План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии




Скачать 167.88 Kb.
Название План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
Дата публикации 23.05.2014
Размер 167.88 Kb.
Тип Лекция
literature-edu.ru > Культура > Лекция




Лекция 2. Коррекционно-развивающая направленность

педагогических воздействий
План:

1. Коррекционно-развивающая направленность

педагогических воздействий — основа частных

методик адаптивной физической культуры
2. Основные педагогические принципы

работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
3. Формы организации

адаптивной физической культуры с детьми

1. Коррекционно-развивающая направленность

педагогических воздействий - основа частных

методик адаптивной физической культуры
Выдвинутый Л. С. Выготским в 30-е гг. XX в., этот принцип и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии (Дульнев Л.В.; Мастюкова Е.М.; Мирский С.Л. и др.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномаль­ного развития, но и на активное развитие их познавательной дея­тельности, психических процессов, физических способностей и нрав­ственных качеств.

Коррекционно-развивающая направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы и охватывает все категории детей с нарушениями в развитии.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной актив­ности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений. Устойчивость вертикальной позы, сохра­нение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точно, сво­бодно, без напряжения и скованности, - это те свойства, которые необходимы ребенку для нормальной жизнедеятельности.

Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств. Образовательные и коррекционно-развивающие задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. Для образовательных задач характерна высокая степень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обучения. Коррекционно-развивающим задачам свойственно относительное постоянство, так как они решаются на каждом занятии. В процессе обучения при переходе к новому учебному материалу происходит не полная смена коррекционных задач, а смена доминирования каких-либо из них. Постоянно действующими задачами на каждом занятии является коррекция осанки, основных локомоций - ходьбы, бега и других естественных движений, укрепление «мышечного корсета», коррекция телосложения, коррекция и профилактика плоскостопия, активизация вегетативных функций.

Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптивного физического воспитания занимает приоритетное место.

Концептуальным положением является взаимосвязь и психофи­зическое единство организованной двигательной деятельности и целенаправленного формирования личности ребенка, коррекция и развитие его познавательных способностей, сенсорных систем, психики (восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления, речи), общения, мотивов, интересов, потребностей, самовоспитания.

Коррекционно-развивающее направление адаптивной физической культуры имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

  • коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.;

  • коррекция и развитие координационных способностей;

  • коррекция и развитие физической подготовленности;

  • коррекция и профилактика соматических нарушений;

  • профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;

  • развитие познавательной деятельности;

  • формирование личности ребенка.



2. Основные педагогические принципы

работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
Единство диагностики и коррекции. Практическая деятель­ность педагога требует знания основного дефекта, его проявлений, ка­чественного своеобразия и структуры, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Кроме того, необходи­мо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста, основного вида деятельности, характерного для каж­дого возрастного периода. Эти сведения необходимы педагогу, чтобы, во-первых, не навредить, во-вторых, выявить потенциальные личност­ные и функциональные возможности ребенка, в-третьих, определить и контролировать оптимальный путь коррекции и развития.

Специалист адаптивной физической культуры самостоятельно проводит педагогическую диагностику, выявляя состояние отдельных двигательных функций, физических и координационных способностей. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать резуль­таты медицинской и психологической диагностики и на основе сопо­ставления и анализа этих данных планировать стратегический путь и оперативные способы, методы и приемы коррекции и развития.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Дифферен­цированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педагогическая ко­миссия, формирующая типологические группы детей, сходные по воз­расту, клинике основного дефекта, показателям соматического разви­тия. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характери­стики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения уроков физического вос­питания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осу­ществляет учитель физического воспитания.

Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосло­жения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, воле­вых качеств, состояния сохранных функций - двигательных, сенсор­ных, психических, интеллектуальных.

Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мас­терства учителя.

Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного ис­пользования сохранных функций и формирования «обходных путей».

Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влия­нием комплекса сохранных ощущений: слуховых, кожных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, которые дос­таточно подробно информируют человека об окружающем пространстве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи.

При поражении спинного мозга, когда нормальную ходьбу вос­становить невозможно, формируют различные варианты компенса­торной ходьбы за счет активного развития сохранных функций. Тренировка поврежденных структур, возможности развития которых чрезвычайно ограничены, часто не приводит к желаемым результатам.

Таким образом, смысл принципа компенсаторной направленно­сти педагогических воздействий состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов и мето­дических приемов стимулировать компенсаторные процессы в по­врежденных органах и системах за счет активизации сохранных функ­ций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию.

Принцип учета возрастных особенностей. Ребенок с от­клонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетическо­го развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протека­ет медленнее и с другим конечным результатом. Биологический возраст ребенка аномального развития в большинстве случаев отстает от паспортного. Процесс индивидуального развития всех физиоло­гических и психологических функций протекает неравномерно и неод­новременно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития. Этот процесс является закономерным для всех детей, отличие состоит в том, что у ребенка с отклонениями в развитии периоды ускорения (сенситивные периоды) наступают в среднем на 2-3 года позднее. Динамика психических и физических способностей сугубо индивидуальна, как индивидуальны и сенситивные периоды, их важно не пропустить и максимально использовать для развития и личностного роста, особенно при плани­ровании программ, рассчитанных на несколько лет.

Для выявления потенциальных возможностей ребенка и опе­ративной коррекции необходимо учитывать «зону актуального раз­вития» и «зону ближайшего развития». Первая отражает реальные возможности ребенка в настоящий момент, вторая характеризуется тем, что самостоятельное выпол­нение данного ему задания пока недоступно, но он может его вы­полнить с помощью педагога. Л. С. Выготский предлагает ориен­тироваться в процессе обучения на «зону ближайшего развития» как зону потенциальных возможностей ребенка.

Принцип адекватности педагогических воздействий озна­чает реализацию одной из важнейших закономерностей учебно-педа­гогического процесса: решение коррекционно-развивающих, компенса­торных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функцио­нальным возможностям, интересам и потребностям ребенка.

Принцип оптимальности педагогических воздействий оз­начает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые опре­деляются силой и характером внешних стимулов. В качестве стиму­лов выступают физические упражнения, различные по характеру, на­правленности, координационной сложности, а также физическая нагрузка, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативности педагогических воздействий оз­начает бесконечное многообразие не только физических упражне­ний, но и условий их выполнения, способов регулирования, эмоцио­нального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильные, слуховые), речь (подвижные игры с речита­тивами), мелкую моторику («пальчиковые» игры), интеллект (игры со счетом, выстраиванием слов и т. п.).

Дети с отклонениями в развитии вследствие вынужденной малой подвижности (два урока физкультуры не удовлетворяют естественной потребности в двигательной активности и не решают всех необходи­мых задач) испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.

Доказано, что игра для детей с нарушениями в развитии это не только забава, развлечение, но и эффективное средство и метод ре­шения коррекционно-развивающих задач, о чем свидетельствуют мно­гочисленные публикации, научные исследования, программы физи­ческого воспитания, концепции оздоровления данной категории детей.

Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в един­стве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи в становлении личности ребенка, необходима такая организация микросоциума, ко­торая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглажи­вать негативное влияние заболевания на физическое и психическое состояние ребенка.

Ребенок сознательно или бессознательно усваивает манеры по­ведения, общения, установки, привычки в соответствии с представле­ниями и ценностными ориентациями родителей и близких. Особен­но велика их роль для детей, обучающихся в домашних условиях. К сожалению, родители чаще всего недостаточно информированы о положительном влиянии физических упражнений на здоровье ре­бенка, коррекцию физических и психических нарушений, поэтому необходима просветительская работа, консультативная и методичес­кая помощь, создание специальных программ обучения родителей.

3. Формы организации

адаптивной физической культуры с детьми
В структуру адаптивной физической культуры входят адаптив­ное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адап­тивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все воз­можные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружа­ющему миру, так как обучение разнообразным видам движений свя­зано с развитием психофизических способностей, общением, эмоция­ми, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему общечелове­ческие культурные ценности.

Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое на­значение: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; адаптивная двигательная рекреация - для здорового досуга, активного отды­ха, игр, общения; адаптивный спорт - для совершенствования и реа­лизации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация - для лечения, восстановления и компен­сации утраченных способностей. Каждому из них свойственны собственные функции, задачи, содержание, степень эмоционального и психического напряжения, методы и формы организации. И вместе с тем они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Адаптивное физическое воспитание - наиболее организован­ный вид адаптивной физической культуры, охватывающий продол­жительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный воз­раст), поэтому является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры. Адаптивное физическое воспитание (физическая культура) является обязательной дисциплиной во всех восьми видах образовательных (коррекционных) учреждений, в которых обу­чаются около 600 тыс. детей. Это единственный школьный предмет, сфокусированный на уважении ребенка к собственному телу, разви­тии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоро­вому образу жизни.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрез­вычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (заго­родная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревнова­тельными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оз­доровительном лагере).

Одни формы занятий организуются и про­водятся специалистами адаптивной физической культуры, другие - общественными и государственными организациями, третьи - роди­телями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые - са­мостоятельно.

Цель всех форм организации - расширение двига­тельной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Основной формой организованных занятий во всех видах адап­тивной физической культуры является урочная форма, историчес­ки и эмпирически оправдавшая себя.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

  • уроки образовательной направленности - для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

  • уроки коррекционно-развивающей направленности - для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

  • уроки оздоровительной направленности - для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • уроки лечебной направленности - для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);

  • уроки спортивной направленности - для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

  • уроки рекреационной направленности - для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профи­лактики. Таким образом, наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комп­лексные уроки.

Неурочные формы не регламентированы временем, местом проведения занятий, количеством участников, их возрастом. Занятия могут включать детей с разными двигательными нарушениями, проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителями, добровольными помощниками. Их главная цель - удовлетворение потреб­ности детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.

В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неурочные формы занятий распределяются следующим образом.

Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в сле­дующих формах:

  • уроки физической культуры;

  • уроки ритмики (в младших классах);

  • физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления).

Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

В режиме дня они представлены в виде:

  • утренней гимнастики (до уроков);

  • организованных игр на переменах;

  • спортивного часа (после уроков).

Внеклассные занятия имеют следующие формы:

рекреативно оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся;

физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»;

  • интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;

  • прогулки и экскурсии;

  • дни здоровья.

Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:

  • занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;

  • занятия и игры в семье;

  • занятия в реабилитационных центрах;

  • занятия в семейно-оздоровительных клубах;

  • самостоятельные занятия.

Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая ат­летика и др.) в двух формах:

  • тренировочные занятия;

  • соревнования.

Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специально­го Олимпийского, Паралимпийского движения, Всероссийского дви­жения глухих.

Физическая реабилитация в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализуется в двух формах:

  • уроки ЛФК в школе;

  • занятия ЛФК в лечебных учреждениях.

В каждой но­зологической группе эти направления имеют собственные задачи, специфическое содержание, адекватный подбор средств, методов, методических приемов, соответствующих возрасту, условиям проведения занятий, типу учреждения. Если для детей с сенсорными нарушениями коррекционно-развивающие задачи решаются преимущественно в процессе физического воспитания, включая физкультурно-оздоровитель­ные мероприятия, то для детей с ДЦП, поражением функций спинного мозга - в процессе физической реабилитации, что и составляет одну из особенностей частных методик адаптивной физической культуры.

Несмотря на достаточно разнообразные формы адаптивной физической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекцион­ных учреждениях всех видов не удовлетворяют современным тре­бованиям к двигательной активности детей-инвалидов и нуждаются в реформировании. 2 - 3-х уроков физической культуры недоста­точно, чтобы обеспечить физическую и социально-трудовую адапта­цию к самостоятельной независимой жизни выпускников.

Перспективным направлением в решении этой проблемы является внедрение дополнительных форм физкультурного образова­ния в практику коррекционного образования. В разработанной Н.В. Астафьевым, А.С. Самыличевым концепции в качестве учреждений дополнительного физкультурного образования предлагается использовать действующую базу детско-юношеских клубов физической подготовки, где рассматриваются варианты организаци­онных форм, обеспечивающих социальную интеграцию детей и под­ростков, условия методического обеспечения, планирование содержа­ния программного материала. Апробированы, внедрены в практику и дали положительный результат дифференцированные программы дополнительного физкультурного образования для дошкольников с умственной отсталостью на базе лыжной подготовки, легкоатлети­ческого многоборья и других видов спортивной деятельности.

Последующие главы раскрывают особенности методики адаптивной физической культуры детей разных нозологических групп.

Контрольные вопросы и задания


  1. Что изучает дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры»?

  2. Какие методологические концепции лежат в основе дисциплины?

  3. (Охарактеризуйте типичные нарушения двигательной сферы детей разных нозологических групп).

  4. Какие факторы влияют на развитие двигательной сферы детей с нарушениями в развитии?

  5. Охарактеризуйте особенности психической сферы детей с нарушениями в развитии.

  6. Почему коррекционно-развивающее направление является ведущим в методике адаптивной физической культуры?

  7. Какие общие и специфические задачи решаются в процессе адаптивного физического воспитания детей?

  8. Какие знания нужны специалисту адаптивной физической культуры для работы с детьми-инвалидами?

  9. Раскройте основные виды и формы занятий физическими упражнениями при работе с детьми-инвалидами.

  10. Что означает принцип дифференциации и индивидуализации в работе с детьми-инвалидами?

  11. В чем состоят особенности возрастного развития детей-инвалидов?

  12. Что означает принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий в работе с детьми-инвалидами?

  13. Раскройте роль микросоциума для воспитания, развития и образования детей-инвалидов.



Литература


  1. Адаптивное физическое воспитание: Авторская программа для детей с тяжелой зрительной патологией: Учебно-методическое пособие / Сост. Л.Н. Ростомашвили. - СПб., 1997.

  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. - Международная педагогическая академия, 1994.

  3. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. - Омск, 1997.

  4. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. - М.: Советский спорт, 1991.

  5. Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собрание сочинений в 6 томах. - М.: Педагогика, 1983. Т. 5.

  6. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

  7. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000.

  8. Лапшин В.-А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.

  9. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

  10. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ. ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2002.

  11. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001.

  12. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб.: Дидактика плюс, 2001.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon Книга Евгения Мильнера, кандидата медицинских наук, доцента кафедры...
...
План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon Гоу впо «нижегородский государственный педагогический университет» факультет физической культуры
«050100-Педагогическое образование» профиль «Физическая культура», учебного плана факультета физической культуры по подготовке педагогов...
План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon План работы мо классных руководителей на 2013/2014 учебный год
«Современные педагогические технологии воспитания: основные идеи, классификация, характеристика и краткий анализ конкретных технологий...
План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Современная система дошкольного образования России развивается как вариативная. Вариативность достигается за счёт многообразия образовательных...
План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon Семинар ответственных по работе с одарёнными детьми
Практический опыт работы проектирования системы работы с одаренными детьми отражен в единой районной программе «Одаренные дети»,...
План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях доу
Одним из важных направлений работы воспитателя и специалиста-психолога в доу является диагностика и коррекция неконструктивного,...
План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon История физической культуры
П248 История физической культуры: Учебное пособие / Калинингр ун-т. Калининград, 2000. 186 с. Isbn 5-88874-170-1
План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической...
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи самая важная в сфере образования
План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы
План: Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий основа частных методик адаптивной физической культуры Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии icon Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции