Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание




Скачать 0.55 Mb.
Название Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
страница 1/4
Дата публикации 12.05.2014
Размер 0.55 Mb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по организации работы УДОДиМ в 2011/2012 учебном году

Содержание.
1.Введение.

2..Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой документ.

3.Актуальные направления идеологической и воспитательной работы в новом учебном году.

4.Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи художественного, технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического профилей.

5.Заключение.

6.Приложения.

Новый учебный год является знаковым для всех учреждений образования – 1 сентября вступает в силу Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее Кодекс). Особое значение этот правовой документ имеет для учреждений внешкольного воспитания и обучения, так как в нем впервые законодательно закреплена стратегия развития этих учреждений. В соответствии с Кодексом с 1 сентября 2011 года учреждения внешкольного воспитания и обучения будут переименованы в учреждения дополнительного образования детей и молодежи. В связи с этим с 1 сентября 2011 года должность «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива любительского объединения, секции, студии, туристской группы и других)» будут переименованы на должность «педагог дополнительного образования». Новые подходы к организации дополнительного образования детей и молодежи будут отражены не только в смене названия, но и, что особенно важно, в самой сути образовательного процесса. В разделе XIII глава 46 «Система дополнительного образования детей и молодежи» определены принципиальные основы функционирования системы дополнительного образования детей и молодежи в национальной системе образования, сформулированы общие требования к реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, обозначены подходы к разработке образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, которые предусматривают выдачу документа об обучении - свидетельства о дополнительном образовании детей и молодежи с повышенным уровнем получения дополнительного образования (в соответствии со ст. 99 Кодекса).

Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию (глава 46, ст. 228 Кодекса).

Становление и развитие дополнительного образования детей и молодежи предполагает решение следующих задач: привлечение к занятиям обучающихся среднего и старшего возраста, изучение интересов и потребностей учащихся, их родителей, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся, создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности учащихся с целью создания единого образовательного пространства учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

При организации дополнительного образования детей и молодежи следует опираться на свободный выбор видов и сфер деятельности, личностные интересы, потребности, способности детей и молодежи, возможность их свободного самоопределения и самореализации, единство обучения, воспитания, развития, практико-деятельностную основу образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей и молодежи, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на интересы воспитанников, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Для каждой ступени основного образования учреждения дополнительного образования детей и молодежи способны предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей развития личности в определенный возрастной период:

  • дошкольное образование – предшкольная подготовка;

  • начальное образование – помощь в освоении позиции ученика: включение в различные учебные сообщества;

  • базовое образование – поддержка процесса самоопределения личности;

  • среднее образование – сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся, обеспечение допрофессиональной компетентности, подготовка к активной адаптации на рынке труда.

Переход к системе дополнительного образования требует от учреждений образования качественного изменения содержания, форм и методов деятельности, что невозможно без соблюдения следующих условий: высокого уровня программно-методического обеспечения, внедрения инновационных педагогических методик, технологий в образовательный процесс, системной работы по повышению профессионального уровня кадров.

Образовательный процесс и воспитательное влияние на обучающихся основываются на программном обеспечении, которое характеризуется постепенно усложняющейся деятельностью детей и подростков творческих объединений, что способствует повышению творческого потенциала и самоопределению в выборе будущей профессии. Дополнительное образование детей и молодежи предполагает, прежде всего, реализацию образовательной программы по одному или нескольким профилям деятельности. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи являются нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результаты деятельности, реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в иных учреждениях образования.

Освоение образовательных областей, тем учебных предметов, учебных дисциплин осуществляется на базовом, повышенном уровнях. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании каждое учреждение имеет право разрабатывать образовательные программы объединений по интересам на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы художественного профиля, рекомендуется для создания программ объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, использовать материалы сборников, подготовленных Национальным центром художественного творчества детей и молодежи:

- Образовательные программы музыкальных и хореографических объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения (с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь). – Мн., 2009. – 210с.

- Программно-методические материалы участников финала Республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог года внешкольного учреждения» / – Минск: «Услуга», 2010. – 308 с.

Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы технического профиля, рекомендуется использовать для создания программ объединений по интересам материалы сборников:

- Учебные программы. Для учебных заведений и учреждений внешкольного воспитания и обучения. Техническое и художественное творчество. Часть 1, 2. – Мн.: 2002.

- Праграмы для пазашкольных устаноў і агульнаадукацыйных школ. Тэхнічная творчасць. Частка 1,2. – Мн.: 1997.

Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы эколого-биологического профиля, рекомендуется использовать для создания программ объединений по интересам материалы сборников:

- Программы «Исследователи природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003. - 112 с.

- Сборник программ «Любители природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Мн.: ООО «Мэджик Бук», 2007. - 82 с.

- Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля для руководителей объединений по интересам (кружков) учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учреждений (с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь). – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009.

Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы туристско-краеведческого профиля, рекомендовано для создания программ объединений по интересам использовать материалы сборника «Учебные программы для учреждений внешкольного воспитания и обучения и общеобразовательных учреждений. Туризм и краеведение / – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. — 256 с.»

Готовятся к выпуску сборники образовательных программ театральных объединений, образовательных программ изобразительного и декоративно-прикладного творчества, образовательных программ по техническому творчеству учащихся.

Материалы данных сборников рекомендуется также использовать для создания индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи, которые определяют особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенности психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия (уроки). Приложение 1

В учреждении дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность, апробируется экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи.

Переход в режим развития требует от учреждений дополнительного образования и молодежи определения специфики своей деятельности, включение в поиск нового содержания образования, осмысление научно-методических основ образовательно-воспитательного процесса, освоения новых форм методической работы, совершенствования системы работы с кадрами.

19-20 октября 2011 года в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи состоится Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей и молодежи: опыт, перспективы развития», которая будет способствовать выявлению основных тенденций развития дополнительного образования, решению актуальных проблем функционирования системы дополнительного образования детей и молодежи, расширению международных контактов в сфере дополнительного образования детей и молодежи. Материалы конференции рекомендуется использовать при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Создание системы научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, которое должно отвечать всем требованиям современного содержания образования, является основной задачей методической службы. Это – осуществление координации информационного, организационного, программно-методического обеспечения учреждений, оптимизация их деятельности и перевод на качественно новый уровень. В центре внимания необходимо поставить вопросы развития проектировочных способностей методистов и педагогов, с тем чтобы обеспечить эффективную разработку программ нового поколения, перспективных моделей обучения с учетом запросов детей, родителей, общества. Процесс создания образовательных программ в современных условиях – это творческий труд, предполагающий активную исследовательскую деятельность педагога. Программы должны носить креативный характер, учитывать возможности самовыражения учащихся, их творческой импровизации, сочетать индивидуальную и коллективную формы работы. Содержание образовательных программ должно соответствовать современным образовательным технологиям, достижениям культуры, национальным традициям и особенностям регионов, возрастным особенностям учащихся. С этой целью необходимо шире использовать возможности и результаты конкурсов педагогического мастерства, программно-методических материалов, продолжить формирование республиканского и региональных банков программ дополнительного образования детей и молодежи.

В новом учебном году целесообразно продолжить совершенствование деятельности методических служб учреждений по следующим направлениям:

  • образовательное — разработка подходов к созданию системы обеспечения профессионального роста педагогических кадров;

  • научно-исследовательское — прогнозирование образовательных потребностей педагогов в связи с тенденциями развития образования, организация исследований по актуальным проблемам воспитания;

  • опытно-экспериментальное — мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, оказание учебно-методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций среди педагогических коллективов и отдельных педагогов;

  • информационное — создание и развитие эффективно действующей инфраструктуры: базы данных по различным направлениям педагогической практики, достижениям педагогической науки и педагогического опыта, системы мониторинга результатов, издательской базы, компьютерной сети и т. д.

Методическая служба учреждений остается центральным звеном в создании системы оказания адресной практической помощи педагогам, внедряющим новое содержание образования, использующим новые педагогические технологии и новое содержание в своей работе. Важно, чтобы в конкретных условиях модель, структура, содержание деятельности методической службы носили конкретный, открытый, гибкий, мобильный характер.

Рекомендуется сделать широко доступными результаты реализации инновационных проектов в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Инновационная деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь регламентируется нормативным правовым обеспечением1. В помощь руководителям учреждений образования создана страница на сайте2 ГУО «Академия последипломного образования», содержащая информацию по сопровождению инновационной деятельности в учреждениях образования. Выпущены методические рекомендации по организации инновационной деятельности в учреждениях образования3.

По вопросам организации инновационной деятельности в учреждениях образования можно обращаться в центр развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования»: 220040, г. Минск, ул. Некрасова, 20 (каб. 217-1); контактные телефоны: (017) 285 78 55, 268 49 83.

В сфере дополнительного образования детей и молодежи в настоящее время реализуются три инновационных проекта. С целью распространения результатов инновационной деятельности в массовой образовательной практике будут опубликованы методические рекомендации.

Изменяющиеся образовательные и досуговые запросы и потребности детей и молодежи вызывают необходимость постоянного совершенствования профессионального роста педагогических кадров. Повышению эффективности в этом направлении способствует работа созданной в 2010 году Республиканской лаборатории передового педагогического опыта (Республиканский центр технического творчества учащихся). Рекомендуем создание в каждом учреждении постоянно действующих творческих лабораторий передового опыта, ресурсных информационных центров, которые в дальнейшем станут центрами комплексной методической и информационно-аналитической поддержки педагогов учреждений дополнительного образования детей.

Развитию личности педагога, его творческого потенциала будет содействовать совершенствование и реализация инновационных моделей обеспечения профессионального роста: республиканские, региональные методические объединения педагогических работников различных профилей, республиканские семинары, мастер-классы, творческие объединения.

Значимым фактором развития системы дополнительного образования детей и молодежи призвана стать информатизация образования. Для более динамичного осуществления процесса информатизации необходимо:

  • объединить усилия региональных структур учреждений дополнительного образования детей и молодежи с целью создания межрегиональной информационно-образовательной среды;

  • разработать и совершенствовать имеющиеся WEB-сайты учреждений. Работу сайта необходимо осуществлять в соответствии с Положением о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 года № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 года»);

  • совершенствовать систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных кадров в области телекоммуникационных средств и новых информационных технологий, активизировать работу по созданию образовательных электронных изданий и ресурсов, реализовывать собственные программы применения информационных компьютерных технологий, поощрять педагогические новации, основанные на использовании современных информационных технологий;

  • распространять опыт учреждений по внедрению новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и систему управления учебно-воспитательным процессом.

С целью популяризации, информирования общественности о деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи рекомендуем широко использовать возможности рекламы и средств массовой информации.

В центре внимания воспитательной деятельности учреждений в новом учебном году -
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...
Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon Предложения в методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...
Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon О реализации образовательных программ в 2011 2012 учебном году
В целях регламентации учебно-воспитательного процесса в 2011 – 2012 учебном году, соблюдение требований в образовании
Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon Заседание №1 Тема: «Организация образовательного процесса на первой...
Нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образо-вательного процесса в начальной школе в 2011/2012 учебном году
Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях
В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии...
Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon Анализ работы мбоу сош мо «Ладушкинский городской округ» за 2011-2012 учебный год
Работа школы в 2011/2012 учебном году осуществлялась в соответствии с годовым планом. Основная тема
Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon Анализ работы мбоу сош мо «Ладушкинский городской округ» за 2011-2012 учебный год
Работа школы в 2011/2012 учебном году осуществлялась в соответствии с годовым планом. Основная тема
Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 2014
Опоп. Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации...
Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon Методические рекомендации по совершенствованию качества образования
Министерства образования Республики Беларусь от 23. 09. 2010 г. №612 «Об организации и проведении мониторинга качества общего среднего...
Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание icon В 2011-2012 учебном году основной целью воспитательной работы являлось...
В 2011-2012 учебном году основной целью воспитательной работы являлось воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции