Тема: Ахматова на рубеже столетий




Скачать 82.06 Kb.
Название Тема: Ахматова на рубеже столетий
Дата публикации 23.05.2014
Размер 82.06 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
Конференция о жизни и творчестве Анны Ахматовой.

Тема: Ахматова на рубеже столетий.

Цели: Формирование у обучающихся УУД в умении строить речевые высказывания, используя речевой материал из жизни Анны Ахматовой и ее произведений.

Задачи:

  1. Обучающие (познавательные): сформировать знания учащихся по теме, уметь проводить аналогию между жизнью поэтессы на рубеже эпох и ее творчеством.

  2. Проблемно –дидактические (развивающие): формулировать проблему и уметь оценить авторское отношение Ахматовой к той эпохе, в которой она жила.

  3. Личностные: уметь дать оценку событиям, имеющим место на рубеже эпох и определить свою гражданскую позицию, воспитывать нравственные качества: уважение к истории своей страны, чувство неприятия к жестокости (репрессиям), почтение к таким несгибаемым людям, как Ахматова.

  4. Коррекционные: совершенствовать слуховое восприятие, формировать внятное четкое произношение, активизировать воображение, память.

Форма урока: конференция.

Класс: 9 отделения слабослышащих детей.

Оборудование: презентация конференции о жизни и творчестве А. Ахматовой,

выставка книг, музыка Шостаковича, конверт с « письмом» Сталину, портрет А. Блока, запись стихотворения А. Ахматовой, посвященное А. Блоку в исполнении М. Казакова.

Ход урока.

  1. Психологический настрой на проведение конференции. Установка на внятное и четкое проговаривание звуков, соблюдение всех правил произношения.

  2. Вопрос – зацепка:

–Кому из поэтесс пришлось жить и творить на рубеже двух эпох?

Ученик.

- Анна Андреевна Ахматова жила и писала свои стихи о событиях, которые происходили на рубеже двух столетий.

Ученик.

- Ахматова творила в очень сложное время. Время катастроф и потрясений, революций и войн.

Ученик.

- Поэты в России в то время выбирали между творчеством и жизнью. Многие покидали Родину (слайд портрет Ахматовой).

2 А. Чтение эпиграфа: «И все- таки узнают голос мой,

И все- таки опять ему поверят…».

(Анна Ахматова).

3. Словарная работа в форме отгадывания кроссворда.

- Какие годы провела Ахматова в Царском Селе?

(Отрочество)

- Место рождения поэтессы.

( город Одесса).

- Какой сборник стихов Ахматовой вышел в 1914 году?

( «Четки»)

-В чьей семье она родилась?

( Инженера).

- Найдите в словаре синоним к слову «Отечество».

(Отчизна).

-По вертикали: читаем слово «Родина».

  1. Вступительное слово учителя.

- Творческий путь Анны Ахматовой начался во время революционного переворота. Все, что переживал народ, Родина, все это переживала и поэтесса.

(Звучит музыка, на слайде крейсер «Аврора», символизирующий революционное время. 1917 год.

Ученик.

- Усиление экономической разрухи, угроза голода, нищета, отсутствие твердой государственной власти, война – все это привело страну и народ к революции.

Ученик.

Революцию Анна Ахматова не приняла. Многие поэты покидали Родину, но не она. Поруганная Россия стала еще ближе и роднее для нее.

Ученица читает наизусть стихотворение «Мне голос был…»

Ученик.

- Это не смерть России. Это смерть эпохи. И Россия не единое государство, которое постигла эта участь. Ведь любая новая эпоха начинается с крушения старой ( поиск в словаре слова «крушение»).

( слайд фотография семьи Ахматовой.)

4. Слайд ( 1922- 1936 годы)

Ученик читает на экране об этом времени.

-Политическая система сталинизма. Тридцатые годы стали самой кровавой страницей в отечественной истории.

Ученик читает с экрана.

- 786 тысячам человек был вынесен смертный приговор.

Ученик.

- 3. 778 тысяч человек были осуждены и заключены в тюрьмы.

Ученица.

- « А я иду – за мной беда, не прямо и не косо,

А в никуда и в никогда, как поезда с откоса».

Ученик.

- Эти стихи были написаны во времена «сталинщины». И, хотя, Ахматова не была подвержена репрессии, но для нее это было тяжелое время. Ее мужа и единственного сына неоднократно арестовывали. Долгое время они провели в застенках. Муж ее ( поэт Н. Гумелев) там и умер. ( Работа со словарем. Репрессии- подавление, наказание, применяемое государством)

Учитель говорит, что ребята в Интернете нашли письмо Ахматовой Сталину, в котором содержалась ее просьба о помиловании ее сына).

Ученица (вынимает письмо из конверта и читает):

- «Уважаемый Иосиф Виссарионович!

Вправе ли я просить о снисхождении к моему несчастному сыну, Льву Николаевичу Гумилеву, кандидату исторических наук, который находится в тюрьме, в Лифортово.

Умоляю Вас о возвращении моего сына.

Моей личной мечтой было всегда, чтобы мой сын и я служили Родине»

Ученик.

- Но Сталин не отреагировал на письмо.

Чтение стихотворения «Семнадцать месяцев кричу…»

Ученик.

«Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда- то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда».

  1. Инсценирование «Ахматова у тюрьмы».

Ученик (слова автора).

- Морозное утро. Тюрьма. Длинная очередь из женщин с узелками с передачами в руках. Одна из них Анна Ахматова.

Ученица ( одна из женщин обращается к жандарму):

- Возьмите передачу сыну. Он голодный.

Ученик (жандарм).

- Сказал: «Нет!». Значит «нет».

Ученица (вторая женщина из очереди).

- Мы очень замерзли. Посмотрите, какая очередь!

Ученик (жандарм).

- Сказано: «НЕ положено!». «Значит, не положено!».

Ученица (одна из женщин обращается к Ахматовой)

- А вы можете написать об этом?

Ученица. (Ахматова)

- Могу.

Учитель.

- Так появляется, всем знакомая поэма, «Реквием» (словарная работа над словом «реквием». (Реквием –траурная, заупокойная месса, посвященная памяти усопших))

-Выразительное чтение отрывка из поэмы «Реквием».

Ученик.

- Поэма «реквием» посвящена матери, потерявшей сына. Она описывает свою трагедию, как трагедию всех матерей. Тех матерей, которые стояли с ней в очереди. Ахматова сравнивает себя с Богоматерью, потерявшей сына.

(Слайд «Распятие ХРИСТА»)

Ученица

  • «Магдалина билась и рыдала, ученик любимый каменел.

  • А туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел».

  • Учитель.

  • Поэтесса так говорит о себе:

  • - «Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна. Эта женщина одна.

  • Муж в могиле. Сын в тюрьме. Помолитесь обо мне».

(Слайды с экскурсией в музей НКВД)

Ученик делится впечатлениями о б экскурсии в музей НКВД.

- Во время экскурсии мы узнали о трагической гибели многих хороших людей того времени. Мы видели письмо Сталина, в котором он отдает приказ расстрелять людей. Мы читали весь список этих несчастных, ни в чем не повинных людей.

Второй ученик продолжает.

-Нас заводили в маленькие камеры, где находилось по 25 человек арестованных. Нам трудно было представить, сколько сил потребовалось людям пережить этот ужас.

Ученик.

- Но самое страшное для нас было увидеть тот подвал с решетками, где расстреливали людей. Музеи хранят историю нашей страны, какой бы она не была.

  1. ( Раздается голос Левитана в записи, сообщение о нападении фашистской Германии на нашу страну). Слайд 1941- 1945 годы.

Голос Левитана.

–В 4 часа утра без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы и подвергли бомбежке наши города. Весь наш народ встал на защиту Родины.

(звучит песня «Священная война)

Ученик.

- Война застала Ахматову в Ленинграде в июле 1941 года. Ее пером создано стихотворение, облетевшее всю страну.

Ученица.

-«И та, что сегодня прощается с милым.

Пусть боль она в силу свою переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит…».

Учитель рассказывает воспоминания очевидца «Блокады Ленинграда». (На слайде осажденный Ленинград)

- Постоянные бомбежки. Хлеб выдают по карточкам, на человека по 125 грамм.

Ели люди этот кусочек или сразу весь, или делили на крошечки и ели долго, чтоб ощутить вкус и утолить голод. Варили клей, чтобы выжить. На улицах было безлюдно: у ленинградцев не было от голода сил ходить. Везде лежали трупы: не было сил их хоронить. Ни оставалось ни одной кошки: их съели.

27 января 2014 года 70-летие со дня снятия блокады Ленинграда. А в то время единственной дорогой, через которую можно перевозить продукты было озеро Ладожское. Через него эвакуировали ленинградцев. Одна за другой шли машины, в которых сидели истощенные люди. Если лед проламывался, и машина с людьми уходила под лед, никто на это не обращал внимания, потому что люди привыкли к смерти. Ленинградцы мужественно переносили тяжелое блокадное время.

Ученик.

-Опять встает вопрос перед Ахматовой об эмиграции. (Работа со словарем.

Эмигрировать- покидать – уезжать).

А поэтесса приходит к выводу, что должна остаться в Ленинграде со своим народом. Общенародное горе- это ее личное горе.

7. Ученик.

- Но здесь грянуло «ждановское» постановление в 1946 году: « Исключить Ахматову из Союза писателей».

Ученик.

- Ее лишили продовольственной карточки. Друзья из Союза писателей организовали тайный фонд помощи ей. Ахматова рассказывала:

« Они покупали апельсины и шоколад, как больной, а я была просто голодна»

Ученик.

-На долгие годы имя Ахматовой было вычеркнуто из литературы. Было сделано все, чтоб ее забыть. Но она горько, но мудро воскликнула:

- «Забудут! Вот чем удивили.

Меня забывали сто раз.

Сто раз я лежала в могиле,

Где может быть и сейчас.

А муза и глохла и слепла.

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В тумане восстать голубом»

8. Учитель.

- И Ахматова, действительно, «восстала из пепла». Ее стихи вы, ребята читаете по сей день. Подтверждение тому, замечательное стихотворение, посвященное А. Блоку.

9. Работа над развитием слухового внимания при восприятии стихотворения, которое читает заслуженный народный артист Михаил Казаков (в записи).

«Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень, воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом..

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!

  1. Рефлексия. Учащиеся подводят итоги, чему научила их жизнь и творчество Анны Ахматовой.

Ученик.

-Я думаю, что стихотворение Блоку, звучит спокойно и величественно. И мы чувствуем, что Ахматова, пережив многое, «восстала из пепла». Читая ее стихи, мы повторяем историю нашей страны.

Ученик.

- Анна Ахматова была настоящей дочерью своей страны. Какое бы событие не имело место в стране, она все переживала вместе с народом.

Ученик.

- Много трудностей и лишений пережила поэтесса, но это не сломило ее.

Ученик.

- О своих чувствах и отношении ко всему происходящему она выражала в своих стихах.

Ученик.

- Ничто не сломило веру Анны Ахматовой. И она показала нам пример стойкости человека в любых ситуациях, преданность своей стране и своему народу.

Итог. Урока. Оценка произношения и активной работы на уроке.

Домашнее задание. Прочитать стихотворение Ахматовой «В Царском селе»

И сказать, что объединяет Ахматову и А. С. Пушкина?

Спасибо всем за активное участие в речевой конференции,

посвященной замечательной поэтессе, Анне Ахматовой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Андрей Белый На рубеже двух столетий Воспоминания в 3-х книгах
Эти три книги в равной мере значительны и как художественное слово, и как исторический источник: будучи ярким образцом мастерства...
Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Генезис глобальных проблем человечества
Сейчас, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими...
Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Выставка-просмотр "Сердечные дела" Список литературы
Ахматова, А. А. Лирика [Текст] / А. А. Ахматова. М. Худож лит., 1989. 416 с
Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX...
Это еще раз подтверждает актуальность программы “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”. Знакомство с мировой...
Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...
Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Литература А. С. Пушкин в зеркале двух столетий

Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по творчеству А....

Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания...
Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы. Составитель...
Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Июль 1941 г, Ленинград. А. Ахматова Художественная литература
Витицкий С. (псевдоним Б. Стругацкого) «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
Тема: Ахматова на рубеже столетий icon Детская литература
Сказки А. С. Пушкина в детском чтении. Их идейно-художественные особенности. А. Ахматова и С. Маршак о сказках Пушкина
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции