные и образовательные программы учреждения составлены преподавателями и методистами Школы искусств ЦЭВ и ОД в соответствии с "Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей" (письмо Министерства образования Российской Федерации от  18 июня 2003 г. № 28-02-484/16)
Согласована педагогическим советом МБОУ ДОД  «ЦЭВ и ОД»

 Протокол № 7_ от « 30 » августа 2013 г.

Утверждена  директором  МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД»» М. И. Бельчиковой

Приказ № _4а__ от « 30 » августа 2013 г.

г. Кингисепп  2013 г.
Дополнительная общеобразовательная программа

музыкального отделения

«Инструментальное исполнительство»

(общеразвивающая)
Рекомендована для обучающихся 6-18 лет,
Срок реализации – 8 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы – художественная.

Правовая база программы, нормативные основания:

  • Новый федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Федеральный закон «Обоснованных гарантиях прав ребёнка в РФ»

  • ФГОС;

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844;

  • Письмо Администрации Ленинградской области, комитета общего и профессионального образования ЛО «О соблюдении законодательства РФ в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ» от 09 апреля 2014 года № 19-1932/14-0-0

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г.№4594);

  • Устав МБОУ ДОД «Центр эстетического воспитания и образования детей» утверждён постановлением администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 25.10.2011 года № 2414).

Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Ансамбль», «Коллективное музицирование», «Предмет по выбору».

Настоящая программа модифицированная и подготовлена в соответствии с 8-летним Учебным планом, рекомендованным Министерством культуры Российской Федерации и опирается на:

  1. требования типовой программы по фортепиано от 1988 г., примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей, рекомендованные Министерством Культуры РФ (22.03.2001 г). Использованы рекомендации программы ГОУ Учебно-методического центра по образованию комитета по культуре г. Санкт-Петербурга (2004 г.) и примерной программы к базисному учебному плану по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» для детских школ искусств Санкт-Петербурга, 2009 г.

  2. требования типовой программы по скрипке от 1988 г., примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей, рекомендованные Министерством Культуры РФ (22.03.2001 г.), обязательные компоненты содержания учебных программ (приложение № 3 к приказу Комитета по культуре Правительства Ленинградской области). Использованы рекомендации программы ГОУ Учебно-методического центра по образованию комитета по культуре г. Санкт-Петербурга (2004 г.)

  3. требования типовой программы по виолончели от 1988 г., примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей, рекомендованные Министерством Культуры РФ (22.03.2001 г.), обязательные компоненты содержания учебных программ (приложение № 3 к приказу Комитета по культуре Правительства Ленинградской области). Использованы рекомендации программы ГОУ Учебно-методического центра по образованию комитета по культуре г. Санкт-Петербурга (2004 г.)

  4. требования типовых программ по народным инструментам Министерства культуры СССР от 1988 года. Использованы рекомендации ГОУ Учебно-методического центра по образованию комитета по культуре города Санкт-Петербурга (2004г)

  5. требования типовой программы по классу ансамбля от 1969 г., примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей, рекомендованные Министерством Культуры РФ (22.03.2001 г.), обязательные компоненты содержания учебных программ (приложение № 3 к приказу Комитета по культуре Правительства Ленинградской области). Использованы рекомендации программы ГОУ Учебно-методического центра по образованию комитета по культуре г. Санкт-Петербурга (2004 г.)

  6. требования типовой программы по сольфеджио для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств Министерства Культуры СССР от 1984 г. (г. Москва), а также примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей, рекомендованные Министерством Культуры РФ (22.03.2001 г.).

  7. требования типовой программы по музыкальной литературе для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств Министерства Культуры СССР от 1982 г. (г. Москва), а также примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей, рекомендованные Министерством Культуры РФ (22.03.2001 г.), обязательные компоненты содержания учебных программ (приложение № 3 к приказу Комитета по культуре Правительства Ленинградской области). Использованы рекомендации программы ГОУ Учебно-методического центра по образованию комитета по культуре г. Санкт-Петербурга (2004 г.).

  8. требования типовой программы коллективного музицирования для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств «Хоровой класс», утверждённой Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в 1988 году (г. Москва)


Актуальность программы:

  • в выявлении, поддержки и развитии творческих способностей детей, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся,

  • способствует созданию условий для воспитания грамотного слушателя и музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками,

  • в приобретении опыта творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры,

  • в выявлении одаренности у ребенка в процессе обучения и развитие его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

Практическая значимость: программа ориентирована на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

Цель программы: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через приобщение к ценностям музыкальной культуры и овладение искусством игры на музыкальных инструментах.

Задачи программы.

Воспитательные:

  • создавать предпосылки к психологической комфортности, устойчивости, уверенности в себе, ощущения себя как личности;

  • приобщаться к активному участию в общественной деятельности школы (конкурсы, фестивали, викторины);

  • воспитывать грамотного слушателя, привить желания к посещению культурных мероприятий вне школы;

  • создать условия для формирования навыков культуры общения и поведения в социуме - умения владеть своими эмоциями и преодолевать стрессовые ситуации.

Развивающие:

  • развить потребности и мотивацию к познавательному процессу, к накоплению впечатлений и расширению общекультурного кругозора;

  • развить гибкость, вариативность мышления, воображение и фантазию у детей;

  • развивать творческие способности детей, готовность к активной творческой жизни, способствовать тому, чтобы учащиеся самостоятельно применяли приобретенные знания;

  • способствовать развитию волевых исполнительских качеств, артистизма и эмоциональной свободы учащихся.

  • пробудить глубокий и серьёзный интерес к музыке.

Обучающие:

  • дать учащимися основы музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

  • знакомить учащихся с историей искусства игры на музыкальных инструментах, , расширить круг знаний, умений и навыков позволяющих прикоснуться к подлинным художественным ценностям музыкального искусства, к лучшими образцами русской, зарубежной и современной классики;

  • Организовать игровой аппарат, развить технические и творческие навыки.

Возраст обучающихся: данная программа разработана для детей от 6 до 18 лет, с учётом того, что в школу поступают дети разного возраста – от 6 до 10 лет.

Срок реализации программы: 8 лет обучения.

Язык преподавания – русский.

Форма обучения по дополнительной образовательной программе - очная.

Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (самостоятельные).

Формы организации занятий: в группах или индивидуально.
Форма учебных аудиторных занятий:

Индивидуальная форма занятий, индивидуально – групповая, групповая. Количественный состав групп по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе в среднем 10 человек. Количественный состав групп по хору в среднем 12 человек, по ансамблю — от 2 человек.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • развиты навыки культуры общения и поведения в социуме - умения владеть своими эмоциями,

  • сформированы качества личности (волевых, эмоциональных и т.д.) необходимых для осознанного выбора профессии.

Метапредметные:

  • Овладели навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, сформированы умения использовать полученные знания в практической деятельности;

  • сформированы начальные навыки репетиционно - концертной работы в качестве солиста и в коллективной творческой деятельности, их практическое применение.

  • Сформированы умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Предметные:

  • сформирован комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • Достигнут уровень функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА.

Выпускник музыкального отделения должен показать следующий уровень освоения образовательной программы по видам деятельности:

Виды деятельности

Показатели

Учебно-исполнительская

  • сформирован комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

  • сформированы качества личности (волевых, эмоциональных и т.д.) необходимых для осознанного выбора профессии.

Учебно-теоретическая

  • достигнут уровень функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем специальном учебном  заведении.

  • Овладели навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка, знание профессиональной терминологии, элементарного анализа музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности;

  • Сформированы умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Культурно-просветительская

Сформированы начальные навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста и коллективной творческой деятельности, их практическое применение.

Требования к уровню подготовки выпускников.

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков по специальности:

Самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять на инструменте произведения из репертуара музыкального отделения ДШИ; иметь навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях, оркестре; уметь понимать художественный образ исполняемого произведения, выявлять его идейно-эмоциональный смысл, представлять характерные черты важнейших жанров и особенностей стилей композиторов; быть знакомым с различными типами мелодии, гармонии, полифонии, метроритма, фактуры; иметь представление о музыкальных формах, владеть навыками исполнительского анализа; уметь применять теоретические знания в исполнительской практике; иметь достаточный объём репертуара классической и популярной музыки; знать историю своего инструмента, народное творчество, шедевры мировой художественной культуры, лучшие образцы музыки быта, народного творчества, знать имена выдающихся музыкантов, быть знакомым с их исполнительским искусством.

Формы проведения промежуточной аттестации.

Проведение промежуточной аттестации осуществляется через систему контрольных уроков, зачётов, академических концертов и экзаменов, классных концертов, тематических вечеров, лекций – концертов, выступлений на конкурсах и фестивалях различного уровня, выступлений на отчётных концертах школы.

Учёт успеваемости.

Подведение итогов осуществляется через анализ учета успеваемости, отслеживание результатов (наблюдение, диагностика):

  • систему контрольных уроков, зачётов, академических концертов и экзаменов,

  • классных концертов,

  • тематических вечеров,

  • лекций - концертов,

  • выступлений на конкурсах и фестивалях различного уровня,

  • выступлений на отчётных концертах школы

Итоговые требования.

Соответствие выпускника требованиям к уровню и качеству подготовки в области художественного начального образования (исполнительские классы) устанавливается на выпускном экзамене, где оценивается как качество исполнения им музыкальных произведений, так и развитие способностей, художественного вкуса, интеллекта учащегося, умение практически использовать полученные знания.

Специальность

  • Показать навыки владения инструментом в исполнении произведений классического и популярного репертуара;

  • Исполнить экзаменационную программу из 4 произведений разных по стилю, жанру.

В целях комплексной проверки развития выпускников на контрольных уроках (в течение 2-го полугодия) проводится оценка следующих знаний, умений:

  • Достаточного беглого исполнения одной мажорной или минорной гаммы (в наиболее удобной для исполнения тональности), тонического трезвучия с обращениями, арпеджио в 2-3 октавы и других технических формул;

  • Умения дать сведения об одном, по выбору комиссии, из исполняемых произведений.

Сольфеджио

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

  • Владеть начальными знаниями в области звуковысотности (лады, интервалы, аккорды), временной организации (метроритм), сведениями о жанрах, формах, фактуре;

  • Знать основные музыкальные термины, обозначения темпов, динамические оттенки;

  • Уметь чисто интонировать элементы музыкального языка (гаммы, интервалы, аккорды, секвенции, мелодические и гармонические обороты), определять их на слух;

  • Уметь правильно и интонационно точно петь различные мелодии, один из голосов многоголосного произведения;

  • Записывать по слуху несложные одноголосные и многоголосные музыкальные отрывки;

  • Анализировать по нотному тексту и на слух музыкальные произведения, владеть  элементарными творческими навыками.

Музыкальная литература

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями:

  • Сформирован интерес и любовь к классической музыке, потребность общения с ней;

  • Умеет сознательно и эмоционально слушать музыку;

  • Владеет основными музыкальными терминами и понятиями;

  • Умеет анализировать музыкальные произведения, используя комплекс полученных знаний, понимать и объяснять роль и значимость выразительных средств музыкального произведения;

  • Имеет представление о различных жанрах и формах классической музыки,

  • Имеет представление о составе симфонического оркестра;

  • -Ознакомлен с основными историческими периодами развития музыкального искусства, творческими биографиями зарубежных и отечественных композиторов, лучшими образцами классической музыки;

  • - Обладает художественным вкусом и широким кругозором в области искусства.

Хоровой класс

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

  • Навыки и потребности в коллективном музицировании;

  • Умение владеть важнейшими вокально-хоровыми навыками (дыханием, в том числе «цепным», звуковедением, строем, ансамблем, дикцией, в том числе правильным произношением гласных и согласных звуков);

  • Навыки пения по нотам и хоровым партитурам;

  • Умение понимать художественный образ исполняемого произведения, выявлять его содержательный и эмоциональный смысл, своеобразие стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох;

  • Навыки работы со словом, музыкальной и поэтической фразой, формой исполняемого произведения;

  • Навыки анализа словесного текста и его содержания, тонального плана, структуры, гармонической канвы произведения;

  • Умение чувствовать и выявлять кульминационные моменты целого и его отдельных частей;

  • Быть знакомым с приёмами сочетания запевов солиста (или группы солистов) с хором, динамического развития;

  • Владеть навыками понимания дирижёрского жеста, понимания требований к агогическим и динамическим изменениям, сознательного отношения к указаниям дирижёра;

  • Иметь достаточный объём пройденных произведений русской, зарубежной и современной хоровой музыки, народных песен  разных по содержанию и жанрам;

Знать составы различных хоров, быть знакомым с названиями лучших хоровых коллективов мира, их исполнительским мастерством.

Ансамбль

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

  • Навыки игры в коллективном музицировании;

  • Умение владеть важнейшими навыками ансамблевой игры;

  • Навыки чтения нот инструментальных партий и игры по ним;

  • Умение слушать и понимать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать темы, сопровождение, подголоски;

  • Понимать художественный образ произведения, своеобразие различных стилей, жанров, форм, характера исполняемой музыки;

  • Владеть навыками понимания дирижёрского жеста, исполнения своей партии в соответствии с замыслами композитора и требованиями дирижёра;

  • Уметь аккомпанировать солистам, хору;

  • Иметь достаточный объём пройденных произведений (в том числе полифонического склада) русской, зарубежной и современной оркестровой музыки (оригинальной и переложенной), обработок народных мелодий;

  • Знать составы оркестров (составы отдельных групп), названия лучших оркестров мира, быть знакомым с их исполнительским мастерством.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon Примерная программа №2 Бах И. С. 3-х голосная инвенция e-moll. Мошковский...
При приеме на основную профессиональную образовательную программу по специальности 073101 Инструментальное исполнительство по виду...
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon 073101 Инструментальное исполнительство
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon Программа составлена на основе типовых программ по дисциплинам «Экономическая теория»
...
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon Образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon Рабочая программа Сольфеджио
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Программы по сольфеджио мк (Москва, 1984г). она полностью отвечает требованиям...
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon Перечень образовательных учебных программ Образовательная программа...
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. Просвещение,2011-2012
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon Программа: С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана». При этом стремилась...
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon Программа: С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана». При этом стремилась...
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon Программа: С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана». При этом стремилась...
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Музыкальный инструмент» «Сольфеджио», icon Программа: С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана». При этом стремилась...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции