Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6




Скачать 120.98 Kb.
Название Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6
Дата публикации 16.06.2014
Размер 120.98 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено

на заседании МО

протокол №

от «01» 09 2013г.

руководитель МО

Фомина Н.Е.

Согласовано

зам.директора по НМР

_________ Р.М.Капшук

«02» 09. 2013г.

Утверждено

приказ №95 от 04.09.2013г.

директор школы

____________А.Д.Попов



Рабочая программа

По Культуре народов Севера

Класс 6

Всего часов на учебный год 70 часов

Количество часов в неделю 2 часа

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой по культуре народов Севера (ханты и манси) для общеобразовательных учреждений, авторы составители: Фризоргер М.В., Хозяинова В.В.

Составитель учитель культурологии

Хозяинова Виктория Валерьевна

Первая категория

Стаж работы 22 год
Саранпауль 2013 г.
Пояснительная записка

Культура коренных народов Югры – это самобытные языки, разнообразный фольклор, произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, богатейшая материальная культура.

Подъем национального самосознания, стремление народов к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранение родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Этническое самосознание формируется с детства. Особое значение имеет признание того, что этническое самосознание определяется социальным опытом. Национальная школа может противопоставить процессам ассимиляции формирование национального самосознания и самобытности, воспитание чувства уважения к культуре и традициям своего народа и приобщение детей к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры. Именно начиная с обычной школы следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования.

Вместе с тем в новом Федеральном законе «Об образовании» важное место занимают защита и развитие национальных традиций. К сожалению, приходится признать, что наш регион значительно позже других включился в процесс обновления содержания образования в национальных школах. Несмотря на это, делаются успешные шаги по созданию единой концепции этнообразования.

Саранпаульская муниципальная средняя общеобразовательная школа уже в течение ряда лет работает в экспериментальном режиме.

Основные направления опытно-экспериментальной работы

1. Управление школой в условиях ее развития:

- формирование структуры современной национальной школы;

- формирование структуры управления национальной школой;

2. Формирование образовательного пространства как основополагающего фактора развития этнического самосознания:

- определение основных этнокомпонентов;

- внедрение этнокомпонента в предметы гуманитарного цикла; математического и естественно- географического;

- внедрение предметов этнической принадлежности;

- формирование дополнительного образования с этнокомпонентом

3. Здоровьесберегающие и традиционные педагогические технологии как фактор формирования этнического самосознания:

- формирование подходов к диагностике успешности педагогической и ученической деятельности;

- технологические подходы к организации совместной деятельности педагогов и учащихся по развитию поведенческого этнокомпонента.

Действуя в соответствии с основными направлениями развития эксперимента в школе разработали учебный базисный план с включением ряда предметов этнической направленности, однако, рассмотрим проблему обновления содержания образования в современной школе с этническим компонентом за счет внедрения учебного предмета Культура народов Севера.

Программа построена на материале традиционно-бытовой культуры хантов и манси.

Цель данного курса:

- овладение учащимися основными знаниями по истории и культуре обско-угорских народов с древности до нашего времени; о социальном, духовном и нравственном опыте коренных жителей Югры.

Основные задачи курса:

- способствовать формированию национального самосознания учащихся;

- развитие интереса и уважения к культуре своего народа и других народов;

- раскрыть учащимся своеобразие этнического облика обско-угорских народов, традиционные особенности их материальной и духовной культуры.

Программа рассчитана на преподавание предмета в 5-6 классах по два часа в неделю.

Первый год обучения (5 класс) - знакомство с материальной культурой: основные виды хозяйственной деятельности, средства передвижения, хозяйственная утварь, одежда и украшения, поселения и жилища.

Второй год обучения включают в себя знакомство с духовной и социальной культурой: представления о народных знаниях и окружающем мире, о духах и сверхъестественных существах, о рождении и смерти, об этике и этикете, о традиционном воспитании в семье. Отдельная тема раскрывает историю промысловых культов и связанные с ними обряды. В программу включены разделы: «Музыкальная культура», «Декоративно-прикладное искусство». В программе запланированы музейные уроки по окончании некоторых разделов программы.

Процесс обучения обеспечивает учащимся возможность получения следующих знаний по культуре народов Севера:

  • иметь представление об основных видах хозяйственной деятельности, быте, предметах материальной культуры, одежде, жилищах;

  • иметь представление о религиозных верованиях обских угров;

  • знать традиционные обряды и праздники;

  • иметь представление об особенностях орнаментального искусства, музыкальной культуры, ДПИ, фольклора.

Курс является интегративным, т.к. включает в себя знания других учебных предметов: истории, ИЗО, музыки, литературы.

Содержание программы.

Основой системы этнокультурного образования в условиях школы выступает программа курса «Культура народов Севера» для учащихся 5-6 классов. Разрабатывая данную программу на социокультурном материале нашего края, я исходила из того, что отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать, дорожить, гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей Малой Родины, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Весь материал курса систематизирован в три блока:

1 блок – «Хозяйственные занятия и образ жизни» (5 класс)

2 блок – «Религиозные воззрения обских угров», «Искусство» (6 класс)

Задачи первого блока:

- дать учащимся представление о традиционном образе жизни обских угров, познакомить с основными видами хозяйственной деятельности, поселениями и жилищами, средствами передвижения, традиционной одеждой и ремеслами.

Задачи второго блока:

- дать представление о духовной культурой: о культе предков, о душе и духах, о священных местах; познакомить с традиционными обрядами и народными знаниями, дать представление о нравственно-этических нормах семьи и общества.

- познакомить с видами искусства обских угров: музыкальной культурой (песни, танцы, инструменты), фольклором, орнаментальным искусством, с творчеством Югорских художников.

Принцип построения программы, подбор содержания создают базу для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе. Но в школьной практике он может быть осуществлен только в том случае, если педагог, учитывая особенности своих детей, будет применять технологии интерактивных методов обучения, то есть организовывать учебный процесс на основе взаимодействия, диалога (диалога культур), в ходе которого школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуются индивидуальная, парная, групповая работа, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, работа с документами и другими источниками информации. На современном этапе возрастает роль информационных компьютерных технологий, которые дают возможность школьникам самостоятельно составлять презентации, индивидуальную систему контроля знаний, умений и навыков учащихся, приобрести навык составления и использования схем и таблиц.

При построении программы курса «Культура народов Севера» соблюдались принципы преемственности, природосообразности и народной педагогики:

  • воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа: «Хоть где побываешь, а дома лучше»;

  • воспитание доброты и любви к людям: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле», «Худо тому, кто не делает добра никому», «Добро делаешь-не кайся, а худом не похваляйся»;

  • воспитание трудолюбия: «Дом вести – не руковом трясти», «В наследство детям не давай ни золота, ни черных соболей, а дай любовь к труду»;

  • воспитание взоимной поддержки и помощи: «Примешь чужую боль – мудрым станешь».

Курс «Культура народов Севера» носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет организовывать работу

по освоению школьниками ведущих ценностных ориентаций в единстве и взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности.
Календарно- тематическое планирование

6 класс



урока

Раздел

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Дата



план

фактич

1
2

3-4
5-6
7
8
9-10

11


12
13
14
15

16

17
18

19

20

21

22
23-24

25

26

27

28-29

30

31

32-33

34-35

36

37

38

39-40
41-42

43-44

45

46

47
48

49

50

51-52

53

54
55

56

57-58

59

60-61
62-63

64
65
66-67

68-69

70




Народные знания.

Представление народа манси о Земле, космосе.


Религиозные воззрения обских угров.
Обряды обско-угорских народов
Семья и общество
Нравственные нормы общества.


Фольклор как объект исследования

Медвежьи песни и сценки
Орнаментальное искусство.

Шаманизм.

Повторение изученного в 5классе.

Приспособление коренных жителей к окружающей среде.
Народная медицина.
Народный календарь.
Традиционная система мер.
Роль шамана в сохранении и передаче накопленного опыта.

Защита творческих мини-проектов.
Возникновение жизни на Земле (мансийский миф о сотворении Земли).

Слои жизненного пространства.

Сведения о культе предков духов-покровителей.

Символические изображения духов-предков.

Представление о душе.

Домашние и личные духи.

Мифологические персонажи водных стихий.

Святые места.

Обобщающий урок

Контрольная работа.

Обряд, связанный с рождением ребенка.
Погребальный обряд.
Обряд, связанный с медвежьим праздником.
Семья и общество .

Семья, род, фратрия.

Способы создания семьи.

Традиционное воспитание в семье.
Застольный этикет.

Гостевой этикет.

Защита творческих проектов учащихся.

Классификация мифов.

Жанры мансийского фольклора.

Сказки, легенды, предания.

Сказки для маленьких.

Герой мансийских сказок – Эква пыгрищ.

Сказания о богатырях и героях.

Предания о фратрии Пор и Мощ.

Загадки, пословицы, поговорки.

Викторина

Контрольная работа.

Музыкальная культура.

Песни народа манси.

Танцы обских угров.

Музыкальные инструменты.

.Экскурсия в школу искусств.. Зачет по пройденному материалу.
Функции орнамента.

Семантика орнамента.

Орнаменты – полоски.

Орнаменты – розетки. Изобретение собственных орнаментов.

Защита творческих мини – проектов.

Роль шамана в жизни обских угров.

Сибирский шаманизм и христианство.

Ранние формы религии.

Обобщающее повторение

Итоговая контрольная работа

итого:

1

1
2
2
1
1
2

1


1
1
1
1

1

1
1

1

1

1

1
2

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

1

2
2

2

1

1

1
1

1

1

2

1

1
1

1

2

1

2
2

1
1
2

2

1

70

Урок-игра
Лекция

Урок-презентация
Творческая работа
Комбинированный
Урок-лекция
Защита проектов

Урок-лекция


Комбинированный
Урок-презентация
Комбинированный
Лекция

Урок -практикум

Урок творчества
Семинар

Зачет
Урок-лекция

комбинированный
лекция

комбинированный

урок-практикум

урок-лекция

комбинированный

урок-аукцион

практикум


урок-лекция

комбинированный

семинар

практикум

урок творчества
урок-презентация

комбинированный

аукцион

урок-игра

зачет
лекция

комбинированный

видео-урок

комбинированный

урок-экскурсия

игра
лекция

музейный урок

практикум

практикум

практикум
защита пректов

урок-лекция
урок-презентация
лекция

семинар

зачет








Литература:

  1. Гемуев И.Н. Мифология манси (энциклопедия уральских мифологий. Т II).Новосибирск, 2001

  2. Жуковская Н. Шаманизм: религия? Мировоззрение? Практика? // Наука и жизнь. 1998, №8,с 144.

  3. Мифы, предания, сказки хантов и манси. / Сост. Лукина Н.В.- М., 1990.

  4. Ромбандеева Е.И. История народа манси(вогулов) и его духовная культура. - Сургут, 1993.

  5. Музыка и танец в культуре обско-угорских народов / под ред. Н.В. Лукиной, Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001

  6. Ромбандеева Е.И. Мансийские (вогульские) песни на мансийском и русском языках. Ханты-Мансийск, 1998.

  7. Шешкин П.Е. Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Ханты-Мансийск, 2001.

  8. Праздник медведя у народа манси./ Сост. Матюков А.К., Лозямова З.Н., Клименова Т.А.- Тюмень, 2000.

  9. Каннисто А. Статьи по искусству обских угров / перевод с немецкого д-ра ист. наук Н.В. Лукиной. – Томск, 1999.

  10. Хэкель Й. Почитание духов и дуальная система у угров. / пер. c нем. д-ра ист. наук Н.В. Лукиной.-Томск: Изд-во Том. Ун-та , 2001

  11. Загадки мансийские (вогульские) / автор-сост. Т.Д. Слинкина; науч.ред. Е.И.Ромбандеева.- Ханты-Мансийск, 2002

  12. Конькова А.М. Пословицы,поговорки,загадки восточных и северных манси. / Народы Северо-Западной Сибири: Сборник/ под. Ред. Н.В.Лукиной.- Томск, 1995

  13. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ: сказки, легенды.- Вена, 1993

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Фрейя Асвинн Руны и мистерии северных народов (руны и женская сила)
Севера, отражённые в рунических символах, и поймёте, что в коллективном сознании народов североевропейского происхождения древние...
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре для 8-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного...
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре для 7-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного...
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре для 9-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного...
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре для 6-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного...
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, в соответствии с Учебным планом мбоу гимназия...
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса
Данная программа по мхк для 10 класса создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной...
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край...
Рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 10 класса составлена на основе общеобразовательной программы среднего...
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс
Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных...
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 icon Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе...
Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 8 класс» составлена на основе Сборника «Культура общения 5-11 классы. Программа....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции