МКОУ Терновская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена
на заседании ШМО
Протокол № ____
от «26» августа 2013 г.
_______ /Мантрова И. И../
|
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
_______ /Родивилова Е.В./
|
Утверждаю
Директор школы
_______/Новокрещенов М.И./
Приказ № ____
от « 30» августа 2013г.
|
Рабочая программа
по искусству ( ИЗО )
Класс 9
Всего часов на учебный год 18
Количество часов в неделю 0,5
Учитель: Щербатых
Галина
Алексеевна
Терновка - 2013 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня.
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.
Учебно-тематический план.
Темы
|
часы
|
Художник книги и писатель.
|
5
|
Художественно-образная символика праздников.
|
5
|
Театр- старейшее зрелищное искусство.
|
7
|
Итоговое повторение.
|
1
|
Итого
|
18
|
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе учебно-методического комплекта авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Согласно действующему федеральному базисному учебному плану основного общего образования, учебного плана МКОУ Терновской ООШ на 2013-2014 уч. год рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение искусству (ИЗО) 18 часов, 0,5 часов в неделю.
Общая характеристика предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе- продолжение художественно-
эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно- творческие задания, эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
уметь
применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для эстетической оценки явлений окружающего мира;
при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Содержание учебного предмета.
1 Художник книги и писатель.
Художник книги и писатель. Макет книги. Шрифт. Обложка и титул книги. Иллюстрация в книге
2 Художественно-образная символика праздников.
Художественно-образная символика праздников. Народные городские праздники. Православные праздники. Семейные праздники
3 Театр- старейшее зрелищное искусство.
Театр- старейшее зрелищное искусство. Драматург, режиссер и художник. Актер и художник .Сцена и художник.
Календарно-тематический план.
9 класс.
Тема: «Синтез пространственных и временных искусств»
№ урока
|
Тема урока
|
Планируемые
результаты
|
Дата
проведения
|
Примечание
|
план
|
факт
|
Художник книги и писатель. 5 ч.
|
1/1
|
«Художник книги и писатель»
|
Знать:
стилевое единство всех элементов книжного оформления
Уметь:
Определять особенности издания, которые учитывает художник, создавая макет: тип издания, адресат, полиграфические возможности, формат, шрифт, качество и количество иллюстраций и т. д.
|
15.01
|
|
|
2/2
|
«Макет книги»
|
22.01
|
|
|
3/3
|
«Шрифт»
|
29.01
|
|
|
4/4
|
«Обложка и титул книги»
|
5.02
|
|
|
5/5
|
«Иллюстрация в книге»
|
12.02
|
|
|
Художественно-образная символика праздников.5ч.
|
6/1
|
«Художественно-образная символика праздников»
Цель: пробудить у ребят интерес к истории языческих, христианских праздников, для понимания которых необходимо знать выразительные особенности народных действ.
|
Учиться выражать своё понимание праздника
Знать: истории языческих, христианских праздников, для понимания которых необходимо знать выразительные особенности народных действ.
|
19.02
|
|
|
7/2
|
«Народные городские праздники»
|
26.02
|
|
|
8/3
|
«Православные праздники»
|
|
5.03
|
|
|
9/4
10/5
|
«Семейные праздники»
|
12.03
19.03
|
|
|
Театр- старейшее зрелищное искусство. 7ч.
|
11/1
|
«Театр — старейшее зрелищное искусство»
Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.
|
Уметь выражать своё понимание театральных представлений в практической работе,
Знать основные этапы работы театрального художника, работы с пьесой, содружество с режиссером,
композитором, актерами, рождение художественно-образного замысла, работа над эскизом и макетом декораций, костюма, грима
|
2.04
|
|
|
12/2
|
«Драматург, режиссер и художник»
Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.
|
9.04
|
|
|
13/3
|
«Актер и художник»
Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.
|
16.04
|
|
|
14/4
15/5
16/6
|
«Сцена и художник»
Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.
|
23.04
30.04
7.05
|
|
|
17/7
|
«Занавес — обобщенный образ спектакля»
Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.
|
14.05
|
|
|
18
|
Обобщение темы года
|
|
21.05
|
|
|
Ресурсное обеспечение программы:
Н.П.Костерин «Учебное рисование» Энциклопедия юного художника.
Энциклопедия по ИЗО. В.С.Кузин «Изобразительное искусство».
Н.М.Сокольникова «Основы рисунка».« Основы живописи»
«Основы композиции» «Краткий словарь художественных терминов»
Журналы «Юный художник»
Журналы «ИЗО в школе»
Газета «Первое сентября» ИЗО.
ИНТЕРНЕТ ресурсы.
|