Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов,




НазваниеЗадача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов,
страница1/4
Дата публикации01.06.2014
Размер0.73 Mb.
ТипЗадача
literature-edu.ru > Культура > Задача
  1   2   3   4

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ




Федеральный компонент




ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ:




-Введение в культурологию

Дисциплина «Введение в культурологию» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 031401 Культурология и адресована студентам 1 курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предмет курса – культура как социально-исторический феномен, отличающийся динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством.

Цель курса – сформировать у студентов представление об основных подходах и направлениях анализа культуры, о важнейших особенностях различных эпох истории мировой и отечественной культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры.

Задача курса – познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, с современными представлениями о “постмодернизме” и проблемами межкультурного диалога.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

• знать основные подходы к анализу культурных текстов,

• знать категориальный аппарат культурологии,

• ориентироваться в эпохах истории мировой и отечественной культуры,

• иметь представление о современных проблемах развития культуры.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (24 часа).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.




-Теория культуры

Дисциплина «Теория культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 031401 Культурология и адресована студентам 2 курса (4 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предмет курса – культурные формы и процессы, основные культурологические понятия и наиболее известные концепции культуры.

Цель курса – сформировать у студентов представление о культуре как о целостном феномене, меняющем свои характеристики в ходе мировой истории, предложить методику выявления опорных категорий для построения одного из вариантов целостной теории культуры.

Задачи курса – ознакомить студентов со смыслообразующими основаниями и типологией культур; в курсе дается возможность представить систему культурологических концепций в качестве единой "теории культуры".

В результате изучения курса студенты должны:

• знать основные категории культуры,

• уметь выявлять принципы и критерии типологий культуры,

• владеть анализом культурологических концепций.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (30 часов), семинары (14 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.




-Методы изучения культуры

Дисциплина «Методы изучения культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 031401 Культурология и адресована студентам 3 курса (5-6 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предметом дисциплины являются теоретико-методологические проблемы изучения культуры.

Основная цель дисциплины – научить студентов методам получения знаний о культуре, представленных в контексте новоевропейской интеллектуальной истории, а также методам анализа содержания основных подходов к исследованию культурных форм и процессов.

Задачи дисциплины – показать тесную взаимосвязь теоретико-методологических, историко-культурных аспектов изучения культуры с методическими проблемами подготовки культурологов.

Практическая задача дисциплины – научить студентов-культурологов понимать многообразные возможности современных методов изучения культуры и использовать их в научно-исследовательской и преподавательской работе.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

• содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций изучения культуры;

• историко-культурный контекст, обусловивший появление этих концепций;

• историко-культурную взаимосвязь названных концепций;

уметь:

• анализировать и интерпретировать тексты по методологии культурологического знания;

• оценивать познавательные возможности методологических концепций изучения культуры;

владеть:

• понятийным аппаратом дисциплины;

• техниками анализа текстов.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (32 часа), семинары (32 часа).

Формой итогового контроля знаний студентов являются экзамен (5 семестр) и зачет (6 семестр).




-Философия культуры

Дисциплина «Философия культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 031401 Культурология и адресована студентам 4 курса (7 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предметом рассмотрения является культура как целостный феномен и способы философской концептуализации культурных практик.

Цель курса – рассмотреть философию культуры как самостоятельную область философского знания, как то, что составляет «предельный горизонт» конкретных исследовательских подходов и практик изучения культуры, влияет на формы и содержание социально-политического и эстетического ее конструирования.

Задачи дисциплины:

• освоить понятийный инструментарий культурфилософских концепций, их язык и парадигматику,

• познакомить студентов с текстами, представляющими основные направления европейской и русской культурфилософской мысли XIX-XX веков,

• обсудить их исторический и теоретический контекст, внутренние взаимосвязи в рамках общего смыслового поля философии культуры.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

• специфику теоретической экспликации «пространства культуры» в рамках культурфилософского способа ее осмысления,

• проблематику основных направлений европейской и русской философии культуры XIX и XX века,

• взаимосвязи между основными теоретическими направлениями, теоретический и исторический контекст их формирования,

• содержание фундаментальных философских концептов, посредством которых осуществляется теоретическое описание феномена культуры,

• специфику, возможности и границы философского осмысления культуры, его значение как формы саморефлексии культуры;

уметь:

• определять значение разных культурфилософских подходов для конкретной исследовательской практики в сфере изучения культуры,

• анализировать базовые культурфилософские тексты, знать их проблематику, исторический и теоретический контекст формирования;

владеть:

• понятийным аппаратом дисциплины,

• техниками анализа философских текстов.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (32 часа), семинары (16 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.




-Социология культуры

Дисциплина «Социология культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 031401 Культурология и адресована студентам 4 курса (8 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предмет курса – культура, рассмотренная через призму социальных феноменов, объясняющих ее строение, способы ее трансляции и функционирования в обществе, механизмы ее самосохранения и обновления в историческом процессе.

Основная цель дисциплины – сформировать у студентов представление о связи культуры и социума, их взаимной обусловленности, научить видеть культуру в социологической перспективе (с точки зрения социальных процессов, групп, институтов, взаимодействий социальных акторов).

Задачи курса:

• освоение теоретического языка и методологического инструментария основных направлений социологии;

• изучение практических областей культурсоциологического знания: мода, искусство, потребление и пр.;

• знакомство с базовыми количественными и качественными методами современной социологии культуры.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать:

• предметную специфику социологии культуры, ее место в системе гуманитарного знания;

• основные теории в рамках данной науки;

• основные характеристики культуры, культурные формы и практики с социологической точки зрения;

• актуальные проблемы социологии культуры;

уметь:

• логично представлять освоенное знание, устанавливать междисциплинарные связи;

• критически воспринимать и интерпретировать социокультурные явления с социологической точки зрения;

• применять социологические методы, адекватные исследуемой проблеме;

владеть:

• понятийным аппаратом дисциплины;

• навыками культурсоциологического анализа различных общностей и процессов.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (32 часа), семинары (16 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.




-Методика преподавания истории и теории культуры

Дисциплина «Методика преподавания истории и теории культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 031401 Культурология и адресована студентам 4 курса (8 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предмет курса – принципы перевода фундаментального знания о культуре в академическую образовательную практику.

Цель курса – показать студентам методические проблемы изучения и преподавания культуры в общенаучном контексте и в связи с изменениями в системе современного социально-гуманитарного знания – направленностью культурологического образования в на формирование у слушателей навыков преподавательской работы.

Задачи курса:

• показать тесную взаимосвязь теоретико-методологических, историко-культурных аспектов изучения культуры с методическими проблемами подготовки культурологов;

• содействовать формированию у студентов-культурологов понимания многообразных возможностей применения современных методов изучения культуры, конкретного их использования в научно-исследовательской и преподавательской работе.

В результате изучения дисциплины студент должен:

• овладеть исследовательскими подходами, методами, познавательными приемами, сознавая их культурно-историческую обусловленность и необходимость соотнесения с подвижным изменчивым интеллектуальным контекстом;

• научиться критической рефлексии и практическим приемам работы с текстами по теории и истории культуры.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (16 часов), семинары (16 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.




ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ:




-История мировой культуры

Дисциплина «История мировой культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 031401 Культурология и адресована студентам 2-3 курсов (3-6 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предмет курса – объективные закономерности мирового культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы, управляющие развитием культурных интересов людей.

Цель курса − представить в целостном виде историю мировой культуры, определить содержание ее качественных преобразований в процессе становления и модернизации общественных структур, показать специфику взаимодействия культур, рассмотреть многообразие культурных форм в древнем и современном мире.

Задачи курса − на основе историко-типологического подхода содействовать формированию у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик.

В результате освоения курса студенты должны освоить специфику работы с основными понятиями культурологии применительно к истории мировой культуры, уметь применять современные методы к изучению культурно-исторических текстов, приобрести навыки теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных культурных явлений и процессов.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (104 часа), семинары (56 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.




-История культуры России

Дисциплина «История культуры России» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 031401 Культурология и адресована студентам 2-3 курсов (3-6 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предмет курса − культурно-исторический процесс русских земель и России с Х века до нашего времени, его закономерности и своеобразие, рассматриваемые в контексте мировой культуры.

Цель курса – изучение идеалов, общественных представлений и поведенческих стратегий в культуре России. Обучающей целью курса является формирование устойчивой системы знаний по истории отечественной культуры, выработка целостного представления о генезисе и особенностях культуры России, о ее месте в системе европейских культур.

Курс ставит задачи:

• ознакомление студентов с новейшими концептуальными представлениями по истории отечественной культуры;

• выработку навыков самостоятельного анализа историко-культурного процесса на базе комплексного изучения историографии и корпуса источников (законодательные акты, делопроизводственные материалы, статистика, публицистика, периодика, источники личного происхождения, научная и художественная литература и др.).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

• основные понятия и тенденции развития истории культуры русских земель и России;

• дискуссионные проблемы современной исторической науки; основные историко-культурные подходы к российской истории;

уметь:

• охарактеризовать категории русской культуры в их устойчивых компонентах и развитии;

• применять исторический инструментарий к текстам и визуальным памятникам различных культурных эпох;

владеть:

• навыками применения культурных категорий в описании памятников российской культуры, идентификации культурных памятников, определения их ценности для российской и мировой культуры, интерпретации достижений, проблем и перспектив российской культурной политики.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconПрограмма по дисциплине культурология (включая религиоведение)
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные»...

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconДень русского слова (210-летие со дня рождения А. Пушкина) в Ужгороде
Ужгородского общества русской культуры, русские Закарпатья, почитатели русского языка, русской культуры и творчества русского Поэта,...

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconРабочая программа дисциплины (модуля) основы экологической культуры
Целью освоения дисциплины «Основы экологической культуры» является формирование у студентов профессиональной компетентности, заинтересованности...

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconРабочая программа дисциплины (модуля) основы экологической культуры
Целью освоения дисциплины «Основы экологической культуры» является формирование у студентов профессиональной компетентности, заинтересованности...

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconПлан мероприятий Управления образования муниципального района «Печора»,...
Привлечение внимания обучающихся и молодежи к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской...

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconСамостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры
Мишатина Н. Л. Технология освоения концептов русской культуры: учебно-методическое пособие. (Серия «Инновационные технологии в филологическом...

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconУспенский Б. А. Избранные труды. Т семиотика истории. Семиотика культуры
Трансляция, аккумуляция и трансформация европейской культуры в семиотической структуре российского общества XVIII века является определяющим...

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)

Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, в курсе акцентируется внимание на русском...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции