Образовательная программа Клуба «Декор в одежде»




Скачать 142.81 Kb.
Название Образовательная программа Клуба «Декор в одежде»
Дата публикации 25.05.2014
Размер 142.81 Kb.
Тип Образовательная программа
literature-edu.ru > Культура > Образовательная программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г.Буйнакска»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на МС Директор ДДТ:

Алиханова М.А.

Образовательная программа

Клуба «Декор в одежде»
Возраст детей — 7-14 лет

Срок реализации — 1 год

Вид программы — модифицированная

Педагог: Кадирова Лаюза Азудовна


Программа клуба «Декор в одежде» в 2013 г.утверждена на заседании МС экспертной группой в составе:

- Алихановой М. А., директор ДДТ;

- Темирхановой М.А.., зам. директора по УВР;

- Мамаевой Т.Н., методиста ДДТ.

- Гамзатовой З.Г.., методиста ДДТ

г.Буйнакск-2013г.
Пояснительная записка
В связи с усилением внимания к трудовому обучению, эстетическому воспитанию учащихся, организации их досуга, создание кружков декоративно – прикладного направления, в системе школ и учреждений дополнительного образования детей, представляется полезным и нужным. Шитье одежды собственными силами всегда было, и будет оставаться одним из распространенных и любимых занятий. Программа "Декор в одежде" помогает детям выработать свой стиль в одежде, оформить стандартное изделие различными спо­собами декоративно-прикладного искусства в соответствии с индивидуальными особенностями каждого.

Концепция программы. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Актуальность. Занятия в кружке «Декор в одежде» позволяют развивать творческие задатки учащихся, самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Обучение строится на принципах личностно-ориентированного обучения. Происходит ориентация учащихся на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Новизна данной программы заключается в интеграции курса «Технология изготовления одежды» с разделами «Лоскутное шитье», «Аппликация»,» «Из старого-новое», «Творческая работа», в гармоничном сочетании традиций и современности. Одежда, искусно выполненная, своими руками не теряет своей прелести никогда. Такие предметы ценятся гораздо дороже и имеют большое значение для совершенствования профессиональной подготовки учащихся.

Педагогическая целесообразность заключается, в использовании индивидуально-дифференцированного подхода к решению задач технологического образования, художественного развития, воспитания нравственных и эстетических качеств личности, профессиональной ориентации.

Цель программы: Сформировать у учащихся устойчивую систематическую потребность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоутверждению средствами декоративно – прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

-дать начальные представления о приёмах декорирования, о видах отделок и способах их выполнения;

- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;

- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия, возникновения декора в одежде;

- закрепить и усовершенствовать навыки и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного искусства;

-вызвать интерес учащихся к изготовлению сувениров своими руками;

- способствовать реализации интереса к художественному оформлению одежды через её декорирование;

- создать, условия для выявления и развития творческих возможностей детей через оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной творческой деятельности детей для развития их интереса.

Развивающие:

-развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер;

-развитие мотивации кружковцев к занятиям различными видами декоративно-прикладного искусства;

-развивать творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного творчества;

- развить познавательную активность и творческую активность детей в процессе их деятельности на занятиях в творческой мастерской;

- развить фантазию и художественный вкус.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.

-воспитать способность мыслить, сочинять, создавать необычные оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива.

Процесс изготовления одежды, может быть сведен к трем этапам:

А – моделирование – разработка или выбор фасона;

Б – конструирование – построение выкроек;

В – шитье – приемы и способы обработки и соединению его деталей.

Программа «Декор в одежде» предусматривает еще один этап – декорирование (художественное оформление изделий различными способами декоративно – прикладного искусства).

Программа строится таким образом, что усвоение необходимых знаний связано с выполнением практических работ, на которые отводится не менее 80% учебного времени. Программа кружка предназначена для обучения девочек 9-15 лет. Состав группы не должен превышать 13 человек. Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному», «от учителя к ученику».

Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю - по 2 часа. Программный материал предусматривает воспитательную работу. Воспитательная работа осуществляется в форме бесед, игровых методик, экскурсий, конкурсов и др. Мероприятия призваны воспитывать в учащихся такие качества как духовная культура, творческая инициатива, интеллигентность, толерантность, справедливость, гуманность, активная гражданская позиция и др. Все эти мероприятия проводятся в ходе реализации программного материала по расписанию.

Выбирая форму ведения и объем работ, педагог учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности:

Для младших школьников приемлема работа по шаблонам, образцам,

выполнение работ небольших по времени изготовления. При работе с младшими школьниками учитывается и то, что им понятно, и то, что им непонятно, поэтому количество сведений, требующих механического запоминания сводится к минимуму.

Среднее звено: знакомство с более сложными и трудоемкими техниками шитья и декорирования одежды, сохраняя преемственность учебного материала.

Учащиеся в конце 1 – го года обучения должны

знать и уметь:

- основные методы и приемы декорирования одежды;

- технологию выполнения ручных и машинных швов;

- правила безопасной работы с инструментами и материалами;

- процесс получения тканей, физические и химические свойства нитей,

тканей, аксессуаров и т.д.

- технику декорирования одежды с применением элементов декора.

- снимать мерки и конструировать модели;

- моделировать;

- составлять композицию, включающую два – три элемента декора,

- подбирать цветовую гамму,

- вышивать в ручную с применением элементов декора ( бисер, чешуя, тесьма, бусы и т. д.).

- выполнять декоративные строчки на швейной машине;

- читать карту технологического процесса;

- создавать новое из старых изделий;

- работать в группе при изготовлении коллективной работы.

Достижение поставленной перед программой цели определяется по:

- степени сложности и уровню выполнения работ;

- по желанию детей дальше заниматься в кружке.

Для первого года занятий используется альбом с образцами хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей, образцы накладных карманов, чертежи основы юбок, блузы, методические пособия по технологии изготовления, журналы мод, изделия – образцы, инструкционные карты, пособия по технологии изготовления декорированной одежды.

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в учреждении;

- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;

- итоговая выставка профессионального творчества.

Принципы обучения.

1. Создание комфортной атмосферы на занятиях

2. Личностно ориентированный подход

3. Адекватность средств, форм и методов обучения

4. Создание условий для самовыражения

5. Создание материально технической базы

6. Организация совместного досуга учащихся и педагогов.

Для занятия в объединении необходимы: ткани разных видов, нитки разных видов, иголки, ножницы, мел, карандаш, лекало, трафареты, предметы для отделки (бисер, чешуя, паетки, бусы, стразы, и т.д.)

Знания, умения и навыки, приобретенные детьми в объединении, могут быть использованы ими в школе как дополнение познава­тельным материалом занятий по различным предметам; во вне­урочное время - в других коллективах и объединениях декоративно-прикладного и художественно-графического направлений; в быту; для профессиональной ориентации.

Методическое ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для осуществления программы используется проблемно-аналитическая система, разработанная С.Я.Батышевым, которая состоит из трех основных этапов:

  1. этап: изучаются отдельные ситуации и проводятся упражнения по их выполнению: Тема "Ручные швы" - I год обучения;

  2. этап: изучается проблема в целом, также с выполнением упражнений: Тема "Декоративные швы" - I год обучения ;

  3. этап: изучается весь технологический процесс и самостоятельно выполняются задания по его ведению, регулированию, контролю. осуществление этого этапа доступно детям при определенном уровне их подготовки. Так изучается тема "Аппликация»", где учащиеся сами выбирают скорость своей работы и изучают технологию выполнения работы по готовому наглядному пособию.

Очень важно, особенно в начальной школе, на занятиях со­блюдать принцип научности. Некоторые считают, что дети млад­шего возраста не способны усваивать информацию на высоком научном уровне; но научную информацию можно передавать на различном уровне трудности; в процессе обучения просто необ­ходимо пользоваться строгой технической и технологической терминологией, принятыми символическими обозначениями, правильно называть инструменты, материалы и оборудование. Чтобы дети запомнили материал, нужно создать возможность для его осмысления.

Работа с бумагой, картоном, тканью, шерстью и др. ма­териалами имеет большое значение для всестороннего развития детей: названные в программе виды труда активно развивают умственные способности учащихся, способствуют воспитанию определенных нравственных качеств: трудолюбия, аккуратнос­ти, дисциплинированности и др., развитию художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и тра­дициям: при изучении темы " Национальные особенности оформления одежды " дети узнают о видах традиционной национальной одежды, о правилах ношения, отличительных особенностях повседневной и праздничной одежды и т.д.

Осваивая основные приемы вышивки и оформления ткани, учащиеся уже с первых занятий принимают участие в твор­ческом процессе: подбирают цвета ниток, тканей, прорисо­вывают эскизы будущих работ. Все эти элементы творческой ра­боты над изделием стимулируют развитие у детей мыслительной деятельности, художественного вкуса, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Желание найти новый художественный образ, принять участие в сотворчестве, усовершенствовать об­разец - все это отличает настоящего художника от исполнителя. Поэтому существует постоянное поощрение проявления детс­кой фантазии и изобретательности.

В план занятий включаются упражнения и задания, дающие детям первоначальные сведения о цвете и композиции. По возможности организуется посещение традицион­ных центров декоративно-прикладного

творчества. Вопросы эстетического воспитания должны присутствовать на каждом занятии: работа с рисунком, расположение узоров на одежде, на бытовой вещи; соответствие декора назначению офор­мляемой вещи, ее особенностям; различный характер орнамен­та, его связь с вышивальными

приемами, цветной отделкой вещи; соотношение размера цветной отделки с размерами вещи, их сочетаемость в цвете; вопросы современности вышивки.

Дети также участвуют в выполнении коллективных ра­бот. Такая форма обучения оправдывает себя втройне. Во-пер­вых, учащиеся могут выполнить большие объемы работ с наи­меньшими затратами времени, поскорее взглянуть на результаты своего труда. Во-вторых, школьники, особенно младшие, в силу своих особенностей, не могут долго заниматься одним де­лом, а потому их интерес к занятиям в объединении может угас­нуть. Коллективные работы оживляют и укрепляют их интерес к работе, если их правильно организовать. В-третьих, дети учатся работать в коллективе: повышается ответственность за выполня­емое общее задание, сплачивается группа людей, объединенная общим делом (работы детей по темам "Аппликация", "Лоскут­ная техника", "Народный костюм" и т.п.).

При обучении детей, особенно младших, огромная роль от­водится наглядности. Наглядность в обучении повышает вни­мание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательно­сти, мышления. Комплексное использование всех видов нагляд­ности дает наилучший результат: демонстрация трудовых при­емов, операций, образцов и готовых изделий, эскизов; показ слайдов, и т.д.

Работа объединения художественного творчества должна проходить в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках труда и других учебных дисциплин, во вне­урочное время; она является одним из звеньев учебно-воспита­тельной работы и решает единые задачи, дополняя и расширяя возможности занятия:

  • цвет, композиция, орнамент и др. - ИЗО;

  • природа света, спектр, физические свойства нитей, тканей, работа с электрооборудованием - Физика;

  • химические свойства волокон, процесс получения синтетического волокна - Химия;

  • основные представители флоры и фауны различных регионов России, их отражение в народной вышивке - Биология;

  • климатические условия, природные зоны, типы жилищ людей, их влияние на основные мотивы, разделки техник вышивания, графическое изображение природных явлений - География;

  • основные этапы развития человечества, их взаимосвязь с историей вышивки и костюма; основные стили архитектуры, стили моды, особенности и колорит вышивок разных народностей, основные народные промыслы - История.

Работая в группе, ребенку важно сохранить свою ин­дивидуальность, развить свои способности, самостоятельность и инициативу. Для этого существует великое множество способов, форм и методов. Так, в работе педагог учитывает основные усло­вия, при которых возникает и развивается интерес к занятию:

-организация образовательного процесса с вовлечением ребенка в процесс поиска, решение задач проблемного характера;

-связь изучаемого материала с жизнью;

-увязка материала с ранее приобретенными знаниями.

Чаще всего на занятиях в творческой мастерской используются методы обучения по источникам информации:

  • устные словесные методы: объяснение, инструктаж, рассказ, беседа;

  • демонстрационные методы;

  • практические методы, в ходе которых формируются 3 группы умений:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

  2. обще трудовые: организаторские, конструкторские;

  3. специальные: обработка ткани, трикотажа, бумаги; сборка, отделка и др.

Методы, определяемые по видам деятельности:

  • репродуктивные;

  • частично-поисковый метод: часть посильной информации предлагается учащимся для самостоятельного изучения и принятия своего решения (например, при составлении технологических карт часть информации пропускается); при изучении темы "Лоскутная техника" учащиеся самостоятельно рассчитывают количество необходимых деталей, выполняют выкройки, определяют последовательность работы над изделиями;

  • проблемный метод: предусматривается постановка рабочей задачи, ответ на которую дети должны найти самостоятельно, например: "Зачем нужны пяльцы в работе?" - при ответе важно не перепутать причину и следствие: пяльцы нужны не столько для удобства вышивания на растянутой ткани, сколько для того, чтобы после окончания работы и их снятия, изделие не изменило своего вида и формы;

-исследовательский метод: высшая ступень творческой деятельности детей; данный метод не преследует цели сделать научное открытие, он вводится для того, чтобы воспитать у детей черты характера, необходимые творческой личности; после изучения основных мотивов и разделок, характерных для определенного вида вышивки, перед учащимися ставится задача подобрать необходимые: ткань, нитки, иглы, цветовые сочетания.

Методы, определяемые по управлению деятельностью учащихся:

  • эвристическая беседа: вопросно-ответная форма обучения, в процессе которой дети должны применить теоретические знания к решению конкретных учебных задач;

  • алгоритмы определяют кратчайший путь решения поставленной задачи при строгом соблюдении указанных в алгоритме действий;

  • программированное обучение (самообучение), при котором функции источника информации берет на себя учебное пособие.

Адаптируя последние из перечисленных методов обучения к условиям творческой мастерской и учитывая возраст детей 9-10 лет, педагог на занятиях использует следующие виды активиза­ции учебного процесса:

  1. "4-лишний" - вычеркнуть слово, понятие, не подходящее по смыслу к группе слов: (крест, полукрест, набор, атласники).

  2. "Аналогии" - подобрать четвертое слово к предыдущим: (счетная гладь - набор, белая гладь - ... пышечка).

  3. Самостоятельное формулирование определений после объяснения педагогом нового материала.

Для более старшего возраста предлагаются такие формы:

I. Закрытые тестовые задания, где учащиеся выбирают пра­вильный ответ из 3-4 возможных.

II. Задания на соответствие, где предусматривается не линейное соответствие двух групп понятий, а более сложное: Установить зависимость между техниками и разделками вышивания: Владимирская гладь. Белая гладь. Счетная гладь. Стебельчатый шов, односторонняя гладь, двусторонняя гладь, крест и т.п.

  1. Задания на установление правильной последовательности.

  2. Открытые задания, где ответ конструирует сам учащийся.



Список литературы, использованной при разработке программы

  1. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. - Л., 1968.

  2. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. - М., 1972.

  3. И.Н. Федорова, П.С. Мельникова - Занятия по обслуживающему труду, М. 1978г.

  4. Гукасова A.M. Работа с тканью.Обработка тканей, М.: Просвещение, 1970. -

  5. Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1973.

  6. Климова Н.Т. Ручная и машинная вышивка. - М., 1980.

  7. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. - М., 1978.

  8. Г.В. Скачкова, Л.В. Мартопляс. - Шитье и рукоделие, Минск 2002 г.

  9. Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легкопромбытиздат, 1985.

  10. Работнова И.П. - Художественная вышивка. - М., 1963.

  11. Е. Артамонова - Украшение из бисера, М-2006 г

  12. Д. Чиотти - Фантазийные цветы, М-2006 г.

  13. С. Леви - Вышивка бисером и блестками, М-2005 г.

  14. О. Н. Нагель - Художественное лоскутное шитье, М. 2004 г.

  15. Н. В. Ерзинкова - Украшение и дополнение к одежде, Минск-2005 г.

  16. О. Чибриков - Забавные подарки, Эксмо-2009 г.

  17. А. Ф. Ковалева - Швея портной.

  18. Головные уборы в комплектах - Издательство АСТ-2001 г.

  19. Е.Г.Вершинникова - Школа дизайна», Волгоград,2011г.

  20. Н. В. Ерзенкова - Украшения и дополнения к одежде, Минск-2005 г.

  21. Лидия Лищук - Обновляем и декорируем одежду.

  22. Г.П. Дудникова - История костюма, Ростов-на-Дону-2003 г.

  23. Г. Н. Александрова - Модели женских юбок, Санкт-Петербург-1993

  24. В. Ю. Гаврилова - Вышивка лентами, Харьков-2007 г.

  25. П.С. Мельникова - Обработка тканей, М 1978г.

  26. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003.

  27. Костикова И.Ю. - Лоскутная техника. Шитье из полос. М.: Изд-во «Культура и традиции», 2002.

  28. Банакина Л.В. - Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

  29. Максимова М.В., Кузьмина М.А. - Школа рукоделия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 1999.

перечень дидактических материалов

  1. Эскизы декоративных отделок в одежде.

  2. Наглядные пособия по вышивке.

  3. Наглядные пособия по аппликациям.

  4. Наглядные пособия по искусственным цветам

  5. Технологические карты по выполнению различных видов декоративной отделки в одежде.

  6. Наглядное представление уроков в PowerPoint.

  7. Тестовые задания.

  8. Карточки задания.

  9. Методические рекомендации по выполнению практических работ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Образовательная программа по ступеням обучения Организационно-педагогические...
Образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Образовательная программа
Образовательная программа определяет нормативный срок, общую трудоемкость освоения основных образовательных программ по ступеням...
Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Образовательная программа дошкольного образования
Образовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов
Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Образовательная программа оу 2013 информационно-концептуальный модуль...
Образовательная программа (далее Программа) муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа «город Дербент»...
Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Цветовод»
Профессиональная образовательная программа- это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания...
Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Столяр»
Профессиональная образовательная программа это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания...
Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа школы нормативно управленческий документ, который характеризует специфику содержания образования и особенности...
Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Основная образовательная программа срок реализации: 2013- 2014г г. 2013 г
Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном...
Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Образовательная программа Муниципального казенного общеобразовательного...
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта...
Образовательная программа Клуба «Декор в одежде» icon Образовательная программа на 2012-2013 учебный год Содержание образовательной программы школы
Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции