«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка»




Скачать 64.03 Kb.
Название «Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка»
Дата публикации 29.05.2014
Размер 64.03 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Культура > Урок
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка»

(из опыта работы учителя русского языка и литературы В.Н. Думенко)
Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира

Под гражданской идентичностью понимается тождественность индивида государству, своему статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности , пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.

Гражданская идентичность:

  • сознательность и ответственность личности;

  • свобода выбора;

  • творческая направленность;

  • активная жизненная позиция;

  • рефлексивно-критическое отношение к действительности;

  • стремление быть в согласии с самим собой;

  • осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства.

Цели:

  • формировать гражданскую идентичность, выражающуюся в бережном отношении к своему языку, национальной культуре, в осознании обучающимися себя в качестве граждан России;

  • прививать любовь к родному языку, пробуждать чувство гордости за него;

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к национальному языку, культуре людей, населяющих территорию Российской Федерации.

Глава администрации Тамбовской области О. И. Бетин подписал постановление об объявлении 2013 года Годом культуры. Губернатор подчеркнул, что мы должны объединить свои усилия, чтобы сберечь культурное наследие, историю, русский язык. И мы не можем не реагировать на это постановление.

По отношению человека к своему языку можно точно судить и о его культурном уровне, и о его гражданской ценности. Около 260 миллионов человек говорят на русском языке, но престиж его под натиском английского начинает падать. В Литературной газете (№6 за 2012 год) помещена статья «Язык на грани нервного срыва». Действительно, с языком обращаются варварски: злоупотребляют сленгом, ненормативной лексикой.

Обучающимся был предложен проект, тема которого очень актуальна: «Души моей, судьбы моей язык!»

Содержание проекта:

1. Роль русского языка в воспитании гражданской идентичности и патриотизма.

2. Проблема молодежного сленга и безграмотной речи.

3. Ироническая поэзия, высмеивающая чрезмерное использование сленга и иноязычных слов.

Проблемы речевых ошибок.

4. Диаграммы, составленные на основе социологического опроса.

5. Анализ речи нескольких поколений.

6. Правила этикета.

7. Есть ли будущее у русского языка?

После обсуждения группового проекта обучающимся было предложено написать рассуждение на тему: «Что нужно сделать, чтобы поднять престиж русского языка?»

Большое внимание на уроках русского языка следует уделить культуре речи.

Так, обучающимся 9 «Б» класса был предложен групповой проект на тему «Речевой этикет и культура общения».

Содержание проекта:

  • правила этикета;

  • молодежный сленг;

  • дамский речевой этикет;

  • правила ведения речи;

  • ненормативная лексика.

После обсуждения проекта детям было предложено написать творческую работу на тему: «Как я знаю правила этикета?»

В последнее время, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что дети стали меньше читать классической литературы. В связи с этим обучающиеся 11 «Б» класса готовили коллективный проект «Актуальна ли классика сегодня?» По данной проблеме дети брали интервью у педагогов школы, известных людей города.

О.Р.Шапиро, глава администрации г.Кирсанова: «Актуальна, на то она и классика. Это не временное, не конъюктура, это на все времена, на все поколения.

Можно провести такую параллель: хлеб и пирожное. Пирожное доставляет удовольствие на некоторое время, хлеб утоляет жажду навсегда.

Перед обучающимся стоит главная задача: грамотному и осмысленному чтению, учиться говорить, развивать коммуникативные навыки.»

Т.А. Щербинина, начальник управления образования администрации г.Кирсанова:

«С моей точки зрения, классика всегда была, есть и будет актуальной, так как в ней мы находим разрешение самых насущных вопросов.

Жизнь общества нельзя разбивать на какие-то спирали. Жизнь общества и классика - понятия неделимые.»
Педагоги МБОУ СОШ № 1 об актуальности классической литературы:
«Почему мы чтим классику? Она передает нам вечные ценности, знания: о любви, верности, преданности, долге и чести. Она учит сопереживать, нести яркие, непоколебимые традиции своего народа, быть благодарным за то, что живешь в такой великой стране. А значит классика вечна. Она никогда не покинет наши сердца, наше сознание, нашу душу.» (Бузина Т.А.)

«Почему мы чтим классику? Она передает нам вечные ценности, знания: о любви, верности, преданности, долге и чести. Она учит сопереживать, нести яркие, непоколебимые традиции своего народа, быть благодарным за то, что живешь в такой великой стране. А значит классика вечна. Она никогда не покинет наши сердца, наше сознание, нашу душу.» (Думенко В.Н.)

«Меняются обстоятельства, страны, режимы, но в самых разных произведениях столетней, тысячелетней давности мы находим отголоски своих переживаний и раздумий, если автор был настолько талантлив, что смог силой слова передать сложность и полноту своих впечатлений.

Книги классиков задают стандарты восприятия действительности, формируют единое культурное пространство, помогают обществу определять ориентиры развития и границы допустимого, формулировать представления о морально-этических категориях. Кроме того, классическая литература помогает нам воспитывать в себе умение критически мыслить, делать самостоятельные выводы и оценки. Знакомясь с признанными эталонами литературного мастерства, мы и сами учимся упорядочивать и убедительно излагать свои мысли. Но еще важнее эстетический аспект классики: чтение литературных шедевров прививает вкус, развивает понимание красоты и приносит удовольствие от приобщения к миру высокого искусства слова.»

(Ионова Н.В.)

Эссе учащихся на тему: «Актуальна ли классика сегодня?»

Актуальна ли классика сегодня? Многие из вас задавались этим вопросом, но не все отвечали на него. Спросите самих себя: «А что значит классика в целом?» Вы поймёте, что ответ на этот вопрос найти довольно сложно. Для меня классическая литература является не только предметом познания, хотя именно ей я отдам первое место, как воспитателю личности человека. Ведь все классические произведения формируют в человеке лишь самые нужные и полезные качества: честность, доброту, искренность, сочувствие, способность к самопожертвованию и многие другие. В наше время, к сожалению, потребность в классике стала меньше, так как происходит моральное и духовное падение общества. Но я считаю, что потребности в классике быть не должно, ведь она не повседневная вещь и не предмет забав и успех. Классика есть вид искусства, пусть и не такого древнего, но полезного во всех смыслах этого слова. Из всего вышесказанного можно сделать лишь один верный вывод: классика – искусство, которое актуально в любые времена!

(Клюев Роман)

Актуальна ли классика сегодня? Достаточно закономерный вопрос для нашего времени – компьютерных технологий. С одной стороны, все предельно ясно: классика – это бессмертное явление. Ведь не случайно заметил Михаил Салтыков-Щедрин: «Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти»

Но это только одна сторона медали. Да, бесспорно, во все времена классическая литература была учителем, другом, воспитателем духовных и нравственных ценностей. Но сейчас…… Сейчас пожелтевшие страницы и кожаные переплеты заменили удобные, более современные модели электронных устройств, которые на первый взгляд и книгой назвать сложно. Эта техника более функциональна: она позволяют в один миг не только найти и прочитать нужное произведение, но и приобщаться к обширному миру электронных технологий. Наш век требует быстрого решения проблем, мгновенных действий и, следовательно, на перелистывание томов классических произведений ни у кого нет ни времени, ни сил. Гораздо более удобно взять маленькое, достаточно мобильное устройство, положить его в сумку и при удобном моменте «погрузить» свое сознание в мир классической литературы. Только в этом случае ситуация меняется коренным образом. Положив в сумку это устройство, человек забывает, что там хранится нетленные сокровища русского народа, бессмертное произведение великих людей.

Так что же получается? С развитием техники классика отходит «на второй план»? Она вытеснена из нашей жизни? Страшно себе представить, что из жизни людей пропадут Ф.Достоевский, Л.Толстой, А. Пушкин, Ю. Лермонтов.

Но мы, современное поколение, не можем допустить, чтобы бесчувственные машины заменили книги, хранящие в себе частичку души и все переживания автора. Мы будем верно чтить достояние русского народа – нашу великую Классику. Из домов никогда не пропадут книги с пожелтевшими от времени страницами. И я с уверенностью могу сказать: для современного поколения, как для всех и всегда классика останется бессмертной, ведь литература рождается из глубины народной души.

(Матвеева Юлия)

Будущее языка зависит от всех: и взрослых, и детей. Мы должны следить за своей речью, читать больше классической литературы, воспитывать толерантное отношение к языку других национальностей, участвовать в различных творческих конкурсах и проекта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов
В настоящее время целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Обучение школьников...
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания...
Дифференцированное обучение на уроках русского языка актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение...
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon «Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы» I. Введение
Целью моей работы является: Развивать творческие способности учащихся; Создать условия для реализации личности ребенка
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon Заседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
«а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и...
Цели. Углубление знаний учащихся о творчестве Лермонтова. Совершенствование навыков анализа лирического произведения. Развитие умения...
«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка» icon Конструирование идентичности в сетевых структурах коммуникации
Если до появления конструктивистских и дискурс-аналитических концепций утверждалось положение о «неизменности» и статичности идентичности...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции