Педагогики




НазваниеПедагогики
страница1/16
Дата публикации12.05.2014
Размер2.21 Mb.
ТипКнига
literature-edu.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Серия ПЕДАГОГИКА

А. М. Новиков
ОСНОВАНИЯ

ПЕДАГОГИКИ


Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики

МОСКВА – 2010

УДК 7456

ББК 7400
Н73 Новиков А. М. Основания педагогики/ Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика. М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. – 208 с.

ISBN 978 – 5 – 72629 – 975 - 4

Книга Заслуженного деятеля науки РФ, академика Российской академии образования А. М. Новикова посвящена построению понятийно-категориального аппарата и логической структуры педагогики современного постиндустриального общества. Издание предназначено авторам учебников педагогики, преподавателям педагогики ВУЗов и колледжей. А также: студентам, аспирантам, докторантам, соискателям и ученым-педагогам.
Научный редактор: канд. пед. наук Т.В. Новикова
Рецензенты:

- член-корреспондент РАН Д.А. Новиков;

- доктор физ-мат наук, профессор А.А. Воронин;

- кандидат пед. наук, доцент О.Ю. Грезнева.

УДК 7456

ББК 7400

ISBN 978 – 5 – 72629 – 975 – 4 С А. М. Новиков, 2010
С Издательство «Эгвес», 2010,

оформление

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ...............................................................................................5

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................6

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ..........................................................16

§1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ.......................................................................16

§ 2. Законы педагогики........................................................................21

Глава 2. КУЛЬТУРА КАК ОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ..........................................................................................................30

§ 1. Освоение объективных компонентов культуры...................................................................................................................31

§2.Развитие Субъективных компонентов культуры...........41

§ 3. О ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЯ.......77

§4. О ПОСТРОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ............................80

Глава 3. Деятельность как основание оБРАЗОВАтельного процесса...................................................................82

§1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ........................................................83

§2. Общее понятие о человеческой деятельности.................87


§ 3. образовательная деятельность обучающегося..........105

§ 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..............................................131

§ 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.............................................................162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................171

ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ. СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

ОПРЕДЕЛЕНИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ (КАТЕГОРИЙ) ПЕДАГОГИКИ..........................................................................................................172
Синий, синий, синий цвет

Полюбил я с юных лет.

Он мне с детства означал

Синеву иных начал.

Б. Пастернак
ПРЕДИСЛОВИЕ
Во многой мудрости много печали

Екклазиаст
В последние годы было выпущено большое количество новых учебников под названием «Педагогика». Появились учебники с новыми «завлекательными» названиями: «Продуктивная педагогика», «Проективная педагогика», «Современная дидактика» и т.д. и т.п. Но все они традиционно страдают многословием, нечеткостью формулировок, очень слабой логикой. Причем, издание новых учебников педагогики напоминает детскую игру «в испорченный телефон» – каждый новый автор использует материалы предыдущих учебников, плюс добавляет что-то свое. В итоге логика, структура педагогики все больше размываются.

Цель данной книги, предлагаемой уважаемому Читателю, заключается в попытке выстроить относительно четкий понятийно-категориальный аппарат педагогики и ее логическую структуру (насколько это возможно в науках слабой версии, к которым, естественно, относится и педагогика – см. [35]). Причем, книга написана с принципиально новых, нетрадиционных позиций. Поэтому хотелось бы обратить внимание Читателя, что необходимо внимательное прочтение текста.

Книга называется «Основания педагогики». Основания – это то, что лежит в основе. Автору не удалось найти в литературе определения – что такое основания конкретной науки. Есть много философских публикаций по вопросам оснований науки – но оснований науки вообще. Нас же интересуют основания конкретной отрасли науки – педагогики. Исключение составляют основания математики. В Большой советской энциклопедии [4] читаем: «Основания математики – совокупность понятий, концепций и методов, с помощью которых строятся различные математические дисциплины, а также комплекс математических и философских теорий и направлений, посвященных исследованию этих понятий, концепций и методов».

По аналогии определим основания педагогики: совокупность понятий, концепций и методов, с помощью которых строится наука педагогика: педагогических, психологических, философских, других концепций и теорий: методологии, кибернетики, теории систем, системного анализа, общей теории управления и т.д.1

С тем же успехом книга могла быть названа «начала педагогики», т.к. начала (одно из значений) по В. Далю: «Первые и главные истины науки, основания ее, основы знания» [10].

Поскольку, как уже говорилось, основная цель книги заключается в построении здания категориального аппарата педагогики и ее логики, то в тексте не дается детальное раскрытие содержания всей педагогики.

Автор подходил к созданию «Оснований педагогики» в течение многих лет. Последовательно были написаны и опубликованы книги: «Процесс и методы формирования трудовых умений» (1986); «Как работать над диссертацией» (4 изд.: 1994, 1996, 2000, 2003); «Докторская диссертация?» (3 изд.:1999, 2001, 2003); «Российское образование в новой эпохе» (2000); «Методология образования» (2 изд.: 2002, 2006); «Развитие отечественного образования» (2004); «Методология учебной деятельности» (2005); «Постиндустриальное образование» (2008) и другие, а также многочисленные статьи в центральных журналах.

Представляя на суд уважаемого Читателя эту книгу, автор осознает, что это нетрадиционная работа, в ней много спорных моментов. Необходимо еще особо обратить внимание уважаемого Читателя, что данное издание – не педагогика в полном смысле. Это основания педагогики, т.е. то, на чем строится (точнее, должна строиться) педагогика.

Автор будет весьма признателен уважаемым читателям за конструктивную критику, ценные замечания и пожелания.
ВВЕДЕНИЕ
Ах, витязь, то была Наина!..

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».
Для начала необходимо изложить исходные позиции автора. Их можно выразить следующими положениями.

  1. Необходимость перехода от педагогики индустриального общества к педагогике постиндустриального общества. Мы привычно живем, анализируем и оцениваем события по традиционным меркам. Не задумываясь особенно о том, что будет в отдаленном будущем. А между тем это «отдаленное будущее» уже наступило! Неожиданно. Стремительно. Выражаясь языком М. А. Булгакова «как из-под земли выскакивает убийца в переулке»: человечество резко перешло в совершенно новую постиндустриальную эпоху своего развития. Все резко изменилось: политика и экономика, культура и социальная сфера, индивидуальные и общественные отношения, весь образ жизни людей и его стандарты.

Во второй половине ХХ века индустриальная революция, наконец, решила глобальную задачу человечества – накормить людей. С достижением материального благополучия, с появлением изобилия продовольствия, одежды, обуви, бытовой техники, как следствие этого, был обусловлен переход человечества в постиндустриальную эпоху своего развития. В последние десятилетия произошла цепь событий, совсем преобразивших мир. Энергетический кризис. Технологическая революция. Электронно-телекоммуникацион­ная революция. Интеграция мировой экономики. Гигантские экологические катастрофы. Все эти события говорят о том, что мы неожиданно для себя оказались в совер­шенно новой эпохе.

Коренным образом изменилась и идеология человечества. Ведь, начиная с ХVIII века, с эпохи Просвещения на протяжении двухсот лет основной идеей во всем мире, доминирующей силой и главным двигателем политики была вера в спасение человечества посредством справедливого общественного устройства. Она прини­мала различные формы и создала различные политические течения. Общим у всех этих течений была вера в построение такого общества, в ко­тором его совершенство приведет к совершенству отдельного че­ловека, что социальные акции способны создать идеальное об­щество, что посредством общественного устройства можно карди­нально переделать Человека.

Но жизнь ока­залась куда сложнее. Оказалось, что с ростом благосостояния растут и потребности людей. Таким образом, во всем мире за двести лет истории нового унифицированного «Адама» создать не удалось. То, что приемлемо для всех, то, что приемлемо для большинства, оказалось не прогрессивным и не гуманным по отношению к каждому конкретному человеку. Стало, наконец, понятно, что все люди разные, люди различаются между собой больше, чем различаются общественно-экономические формации. Теперь все больше осозна­ется та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятель­ность, его культура, образованность, профессиональная компе­тентность.

В последние десятилетия произошла стремительная переоценка роли науки в развитии общества. Не то, что роль науки уменьшилась. Даже скорее наоборот. Но наука в значительной мере переключилась на другие функции. Обратимся к истории. Начиная с эпохи Возрождения, наука, отодвинув на задний план религию, заняла ведущую позицию в организации и развитии общества. Если в прошлом выносить те или иные принципиальные суждения могли только иерархи церкви, то, впоследствии, эта роль целиком перешла к сообществу ученых. Научное сообщество диктовало обществу правила практически во всех областях жизни, наука являлась высшим авторитетом и критерием истинности. На протяжении нескольких веков ведущей, базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области деятельности людей, системообразующим фактором организации общества являлась наука. Именно наука была важнейшим, базовым институтом, так как в ней формировалась и единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделялись частные теории и соответствубщие предметные области профессиональных деятельностей в общественной практике. «Центром» развития общества являлись научные знания, а производство этих знаний – основным видом производства, определяющим возможности остальных видов и материального, и духовного производства.

Естественно, в тех условиях и была сформирована «знаниевая» парадигма образования – так называемые «ЗУНы» – в основу содержания образования были положены исключительно научные знания.

Но за последние десятилетия роль науки (в самом широком смысле) существенно изменилась по отношению к общественной практике (также понимаемой в самом широком смысле). С XVIII века до середины прошлого ХХ века в науке открытия следовали за открытиями, а практика следовала за наукой, «подхватывая» эти открытия и реализуя их в общественном производстве – как материальном, так и духовном. Но затем этот этап резко оборвался – последним крупным научным открытием было создание лазера (СССР, 1956г.). Постепенно, начиная с этого момента, наука стала все больше «переключаться» на технологическое совершенствование практики: понятие «научно-техническая революция» сменилось понятием «технологическая революция», а также вслед за этим появилось понятие «технологическая эпоха» и т.п. Основное внимание ученых переключилось на развитие технологий. Возьмем, к примеру, стремительное развитие компьютерной техники и компьютерных технологий. С точки зрения «большой науки» современный компьютер по сравнению с первыми компьютерами 40-х г г. XX в. принципиально ничего нового не содержит. Но неизмеримо уменьшились его размеры, увеличилось быстродействие, память, появились языки непосредственного общения компьютера с человеком и т.д. – т.е. стремительно развиваются технологии.

Если ранее наука производила «вечное знание», а практика пользовалась «вечным знанием», т.е. законы, принципы, теории жили и «работали» столетия или, в худшем случае, десятилетия, то в последнее время наука в значительной мере переключилась, особенно в гуманитарных, общественных и технологических отраслях, на знание «ситуативное». Значительная часть научных исследований сегодня проводится в прикладных областях, в частности, в экономике, технологиях, в образовании и т.д. и посвящается разработке оптимальных ситуативных моделей организации производственных, финансовых структур, образовательных учреждений, фирм и т.п. Но оптимальных в данное время и в данных конкретных условиях. Результаты таких исследований актуальны непродолжительное время – изменятся условия, и такие модели никому уже не будут нужны.

Далее, если раньше мы произносили слово «знание», как бы автоматически подразумевая под этим научное знание, то сегодня помимо научного знания человеку приходиться пользоваться и знаниями совершенно иного рода. Например, знание правил пользования компьютерным текстовым редактором – это достаточно сложное знание. Но вряд ли научное – ведь с появлением какого-либо нового текстового редактора прежнее «знание» уйдет в небытие. Или же базы данных, стандарты, статистические показатели, расписания движения транспорта, огромные информационные массивы в Интернете и т.д. и т.п., чем каждому человеку приходится все больше и больше пользоваться в повседневной жизни. То есть научное знание сегодня сосуществует с другими, ненаучными знаниями. Часто в публикациях авторы предлагают разделять эти понятия на знание (научное знание) и информацию.

Таким образом, наука сегодня утратила роль системообразующего фактора организации общества. Соответственно, изменение роли науки в жизни людей требует изменений в подходах к построению содержания образования – если раньше в основе содержания образования лежали исключительно научные знания, то теперь научные знания должны стать лишь одним из компонентов содержания образования, равноправно и рядоположено с другими формами человеческого сознания. Научный тип образования должен смениться другим, новым типом. Назвать его пока затруднительно, возможно это будет технологический тип или проектно-технологический тип.

В связи с переходом человечества в новую эпоху своего существования, в течение нескольких следующих десятилетий образование, очевидно, изменится больше, чем за все триста с лишним лет, прошедших с момента возникновения, в результате изобретения книгопечатания, школы современного типа. Общество, в котором образование становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к образовательным учреждениям в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Необходимо заново осмыслить, что такое обучение, воспитание, и что такое обученный и воспитанный человек.

Сегодня много говорят об инновационном обучении – в отличие от традиционного (хотя, по нашему мнению, это разделение весьма условно и далеко не всегда отражает суть – ведь инновации вырастают из традиций и в значительной мере «вбирают» их в себя). Сами термины: инновационное и традиционное обучение и идея их альтернативности были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978г., обративших внимание мировой общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию ее творческих возможностей.

Инновационное обучение в этом докладе трактовалось как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми. Обобщая специфику инновационного обучения, следует выделить его черты: открытость обучения будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях.

В индустриальном обществе система образования является своего рода поточной системой. Массовое образование служит целям индустриального производства, готовит работоспособные элементы индустриального механизма и само является или стремится быть хорошо отлаженным механизмом, индустрией по производству кадров. Система массового образования строится по образу и подобию индустриального производства и делит с ним его достижения и неудачи.

Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога и т.д.

Сравнение основных компонентов образовательных парадигм в индустриальном и постиндустриальном обществе приведено в таблице 1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогики iconРабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Педагогики iconНужно подготовить ответы к экзаменационным вопросам. Объём ответа...
Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики

Педагогики iconПознавательная роль сказок
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками...

Педагогики iconПрограмма по дисциплине опд ф 9 Сравнительная педагогика
Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики. Тенденции развития образования в...

Педагогики iconН. А. Вершинина структура педагогики: методология исследования монография
Структура педагогики: Методология исследования. Монография. – Спб.: Ооо изд-во «Лема», 2008. – 313с

Педагогики iconПрограмма подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика»
«Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,...

Педагогики iconРабочая программа дисциплины «История педагогики и образования. Поликультурное образование»
Целями освоения дисциплины «История педагогики и образования. Поликультурное образование» являются следующие

Педагогики iconМетодические указания по выполнению реферата тема: Проблема определения...
Тема: Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков

Педагогики iconБелкин А. С. Б 43 Основы возрастной педагогики: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений
...

Педагогики iconАктуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных...
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции