Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Рекомендована: Утверждаю:
МЦ МБУ «ГУНО» Заведующий МБДОУ «Детский
Протокол № сад № 29 «Рябинушка»
«__» ______________20__г. комбинированного вида»
_________________Н.В. Ананьина
от «___» ________________20__г
Принята:
Педагогическим советом
Протокол №2
от «___» __________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
«ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ»
Составитель:
педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности
Кукликова Т.Л.
г. Инта
2011 г.
Содержание
рабочей учебной программы
1. Пояснительная записка.
2. Задачи программы.
3. Методы и приёмы работы с детьми.
4. Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений.
5. Список литературы.
6. Перспективный план работы.
7. Разделы учебной программы, практическое содержание, материальное обеспечение:
- Дымка ( 4 часа);
- Городец (3 часа);
- Гжель (6часов);
- Филимоновская игрушка (6часов);
- Хохлома (8часов);
- Полхов - Майдан (3 часа).
Пояснительная записка
За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Современная педагогика требует прежде всего эмоционального, творческого развития ребёнка. В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовные заряды творчества.
Народное прикладное искусство имеет большое значение для развития художественных способностей, творческого воображения и эстетического вкуса у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.
Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивляемся мы красоте родной земли? Всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой народной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобной в пользовании, мастерски исполненные.
Дети учатся рисовать простейшие элементы. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы и игрушки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу русских мастеров. Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что, глядя на узоры трав, цветов, ягод, ещё раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям. Дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них возникает желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор с цветами и ягодами. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно – прикладного искусства, и с народными традициями. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более «детскую» игрушку трудно придумать. Истоки творческих сил человека восходят к детству – той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребёнка становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах.
Задачей кружковой работы является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к декоративно-прикладному искусству, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народные промыслы, оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста, формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребёнка, его взглядах, интересах, желаниях. Правильно организованное художественное развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях. Своевременное приобщение ребёнка к миру искусства помогает становлению творческой активности не только в художественной сфере. При этом в основе потребности в создании нового – полнота восприимчивости и заинтересованное отношение к окружающему. Отсюда идут ступени к творчеству.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с декоративным рисованием и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству.
3. Сформировать навыки технического исполнения декоративной росписи.
4 . Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Методы и приёмы работы с детьми
МЕТОДЫ
|
ПРИЁМЫ
|
1. Наглядные:
* использование натуры
* рассматривание
* образец
* рассматривание картин
* наблюдение окружающей действительности
* анализ детских работ
2. Словесные:
* беседа
* использование образцов художественной литературы
3. Практические
*упражнение
* эвристический метод
|
* демонстрация предмета
*художественное слово
* указание
* пояснение
* разъяснение
* игровые приёмы
* сюрпризный момент
* совет
* поощрение
* напоминание
* вопросы
|
Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений
Цвет:
*-знает цветовую гамму росписи;
**-знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;
***-не знает цветовую гамму росписи.
Форма:
*- рисует простые и сложные элементы росписи, узор передаёт точно;
**- рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
***- рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются.
Умение работать кончиком кисти:
*- хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
**- умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
***- не умеет работать кончиком кисти.
Композиция:
*-ребёнок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы росписи;
**-ребёнок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;
***-скученное изображение.
Характер линии:
*-плавная без отрыва;
**-прерывистая;
***-не получается.
Уровень самостоятельности выполнения работы:
*-самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;
**-необходима частичная (небольшая) помощь педагога;
***-не может выполнять работу.
Творчество:
*-самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;
**-составляет композицию, но для этого ребёнку надо иметь образцы перед глазами:
***-рисует только то, что видит, нет творческой активности.
ЛИТЕРАТУРА
Декоративное рисование с детьми 5-7лет. Авторы- составители: В. В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Издательство « Учитель», Волгоград,2011
И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз- Дидактика. Творческий центр « Сфера», Москва, 2007.
И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Карапуз- Дидактика «Сфера», Москва, 2007.
И.А. Лыкова. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре- самолёте и в машине времени. Занятия в изостудии. Москва, 2010.
И.А. Лыкова. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки. Интеграция искусств в детском саду. Москва ,2009.
Научно- методические журналы «Детский мир». Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе. Учредители: Учреждение Российской академии образования «Институт художественного образования ООО «Карапуз- Дидактика».
Комплект рабочих тетрадей по основам народного искусства: Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. Москва. Мозаика- Синтез,2003.
Наглядные и раздаточные пособия. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста. Издательство: «Айрис- пресс», Москва, 2007.
Перспективный план работы.
Месяц
|
1 занятие
|
2занятие
|
3 занятие
|
4занятие
|
Октябрь
|
Знакомство с дымковской росписью
|
Волшебные лошадки.
Дымка
|
Домашние животные (козлик). Дымка
|
Домашние животные (уточка). Дымка
|
Ноябрь
|
Знакомство с городецкой росписью
|
Роспись тарелки. Городецкий венок
|
Украшение стенки сундука. Городецкий букет
|
Знакомство с историей промысла. Гжель
|
Декабрь
|
Роспись изразца. Путешествие (кораблик). Гжель
|
Зимняя сказка Гжели. Терем
|
Зимняя сказка Гжели. Домик с трубой и сказочник- дым
|
Дед Мороз на санях и гжельская лошадка
|
Январь
|
Снегурочка на упряжке оленей. Гжель
|
Знакомство с филимоновс - кой игрушкой. История промысла.
|
Филимоновс - кий петушок
|
|
Февраль
|
Петух и курица. Филимоновс кая игрушка
|
Цыплята и одуванчики. Филимоновские игрушки
|
Филимоновские олешки
|
Домашние животные (филимоновский бычок)
|
Март
|
Знакомство с хохломской росписью
|
Хохломская роспись «рябинка»
|
Панно «Золотая рыбка»
|
Вербное воскресенье. Натюрморт.
|
Апрель
|
Роспись натюрморта по мотивам хохломской росписи
|
Роспись салфетницы
|
«Уточка – солонка»
|
Панно «Золотой петушок»
|
Май
|
Знакомство с росписью Полхов- Майдан. «Шиповник»
|
«Гриб – копилка» Полхов- Майдан.
|
Весёлая матрёшка. Полхов- Майдан.
|
|
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Дети быстро включаются в творческие игры, с удовольствием сочиняют и пробуют воплощать свои задумки.
Тема кружковой деятельности
|
Цели. Практическое содержание.
|
Материалы.
Инструменты.
Оборудование.
|
Знакомство с дымковской росписью
|
-воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширить и обогатить знания детей;
-познакомить детей с новым видом декоративно- прикладного искусства- дымковской игрушкой;
-вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров;
-учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, развивать художественный вкус;
-познакомить с элементами: прямая линия, точки- горошина;
-учить составлять узор, используя прямые линии и точки- горошины, закреплять технические навыки и приёмы в рисовании этих элементов;
-развивать самостоятельность и аккуратность.
|
Дымковские игрушки: барышни, лошадки, птички и т.д.; иллюстрации. Альбомы, кисти, салфетки, краски ярких цветов.
|
Волшебные лошадки
|
-учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров, развивать художественный вкус; учить детей согласовывать движения с речью; расширять и обогащать знания;
-упражнять в рисовании знакомых элементов (прямая линия, точки-горошины), познакомить с новыми элементами (волнистая линия, круги);
-развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук;
-воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, желание рисовать дымковские узоры.
|
Дымковские лошадки, иллюстрации.
Шаблоны лошадок.
Альбомы, кисти, салфетки, краски ярких цветов.
|
Домашние животные (козлик)
|
-закрепить знания о домашних животных, их детёнышах, кто что делает (грызёт, лает, жуёт);
-развивать мышление и память у детей;
-формировать бережное отношение к природе и животным;
-познакомить с элементами дымковской росписи (колечки);
-учить аккуратности;
-вызывать интерес к народному творчеству.
|
Дымковские игрушки, иллюстрации, тематические потешки. Дымковские плоскостные силуэты. Альбомы, кисти, салфетки, краски ярких цветов.
|
Дымковские животные (уточка)
|
-продолжить знакомить детей с дымковским орнаментом, элементами росписи, цветовой гаммой и приёмами выполнения узоров;
-учить выделять середину и кайму, используя элементы дымковской росписи и красиво сочетать их;
-развивать память, творческие способности детей, чувство цвета композиции;
-воспитывать эстетические и этические чувства у детей.
|
Дымковские игрушки, иллюстрации, тематические потешки. Дымковские плоскостные силуэты. Альбомы, кисти, салфетки, краски ярких цветов.
|
|