Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ№1621 ______________ Ясинская Ю.С.
Пояснительная записка к учебному плану по дополнительному образованию ГБОУ СОШ №1621
на 2013-2014 учебный год
В соответствии образовательными запросами учащихся школы и их родителей сложилась система дополнительного образования, способная удовлетворить пожелания учащихся школы о внеурочном образовании. Она функционирует по различным направлениям образовательной среды и включает в себя кружки и студии различной направленности.
Настоящий учебный план дополнительного образования ГБОУ СОШ№1621
разработан на основе:
Конвенции о правах ребенка;
Закона «Об образовании» РФ;
Типового положения об образовательном учреждении;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
Программы развития школы;
Образовательной программы школы;
Устава школы;
Материально- технической базы учреждения.
Занятия педагогов дополнительного образования проходят во второй половине дня. При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
Образовательные программы с учетом продолжения занятий на разных ступенях обучения.
Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Принцип творчества. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение вокальных номеров, роли в спектакле и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного и интеллектуального развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:
· целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;
· определённую стабильность и постоянное развитие;
· необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;
· сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
· поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;
Школа, которая работает в режиме полного дня, становится особым социокультурным пространством, "общим местом" жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за ее границами. В такой среде вопросы объема содержания и структуры образования должны рассматриваться с точки зрения возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволит не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучения школьников. При этом важно развивать единое образовательное пространство, целенаправленно формировать уклад жизни детей за границами школы, стремиться к организации разно профильных общностей. В нашей школе решение всех этих задач предусмотрено в плане школы.
Система дополнительного образования в центре образования функционирует в течение учебного года. Создаются условия для непрерывного процесса (урочного, внеурочного) развития творческой личности.
Учебный план составлен с учетом возрастных особенностей детей. Предусмотрены как групповые занятия, так и индивидуальные. Деятельность детей осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам.
Занятия проходят в свободное от основной учебы время, учащимся предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую. Учебно-воспитательный процесс проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности.
Углубление, проверка и развитие полученных в школе знаний, но уже не формальное, а с востребованием творческого начала в каждом учащемся, осуществляется при этом в системе дополнительного образования как вариативное продолжение школы. Классно-урочная форма учебно-воспитательного процесса уступает здесь место занятиям в разно профильной системе.
Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу "анархизму улицы", разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых.
Этнокультурный компонент дополнительного образования направлен, прежде всего, на повышение эффективности воспитательной системы школы через погружение в культуру еврейского народа, с акцентом на совершенствование нравственных качеств личности.
Исходя из своеобразия еврейского воспитания, дополнительное образование стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности, что ведет к сокращению пространства девиантного поведения, решает проблему занятости детей, ускоряет процесс адаптации ребенка к новой социальной среде.
Основное предназначение дополнительного образования школьников – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных программ и услуг. Дополнительное образование предоставляет максимальные возможности для развития познавательного интереса школьников. Познавательный интерес является приобретенным, а не врожденным качеством личности. Дополнительное образование является важным средством развития познавательного интереса, а познавательный интерес способствует интеллектуальному и творческому развитию школьника. Устойчивый познавательный интерес способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на конкретный профиль деятельности. Система дополнительного образования детей в ГБОУ СОШ №1621 с этнокультурным еврейским компонентом предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным творчеством, расширить знания иврита и английского языка. Этнокультурный компонент дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни еврейского народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует становлению культурной идентификации, а также развитию всесторонне развитой гармоничной личности, человека «МИРА», с высоким уровнем развития личностны , социальных, культурных компетенций. В процессе реализации программ дополнительного образования предполагалось достижение определенных общих результатов:
когнитивные (знания, навыки, умения, полученные на занятиях)
мотивационные (появление желания у ребенка заниматься данным видом деятельности)
эмоциональные (развитие качеств позитивно положительного состояния – удовлетворенности, любознательности, стремление познавать и открывать новое и др.)
коммуникативные (понимание и принятие норм и правил общения, поведения, взаимоуважения, доброжелательности, ответственности и обязательности, признания прав всякого человека на самостоятельность и независимость)
креативные (творческое восприятие окружающей действительности, потребность создания нового, поиск нестандартного решения, получения удовлетворения от творческого процесса).
Опыт многих лет показывает, что наличие этих результатов, а также личность педагога в творческом процессе, необходимы для достижения высоких результатов обучения и формирования личности учащихся.Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования нужно проводить мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и это будет одна из задач следующего года. Работа в 2012-2013 учебном году показала большую заинтересованность детей в дополнительных занятиях различного профиля и в необходимости увеличения объединений дополнительного образования. Во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, диспуты, «круглые столы», мастер-классы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях, позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Внеурочная работа в школе тесно связана с дополнительным образованием детей.
участие в окружных, городских и международных конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
подготовка и проведение внеклассных, общешкольных и национальных праздников;
посещение театров, музеев;
демонстрации личных достижений: выставки, концерты, презентации, показы, выступления.
участие в семинарах, «круглых столах»
проведение мастер-классов
2. Цели и задачи.
Система дополнительного образования ставит следующие цели.
Максимальный учет запросов социума.
Наиболее полное удовлетворение потребностей детей и их родителей.
Создание воспитывающей среды на основе еврейских ценностей.
Учет необходимости развития информационной культуры учащихся.
Расширение сферы деятельности детей, что повышает уровень общего образования.
Забота о здоровье учащихся.
Усиление образовательной подготовки при помощи занятий по иностранному языку.
Рост вариативности выбора образовательной траектории учащихся за счет выбора тех или иных программ и курсов; выбора педагогических технологий; изменения содержания образования.
В системе дополнительного образования школы работают 7 человек по разным направленностям и соответствующим программам.
Задачи, которые ставят перед собой педагоги дополнительного образования:
развитие коммуникативных способностей учащихся;
приобретение навыков проектной деятельности;
умение слушать других;
умение работать в коллективе;
сохранение и укрепление здоровья;
культура общения;
расширение знаний о национальной культуре еврейского народа и других народов.
воспитание интереса к учёбе.
Развитие творческих способностей и творческой активности школьников
Развитие их познавательных интересов.
Формирование мотивации успеха.
Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования, был разный: это группы учащихся 1, 2, 3 ступеней школы, разновозрастные объединения Режим занятий был обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводились во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.
Формы занятий детских объединений были самые разные: лекции, беседы, игры, экскурсии, коллективное творческое дело и др. Отчетные и итоговые занятия проводились в форме зачета, контрольного урока, собеседования, концерта, открытого занятия с подведением итогов за год (полугодие).
На дополнительное образование по учебному плану отведено в неделю 53 часа, в год 1908часов.В 2013-2014 учебном году в школе работает 2 объединения дополнительного образования, в которых занимаются 235 учащихся, что составляет 95% от общего числа учащихся.
Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением на бесплатной основе под руководством преподавателей высшей категории (по ступеням обучения):
Начальная школа
Театральная студия «Иланит»
Вокальная студия «Иланит»
«Говорим и пишем на иврите»
«Английский в стихах и песнях»
«Иврит в стихах и песнях»
Среднее и старшее звено
Театральная студия «Иланит»
Вокальная студия «Иланит»
«История еврейского народа»
«Литература еврейского народа»
«Традиции еврейского народа»
Платные образовательные услуги:
Шахматы
Хореография
ИЗОстудия
Крав –мага
Актерский тренинг
Вокальная студия «
3. Направления деятельности, содержание и формы работы.
Дополнительное образование построено по принципу творческих мастерских и учитывает рамки базового образовательного стандарта и обеспечивает основные "технологические" учебные курсы и программы (например: практические курсы вокального и театрального искусства, , музыкальной культуры, фольклора,), а также осуществляет социально-психологическую и медико-социальную подготовку учащихся и др.
Педагоги могут выбирать те или иные программы и курсы, учебники (с использованием возможностей школьной библиотеки и любых других ресурсов).
В системе дополнительного образования также творчески решается проблема профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей.
Учащимся предоставляется возможность расширить и углубить знания по учебным предметам, развить необходимые качества, организовать их внеурочную творческую деятельность. Вся работа направлена на формирование мотивации успеха у школьников, на развитие их познавательных интересов и способностей.
В соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей, возможностями школы в программу дополнительного образования включены кружки, секции, факультативы, которые дополняют образовательную программу по учебным предметам, а также расширяют её.
Дополнительное образование детей в школе тесно связано с внеурочной работой, которая организуется классными руководителями, воспитателями ГПД. Праздники, игры, экскурсии наполняются значимым содержанием, становятся интересными по форме, так как к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного образования, так и их воспитанники. Тем самым поднимается их личный престиж и значимость системы дополнительного образования для детей в целом. При этом внеурочная работа обогащается за счет использования профессионально-творческого подхода специалистов. Педагоги дополнительного образования в процессе совместной работы с классными руководителями обогащают свои знания об особенностях воспитательной деятельности, получают более полное представление о ребятах, с которыми они общаются на занятиях. В школе создаётся благоприятный режим для воспитанников, занимающихся в системе дополнительного образования детей.
Деятельность школы в рамках дополнительного образования подразумевает и психологическое здоровье учащихся. Психологами проводятся индивидуальные беседы и консультации с подростками, испытывающими трудности в учебе и в общении. Коррекция проблем некоторых учащихся решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях и в блоке дополнительного образования в группе общения.
4. Структура.
Кадровый вопрос педагогов дополнительного образования решен полностью.
Работа объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.
.
5. Перспектива развития.
На основе изучения спроса и предложения в системе дополнительного образования педагогический коллектив определил перспективные задачи:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста, особенностей;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей учащихся в объединениях по интересам;
создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;
укрепление национального самосознания учеников.
подготовить и утвердить больше авторских программ;
установить интеграционную связь между урочными и внеурочными занятиями.
продолжать работу с детьми «группы риска», выявлять и развивать творчески одаренных детей, подготавливать их к участию в различных творческих конкурсах.
Содержание дополнительных образовательных программ соответствует:
достижениям мировой культуры, российским и еврейским традициям;
соответствующему уровню образования;
направленностям дополнительных программ;
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля образовательного процесса (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения.
|