Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб.




Скачать 289.46 Kb.
Название Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб.
страница 1/4
Дата публикации 25.05.2014
Размер 289.46 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа


Утверждаю

Приказ № 95 от «04» сентября 2013 г.

Директор школы __________/А.Д. Попов/

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для 9 класса (VIII вида)

разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного стандарта среднего общего образования

Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов МБОУ Саранпаульская СОШ

Протокол № 1 от

«02» сентября 2013г.

Руководитель МО

__________/Л.Я. Мотоусова/


Программа согласована с зам. директора по НМР

МБОУ Саранпаульская СОШ

«02» сентября 2013 г.

____________/Р.М. Капшук/


Программа составлена

учителем русского языка МБОУ Саранпаульская СОШ

Кунык Т.Н..



Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы: в 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем , что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разно жанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

- формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения - нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека

в обществе). Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно- эстетического и гражданского воспитания школьников на основе

произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе. В старших классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 9 класса

используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Начиная с 9 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 9 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Развитию речи способствует написание изложений, сочинений, которые предусмотрены в программе. Перед написанием должна быть проведена подготовительная работа, поэтому на контрольные работы отводится два часа: 1 час – на урок письма, 1 час - на чтение.

     Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII  вида проводится один раз в месяц и носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). В 9 классах – 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы. Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной

жизни. Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким

предложением. К 9 классу меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов,

мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения :

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино,мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

продолжение текста;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям.

Содержание материала
Чтение 9 класс



Тема


Цели

Часы

1


Устное народное творчество
1.1 Устное народное творчество

1.2 Русские народные песни

«Колыбельная»

1.3 «За морем синичка…»

1.4 Былина «На заставе богатырской»

1.5 Сочинение по картине

В. М. Васнецова «Богатыри»

1.6 «Сказка про Василису Премудрую»

1.7 Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1.8 Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

1.9 Изложение «Осень»

Познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества — сказками, былинами, песнями, пословицами, поговорками, загадками


10 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

2

Из произведений русской литературы 19 века
В. А. Жуковский
2.1 Творчество и биография

В. А. Жуковского

  1. В. А. Жуковский «Три пояса»

2.3 Отзыв на сказку по плану

Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей 19 века, с содержанием их произведений.

Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

Развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания.


4 ч.

1 ч.
2 ч.

1 ч.



3



И. А. Крылов

3.1 Творчество и биография

И. А. Крылова

3.2 И. А. Крылов «Кот и повар»





2 ч.

1 ч.
1 ч.

4

А. С. Пушкин

4.1 Творчество и биография

А. С. Пушкина

  1. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»

  2. А. С. Пушкин «Барышня- крестьянка»

4.4 Работа по картине

И Левитана «Золотая осень»

4.5 Викторина по произведениям А. С. Пушкина

4.6 Обобщающий урок




11 ч.

1 ч.
4 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

5

М. Ю. Лермонтов

5.1 Творчество и биография

М. Ю. Лермонтова

5.2 М. Ю. Лермонтов

« Тучи»

5.3 М. Ю. Лермонтов

«Баллада»

5.4 М. Ю. Лермонтов

«Морская царевна»




4 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.


6

Н. В. Гоголь

6.1 Творчество и биография

Н. В. Гоголя

6.2 Н. В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница»

6.3 Работа по картине

А. И. Куинджи «Украинская ночь»

6.4 Вн. чтение «Вечера на хуторе близ Диканьки»




6 ч.

1 ч.
3 ч.

1 ч.

1 ч.

7

Н.А. Некрасов

7.1 Творчество и биография

Н.А. Некрасова

  1. Н.А. Некрасов «Рыцарь на час»

7.3 Н.А. Некрасов

«Саша»

7.4 Вн. чтение «Мать»

Н. А. Некрасов




4 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

8

А. А. Фет

8.1 Творчество и биография

А. А. Фета

  1. А. А. Фет «На заре ты её не буди»

8.3 А. А. Фет

«Помню я ...»


  1. Внеклассное занятие «Гадания»

  2. А. А. Фет «Это утро...»


5 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.


1

Из произведений русской литературы 20 века
А. П. Чехов

1.1 Творчество и биография

А. П. Чехова
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов издательства «Владос» 2011г под ред....
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных)...
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы,...
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В. В. Воронковой...
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на...
Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) язык»...
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon Приказ №95 от 4 сентября 2013г Директор школы: Попов А. Д. рабочая программа
Программа составлена на основе государственной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией...
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида
Коррекционно-развивающие упражнения на уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 классы: в 2 сб. icon Сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции