Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации




Скачать 115.93 Kb.
Название Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации
Дата публикации 24.05.2014
Размер 115.93 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
МИРОВАЯ СРЕДА И РАЗВИТИЕ РОССИИ: ЭТИКА ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В.К. Корепанов,

Альметьевский государственный институт муниципальной службы (АГИМС),

научный сотрудник НИЧ, преподаватель, заведующий НОЦ "ММЛ" АГИМС

г. Альметьевск, Российская Федерация

Мировая среда и развитие России – оба этих понятия неотъемлемым образом взаимосвязаны, ибо одно в той или иной мере определяет другое и само же определяется им. Социально-гуманитарные проблемы современности в условиях глобализации культур в рамках взаимодействия национальных цивилизаций остаются в повестке дня злободневных этических вопросов.

Социокультурная ситуация наших дней характеризуется расширением взаимозависимости и взаимосвязи разных народов и их культур – как в географическом ареале России, так и за его пределами. Обусловлено это появлением на мировой арене большого количества политических, экономических, религиозных, культурных и прочих организаций и структур, влияющих на этическое осознание мирового сообщества. В условиях социокультурной трансформации возникает интерес к таким проблемам, как межцивилизационный диалог и диалог конфессий в глобальном культурном пространстве - в первую очередь с целью сохранения и развития собственных локальных культур в нем, поскольку «утрата даже небольшой части культурного наследия представляется невосполнимой потерей не только для конкретного этноса, но и для всего человечества» (Павлова А.Н. 2008: с.3).

Актуальность исследования применительно к текущим культурным реалиям обусловлена в частности тем, что современное состояние культуры общества детерминируется «ускорением исторической и социокультурной динамики, появлением новых форм и способов бытия человека в культурном пространстве» (Гавров С.Н., 2003: 5) в контексте межкультурного взаимодействия. Пресловутая модернизация представляет по сути «длительный исторический процесс перехода от традиционного к современному обществу» (Гавров С.Н., 2003: 3). Культура современная есть отчасти иное видение культуры предшествовавшей (менталитет и образ жизнедеятельности), отчасти – зеркальное отражение (базовые социокультурные запросы и биологические потребности общества), отчасти – органичное развитие социокультурного наследия предшествовавших эпох. Культура и искусство древних этносов в их развитии к типу нынешней оформившейся нации – это начала «возделывания почвы» современной действительности, это зарождение локальной (региональной) формы бытия. Инструментальная (технико-технологическая) насыщенность развития современного общества отнюдь не отдаляет традиционные культурные ориентиры, которые будут и должны быть этическим образцом деятельности, воплощая в себе положительный либо отрицательный поучительный исторический опыт поколений, проживавших на той или иной (возможно их исконной) территории.

«Как реакция на процессы глобализации в современном обществе возрастает интерес этносов к собственной корневой традиции, - пишет Павлова А.Н. (Павлова А.Н., 2008: с.3). – На рубеже нового тысячелетия люди все чаще задумываются об истоках современных цивилизаций и культур, их взгляд устремляется в прошлое, к временам, когда закладывались основы существующих ныне этносов. Обращаясь к наследию народной культуры, наш современник стремится обрести ответы на важнейшие вопросы бытия» (там же).

«Генезис и система интегративных механизмов культуры, обеспечивающих национальную идентичность», ведущие «аспекты национальной культуры и межкультурного взаимодействия», «многообразие культурного оформления мира» (выражения и сочетания слов: Гавров С.Н., 2003: 5) в исторической социокультурной динамике, - все эти вопросы заслуживают пристального рассмотрения применительно к релевантной этической культуре национального сообщества. «К сожалению, значительная часть молодого поколения, чей вкус сформировался под влиянием массовой культуры, не в состоянии оценить поэзию народного» творчества, в связи с чем «существует проблема забвения культурных традиций», связанных с созданием и пониманием символики той эпохи (Павлова А.Н., 2008: с.6). Целесообразно переосмыслить и в какой-то мере впитать своеобразный тип традиционной картины мира народов в условиях панэтничности культуры данной территории.

Множественность современного мира является своеобразной «диверсификацией шансов человечества на продолжение развития, гарантированное воспроизводство жизни» (Гавров С.Н., 2003: 42-43). В этом случае «ценностью выступает сама множественность» (Яковенко И.Г., 2002: 208). В современный, казалось бы стабильный, «разумный и наиболее цивилизованный» период истории человечества, мир наполнен социальными противоречиями и испещрен локально-региональными конфликтами, тенденции и степень проявления которых детерминируются воздействием той или иной социокультурной ситуации. А общая ситуация в глобальном масштабе такова, что люди так и не научились жить «цивилизованно», действовать рационально, сообразно причинам и последствиям принимаемых ими решений (реальных либо потенциальных). Наверное, самое время вновь обратиться к истории родного края, осмыслить и пересмотреть ее, - но не из политических соображений, а единственно исходя из этических поисков некоего единого философского смысла жизни, который был бы наиболее приемлем подавляющим большинством «образованно мыслящего» населения. Но это, конечно же, - идеал…

Современный мир, на пороге глобальных социокультурных и иных полифуркаций, сам того не подозревая, стоит перед бездной духовного упадка в свете разлагающего влияния западнических культур. Так не время ли обратиться к истинным духовным традициям и идеалам, исконно присущим культурным явлениям нашего древнего и средневекового Волго-Уральского региона? Об этом [о плюсах и минусах глобализации и модернизации современного общества – прим. автора] много пишут в частности и Гавров С.Н., признавая объективную множественность путей развития современного социума, и Э. Аллард, критикуя классическую модернизационную теорию, когда говорит о понятии «множественные модерны» (Аллард Э., 2002: 61-62), и другие мыслители.

Мы солидарны с Гавровым С.Н. в том, что «жизнь человека в современных обществах имеет не только преобладающее горизонтальное измерение. Она не только включает в себя материальные и социальные аспекты, но и, в большей или меньшей степени, некоторую вертикальную перспективу», т.е., на наш взгляд, духовно значима в существовании современного суетного мира обращенность в прошлое, к родной истории, к корням этого общества с его исторической социокультурной ситуацией. Данное высказывание подтверждается и фактом сохранения традиционных религий, а также поиском новых философских ориентиров. Упомянутым выше высказываниям Гаврова С.Н. в унисон вторит и мнение Павловой А.Н.: «Обращаясь к наследию народной культуры, наш современник стремится обрести ответы на важнейшие вопросы бытия. Культура так называемого традиционного (доиндустриального) общества позволяла достичь гармонии с окружающим миром, прикоснуться к его таинствам. Она давала ответ на вопрос о месте человека в мире, позволяла наладить взаимоотношения с обществом, природой и самим собой» (Павлова А.Н., 2008: с.3). А быть может, лучше обратиться не к инокультурным «изобретениям», а «честно» использовать богатое духовное наследие предшествующих эпох развития собственной исторической территории.

Незачем «изобретать велосипед», - в прогнозировании перспективы развития России в мировом окружении периода 2011-2030 продуктивней будет обратиться к опыту собственной истории, рассмотрение которого «определяется общественной потребностью в сохранении и трансляции традиционных культурных ценностей» (Павлова А.Н. 2008: с.3), ибо «традиции выступают важнейшим фактором социокультурной динамики» (Иванова Ю.В.). 

Поэтому чрезвычайно актуален интерес к этическим проблемам роли и места национальной российской культуры, а также культуры региональной и определяющих ее формирование социокультурных ситуаций, в исторической ретроспективе; данные проблемы рассматриваются и осмысляются автором на примере исторической динамики социокультурных ситуаций в Волго-Уральском регионе вплоть до наших дней. «Изучение особенностей менталитета древних обществ и современных народов, сохранивших элемента традиционной культуры, становится одним из кардинальных направлений в современных гуманитарных исследованиях» (Павлова А.Н. 2008: с.3).

Анализ динамики развития социокультурных ситуаций на геопространстве России (на примере Волго-Уральского региона) во всем многообразии ее составляющих представлен среди узловых моментов философского осмысления культурно-исторического процесса, поскольку вся история человечества в собственном генерализированном формате предстает как переход от одного состояния к другому, как динамическая смена многообразных и сопряженных социокультурных ситуаций.

Политика правящих классов объективно неоспорима, и приходится это признать и согласиться с Гавровым С.Н. («политика стимулирования приверженности демократическим институтам и процедурам, способствующая установлению более высокого рейтинга национального государства, большему притоку инвестиций, повышению курсов акций, государственных, корпоративных облигаций и т.д.», с. 45). В конечном же счете, однако, «во что верить, что искать, чье доверие снискать», - все эти вопросы каждый для себя решает сам, индивидуально, сообразно собственным моральным принципам. По крайней мере, должен решать… И непредвзятый взгляд в ретроспективе, и историческая память, генеалогия и «корни» предков, - все эти вопросы становятся все более актуальными на перипетии современности. Все мы находимся в сфере действия тех или иных социокультурных ситуаций; в соответствии с релевантными синергетическими концепциями ситуации эти повторяются так или иначе в рамках соответствующих временных циклов, но зачастую – уже на более высоком уровне, так как предполагается, что система «самоорганизуется», поскольку таковая является синергичной, а синергичность, в свою очередь, есть неотъемлемое свойство самоорганизующейся системы. Незачем поэтому «изобретать велосипед» - гораздо продуктивней будет обратиться к опыту собственной истории, рассмотрение которого «определяется общественной потребностью в сохранении и трансляции традиционных культурных ценностей» (Павлова А.Н. 2008: с.3).

«Невозможно высвободить греческую культуру из исторического тела Греции, перенять, перенести и повторить ее содержание, как ни часто такая попытка делалась применительно к ее существенным частям, ее изобразительному искусству, ее трагедии, миру ее философских идей», - пишет М.Вебер (Вебер М., 1998: 21).

Истоки изучения закономерностей и особенностей динамики развития социокультурных ситуаций – как и «истоки современных цивилизаций и культур» вообще, по Павловой А.Н. (2008: с.3), - восходят к древности и средневековью, когда «закладывались основы существующих ныне этносов» (там же), формировались базовые ценности этнических структур хозяйственной деятельности, духовной культуры, этнических и культурных взаимодействий, внутренних и внешних факторов взаимодействия. В этом мы солидарны со многими мыслителями современности, в частности и Павловой А.Н., Гавровым С.Н.

Поэтому разноаспектное и непредвзятое, глубинное и сущностное рассмотрение релевантной социокультурной ситуации в древности и средневековье в ее динамике (а не в «застывшей форме» некоего статичного состояния) поистине актуально и, на наш взгляд, востребовано самим «духом времени» современной эпохи, зеркально обращенной в прошлое в надежде познать ошибки и оплошности творцов культуры и цивилизации. Теоретическое и практическое (прикладное) научное исследование социокультурных ситуаций в рамках региональных, национальных и мировых цивилизаций привлекает в наши дни внимание специалистов различных дисциплин, а также экспертов в области соответствующих междисциплинарных исследований. В подтверждение данной своей точки зрения приведем высказывание Гаврова С.Н.: сегодня «трансформационные процессы, характерные для различных регионов мира, детерминируются различными социокультурными традициями, различаясь как по своим темпоральным характеристикам, так и по достигнутым промежуточным результатам. Множественность современного мира является своеобразной диверсификацией шансов человечества на продолжение развития, гарантированное воспроизводство жизни» Гавров С.Н., 2003: 42-43). В современный, казалось бы стабильный, «разумный и наиболее цивилизованный» период истории человечества, мир наполнен социальными противоречиями и испещрен локально-региональными конфликтами, тенденции и степень проявления которых детерминируются воздействием той или иной социокультурной ситуации. А общая ситуация в глобальном масштабе такова, что люди так и не научились жить «цивилизованно», действовать рационально, сообразно причинам и последствиям принимаемых ими решений (реальных либо потенциальных). Наверное, самое время вновь обратиться к истории родного края, осмыслить и пересмотреть ее, - но не из политических соображений, а единственно исходя из поисков некоего единого философского смысла жизни, который был бы наиболее приемлем подавляющим большинством «образованно мыслящего» населения. Но это, конечно же, - идеал. В то же время стремление к идеалу как ориентировочному высшему началу, маяку, озаряющему мысль и проливающему свет на многие столь актуальные вопросы бытия, - похвально и естественным образом необходимо. Современный мир, на пороге глобальных социокультурных и иных полифуркаций, сам того не подозревая, стоит перед бездной духовного упадка в свете разлагающего влияния западнических культур. Так не время ли обратиться к истинным духовным традициям и идеалам, исконно присущим культурным явлениям нашего древнего и средневекового Волго-Уральского региона? Об этом [о плюсах и минусах глобализации и модернизации современного общества – прим. автора] много пишут в частности и Гавров С.Н., признавая объективную множественность путей развития современного социума, и Э. Аллард, критикуя классическую модернизационную теорию, когда говорит о понятии «множественные модерны» (Аллард Э., 2002: 61-62), и другие мыслители.

Так, Э. Аллард упоминает о принципиальных различиях в рамках западной модели модерна развития в межстрановом соотношении в рамках Европы. «Северные» и «южные» государства-участники Европейского союза по-разному реагируют на трансформационные процессы, в первом случае поддерживая индивидуальность и права личности, а во втором, на Юге Европы, систему кровного родства, семейных ценностей и церковных традиций (Аллард Э., 2002: 61-62). В панораме европейского цивилизационного ареала, как пишет Гавров С.Н., «одним из наиболее ярких примеров противопоставления вариативности форм современности служат север и юг Италии, которые различны в своих ценностно-нормативных системах, моделях поведения личности». В общем и целом, правомерно констатировать принципиальное «сохранение идентичности этнических субкультур, адаптирующихся к распространению институциональной среды, характерной для обществ модерна». Вопрос лишь в том, насколько полно и целостно (в рамках органичного системного единства) возможно сохранение элементов социокультурной традиции в рамках чуждого ей институционального пространства, в какой мере преемственность способствует или препятствует целям экономического, социокультурного и политического развития, здоровой конкурентоспособности национальной экономики, насколько политическая демократия эффективна, адекватна достигнутому уровню развития социума. Необходимо рассматривать наиболее полный набор имеющих смысл действующих факторов, формирующих социокультурную ситуацию, в целях объективного учета ее влияния на это развитие.

«Наращивание разнообразия цивилизационных стратегий – константа разворачивающейся человеческой истории. Причем в кризисные эпохи разнообразие взрывообразно возрастает. Именно в это время периферийные и маргинальные стратегии оказываются равнозначными вчерашним доминантам. В принципе нельзя оценить потенции той или иной стратегии в неведомой нам ситуации завтрашнего дня. В этом случае ценностью выступает сама множественность» (Яковенко И.Г., 2002: 208).

Таким образом, современный человек, возможно так же, как и автор данной работы, стремится постичь текущую реальность как по горизонтали (исследуя окружающую действительность в ее преимущественно поверхностной событийной «мультимедийной» насыщенности; следуя собственному темпу и ритму жизни, в своей интенции и векторности движения, претерпевая флуктуации и влияние незавершенных процессов на пути к постоянному становлению в рамках либо ориентирах, задаваемых в той или иной культурной плоскости социокультурной ситуацией в соответствии с ее характеристиками, рассмотренными в исследовании Листвиной Е.В., с.37), так и по вертикали, идейно вовлекаясь в историческое прошлое родной земли и всей той культуры, которая «возделывалась» (исходя из релевантной греческой терминологии) на данной «почве». Человек в своем этическом идеале каждый день стремится ко все более удаляющемуся «на закате» «солнечному» горизонту того самого ознаменования, которое, по Хоружему С.С. отражает «абсолютное воплощение события» (Хоружий С.С., 1997: 64).
Список литературы

  1. Гавров С.Н. Национальная культура и модернизация общества: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. 86с.

  2. Яковенко И.Г. Глобальное сообщество и локальное сознание // Глобальное сообщество: картография постсовременного мира / Ред. А.И. Неклесса и др. – М.: Вост. лит., 2002. – С. 208.

  3. Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации// Социс. – М., 2002. – №9. – С. 61.

  4. Павлова А.Н. Семантика костюма волжских финнов середины 1-го – начала 2-го тыс. н.э.// Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 24.00.01 – теория и история культуры. Йошкар-Ола. 2008.

  5. Иванова Ю.В. Этнос: социокультурная динамика и традиции// Диссертация на соискание ученой степени доктора наук. Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: 2000.

  6. Солодухо Н.М. Ситуационные исследования: Выпуск 1. Ситуационный подход. По материалам всероссийского семинара// Под общ. ред. проф. Н.М. Солодухо. Казань: Изд-во Казан. гос. тех. ун-та, 2005. 188 с. ISBN 5-7579-0876-9

  7. Солодухо Н.М. Манифест ситуационного движения// Ситуационные исследования. Выпуск 1: Ситуационный подход. Казань, 2005.

  8. Солодухо Н.М. Ситуационные исследования: Выпуск 2. Типология ситуаций/ По материалам всероссийского семинара// Под общ. ред. проф. Н.М. Солодухо. Казань: Изд-во Казан. гос. тех. ун-та, 2006. 152 с. ISBN 5-7579-0960-9

  9. Хоружий С.С. От синергийной антропологии к социальной философии, или диалог с Максом Вебером (доклад на пленарном заседании всероссийской научно-практической конференции «Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология»). 19.11.2009. Казань, 2009.

  10. Weber, M. (1949) The Methodology of the Social Sciences, N.Y.: Macmillan, Ch.3. (См. также: Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon Посткризисные императивы развития глобальной финансовой системы
Не успела мировая экономика окончательно преодолеть рецессию, как в 2011 г в Ес возникли очаги кризисных явлений в романских странах,...
Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon Закона. Глава Этика искупления
Конкретные вопросы этики Часть о последних вещах. Этика эсхатологическая
Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon Сеpгей Каpа-Муpза Истоpия советского государства и пpава
Руси, а затем России. Шире — это период в истории той цивилизации, которая сложилась в Евразии, отделенной более или менее четкими...
Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon Практикум на ЭВМ среда программирования и отладка программ
Рыков В. И. Среда Microsoft Visual C++ и отладка программ. Технология работы с языком С++. /Издание Башкирского ун-та. Уфа 2006....
Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon «Доступная среда на 2014-2016 годы»
...
Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon 2014 год – 90 лет Майминскому району
Германией России войны, вошедшей в историю как первая мировая и унесшей жизни 12 миллионов человек (потери России составили 6 миллионов...
Мировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации icon 19 февраля, 2003 г. Среда. Прогнозируется серия террористических...
Февраля, 2003 г. Среда. Прогнозируется серия террористических взрывов в жилых или административных зданиях, в местах массового скопления...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции