Скачать 120.98 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6 Всего часов на учебный год 70 часов Количество часов в неделю 2 часа Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой по культуре народов Севера (ханты и манси) для общеобразовательных учреждений, авторы составители: Фризоргер М.В., Хозяинова В.В. Составитель учитель культурологии Хозяинова Виктория Валерьевна Первая категория Стаж работы 22 год Саранпауль 2013 г. Пояснительная записка Культура коренных народов Югры – это самобытные языки, разнообразный фольклор, произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, богатейшая материальная культура. Подъем национального самосознания, стремление народов к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранение родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Этническое самосознание формируется с детства. Особое значение имеет признание того, что этническое самосознание определяется социальным опытом. Национальная школа может противопоставить процессам ассимиляции формирование национального самосознания и самобытности, воспитание чувства уважения к культуре и традициям своего народа и приобщение детей к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры. Именно начиная с обычной школы следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. Вместе с тем в новом Федеральном законе «Об образовании» важное место занимают защита и развитие национальных традиций. К сожалению, приходится признать, что наш регион значительно позже других включился в процесс обновления содержания образования в национальных школах. Несмотря на это, делаются успешные шаги по созданию единой концепции этнообразования. Саранпаульская муниципальная средняя общеобразовательная школа уже в течение ряда лет работает в экспериментальном режиме. Основные направления опытно-экспериментальной работы 1. Управление школой в условиях ее развития: - формирование структуры современной национальной школы; - формирование структуры управления национальной школой; 2. Формирование образовательного пространства как основополагающего фактора развития этнического самосознания: - определение основных этнокомпонентов; - внедрение этнокомпонента в предметы гуманитарного цикла; математического и естественно- географического; - внедрение предметов этнической принадлежности; - формирование дополнительного образования с этнокомпонентом 3. Здоровьесберегающие и традиционные педагогические технологии как фактор формирования этнического самосознания: - формирование подходов к диагностике успешности педагогической и ученической деятельности; - технологические подходы к организации совместной деятельности педагогов и учащихся по развитию поведенческого этнокомпонента. Действуя в соответствии с основными направлениями развития эксперимента в школе разработали учебный базисный план с включением ряда предметов этнической направленности, однако, рассмотрим проблему обновления содержания образования в современной школе с этническим компонентом за счет внедрения учебного предмета Культура народов Севера. Программа построена на материале традиционно-бытовой культуры хантов и манси. Цель данного курса: - овладение учащимися основными знаниями по истории и культуре обско-угорских народов с древности до нашего времени; о социальном, духовном и нравственном опыте коренных жителей Югры. Основные задачи курса: - способствовать формированию национального самосознания учащихся; - развитие интереса и уважения к культуре своего народа и других народов; - раскрыть учащимся своеобразие этнического облика обско-угорских народов, традиционные особенности их материальной и духовной культуры. Программа рассчитана на преподавание предмета в 5-6 классах по два часа в неделю. Первый год обучения (5 класс) - знакомство с материальной культурой: основные виды хозяйственной деятельности, средства передвижения, хозяйственная утварь, одежда и украшения, поселения и жилища. Второй год обучения включают в себя знакомство с духовной и социальной культурой: представления о народных знаниях и окружающем мире, о духах и сверхъестественных существах, о рождении и смерти, об этике и этикете, о традиционном воспитании в семье. Отдельная тема раскрывает историю промысловых культов и связанные с ними обряды. В программу включены разделы: «Музыкальная культура», «Декоративно-прикладное искусство». В программе запланированы музейные уроки по окончании некоторых разделов программы. Процесс обучения обеспечивает учащимся возможность получения следующих знаний по культуре народов Севера:
Курс является интегративным, т.к. включает в себя знания других учебных предметов: истории, ИЗО, музыки, литературы. Содержание программы. Основой системы этнокультурного образования в условиях школы выступает программа курса «Культура народов Севера» для учащихся 5-6 классов. Разрабатывая данную программу на социокультурном материале нашего края, я исходила из того, что отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать, дорожить, гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей Малой Родины, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. Весь материал курса систематизирован в три блока: 1 блок – «Хозяйственные занятия и образ жизни» (5 класс) 2 блок – «Религиозные воззрения обских угров», «Искусство» (6 класс) Задачи первого блока: - дать учащимся представление о традиционном образе жизни обских угров, познакомить с основными видами хозяйственной деятельности, поселениями и жилищами, средствами передвижения, традиционной одеждой и ремеслами. Задачи второго блока: - дать представление о духовной культурой: о культе предков, о душе и духах, о священных местах; познакомить с традиционными обрядами и народными знаниями, дать представление о нравственно-этических нормах семьи и общества. - познакомить с видами искусства обских угров: музыкальной культурой (песни, танцы, инструменты), фольклором, орнаментальным искусством, с творчеством Югорских художников. Принцип построения программы, подбор содержания создают базу для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе. Но в школьной практике он может быть осуществлен только в том случае, если педагог, учитывая особенности своих детей, будет применять технологии интерактивных методов обучения, то есть организовывать учебный процесс на основе взаимодействия, диалога (диалога культур), в ходе которого школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуются индивидуальная, парная, групповая работа, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, работа с документами и другими источниками информации. На современном этапе возрастает роль информационных компьютерных технологий, которые дают возможность школьникам самостоятельно составлять презентации, индивидуальную систему контроля знаний, умений и навыков учащихся, приобрести навык составления и использования схем и таблиц. При построении программы курса «Культура народов Севера» соблюдались принципы преемственности, природосообразности и народной педагогики:
Курс «Культура народов Севера» носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет организовывать работу по освоению школьниками ведущих ценностных ориентаций в единстве и взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности. Календарно- тематическое планирование 6 класс
Литература:
|
Фрейя Асвинн Руны и мистерии северных народов (руны и женская сила) Севера, отражённые в рунических символах, и поймёте, что в коллективном сознании народов североевропейского происхождения древние... |
Рабочая программа по физической культуре Рабочая программа по физической культуре для 8-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного... |
||
Рабочая программа по физической культуре Рабочая программа по физической культуре для 7-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного... |
Рабочая программа по физической культуре Рабочая программа по физической культуре для 9-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного... |
||
Рабочая программа по физической культуре Рабочая программа по физической культуре для 6-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного... |
Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура... Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, в соответствии с Учебным планом мбоу гимназия... |
||
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса Данная программа по мхк для 10 класса создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной... |
Приказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край... Рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 10 класса составлена на основе общеобразовательной программы среднего... |
||
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных... |
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе... Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 8 класс» составлена на основе Сборника «Культура общения 5-11 классы. Программа.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |