Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.




НазваниеПрограмма нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
страница1/4
Дата публикации25.05.2014
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4

Пояснительная записка



Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства , общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самориализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Ведущую роль в становление личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького ребенка связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Предлагаемая программа направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений об искусстве, что является сутью художественного воспитания.

Цель:

развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  • расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.

  • сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре;

  • обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

В процессе обучения учащиеся осваивают материальные, пластические, художественные средства изображения. Особый акцент в обучении желательно сделать на изучение композиции, ее закономерностей, отличие декоративной композиции от живописной, понимание цельности пространственной композиции. На этапе общего знакомства с закономерностями построения композиции предполагается изучение ритма, пропорций, равновесия, симметрии, цвета.

Методика занятий характеризуется постепенным смещением акцентов с репродуктивных методов на саморазвивающие продуктивные.

Главным показателем и проверкой итогов занятий являются анализ просмотры и выставки.

Важным моментом программы является изучение учащимися истории родного края, культуры народов местной коренной национальности, что позволит сохранить «культурную среду», которая создавалась предками, и что особенно важно, в тесном единстве с фольклором, устным народным творчеством, со всей жизнью и укладом народа, его общей культурой. Темы национальных традиций и фольклора наиболее полно отражены в сказках, сказаниях и былинах. Чтение их помогают естественному проникновению в урок идеи интеграции искусств.

В ходе занятий необходимо выделить разделы программы, обязательные с профессиональной точки зрения, такие как: изучение цвета и света, формы, композиции, художественных выразительных средств и материалов декоративно-прикладного искусства, дизайна, изобразительного искусства, их роли в организации пространства.

Особый акцент в обучении желательно сделать на изучение композиции, ее закономерностей, отличие декоративной композиции от живописной, понимание цельности пространственной композиции. в процессе занятий учащиеся осваивают материальные, пластические, художественные средства изображения. На этапе общего знакомства с закономерностями построения композиции предполагается освоение ритма, пропорций, равновесия, симметрии, контрастно-нюансной гаммы.
Обучение рассчитано:


1 подготовительный класс


8 лет

2 подготовительный класс


9 лет

3 подготовительный класс


10 лет


Образовательная программа делится по полугодиям и разделам. На каждый раздел ставится своя задача и решается всеми выразительными средствами.
Чтобы дети получили полное представление о многообразии средств создания художественного образа, необходимо использовать различные формы занятий:

  • чередовать художественные материалы и техники;

  • использовать на уроке технические и выразительные средства;

  • кроме обсуждения, использовать активные формы восприятия искусства (пластика тела, мимика);

  • прослушивать музыку, тексты стихов, сказок, историй и прочее;

  • как можно больше обращаться к творчеству художников, поэтов, композиторов;

  • конкурсы, олимпиады, выставки, тематические вечера, лекции, встречи с мастерами, экскурсии, пленэр, посещать театральные представления.

Всеми видами искусства способствовать формированию эмоционально-образного мышления ребенка.

Учащиеся, завершая курс обучения по данной программе должны:
Иметь представление:

  • об изобразительном искусстве как виде искусства, о его роли в жизни человека, о взаимосвязи изобразительного и других видов искусств;

  • о целостности специфики образного языка видов пластических искусств, о жанровом разнообразии и специфике исторического развития основных жанров пластических искусств;

  • о разнообразных графических, живописных, прикладных и скульптурных материалах;

  • о специфике национального искусства народов России;

  • о выдающихся представителях пластических искусств своей страны и мира, об основных музеях своей страны и мира;

  • о стилевых особенностях традиционных художественных

  • промыслов разных стран и народов, об образах художественных вещей различных как по материалу, так и по технологии;

  • об основных средствах художественной выразительности, приемах переработки реальной формы в декоративные;



Иметь опыт:

  • пользования рисунком, цветом, формой, пространством в решении практических работ, согласно специфике образовательного строя видов и жанров пластических искусств;

  • владения, на доступном уровне, основами светотени, композиции, колоритом, решения пространства в объеме и на плоскости, передачи пропорции лица и тела человека, характерных движений фигур;

  • изображение натюрморта, пейзажа, портрета на соответствующем возрасту уровне;

  • комплексной оценки художественных качеств произведения народного и декоративно-прикладного искусства на основе взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, соотношение формы и материала, формы и украшения, синтеза эстетического, функционального и духовного.


Для осуществления программы использованы:

  1. Методические учебные пособия:

    • Учебно-наглядные пособия: таблицы с последовательностью работы, педагогические рисунки с последовательностью выполнения заданий и упражнений, работы преподавателя по лепке на последовательность и приемы работы скульптурными материалами;

    • Методический фонд: работы учащихся прошлых лет, работы мастеров;

  2. Дидактический материал:

  • Учебно-наглядные пособия: таблицы, наглядные пособия, работы учащихся.

  • Библиотечный фонд: учебные пособия, альбомы, иллюстрации, репродукции, фотографии, образцы изделий и природных материалов, открытки, аудио-видио кассеты, слайды;

  1. Оборудование и материалы:

  • Учебный кабинет: столы, стулья, мольберты, классная доска, планшеты для размещения наглядных пособий, аудио и видио-техника, полки для хранения образцов, шкафы для хранения работ учащихся;

  • Для уроков изобразительного искусства: бумага (ватман, тонкая, цветная, картон), кисти № 1-9, краски (акварель, гуашь), палитра, ведерки, графические материалы (пастель, фломастеры, восковые мелки, гелиевая ручка, тушь, ластик, карандаши);

  • Для уроков прикладной композиции: ножницы, клей ПВА и Момент, разнофактурные ткани и бумага, цветная бумага и картон, тесьма, гербарий, природный материал;

  • Для уроков лепки: соленое тесто, пластилин, стеки, штампы, ткани, клеенка, сосуды для воды.


Программа разработана на основе опыта работы преподавателей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 2» п. Подгорный ЗАТО Железногорск.

Учебный план дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство» (срок обучения 3 года).





п/п

Наименование предметов

Количество часов в неделю

Итоговые

просмотры

1 год 2 год 3 год

1

Изобразительное

искусство

3

3

3

1,2,3

2

Лепка

1

1

1

1,2,3

3

Декоративно-прикладное искусство

2

2

2

1,2,3

4

Беседы об изобразительном искусстве

-

1

1

1,2,3

5

Предмет по выбору

1

1

1

1,2,3

6

Всего:

7

8

8





Каждый курс обучения рассчитан на 34 учебных недели в год.

«изобразительное искусство»
Пояснительная записка

Программа «Изобразительное искусство» является частью комплексной образовательной программы «Изобразительное искусство».

Данная программа рассчитана на занятия с детьми с 8лет на 3 учебных года. в Программа «Основы изобразительной грамоты» развивает эстетические знания, творческий опыт учащихся в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности – языка изобразительного искусства. Направления предмета дают возможность привлекать на занятия темы, обязательные с профессиональной точки зрения, такие как: изучение цвета и света, формы, композиции, художественных выразительных средств и материалов изобразительного искусства, их роли в организации пространства.

Цель:

развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  • расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.

  • сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре;

  • обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

В процессе обучения учащиеся осваивают материальные, пластические, художественные средства изображения. Особый акцент в обучении желательно сделать на изучение композиции, ее закономерностей, отличие декоративной композиции от живописной, понимание цельности пространственной композиции. На этапе общего знакомства с закономерностями построения композиции предполагается изучение ритма, пропорций, равновесия, симметрии, цвета.

Методика занятий характеризуется постепенным смещением акцентов с репродуктивных методов на саморазвивающие, продуктивные.

Главным показателем и проверкой итогов занятий являются искусствоведческий анализ произведения, просмотры и выставки.
Планируемые результаты обучения

По окончании обучения учащиеся должны:

называть:

- художественные инструменты и материалы (акварель, гуашь, карандаши, мелки, кисть);

- основные и составные цвета, их эмоциональные характеристики;

- несколько произведений известных художников;

иметь представление о:

- композиции;

- пропорциях предметов, об элементарных законах перспективы,

- народных художественных промыслах;

- конструкции предметов и строения человека, животного и уметь пользоваться ими;

различать:

- различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна и знать о роли этих искусств в жизни людей;

- теплые и холодные цвета;

- формы линий (прямая, волнистая, ломаная, спираль, штрих);

- узор от орнамента;

уметь:

- при выполнении практических работ в живописи, рисунке и декоративных композиций использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции, фактура);

- рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительных, декоративно-прикладных искусств, архитектуры, дизайна и определять их принадлежность к этим видам, художественного творчества;

- знать о некоторых особенностях русской (национальной) художественной культуры (традиционная архитектура, одежда, декоративные искусства, праздники и т.д.);

- выбирать горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги в зависимости от изображаемого предмета;

- правильно выбирать величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- работать гуашевыми и акварельными красками и выбирать кисть для работы;

- работать карандашом, проводить линии разной формы;

- составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур или стилизованных  изображений растений;

- составлять иллюстрации;

- использовать знакомые художественные термины в описании содержание

художественных  произведений или работ учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1класс
I полугодие
Раздел 1
Наблюдение и изучение форм живой природы. Выражение своего

мироощущения посредством материала, путем освоения навыков работы.
Тема 1.1: Знакомство:

  • с выразительными средствами рисунка и живописи

  • с графическими материалами

  • с живописными материалами

  • с технологическими приемами работы

  • с «трёхцветием»

  • с понятием: «композиционный центр», «эскиз», «колорит»


Тема 1.2:

  • Создание выразительного образа посредством колорита.



II полугодие

Раздел 2
Создание выразительного художественного образа и сюжетной композиции.
ТЕМА 2.1: Знакомство:

  • с выразительными средствами хроматической и ахроматической гаммой.

  • с понятиями: «принцип контраста», «дополнительные цвета», «сюжет».

  • с новыми техниками и материалами.

ТЕМА 2.2: Знакомство:

  • с последовательной работой над композицией

  • с понятиями: «сюжет», «стиль», «контраст» в композиции.


2 класс
I полугодие
Раздел 1
Наблюдение и изучение окружающего мира природы. Стилизация.
Тема 1. 1 Наблюдение живой природы – мира растений и животных. Стилизация природных форм (Наблюдение и изображение изменений цвета, тона, формы в природе, основываясь на изученных понятиях: основные – производные, теплые – холодные цвета. Графические и живописные технические приемы. Аналогия с природой).

Тема 1,2:

  • «Контраст» - одно из самых выразительных средств в композиции.

  • Тоновой, цветовой, размерный контраст.

Контраст. Противопоставление образов, характеров.

II полугодие
Раздел 2
Передача ритма, движения и покоя. Создание выразительной композиции, используя контрасты тона, цвета, цветовой насыщенности.

Тема 2.1: Подчинение выразительных средств рисунка и живописи для создания эмоционально-образных композиций.

3 класс

I полугодие

Раздел 1
Развитие у детей на начальном этапе обучения способностей пользоваться цветом как средством создания выразительного художественного образа

Тема 1.1: Знакомство с цветом.

Ахроматические и хроматические цвета.
Тема 1.2: Свет выявляет объем, пластику.

Контрасты форм, тона.
Тема 1.3: Хроматические цвета.

Основные цвета.

Одновременный контраст.

II полугодие

Раздел 2
Передача ритма, движения и покоя. Создание выразительной композиции, используя контрасты тона, цвета, цветовой насыщенности.

Тема 2.1: Хроматические и составные цвета
Тема 2.2: Дополнительные, контрастные цвета. Гармония цвета.

Учебно-тематический план по изобразительному искусству 1 класс
Первое полугодие

Наименование разделов и тем

Общ

кол. час.

Раздел 1. Наблюдение и изучение форм живой природы. Выражение своего

мироощущения посредством материала, путем освоения навыков работы.

Тема 1. 1 Знакомство:

  • с выразительными средствами рисунка и живописи

  • с графическими материалами

  • с живописными материалами

  • с технологическими приемами работы

  • с «трёхцветие»

  • с понятием: «композиционный центр», «эскиз», «колорит»

Задание 1:

«Цветные капельки». Упражнение на трехцветие. Работа с шаблонами.

2

Задание 2:

«Полярная ночь». Живописная композиция. Холодная палитра.

2

Задание 3:

«Какого цвета осень?» Живописная композиция на тонированной бумаге.

2

Задание 4:

«Линия, штрих, хаос» Упражнение простым карандашом.

1

Задание 5:

«Колючий ежик». Графическая композиция. Работа с шаблоном.

2

Задание 6:

«Запасливый мышонок». Графическая композиция. Тональное решение (светлое, темное).

2

Задание 7:

«Волшебная рыбка». Задание по цветоведению.

2

Задание 8:

«Натюрморт с арбузом». Работа с политрой (контрастные цвета).


3


Тема 1,2: Создание выразительного образа посредством колорита.

Задание 9:

«Сердитый волшебник». Живописная композиция в тяжелой гамме.

4

Задание 10:

«Светлый образ в сказке» композиция в легкой цветовой гамме.

4

Задание 11:

«Загадочный цветок». Живописная композиция на тонированной бумаге.

2

Задание 12:

«Попугай в клетке». Работа кистью без предварительного рисунка. Акварель.

3

Задание 13:

«Петушок». Работа кистью без предварительного рисунка. Гуашь.

3

Задание 14:

«Любимая игрушка». Рисование с натуры, передача пропорций и фактуры.

6

Итого часов за полугодие:

48


Второе полугодие

Наименование разделов и тем

Общ. кол. час.

Раздел 2: Создание выразительного художественного образа и сюжетной композиции.

Тема 2.1: Знакомство с выразительными средствами хроматической и ахроматической гаммой.

  • с понятиями: «принцип контраста», «дополнительные цвета», «сюжет»

с новыми техниками и материалами

Задание 15:

«Тундровичок». Графическая композиция с использованием мелков.

3

Задание 16:

«Птички» или «Рыбки» Графическая композиция с использованием туши на мокрой бумаге.

3

Задание 17:

«Городок» или «Пляшущие человечки» Графическая модульная композиция. Передать образ через характер линий (плавные-волнистые, острые-калючие). 2 задания.

6

Задание 18:

«Натюрморт с разделочной доской и овощами». Графическая композиция (тон, пропорции).

4

Задание 19:

«Уточка» Замкнутая живописно-графическая композиция.

3

Задание 20:

«Насекомые» или «Мир под микроскопом». Графическая композиция.


3

Задание 21:

«Муха Цокотуха» Живописно-графическая композиция.

4

Тема 2.2 Знакомство: с последовательной работой над композицией.

  • С понятиями: «сюжет», «стиль», «контраст» в композиции.

Задание 22:

Зарисовки разных пород деревьев по таблицам.

3

Задание 23:

«Дерево» Настроение характера дерева.

4

Задание 24:

«Тихий вечер на Марсе» или «Туманное утро на Юпитере». Живописная композиция фантастического пейзажа.

6

Задание 25:

«Весна пришла!» Живописная композиция.

4

Задание 26:

«Цирк». » Живописная композиция в смешанной технике.

5

Задание 27:

«Прогулка» Живописная композиция в ограниченной цветовой гамме с использованием набросков с натуры.

6

Итого часов за полугодие:

54

Итого часов за год:

102


Учебно-тематический план по изобразительному искусству 2 класс
Первое полугодие

Наименование разделов и тем


Общее кол. час.

Раздел 1. Наблюдение и изучение окружающего мира природы. Стилизация.

  • Тема 1. 1 Наблюдение живой природы – мира растений и животных. Стилизация природных форм (Наблюдение и изображение изменений цвета, тона, формы в природе, основываясь на изученных понятиях: основные – производные, теплые – холодные цвета. Графические и живописные технические приемы. Аналогия с природой).

Задание 1:

«Бал цветов и листьев». Живописная композиция.

6

Задание 2:

«Сказка про гномов». Живописно-графическая композиция с использованием гербария.

6

Задание 3:

«Пушистые друзья». Графическая композиция карандашом с использованием разных фактур.

4

Задание 4:

«Необыкновенные птицы или рыбы». Графическая композиция цветными карандашами, с использованием аппликации.

4

Задание 5:

«Декоративный натюрморт». Живописная работа по поводу натуры.

6

Тема 1,2: «Контраст» - одно из самых выразительных средств в композиции.

  • Тоновой, цветовой, размерный контраст.

  • Контраст. Противопоставление образов, характеров.

Задание 6:

«Чудо-Юдо». Графический диктант.

4

Задание 8:

«Контраст, черное и белое». Композиционные упражнения в ахроматической гамме.

4

Задание 7:

«Кружево снежинок». Графическая композиция на черном фоне.

4

Задание 8:

«Иллюстрация сказки». Графическая композиция с использованием акварели.

6

Задание 9:

«Новогодняя маска». В одной цветовой гамме.

4

Итого часов за полугодие:

48



Наименование разделов и тем

Общее

кол. часов.

Раздел 2: Передача ритма, движения и покоя

Тема 2.1: Подчинение выразительных средств рисунка и живописи для создания эмоционально-образных композиций.

Задание 10:

«Конек-Горбунок». Упражнение на передачу контрастных цветов.

6

Задание 11:

«Синяя, желтая и красная планета». Живописная композиция по сказке с ярко выраженным цветовым акцентом.

8

Задание 12:

«Клоуны». Живописная композиция. Передача статики и динамики. 2 задания.

12

Задание 13:

«Волшебный замок». Живописная статичная композиция на цветном картоне.

4

Задание 14:

«Спортсмен». Графическая композиция на передачу движения.

6

Задание 15:

«Портрет мамы». В технике по выбору учащихся.

4

Задание 16:

«Сказочные герои». Живописная работа в легкой или тяжелой гамме.

4

Задание 17:

«Доктор Айболит». Живописная композиция с использованием контрастных цветов.

6

Задание 18:

«Весна». Пейзаж.

4

Итого часов за полугодие:

54

Итого часов за год:

102


Второе полугодие

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Целью программы по музыке является: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры; духовно-нравственное...

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconПлан работы опорно-методической площадки «Формирование воспитывающей...
В 2014 году работа омп «Формирование воспитывающей среды через приобщение к ценностям духовно-нравственной культуры» на базе моу...

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconОтветы на вопросы 1 тура
Цели: формирование интереса к прошлому славян, приобщение учащихся к искусству слова, богатствам русской классической и современной...

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconПрограмма по предмету «Музыка»
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры...

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconПрограмма «Формирование духовной культуры школьников средствами Искусства»
«Средняя общеобразовательная школа №163 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconТруд формирование целостной картины мира и расширение кругозора в...
«Познание», расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconРабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconРабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconРабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Целью уроков музыки в 9 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...

Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры как части духовной, на приобщение ребят к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. iconПрограмма по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений
«эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера»....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции