Скачать 0.78 Mb.
|
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии и социальных наук Кафедра философии культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методический комплекс Для студентов факультета философии и социальных наук Минск2001 ВВЕДЕНИЕУчебно-методический комплекс базового учебного курса "Культурология" разработан для студентов факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Главная задача курса состоит в обеспечении реализации стратегии гуманитаризации профессиональной подготовки студентов в рамках программы классического высшего образования. Целью курса является ознакомление студентов с ключевыми темами философии культуры, осуществление комплексной реконструкции историко-культурологической и теоретико-культурологической проблематики, изучение фундаментальных работ ведущих представителей отечественной и зарубежной культурологии. УМК разработан с учетом учебно-методических материалов автора по спецкурсам, читаемым на отделении философии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" включает в себя тематический план, учебную и рабочую программы, учебно-методическую карту дисциплины, библиографический перечень, задания для самостоятельной работы студентов и список вопросов для итогового зачета. Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА1. Лекционный курс Тема 1 Культурология в системе философских дисциплин Понятие философии культуры. Дескриптивно-феноменологические и теоретико-аналитические дефиниции культуры. Культурфилософия Х1Х века как метафизическое истолкование культуры. Дисциплинарный статус современной культурологии как неклассической философии культуры, основные аспекты ее актуальности. Предмет и задачи культурологии. Понятие культуроцентризма как возможной методологической установки. Структура культурологического знания (философия, теория и история культуры, этика, эстетика, религиоведение, антропология, семиотика, герменевтика). Методологическая база и категориальный аппарат культурологии. Эвристичность культурологического знания. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ Тема 2 Культура первобытного общества Понятие и схема антропогенеза. Основные периоды генезиса первобытной культуры (ключевые точки бифуркации антропогенеза): палеолит, мезолит, неолит. Космологические и религиозные верования в первобытной культуре. Понятия пралогического мышления, бинарной культуры, бриколажа. Синкретизм первобытной культуры. Феномен мифа и особенности мифологического сознания первобытного человека. Первобытные сообщества в контексте современной культуры. Структурная антропология: сущность и основные направления. Особенности первобытного искусства (изобразительные средства, сюжетная канва, технические приемы). Тема 3 Культура древневосточных цивилизаций Западная (техногенная) и восточная (традиционная) стратегии культурного развития: фундаментальные приоритеты и ценности. Принципы "у-вэй" (недеяния) и корпоративности как устои традиционных обществ. Ценности активно-преобразовательной деятельности и автономной личности как начала в западноевропейской культурной традиции. Специфика древнеиндийской культуры. Понятия брахмана, атмана, сансары, мокши, нирваны. Ортодоксальные (ведические) и неортодоксальные (джайнистские, буддистские и пр.) воззрения в древнеиндийской культуре. Феномен буддизма, его сущность и мировоззренческое значение. Конфуцианская ортодоксия в Древнем Китае. Принцип жэнь, его культурный смысл. Основные положения учения даосизма. Феномен традиционализма и великие древнекитайские империи. Художественная культура древневосточных цивилизаций. Тема 4 Культура античности Феномен античной культуры: хронологический и проблемно-тематический аспекты. Логический принцип античной культуры. Инвариантный терминологический ряд: раб – вещь (материя), рабовладелец – интеллект (идея), полис как логический предел их единства (Космос). Принцип космоцентризма. Исходные интуиции античной культуры: интуиция актуальной бесконечности тела, интуиция идеального (скульптурного) тела, интуиция пантеизма как мистики тела. Эволюция античной культуры. Феномен античного мифа (Гомер). Переход от мифа к логосу (натурфилософы, Сократ). Античная классика (Платон, Аристотель). Трансформации классической эпохи в контексте эллинизма. Этика стоицизма, астрономия Птолемея, метафизика неоплатонизма. Идеи государства и права в Древнем Риме. Зарождение христианства и распад Римской империи. Художественный мир латинской культуры. Тема 5 Культура западноевропейского средневековья Становление средневековой культуры: идейно-философские, религиозные основания (язычество, иудейский монотеизм, платонизм и неоплатонизм, учения отцов Церкви). Метаморфозы греко-римского мышления в переходную эпоху. Средневековье как сакральный тип культуры. Идея креационизма и идея божественного откровения как фундаментальные принципы средневековой культуры. Основные тенденции христианского мировоззрения (схоластика и мистика в своих модификациях). Внутренняя противоречивость христианской культуры. Интимизация Бога и веры у Августина Блаженного. Схоластические искания Фомы Аквинского. Церковное и религиозное искусство, его главные приоритеты – символизм, ригоризм, каноничность. Феномен карнавализации и скоморошества в средневековой культуре. Романский и готический архитектурные стили средневековья. Семь "свободных" искусств в схоластической классификации. Тема 6 Культура древней и средневековой Руси Феномен восточнославянского язычества: специфика социокультурного развития и ментальной парадигмы. Пантеон языческих богов. Главные языческие праздники. Традиции православия и метаморфозы древнерусской культуры. Феномен двоеверия (оппозиция княжеской власти и института волхвов). Татаро-монгольское нашествие и его влияние на духовно-экономическую ситуацию на Руси. Древнерусский эпос: сюжетно-содержательная эволюция былинного корпуса, ее мировоззренческое значение. Художественное наследие средневековой Руси – иконопись Андрея Рублева, средневековое зодчество, литературные памятники (Иларион "Слово о законе и благодати"). Средневековое белорусское искусство. Творчество Кирилла Туровского. Житийная литература ХШ – ХУ вв. Тема 7 Культура Ренессанса. Феномен Реформации и Контрреформации Основания, особенности и периодизация западноевропейской культуры эпохи Возрождения. Идеи пантеизма и гелиоцентризма как основоположения ренессансного мировоззрения. Явление секуляризации культуры. Этико-эстетическая модель человека в культуре Ренессанса. Ценности гуманизма и свободы, их амбивалентная сущность. Технический прогресс и новые перспективы искусства: развитие новых жанров в живописи, технических приемов и эстетических концепций. Культурные ценности Ренессанса и феномен Реформации. Основные идеи, достижения и парадоксы Реформации. Религиозное и общекультурное значение Реформации для западноевропейского общества. Контрреформация, причины и последствия. Белорусская культура периода Реформации и Контрреформации. Специфика белорусского гуманизма. Творчество Н. Гусовского, Ф. Скорины. С. Будного. Тема 8 Новоевропейская культура ХУП – ХУШ вв. Новые социально-культурные предпосылки и мировоззренческие идеи: расширение жизненного мира (великие географические и астрономические открытия), формирование конструктивно-технологического стиля мышления, приоритет науки в культуре. Онтологические и гносеологические идеи Нового времени. Механистическая картина мира, ее специфика. Феномен Просвещения в Европе. Метафизичность и утопизм просветительских идей. Радикальная критика культуры у Ж..-Ж.. Руссо. Становление классической науки как опытно-экспериментальной формы рационально-теоретической деятельности. Дилемма рационализма и эмпиризма, основные идеи и персоналии альтернативных направлений. Сциентизм как мировоззренческая ориентация западноевропейской культуры. Художественная культура ХУП – ХУШ вв. Классицизм в искусстве, его теоретические основоположения, представители, общекультурные последствия. Особенности искусства реализма. Тема 9 Рецепции новоевропейской культуры в России и Белоруссии Эволюция празападных идей в России. Немецко-протестантский европеизм Петра 1. Петровские реформы: позитивное и негативное значение для русской культуры. Феномен русского раскола, его религиозная и общекультурная сущность. Легенда о граде Китеже. Идеи французского Просвещения в России. Феномены вольтерианства и руссоизма. "Просветительская дружина" Петра 1. Явления примитивизма, идеализации и сентимитализма в русской культуре и искусстве ХУШ в. Феофан Прокопович и формирование нового типа русской культуры. Деизм М.В. Ломоносова. Основание Московского университета. Становление русской интеллигенции. Радикализм А.Н. Радищева. Специфика белорусского просвещения. Идеи Яна Снядецкого, Аниола Довгрида, Соломона Маймонда. Тема 10 Европейская и русская культура Х1Х века Внутренний дуализм европейской культуры Х1Х века: противоборство романтизма и просветительства (причины, особенности, последствия). Самокритика европейской культуры. Оппозиция рационализму в европейской культуре (Шеллинг, Ницше, Кьеркегор). Социокультурная парадигма истории и общества Маркса. Феномен отчуждения и основные направления его трактовки. Русская культура Х1Х века. Проблемы культурной самоидентификации в историософии П.Я. Чаадаева. Дискуссия западников и славянофилов, сходство и различие их позиций. Трансформация западнических и славянофильских идей в ХХ веке. Метаморфозы разночинской интеллигенции на рубеже веков (образ "воинствующего монаха"). Художественная культура в Белоруссии Х1Х в. Романтизм Я.Чечета, Дунина-Марцинкевича; реализм Ф.Богушевича, М. Богдановича, А. Мицкевича. Тема 11 Культура ХХ века Парадигма постклассической европейской культуры: основные постулаты. Кризис науки как культурного феномена. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие альтернативы. Актуализация экзистенциально-антропологических ценностей в западноевропейском обществе. Проблема культуры и новых информационных технологий. Феномен "массовой" культуры. Проблема культурной идентичности в ХХ веке. Ситуация постмодернизма в культуре: причины, генезис, основоположения, ведущие персоналии, перспективы. Постмодернизм как узко-эстетическое и общекультурное явление. Искусство в ХХ веке. Проблема массового и элитарного искусства. Проблема традиции в искусстве. Особенности сюжетно-жанровой динамики искусства на рубеже тысячелетий. ТЕОРЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ Тема 12 Культура как феномен: основные направления интерпретации Основные концепции происхождения культуры: богословская, религиозно-философская, общественно-историческая, психоаналитическая, неокантианская. Направления философского анализа культуры. Культура как система ценностей. Метакатегория "ценность" в культурологии. Культура как символотворчество. Понятие символа. Культура как традиционно-новационный процесс. Культура как полифункциональное образование. Культура как деятельность. Метакатегория "деятельность" в философии и культурологии. Деятельность (практика) как медиум между реальностью и продуктами объективации сознания. Понятие артефакта. Культура как "вторая природа". Надбиологический характер культуры (миф о Прометее). Культура и природа – культурный человек и варвар. Материальная и духовная стороны культуры. Тема 13 Культура и цивилизация Понятие цивилизации (полисемантичность дефиниций). Признаки, типология и генезис цивилизаций (анализ альтернативных подходов). Соотношение цивилизационной и формационной методологий реконструкции мирового культурно-исторического развития. Общество в цивилизационном и формационном развитии: структурно-схематический аспект. Понятие цивилиографии как теории цивилизаций: методологические основания. Цивилизация и культура. Учение П. Сорокина о культурных суперсистемах. Концепция "столкновения цивилизаций" С. Хантингтона. Теория "конца истории" Ф. Фукуямы. Феномен "русской цивилизации" в контексте оппозиции Восток – Запад. Тема 14 Внутренняя противоречивость культуры Аполлоническое и дионисийское начала в культуре. Онтология культуры Ф. Ницше. Феномен античной культуры, ее трагическая раздвоенность. Аполлон и Дионис как два полюса космоса эллинской и всей западноевропейской культуры. Органическое и организованное начала в культуре. Феномен машины в культуре (проблема мифологизации). Теория Л. Мамфорда, основные понятия – "невидимая машина", "трудовая машина", "мегамашина". Феномен техники, формы и границы ее воздействия на человеческое бытие. Особенности истолкования техники в философии Н.Бердяева, М.Хайдеггера, К.Ясперса. Развитие техники и культурные мутации. Концепция О.Тоффлера и проблема антропогенной цивилизации. Фундаменталистское и модернистское начала в культуре. Фундаментализм как культурная ориентация, его амбивалентный характер. Фундаментализм и традиционализм: сравнительный анализ. Виды фундаментализма – евангельский, исламский, православный. Экуменизм как форма противостояния фундаментализму. Светский и религиозный модернизм, его достоинства и недостатки. Партикуляристское и универсалистское начала в культуре. Партикуляризм как мировоззренческая установка (основания и сущность). Концепции Н.Данилевского, О.Шпенглера, Э.Трельча, Л.Фробениуса, Л.Сенгора, А.Мазруи, М.Гарви, Г.Осена как отрицание идеи культурного единства человечества. Понятия европоцентризма, американоцентризма, афроцентризма. Идея универсальности историко-культурного процесса (теории К.Леви-Строса, К.Ясперса, Н.Бердяева). Специфика универсалистских интенций русской культуры (мессианско-эсхатологический утопизм). Космополитическое и националистическое начала в культуре. Понятие культурной идентичности. Типология культурных идентификаций. Проблема идентичности русской культуры. Этноцентризм как форма культурной идентичности. Национализм как феномен современной социокультурной ситуации. Проблема культурной маргинальности, специфика форм современной маргинальности в культуре. Элитарное и массовое начала в культуре. Культура, субкультура, контркультура: терминологическое истолкование. Контркультура как механизм социодинамики. К.Манхейм и его трактовка субкультур. Феномен моды в культуре. Тема 15 Феномен права в контексте культуры: западноевропейская, славяно-русская и восточная модели Понятие, генезис и система права. Духовные доминанты различных правовых культур – западноевропейской, индийской, китайской, арабской, русской. Система Римского права и ее значение в контексте мировой культуры. Основания и регулятивные принципы современного права в американо-европейской и постсоветской моделях. Категориальный ряд правовой сферы культуры. Связь права, гражданского общества и государства в различных культурных традициях. Генезис правовой культуры на территории современной Белоруссии. Основные положения "Статута Великого княжества Литовского 1588 года". Тема 16 Феномен власти в контексте культуры: философский, политологический, моральный аспекты Понятие власти как культурного явления. Онтологическая, психологическая и социокультурная трактовки власти. Типология власти и властных отношений. Традиционное, легитимное и харизматическое господство. Политическая власть, основания ее легитимности. Политическая система общества, ее генезис и структура. Сущность и исторические формы государства. Основные модели взаимодействия политики, права и морали: восточная (конфуцианство, легизм) и западноевропейская (Макиавелли, М. Вебер). Свобода и власть. Феномен тоталитаризма и явление анонимности власти. Власть "массы" в ХХ веке. Тема 17 Экологическая размерность культуры Парадигмы экологического сознания в динамике культуры: восточная, западноевропейская, русская модели. Экопрограммы в христианской традиции. Понятие экофильных и экофобных ориентаций в культуре. Научно-дисциплинарный и философско-мировоззренческий статус современного экологического знания. Проблемы глобальной экологии. Экологическая проблематика в контексте современной глобалистики. Экологическое движение в странах Западной Европы – генезис, формы, теоретическое обоснование. Понятие инвайроментализма. Римский клуб и концепция глобального равновесия. Феномен Чернобыля и приоритеты современной экополитики. Экокультура постиндустриальной цивилизации: возможные варианты и стратегии осуществления. Тема 18 Мировая культура в преддверии третьего тысячелетия Соверменная глобалистика: этапы становления, предмет и задачи, методология исследований будущего. Дифференциация прогностических моделей – достоинства и недостатки. Ситуация глобального кризиса и формирование синтетического мировоззрения третьего тысячелетия. Ценностные приоритеты постиндустриальной цивилизации. Понятие футурологии. Оптимистические и пессимистические концепции в футурологических построениях. Центростремительные и центробежные тенденции в общемировой культурной динамике. Проблема культурного наследия как одна из первоочередных задач человечества на рубеже тысячелетий. 2. Семинарский курс Тема 1 Клод Леви-Стросс. "Печальные тропики" План
Литература
Тема 2 Платон. "Апология Сократа", "Пир" План
Литература
Тема 3 Августин Блаженный. "Исповедь" План
Литература
Тема 4 Н. Бердяев "Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы" (фрагменты) План
Литература
Тема 5 Фрэнсис Бэкон. "Новый Органон" План
Литература
|
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения... Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов... |
Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан... Учебник: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «История античной культуры» (курс по выбору) «…» января 2009г |
||
Рабочая программа по литературе, основное общее образование Г. С. Меркин, С. А. Чалмаев, С. А. Зинин. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008). Программа рассчитана на 68 учебных часов(5-7... |
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе... Экзаменационная работа по литературе состоит из 4 частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить... |
||
Рабочая учебная программа по русскому языку 10 класс для базового уровня Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10 -11 классы» Н. Г.... |
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса... Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана... |
||
Рабочая образовательная программа по литературе для 6класса (2 часа... Количество часов на изучение курса соответствует школьному учебному плану, составленному в соответствии с Базисным учебным планом... |
Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |