Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки»




Скачать 276.16 Kb.
Название Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки»
страница 1/3
Дата публикации 24.05.2014
Размер 276.16 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3




ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД «ДШИ»

МБОУ ДОД «ДШИ» ___________ Е.Н. Пензина

Протокол

______ от ___________ « ____» _____________20__г.
Рабочая программа

Слушание музыки
5 (7) класс

Составитель: преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД «ДШИ»

Атрохова Ольга Михайловна

Дудинка

2010г.
«Слушание музыки».

7 (5) класс
Содержание предмета.

I четверть
Тема 1 Д. Шостакович «Пятая симфония»

(«величия человеческого духа» 1937г.).
Урок 1. В 1937году, унёсшем по воле сталинской тирании миллионы человеческих жизней, Д. Шостакович создаёт пятую симфонию. Музыка её исполнена огромной нравственной силы. В симфонии композитор «рисует» жизнь во всей её сложности. Открывает симфонию тема – эпиграф, завершаясь мотивом – вопросом, ответ в итоге таков: герой симфонии Шостаковича способен устоять и перед физическим уничтожением, и перед духовным порабощением, оставаясь ЛИЧНОСТЬЮ. Симфония встречена общественностью с энтузиазмом, получила высокую оценку в печати. Такая удача вызвала у Шостаковича прилив творческих сил.
Музыкальные материал:

Д. Д. Шостакович 5-ая симфония, I часть.

Тема 2 Д. Д. Шостакович.

Камерная инструментальная музыка.

Квинтет Соль Минор.
Урок 2 – 3. Камерная инструментальная музыка – вторая, равная по значимости область творчества Д. Шостаковича. Камерные произведения создавались композитором в течении 40 лет, параллельно с симфониями. Пятнадцать струнных квартетов; два трио для фортепиано, скрипки и виолончели; фортепианный квинтет, сонаты для скрипки, для альта, для виолончели, для фортепиано.

Квинтет Соль Минор (в пяти частях) написан в 1940 году. Ему присущи строгость и сдержанность в выражении чувств. Это царство Разума, Интеллекта, Духовности. Основная идея произведения: добро неуничтожимо, творческий дух бессмертен. Композитор обращается к жанрам эпохи Бах. Первые две части квинтета имеют прелюдию и фугу. Медленная прелюдия трёхчастна, имеет суровый и драматический характер. Фуга (Adagio) четырёхголосна. Третья часть – Скерцо выражает яркую повседневность. Четвёртая часть несёт образ Интермеццо (ре минор, Lento) – имеет траурное звучание и напоминает пассакалью. Пятая часть – финал, полон безостановочного движения.
Музыкальные материал:

Д. Д. Шостакович квинтет Соль Минор для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели.

  1. I часть квинтета. Прелюдия и фуга.

  2. II часть квинтета. Прелюдия и фуга.

  3. III часть. Скерцо.

  4. IV часть. Интермеццо. Пассакалья.

  5. V часть. Финал.



Тема 3 Д. Д. Шостакович.

Симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».
Урок 4 – 5. Данная поэма Д. Шостаковича является выдающимся произведением на историческую тему. В ней использован текст одной из глав поэмы Евгения Евтушенко «Братская ГЭС, выдержанна в духе народных былин и скоморошин. Музыка поэмы картинна. Она соединяет признаки театрального спектакля, кантатно-ораториальных жанров, пронизана симфоническим развитием. Велика роль оркестра. Повествование ведёт бас-солист. Главная идея произведения – показать, как толпа превращается в народ, осознающий трагическое величие подвига Разина. Поэма начинается оркестровым вступлением.

Первый раздел – «Как во стольной Москве белокаменной».

Второй раздел – монолог Разина, полный достоинства. Удар колокола извещает о начале казни.

Третий раздел – страшная картина казни (в оркестре) и реакция толпы (в хоровой партии). Поэму завершает зловещая картина. В эпилоге поэмы выражены ярость, гнев, протест. У всего оркестра звучит тема вступления. Она полна могучей, стихийной силы.
Музыкальные материал:

Д. Д. Шостакович. Симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» для солиста-баса, смешанного хора и оркестра.

  1. I – IV разделы.



Тема 4 Николай Яковлевич Мясковский (1881 – 1950гг.). Симфоническое творчество.
Урок 6. Н. Я. Мясковский внёс большой вклад в создание симфоний. Он автор 27 симфоний. Их называют «симфонической летописью» эпохи.

Шестая симфония Мясковского, написанная в начале 20-х годов, с большой силой передаёт драматизм суровых и героических революционных лет. В ней композитор, подобно А. Блоку в его поэме «12» воплотил тему «Художник и революция», волновавшую художественную интеллигенцию в 1920-е годы.

В 16-ой симфонии композитор откликнулся на героические и трагические события 30-х годов.

Лиричная 21-ая симфония воплощает глубоко, по-русски тему Родины.

22-ая симфония задумана как «баллад Великой Отечественной войне.

27-ая симфония – произведение высокого мастерства, проникнутое философской мудростью и оптимизмом.
Музыкальные материал:

  1. Н. Я. Мясковский симфонии № 6, 16, 22, 27 (фрагменты).



Тема 5 Ю. Шапорин, В. Шебалин, Д. Кабалевский,

А. Хачатурян в симфоническом жанре.
Урок 7 – 8. К симфоническому жанру обращались и другие композиторы: В. Щербачёв, Д. Кабалевский, Л. Книппер, Г. Попов, А. Хачатурян, В. Шебалин.

Жанры кантата и оратория имели в отечественной музыке особый путь. В 1920-е годы они почти не развивались. Новое героико-революционное содержание с большим трудом находило своё воплощение в жанрах, для которых в прошлом были характерны иные сюжеты в русской музыке, преимущественно религиозно – философские. Лишь во второй половине 30-х годов, когда композиторы обратились к историко-патриотическим темам, в кантатно-ораториальной музыке достигнуты успехи. Оратория Ю. Шапорина «На поле Куликовом», Д. Шостаковича «Песнь о лесах», С. Прокофьева «На страже мира».
Музыкальные материал:

  1. Ю. Шапорин «На поле Куликовом» (фрагмент).

  2. Д. Шостаковича «Песнь о лесах» (фрагмент).

  3. С. Прокофьева «На страже мира» (фрагмент).



II четверть
Тема 6 Отечественная музыка в 1960 – 1990-е годы.

Новые требования к содержанию искусства. Песня.
Урок 1. Начиная с 60-х годов ХХ века во всех областях жизни нашей страны наступают серьёзные перемены. Бурный рост науки, гигантские стройки, освоение космоса. Расширяются международные культурные связи. Гастролируют великие исполнители. Регулярны гастроли зарубежных оперных театров. Звучат в концертных программах произведения зарубежных классиков. В этот период трудятся композиторы разных поколений. Появляются молодые композиторы: Волконский, Денисов, Губайдуллина, Гаврилин, Каретников, Петров, Слонимский, Тищенко, Шнитке, Эшпай. Их сочинения вызывают бурные дискуссии слушателей, музыкантов, критиков. Музыкальное искусство освобождается от догм, становится многообразным, диапазон стилей и жанров – бесконечно широким.

Самый распространённый и любимый музыкальный жанр – песня наиболее полно раскрывает внутренний мир человека, его чувства, переживания. Развивается авторская песня. Рок музыка. Выдающимися представителями авторской песни являются Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Галич, Ю. Визбор, А. Розенбаум, Ю. Ким. Среди них особое место занимает В. Высоцкий (1938 – 1980гг.). У истоков отечественного рока находились различные вокально-инструментальные ансамбли – «Весёлые ребята», «Поющие гитары», «Машина времени».
Музыкальные материал:

  1. Известные песни (1 – 2) Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Визбора, А. Розенбаума и Ю. Кима.

  2. Песни ВИА (3 – 4) «Весёлые ребята», «Машина времени», «Поющие гитары».



Тема 7 Опера и балет. Кантата и оратория.
Урок 2. В музыкально-сценических жанрах происходят значительные изменения. Поиски новых тем, драматургии и стиля – от сохранения классических традиций до их коренного преображения.

Постоянен интерес к таким сюжетам, как: революция, гражданская и Великая Отечественная война, историческое прошлое Родины. К лучшим спектаклям о событиях гражданской войны относятся «Виринея» С. Сломинского (по повести Л. Сейфулиной), оперы А. Холминова «Оптимистическая трагедия» (по В. Вишневскому), «Чапаев» (по Д. Фурманову). Военной теме посвящены оперы К. Молчанова «Зори здесь тихие» (по повести Б. Васильева) и М. Вайнберга «Пассажирка». Самое яркое произведение на историческую тему – опера А. Петрова «Пётр I».

Литературная классика по-прежнему привлекательна для композиторов. На сюжеты Гоголя написаны камерные оперы: «Шинель» и «Коляска» А. Холминова, «Портрет» М. Вайнберга, «Мёртвые души» Р. Щедрина. По произведениям Чехова – оперы А. Холминова «Ванька» и «Свадьба», балеты В. Гаврилина «Анюта», Р. Щедрина «Чайка» и «Дама с собачкой». По роману Л. Толстого балет «Анна Каренина», балет А. Петрова по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

С 60-х годов становится особенно интересным развитие кантатно-ораториальных жанров. В них находят отражения события, характерные и для оперы: историческая тема в хоровой поэме Щедрина «Казнь Пугачёва» (на тексты Пушкина); тема войны и мира – в Реквиеме Д. Кабалевского (на стихи Р. Рождественского), а также в оратории Э. Бальсиса «Не троньте голубой глобус».

Огромная заслуга в развитии хоровых жанров принадлежит Г. Свиридову. Путь этого развития – «новая фольклорная волна». Начало положили «Курские песни» Свиридова – цикл, в котором композитор использует местный музыкальный диалект песен южнорусской области. Интересная разновидность хорового жанра, основанного на фольклорных традициях, предстаёт в творчестве В. Гаврилина. Это хоровые действа «Скоморохи», «Свадьба», перезвоны». Р. Щедрин создаёт хоровую «Поэторию» на стихи А. Вознесенского, ораторию «Ленин в сердце народном» на народные слова. Его последнее сочинение называется «Песнопения и молитвы». Скончался 6 января 1998г.


Музыкальные материал:

  1. В. Гаврилин балет «Анюта» (фрагмент).

  2. В. Гаврилин «Перезвоны» (фрагмент).

  3. Р. Щедрин «Поэтория» (фрагмент).



Тема 8 Формы, жанры, стили.
Урок 3. Сложность, парадоксальность времени. ХХ век – век поисков. Характерной особенностью музыки 60-х – 90-х годов является соединение в одном произведении принципов различных жанров – симфонических, хоровых, камерных, инструментальных и вокальных «Поэтория» Р. Щедрина «Драматория» А. Караманова. Подобные взаимодействия характерны и для музыкального стиля. Полистилистика. Коренные изменения в области композиторской техники. Вместо привычного мажора и минора преобладает атональная музыка, используются серийная, сериальная техника, алеаторика, сонористика, микротоновая техника. Композиторы создают электронную музыку, находят новые тембровые возможности музыкальных инструментов и человеческого голоса. Запись современной музыки может сильно отличаться от привычной нотной.
Музыкальные материал:

  1. А. Шнитке симфония № 1 (фрагмент).

  2. С. А. Губайдуллина Vivente – non vivente («Живое – не живое») для электронного синтезатора и магнитофона.



Тема 9 Исполнительское искусство.
Урок 4. Высокий международный авторитет завоёвывает отечественное исполнительское искусство. Всемирную известность получают такие музыканты, как певцы И. Архипова, Е. Образцова, Т. Синявская, Л. Казарновская, В. Атлантов, Е. Нестеренко, А. Ведерников, Д. Хворостовский; пианисты В. Ашкенази, Л. Власенко, В. Крайнев, В. Кастельский, Н. Петров, М. Плетнёв, Е. Кисин; скрипачи В. Третьяков, О. Крыса, В. Репин; виолончелисты М. Ростропович, Н. Гутман; альтист Ю. Башмет и многие другие музыканты.

Заслуженной славой пользуются отечественные исполнительские коллективы – симфонические оркестры, хоры, ансамбли и их руководители – дирижёры Е. Светланов, Г. Рождественский, В. Федосеев, В. Гергиев; хормейстры В. Минин, В. Полянский. Мировую славу завоевали оркестры «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова, ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета, «Театр звуков» – ансамбль ударных инструментов под управлением М. Пекарского.

Развитию исполнительского искусств способствуют отечественные и зарубежные конкурсы, фестивали. Например, Международный конкурс имени П. И. Чайковского, юношеский конкурс имени П. И. Чайковского, конкурсы пианистов имени Рахманинова, Скрябина, для певцов конкурсы имени Глинки, Шаляпина.

Регулярно в нашей стране проходят фестивали: «Белые ночи» в Петербурге, «Московская осень» и «Декабрьские вечера» в Москве, фестивали современной музыки в Нижнем Новгороде и другие.
Музыкальные материал:

  1. Видео. Фрагменты с концертных выступлений Т. Синявской, Е. Образцовой, Л. Казарновской, Д. Хворостовского.

  2. Видео. Музыканты – исполнители: М. Плетнёв, Е. Кисин, М. Ростропович.

  3. Симфонический оркестр под руководством В. Гергиева в концерте, посвящённом трагическим событиям в г. Бислан.



Тема 10 Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998 гг).

Биография.
Урок 5. Свиридов – крупнейший композитор ХХ столетия. Главным направлением его творчества была вокальная – сольная и хоровая музыка. Родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии, в семье почтальона и учительницы. Ранние музыкальные впечатления связаны с пением церковного хора. В музыкальную школу поступил в 14 лет. Теорию изучал самостоятельно, играя произведения Баха (которого не любил), Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена, Шуберта, Шумана, Грига.

В 1932 году переехал в Ленинград и поступил в Центральный музыкальный техникум по классу рояля, затем на композиторское отделение. Здесь написал цикл «Шесть романсов» на стихи Пушкина. Принят в союз композиторов.

В 1936 году Свиридов – студент Ленинградской консерватории, которую закончил в 1941 году. В классе композиции занимался у Шостаковича. Знакомится с творчеством Малера, Стравинского. Стравинский сочиняет преимущественно оркестровые, камерные и фортепианные произведения.

В 1950 году Свиридов создаёт вокальный цикл «Страна отцов» на стихи армянского поэта Исаакяна. С этого времени основным направлением его творчества становится вокальная музыка. Он пишет песни, романсы, кантаты, оратории, хоровые произведения на стихи Бернса, Блока, Гоголя, Есенина, Маяковского, Некрасова, Пушкина, Сологуба, Твардовского, Хлебникова, народные тексты церковных молитв. Возникает музыкальная антология русской и мировой поэзии. В центре творчества – образ Поэта, чья жизнь неразрывно связана с судьбой Родины.

Один из любимых поэтов – С. Есенин. На его стихи он написал около 50-ти сольных и хоровых произведений. Среди них «Поэма памяти Сергея Есенина», кантаты «Деревянная Русь», «Светлый гость», вокальный цикл «У меня отец крестьянин», поэма «Отчалившая Русь» и другие.
Музыкальные материал:

  1. Г. В. Свиридов симфоническая «Поэма памяти Сергея Есенина». I часть «Край ты мой заброшенный».

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Рабочая программа Музыкальная литература 4 года обучения Составитель:...
В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения
Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки»
Обсуждена и утверждена на заседании кафедры Яковенко Ю. Ф., зав кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент
Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Рабочая программа Слушание музыки
Именно в этом возрасте необходимо пробудить в ребёнке интерес к музыке, научить детей понимать и сопереживать её содержание, что...
Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Положение о музыкальном отделении
Закона РФ «Об образовании», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденного Постановлением...
Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона
Дмш), музыкальные отделения детских школ искусств (дши) и другие музыкальные учебные заведения школьного типа, которые формируют...
Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Религиозная символика в инструментальной музыке ю. Буцко
Работа выполнена на кафедре истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных
Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Программа по музыке для 4-7 классов Д. Б
Программа музыкальных занятий в четвертом классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным...
Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Дополнительного образования детей
Составитель программы – преподаватель моу дод «Пенжинская детская школа искусств»
Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Дополнительного образования детей
Составитель программы: преподаватель моу дод «Пенжинская детская школа искусств»
Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель теоретического отделения мбоу дод «дши» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Слушание музыки» icon Литература» Тема урока : «Жанры вокальной музыки»
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции