Скачать 61.94 Kb.
|
Авторы: Алиева Зумрият Султаналиевна-ведущий спец. РУО Дербентского района; Залова И. А.-директор МКОУ «СОШ №1 пос. Белиджи им. М. Ярагского»Дербентского района. Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: история, современность, перспективы развития». Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» Вопросы поликультурного образования, как никогда,актуальны в современной науке. Школа как институт социализации отражает совокупность традиций, культурных ценностей, накопленных обществом (и в этом смысле суть воспитания - в трансляции и присвоении культуры), поэтому педагогическое сознание отражает те социальные тенденции, которые имеются в данный исторический период времени. Осознание своей национальной (этнической) принадлежности необходимо для самоутверждения, самореализации индивида. Однако этническая принадлежность индивида становится опорой самореализации лишь при условии осмысления, нахождения своего места в контексте общечеловеческой культуры, перспективе мировой цивилизации, реализации на практике. Различия между людьми как творцами и носителями прежде всего родной для них культуры обусловлены в первую очередь своеобразием их культур, а не различием антропологических или этнографических признаков. Соответственно возникает задача развития способности отрефлексировать свою погруженность в мир родной для индивида культуры, осознать степень личной зависимости от принадлежности к субкультуре. Цель этнокультурного образования -воспроизводство и развитие культуры, общества, нации, народности во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Нет и не может быть образования, не уходящего корнями в национальную, этническую культуру, не . связанную с народной педагогикой. История показывает, что многие конфликты и очаги социальной напряженности возникают из-за неприятия молодежью и всем населением культурных ценностей других этнических групп 1. Преодолеть это противоречие можно только на основе полиэтнического воспитания, а это значит, что оно не сможет быть принесено в школу без подготовленного к этой работе учителя, без внедрения в педагогические вузы этнопедагогики, как научной дисциплины. Термин "этнопедагогика" был впервые предложен Г.Н. Волковым в начале 60-х годов и в настоящее время получил широкое распространение. Впервые традиции народов в сфере воспитания комплексно представлены в книге Г.Н. Волкова "Этнопедагогика" (1974), в которой описаны педагогические традиции многих народов. Термин "этнопедагогика" наиболее полно и точно отражает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура. Проблемы этнопедагогики вызывают исследовательский интерес по нескольким причинам: рост актуальности решения вопросов этноса в сегодняшнем мире, когда остро возрастает проблема межнационального общения; расширение пространства собственно педагогических знаний, включающих в свою проблематику все в большей степени вопросы характеристики различных групп населения в социокультурном контексте их жизнедеятельности, в частности этнических групп; углубление изучения проблем культуры, как механизма воспроизводства в целом, так и дифференцированных культурно-исторических, в том числе этнокультурных вариантов его; интегративные процессы в современном мире. Особенность культуры - существование вне времени и пространства. Культура этноса развивается не изолированно от другой, а, составляя мировую культуру, взаимообогащается. Основная функция ■культуры - память. Основная задача - поиски смысла. Тенденция мирового развития этих областей культуры — включенность в парадигму мирового развития. Этнос, замыкающийся в себе, быстро обнаруживает тенденцию к своему саморазрушению, ибо нарушается принцип детерминизма, лежащий в основе развития. Именно через воспитание культура отдельного этноса переосмысливается в культуру Личности, Разума, Космоса (вселенский разум, ноосфера В. Вернадского), ибо в ноосфере все решает культура, а человек вне культуры бессмыслен. Достоинства и особенности своей родной культуры могут быть прочувствованы и осмысленны лишь в сравнении с другими культурами. В то же время анализ деятельности школ в этом аспекте показывает, что подобная работа практически не ведется, хотя в классах можно насчитать как минимум четыре-пятъ разных национальностей (в среднем). В сегодняшнем социуме расширяется социокультурная среда деятельности педагога, заставляющая учитывать этнофактор; меняется назначение учителя: он выступает как представитель определенной культуры и этноса с развитым этносознанием и самосознанием, опытом общения и гуманного отношения к детям. В современной науке в связи с этим одним из ведущих направлений стала разработка проблемы "личность и культура" в аспекте которой — и проблематика этнопсихологии и этнопедагогики, новые отрасли знания, формирующиеся на наших глазах. Главное в них - опора на накопленный опыт человеческого воспитания и соотнесенность обучения и воспитания с особенностями этноса (учет этих особенностей в конкретной образовательной и воспитательной ситуации). Несмотря на расширение поля этнопедагогических знаний и значительное углубление проблематики, большие достижения в разработке многих кардинальных проблем, существует значительный пласт непроработанных вопросов, направлений, тем в этой, становящейся всё более значимой, сфере науки, и в том числе проблема этнопедагогической подготовки учителя. Однако уже сама возможность и необходимость постановки многих проблем, возникновение соответствующих требований к этнопедаго гике свидетельствуют о важной, всё растущей роли, которую она играет в системе общих научных знаний. Достижение одной из целей реформирующейся системы образования - создание условий для развития личности как представителя этноса и гражданина России требует активного проявления субъективности каждого из субъектов образовательного пространства РФ: личности, этноса, общества. Социализация личности проходит через процессы её этнической и гражданской идентификации. В образовательном пространстве многонациональной федеративной России национальное образование представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий социализации, развития, воспитания и обучения личности, основанных на национальной культурной традиции и определяющих образовательную политику этноса. Оно — процесс и результат целенаправленного воспитания и обучения как субъекта этноса; систему преемственных образовательных и национальных компонентов государственных образовательных стандартов различного уровня, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей личности и народа. В процессе образования должны удовлетворяться потребности и интересы личности, этноса, общества и многонационального государства. В разное время вопросами, связанными с проблемами этноса, занимались многие ученые: философы, социологи, психологи, культурологи, педагоги. Этнографы (Д. Булгаковский, Г.С. Виноградов, В.Н. Водовозов, Г.Глосс, Л.Н. Гумилев, НИ. Заглада, О.И. Капица, Г. Пинчук) обобщили данные о национальных традициях, привычках и вкусах, специфических особенностях поведения и действий людей различных этносов. Личность обучающегося следует рассматривать как субъект культуры, являющейся не только потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей. Образование призвано способствовать интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру; содействовать этнической и гражданской самоидентификации личности ученика, способного совершенствовать современное ему общество. Большую традицию изучения вопросов этноса, этнопедагогики имеет и педагогическая наука. Еще К.Д. Ушинский (158) говорил, что первый воспитатель - народ, у него надо брать опыт и нести его в организованные системы воспитания. Его концепция народной школы, к сожалению, не получила дальнейшего развития, а ведь "никто не в силах состязаться с педагогическим гением народа". Список использованной литературы: автор научной работы: кандидат педагогических наук , Попова, Инна Октаевна, Астрахань 1. Абдуллатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество - М., 1991. 2. Абдуллина К.Х. Роль школы в возрождении народных традиций. Взаимодействие психолого-педагогической практики в условиях перестройки народного образования // Сб. статей. Уфа, 1992. - С. 77-80. 3. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь справочник. - Ставрополь, 1994. - 100 с. 4. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения. Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1983. - 22 с. Заявка участника конференции. Фамилия, имя, отчество – Алиева Зумрият Султаналиевна./ Залова Имара Алифендиевна/ Название статьи: Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы. Направление работы конференции: Этнокультура. Этнопедагогика. Место работы: Дербентское районное управление образованием./ МКОУ «СОШ №1 пос. Белиджи им. М. Ярагского» Должность: ведущий специалист РУО./ Директор МКОУ «СОШ №1 пос. Белиджи» Домашний адрес: 368615 РД Дербентский район пос. Белиджи ул. Мира № 6-а. Телефон: 896404072288. Е-mail. Zalova.imara@yandex.ru |
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по... |
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа.... «Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам... |
||
Научно-исследовательская работа >10 Научно исследовательск Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности |
Исследовательская работа по литературному краеведению на районную... Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» |
||
Исследовательская работа по обществознанию «Толерантность в современной жизни» Реализация государственной национальной политики России в Санкт-Петербурге 9 |
Педагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла... М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки... |
||
Научно-образовательный материал Н3-78 7 «Организация и проведение выездного семинара «Первые шаги в науке: исследовательская работа молодого учёного» |
Мужские и женские имена обучающихся школы (Исследовательская работа) |
||
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств Общая характеристика специальности 052100 История и теория изобразительного искусства |
Тема Методы психолого-педагогических исследований Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |